Мотивация учебной деятельности учащихся | Фронтальный. Словесный и наглядный метод. Подготовка проблемной ситуации. Зачитывает стихотворение: Природа и музыка рядом живут, Снежинки танцуют, сосульки – поют. Ветер играет на листьях слегка, И в такт этим звукам плывут облака. То дождь запоет, забасит вдруг пурга, То звонкая песня несет нас в луга, А мы будем слушать и подпевать, А может быть просто стоять и молчать. Подводит учащихся к теме урока. Беседа о связи музыки и природы, о значении природы. Загадки про живую и неживую природу: Без крыльев летают, Без ног бегут, Без парусов плывут. (Облака) Сер, да не волк, Длинноух, да не заяц, С копытами, да не лошадь. (Осел) Его весной и летом Мы видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки. (Дерево) Я и туча, и туман, И ручей, и океан. Я летаю, я бегу, И стеклянной быть могу. (Вода) Эта птица гнезд не вьет, Песен дивных не поет Громко, сидя на суку, Счет ведет годам: ку –ку. (Кукушка) На небе стукнет, а на земле слышно. Конь бежит – земля дрожит. (Гром) Вопросы о природе. | Слушают стихотворение, отвечают на вопросы. Предлагают формулировки учебной задачи. Отвечают на загадки учителя о живой и неживой природе, используя карточки (круг – живая природа, квадрат – неживая). | Регулятивные УУД: учатся слушать вопросы и отвечать на них. выполняют действия в качестве слушателя, исполнителя; выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. Познавательные УУД: осуществляют сбор информации; применяют и представляют информацию Коммуникативные УУД: проявляют активность во взаимодействии; слушают собеседника; |
Актуализация знаний | Фронтальная. Словесный и наглядный метод. Учитель предлагает детям рассмотреть картину и отправиться на виртуальную прогулку. Задание: послушайте пьесу и с помощью слов и движений передайте настроение и чувства композитора, придумайте художественный образ, созвучный эмоциональной сфере этого музыкального произведения. Показ портрета композитора и рассказ о творчестве С.Прокофьева. | Рассматривание картины и портрета композитора. Слушание: С. Прокофьев «Прогулка». Обсуждение. | Познавательные УУД: учатся понимать особенности музыкального языка разных композиторов; учатся анализировать. Коммуникативные УУД: допускают существование различных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению. Личностные УУД: развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном отношении к искусству. |
Первичное усвоение новых знаний | - А кто еще сочинял музыку о природе? - Как русский народ сочинял песни и передавал их последующим поколениям? Фронтальная, устный опрос. Коллективное, групповое исполнение. Пластическое интонирование. Загадка про лес: Город этот не простой Он дремучий и густой, В нем найдут приют и птицы, Зайки, волки и лисицы. Беседа, вопросы о жителях леса Коллективная. Устный опрос Словесный, наглядный метод. Учитель наигрывает мелодию песни «Лесная прогулка» и разучивает с учащимися 3й куплет песни. Стихотворение «Утро в лесу» Т. Кореневой: Прекрасно утренней зарею Войти в прохладный, влажный лес. Еще от сна не пробудившись, Он полон сказочных чудес. Брильянтами росы покрыты Иголки ели и трава, И паутина меж деревьев Как будто ткана с серебра. Смотри, как ветер пробежался, И лес тихонечко вздохнул, И нам навстречу руки – ветки С отцовской лаской протянул. Учитель предлагает послушать музыкальную пьесу «Утро в лесу» В. Салманова. - Созвучно ли оно одноименному музыкальному произведению? Что нарисовал композитор? - Что нужно, чтобы нарисовать картину природы на уроке музыки? Учитель исполняет отдельные звуки и начало мелодии песни «Спор» Гретри. Предлагает исполнить песню «Спор» различными музыкальными штрихами (по группам) Работа в паре (выбрать из знакомых детских песен названия песен, в которых поётся о природе) | Рассуждают о русской народной песне, ее особенностях. Разучивают русскую народную песню «У меня ль во садочке» с танцевальными движениями с сопровождением фортепиано и аккапельно, сначала коллективно, потом по группам. Ответы на вопросы, узнавание знакомой песни, исполнение 2-х куплетов песни «Лесная прогулка» Титаренко. Разучивание 3- го куплета. Слушают стихотворение и музыкальное произведение «Утро в лесу» Салманова. Сравнивают, находят общие черты двух произведений. Рассуждают о музыкальных красках – звуках, о разных настроениях в музыке. Узнают знакомую песню. Исполняют песню группами: мальчики – девочки. Работа в паре. | Регулятивные УУД: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Познавательные УУД: анализ, сравнение. Коммуникативные УУД: осуществляют продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально – творческой задачи; допускают существование различных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению. Личностные УУД: проявляют интерес к культуре и истории своего народа. Познавательные УУД: учатся сравнивать, анализировать. Коммуникативные УУД: учатся правильно выражать свои мысли, совместно музицировать. Регулятивные УУД: осуществляют саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию и преодолению препятствий; принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Коммуникативные УУД: осуществляют продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально – творческой задачи; допускают существование различных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению. |
Работа по теме урока Закрепление новых знаний | Фронтальная. - Мы будем слушать произведение немецкого композитора – классика, который, находясь на вершине славы, стал постепенно терять слух. Как его звали? Рассказ о композиторе. Слушание симфонии №6 «Пасторальной» часть 5 «Пастушеская песня. Радостные чувства после бури» и выполнение заданий: - определить музыкальные инструменты симфонического оркестра; - напеть главную тему этого музыкального произведения. Организует прослушивание, рассказывает о программе этого музыкального произведения. Фронтальная. Устный опрос. Пение. - Чему был посвящен урок? - Что нужно делать, чтобы природа сохранилась на долгие годы? Предлагает разучить песню «Ты береги нас». Зачитывает стихотворение. - Созвучно ли оно теме урока? Неразделима музыка с природой. Она звенит, журчит, рекою льётся. То с ветром спорит, с непогодой, То трелью в роще отзовётся. Чарует душу песней лета, Улыбку дарит, манит в лес. Природа музыкой согрета, Полна таинства и чудес! | Слушание. Наблюдение. Понимание содержания произведения, тех чувств, которые хотел выразить композитор. Определяют инструменты симфонического оркестра. Напевают с помощью учителя главную тему. Отвечают на вопросы. Разучивают песню «Ты береги нас». Слушают стихотворение. | Регулятивные УУД: выполняют учебные действия в качестве слушателя Познавательные УУД: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Личностные результаты: проявляют стремление к красоте и гармонии; приобретают эстетический взгляд на мир; оценивают и сознательно выстраивают эстетическое отношение к себе, другим людям, Отечеству. Регулятивные УУД: -выполняют действия в качестве слушателя, исполнителя; -выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные УУД: ставят вопросы, формулируют проблемы; осуществляют сбор информации; применяют и представляют информацию Коммуникативные УУД: проявляют активность во взаимодействии; умеют вести диалог; слушают собеседника; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; определяют цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. |