СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музейная педагогика в патриотическом воспитании школьников

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современных условиях особую важность приобретает обращение к культурному наследию прошлого, духовному опыту, накопленному человечеством за многие века. Именно поэтому в наши дни обретают такую высокую значимость музеи, как хранители ценностей прошлого. Для патриотического воспитания наиболее реальным путем к ребячьим сердцам стало продолжение, а во многих случаях возрождение школьных музеев. 

Просмотр содержимого документа
«Музейная педагогика в образовательном процессе»

Музейная педагогика в патриотическом воспитании школьников

В современных условиях особую важность приобретает обращение к культурному наследию прошлого, духовному опыту, накопленному человечеством за многие века. Именно поэтому в наши дни обретают такую высокую значимость музеи, как хранители ценностей прошлого. Для патриотического воспитания наиболее реальным путем к ребячьим сердцам стало продолжение, а во многих случаях возрождение школьных музеев.

Уникальная среда школьного музея позволяет интегрировать содержание, формы организации общего и дополнительного образования, педагогические технологии и методы деятельности, знания различных научных областей, формировать предметные, межпредметные и ключевые компетенции школьников, развивать навыки межличностной коммуникации. Деятельность музея значительно расширяет кругозор учащихся, развивает интеллектуальную, эмоциональную, творческую сферы личности.

Рассмотрим понятие «Музейная педагогика». Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями» [3].

Музейная педагогика имеет свою определенную структуру.

Структура модели музейной педагогики:

В нашей школе есть музей "Боевой и трудовой славы колхоза имени VII съезда Советов", открытый 19 ноября 1984 года, в честь 50-летия колхоза. При музее с 2004 года работает объединение "Наследие". «Наследие» - это союз ребят и взрослых, объединившихся вокруг, поисковой, краеведческой деятельности. Работа в музее базируется исходя из структуры музейной педагогики.

Рассмотрим подробно структуру музейной педагогики на примере нашего школьного музея «Трудовой и боевой славы колхоза».

Цель :

Сохранение связи времен, через преемственность поколений

Задачи:

1. Вовлечь детей в общественно полезную научно-исследовательскую деятельность по изучению, охране и популяризации историко-культурного и природного наследия родного края средствами краеведения и музейного дела;

2. Способствовать развитию творческих способностей детей, формированию их гражданского сознания и патриотизма на основе краеведения и музееведения;

3. Развивать интерес учащихся к истории, политике, жизни людей, к своей семье;

4. Формировать гордость за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе;

5. Способствовать формированию самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;

6. Способствовать воспитанию патриотизма, гуманизма и других, нравственных и культурных ценностей в учащихся.

Наш музей работает по направлениям:

  • Поисково - исследовательское;

  • Экскурсионное;

  • Экспозиционное(оформительское);

  • Культуроно – массовое;

  • Межмузейные связи.

Поисково – исследовательское.

Это направление даёт возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. Ребята учатся вести опрос, беседу, составлять документацию (дневник, тетрадь для записи воспоминаний и рассказов, летопись, фиксация фотодокументов и другие). На основе полученного материала учащиеся пишут исследовательские работы. Например, работы моих ученик, «Отзвуки политических репрессий в Новогородке», «Родня», «Мой род - моя крепость», «О чем рассказал фронтовой дневник», «Депортация немцев Поволжья» и другие.

В процессе данной работы происходит социальная адаптация юного поисковика, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты.

Экскурсионное

Музейная экскурсия основана на коллективном осмотре музея под руководством по заранее намеченной теме и специальному маршруту. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование). Экскурсоводом может быть каждый. Проводим конкурс экскурсоводов. Подготовка и проведение экскурсии в школьном музее требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. К проведению экскурсии должны быть разработаны специальные требования. В нашем музее есть следующие тематические экскурсии:

  1. Обзорная экскурсия по музею;

  2. История села и колхоза;

  3. Школа вчера и сегодня;

  4. Русская изба;

  5. Выпускники школы;

  6. Участники ВОВ.

Экспозиционное(оформительское)

На данный момент в музее работают следующие экспозиции:

  • история села и колхоза;

  • ветераны ВОВ;

  • история школы;

  • отличники народного просвещения;

  • школа сегодня;

  • традиции;

  • русская изба;

  • наши земляки.

Над созданием экспозиций работают все учащиеся школы. Так, на уроках истории мы разрабатываем тематику отдельных разделов экспозиции; на уроках черчения – ребята выполняют чертежи и эскизы стендов; на уроках труда – изготавливают макет; на уроках рисования – оформляют; на уроках математики – осуществляют расчеты необходимых материалов и их стоимость; на уроках информатики – занимаются компьютерным дизайном и оформлением экспозиции, на уроках русского языка – составляют грамотный текст. Ежегодно проходит конкурс на лучшую экспозиционную работу между классами. Благодаря такой работе в 2009 году мы выиграли проект направленный на ремонт музея «Это наша с тобой биография».

Культуроно – массовое

Данное направление включает в себя проведение праздников, экскурсий, уроков, игр, встречи, круглые столы и другие. Так для ребят детского сада мы проводили Праздник самовара. Мы разработали и реализовали проект «Экскурсия в чемодане» и другое.

Межмузейные связи

По данному направлению наш музей работает с 2004 года. Мы переписываемся со школьными музеями не только Красноярского края, но и музеями других регионов. В ходе такой работы делимся материалом, узнаем новое, у ребят появляются друзья. Ведется активно работа сотрудничества с районным музеем.

Формы и методы работы

В нашем школьном музее наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются:

  • массовые;

  • групповые;

  • индивидуальные.

К массовым формам относятся экскурсии, праздничные мероприятия, дни открытых дверей, поездки по другим музеям.

Групповыми формами работы являются кружок, съемка видеофильмов и видеороликов, подготовка творческих, оформление выставок и экспозиций.

Индивидуальная работа предполагает проведение экскурсий, подготовку сообщений, презентаций, проектных и исследовательских работ, сбор экспонатов.

С веяньем нового времени музей не обошел и проектную деятельность. Так, в 2013-2014 году мы реализовали два проекта, «Экскурсия в чемодане», «Расскажи мне о войне».

Музейная педагогика включает в себя следующие методы работы:

1) словесные - рассказ, беседа, объяснение, интервьюирование, работа с литературой;

2) наглядные - демонстрация экспонатов, старых фотографий, образцов документов прежних лет, просмотр презентаций, фильмов, видеороликов, прослушивание народных песен;

3) практические - творческие проекты, инсценирование, виртуальные экскурсии, предметная деятельность;

4) эмоциональные – создание «ситуации успеха».

При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках школьного музея необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы:

  • Интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает;

  • Комплексность – включение всех типов восприятия;

  • Программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ. [1]

Проведение занятий требует дифференцированного подхода к учащимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика.

Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня:

- каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;

- учитель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;

- посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе школьных занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;

- следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»;

- отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка;

- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.). [2]

Пройдёт много лет, и новые поколения с замиранием сердца будут переступать порог музея и с благодарностью вспоминать его первых организаторов. Каждое село, школа должны иметь свой музей! Все его экспонаты и материалы - это наше бесценное наследие, и мы должны его знать и чтить.

И если нас спросят «Зачем нужен школьный музей?». Мы ответим: «Для того чтобы знать историю своей малой родины, сохранить память о ее жителях. Гордиться своим наследием!»

Конечно, у объединения немало трудностей, но мы не останавливаемся на достигнутом, а продолжаем свою кропотливую, но интересную работу.



С.В. Лецрих



























Список литературы

  1. Ванслова Е.Г. Музей и школа. М.: Просвещение, 1985.

  2. Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности. СПб: Специальная литература, 1999.

  3. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика. Учеб. пособие/Б.А. Столяров. — М.: Высш. шк., 2004.



































Приложения

Приложение1.

















Экскурсия для жителей села.



Приложение2

















Экскурсия в чемодане.

Приложение3



























9 Мая, Праздник Победы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!