Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 134
Красногвардейского района Санкт-Петербурга имени Сергея Дудко
ПРИНЯТО Педагогическим советом ГБОУ СОШ № 134 Санкт-Петербурга им. С. Дудко Протокол от 27.05.2022 № 7/22 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____/ В.П. Кириллова/ 27.05.2022 | УТВЕРЖДЕНО Директор _____ / М.А. Никифорова/ Приказ от 27.05.2022 № 59/2 | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
для 2 «А» класса
2022-2023 учебный год
срок реализации – 1 год
учитель-составитель:
Киреева Т.И.
Санкт-Петербург
2022
Содержание
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Содержание учебного предмета | 7 |
4. | Тематическое планирование по учебному предмету | 9 |
2. Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке (далее – рабочая программа) составлена на основе:
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; (ред. от 11.12.2020);
Реестра примерных основных общеобразовательных программ;
Основной образовательной программы начального общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 134 Красногвардейского района Санкт-Петербурга имени Сергея Дудко;
Учебного плана Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 134 Красногвардейского района Санкт-Петербурга имени Сергея Дудко на 2022-2023 учебный год;
Положения о рабочей программе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 134 Красногвардейского района Санкт-Петербурга имени Сергея Дудко.
Учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство» учебного плана Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №134 Красногвардейского района Санкт-Петербурга имени Сергея Дудко на 2022-2023 учебный год.
Во 2 классе на изучение учебного предмета «Музыка» отводится 34 часа в год (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Рабочая программа составлена на основе учебно-методического комплекса «Школа России» для 1-4 классов.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Музыка. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.
Образовательные электронные ресурсы:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | http://school-collection.edu.ru/ |
Российское образование | http://www.edu.ru |
Российский образовательный портал | http://www.school.edu.ru |
ИКТ в образовании | http://www.ict.edu.ru |
Российский портал открытого образования | http://www.openet.edu.ru |
РЭШ | https://resh.edu.ru/subject/6/2/ |
Рабочая программа имеет целью: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры учащихся — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Рабочая программа способствует решению следующих задач изучения музыки на ступени начального общего образования:
- воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
В результате освоения образовательной программы 2 класса обучающиеся достигают личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты:
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт обучающихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Организация контроля
№ урока | Тема контроля |
14 | Самостоятельная работа по теме: «О России петь - что стремиться в храм» |
25 | Контрольная практическая работа «В концертном зале» |
31 | Проверочная работа по теме: « Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» |
2. Содержание учебного предмета
“Россия – Родина моя” (3 часа)
Мелодия. Здравствуй Родина моя! Моя Россия. Гимн России.
“День, полный событий” (6 часов)
Музыкальные инструменты. Природа и музыка. Прогулка. Танцы, танцы, танцы. Эти разные марши. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.
“О России петь – что стремиться в храм” (5 часов)
Великий колокольный звон. Звучащие картины. Святые земли русской. Александр Невский. Сергий Радонежский. Молитва. С Рождеством Христовым! Рождество Христово.
“Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” (4 часа)
Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. Выходили красны девицы. Бояре, а мы к вам пришли. Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Проводы зимы. Встреча весны.
“В музыкальном театре” (5 часов)
Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Театр оперы и балета. Волшебная палочка. Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье. Финал. Увертюра.
“В концертном зале” (5 часов)
Симфоническая сказка «Петя и волк» Картинки с выставки. Музыкальные впечатления. Звучит нестареющий Моцарт! Симфония № 40. Увертюра.
“Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье” (6 часов)
Волшебный цветик семицветик. Музыкальные инструменты. И это всё – Бах! Всё в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада. Природа и музыка. Печаль моя светла. Первый. Мир композитора.
3. Тематическое планирование по учебному предмету
№ урока | Тема урока | Характеристика деятельности обучающихся | Сроки | Примечание |
План | Факт |
Россия-Родина моя (3 часа). |
1 | Мелодия | Наблюдают за музыкой в жизни человека. Различают настроение, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Размышляют об отечественной музыке, её характере и средствах выразительности. | 1 неделя | | 8-9 |
2 | Здравствуй родина моя! Моя Россия | Размышляют об отечественной музыке, её характере и средствах выразительности. Сравнивают музыкальные и речевые интонации, определять их сходства и различия. | 2 неделя | | 10-13 |
3 | Гимн России | Наблюдают за музыкой в жизни человека. Размышляют об отечественной музыке, её характере и средствах выразительности. Исполняют гимн России. | 3 неделя | | 14-15 |
День полный событий (6 часов) |
4 | Музыкальные инструменты | Сравнивают музыкальные и речевые интонации, определяют их сходства и различия. Знакомятся с элементами нотной записи. | 4 неделя | | 18-19 |
5 | Природа и музыка | Наблюдают за музыкой в жизни человека. Различают настроение, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Распознают и эмоционально откликаются на выразительные и изобразительные особенности музыки в музыке. | 5 неделя | | 20-21 |
6 | Прогулка | Знакомятся с элементами нотной записи. Распознают и эмоционально откликаются на выразительные и изобразительные особенности музыки. | 6 неделя | | 22-23 |
7 | Танцы, танцы, танцы. | Сравнивают музыкальные и речевые интонации, определяют их сходства и различия. Осуществляют первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре пластике. | 7 неделя | | 24-25 |
8 | Эти разные марши. | Сравнивают музыкальные и речевые интонации, определяют их сходства и различия. Осуществляют первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре пластике. Знакомятся с элементами нотной записи. | 8 неделя | | 26-27 |
9 | Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. | Наблюдают за музыкой в жизни человека. Исполняют песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре). | 9 неделя | | 30-35 |
«О России петь - что стремиться в храм»(5 часов) |
10 | Великий колокольный звон. Звучащие картины. | Подбирают стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен. Передают с помощью пластики движений, детских музыкальных инструментов разный характер колокольных звонов. | 10 неделя | | 38-41 |
11 | Святые земли русской. Александр Невский Сергий Радонежский. | Наблюдают за музыкой в жизни человека. Различают настроение, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Выявляют сходство и различия музыкальных и живописных образов. | 11 неделя | | 42-45 |
12 | Молитва | Распознают и эмоционально откликаются на выразительные и изобразительные особенности музыки. Передают в исполнении характер народных и духовных песнопений. | 12 неделя | | 46-47 |
13 | С Рождеством Христовым! | Проявляют эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Исполняют рождественские песни на уроке и дома. | 13 неделя | | 48-49 |
14 | Музыка на Новогоднем празднике. Самостоятельная работа по теме: «О России петь - что стремиться в храм» | Подбирают стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен. Участвуют в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов. | 14 неделя | | 50-51 |
15 | Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши | Участвуют в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов. Инсценируют для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок. | 15 неделя | | 54-57 |
16 | Разыграй песню. Выходили красны девицы. Бояре, а мы к вам пришли | Наблюдают за музыкой в жизни человека. Различают настроение, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Исполняют выразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы, инструментальные наигрыши на традиционных народных праздниках. | 16 неделя | | 58-61 |
17 | Музыка в народном стиле. Сочини песенку. | Наблюдают за музыкой в жизни человека. Различают настроение, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Исполняют выразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы, инструментальные наигрыши на традиционных народных праздниках. | 17 неделя | | 62-65 |
18 | Проводы зимы. Встреча весны | Сравнивают музыкальные произведения разных жанров. Исполняют различные по характеру музыкальные сочинения. | 18 неделя | | 66-69 |
В музыкальном театре (5 часов) |
19 | Сказка будет впереди | Выявляют особенности развития образов. Исполняют различные по характеру музыкальные сочинения. Сравнивают речевые и музыкальные интонации, выявляют их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. | 19 неделя | | 72-73 |
20 | Детский музыкальный театр | Выявляют особенности развития образов. Участвуют в ролевых играх (дирижер), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля. Оценивают собственную музыкально-творческую деятельность. | 20 неделя | | 74-77 |
21 | Театр оперы и балета. Волшебная палочка | Сравнивают музыкальные произведения разных жанров. Исполняют различные по характеру музыкальные сочинения. Сравнивают речевые и музыкальные интонации, выявляют их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. | 21 неделя | | 78-81 |
22 | Опера «Руслан и Людмила» Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Сравнивают речевые и музыкальные интонации, выявляют их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. | 22 неделя | | 82-85 |
23 | Увертюра. Финал | Наблюдают за музыкой в жизни человека. Различают настроение, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Размышляют об отечественной музыке, её характере и средствах выразительности. | 23 неделя | | 86-87 |
В концертном зале (5 часов) |
24 | Симфоническая сказка «Петя и волк» | Наблюдают за музыкой в жизни человека. Различают настроение, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Импровизируют (вокальная, инструментальная, танцевальная, импровизации) в характере основных жанров музыки. | 24 неделя | | 90-93 |
25 | Картинки с выставки Контрольная практическая работа по теме: «В концертном зале» | Сравнивают речевые и музыкальные интонации, выявляют их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Понимают смысл терминов: партитура, увертюра, сюита. | 25 неделя | | 94-95 |
26 | Музыкальное впечатление. | Сравнивают речевые и музыкальные интонации, выявляют их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Подбирают изображение знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. | 26 неделя | | 96-97 |
27 | Звучит нестареющий Моцарт! Симфония № 40 | Подбирают изображение знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. Воплощают в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представляют их на выставках детского творчества. | 27 неделя | | 98-101 |
28 | Увертюра | Сравнивают музыкальные произведения разных жанров. Сравнивают речевые и музыкальные интонации, выявляют их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Понимают смысл терминов: партитура, увертюра, сюита. | 28 неделя | | 102-103 |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…(6 часов) |
29 | Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты. И это всё-Бах! | Сравнивают музыкальные произведения разных жанров. Сравнивают речевые и музыкальные интонации, выявляют их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Понимают триединство деятельности композитора-исполнителя-слушателя. | 29 неделя | | 106-111 |
30 | Все в движении. Попутная песня | Наблюдают за музыкой в жизни человека. Различают настроение, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Разыгрывают народные песни, участвуют в коллективных играх-драматизациях. | 30 неделя | | 112-115 |
31 | Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада. Проверочная работа по теме: « Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | Инсценируют песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрируют их на концертах для родителей, школьных праздниках и т.п Воплощают в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представляют их на выставках детского творчества | 31 неделя | | 116-119 |
32 | Природа и музыка. Печаль моя светла | Воплощают в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представляют их на выставках детского творчества. Называют и объясняют основные термины и понятия музыкального искусства. | 32 неделя | | 120-123 |
33 | Первый Мир композитора | Инсценируют песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрируют их на концертах для родителей, школьных праздниках и т.п Составляют афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника. Участвуют в подготовке и проведении заключительного урока - концерта. | 33 неделя | | 124-127 |
34 | Повторение по теме: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» | Инсценируют песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрируют их на концертах для родителей, школьных праздниках и т.п Составляют афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника. Участвуют в подготовке и проведении заключительного урока - концерта. | 34 неделя | | |
2