СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музейная педагогика как ресурс формирования духовно-нравственных ценностей учащихся

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня перед обществом встают задачи, которые не могут быть решены в рамках традиционных методов и требуют формирования нового стиля мышления, нового мировоззрения.

            Следует отметить, что в решении многих образовательно-воспитательных задач может оказать неоценимую помощь новое педагогическое направление - музейная педагогика, предусматривающая как обучение и воспитание учащихся на музейном материале, так и их теоретическое осмысление. Основная цель музейной педагогики - приобщение к музеям подрастающего поколения, формирование духовно- нравственных ценностей, творческое развитие личности.

            Музейная педагогика зиждется на трех научных дисциплинах: педагогике, психологии и истории. Здесь же, поблизости, история материальной культуры, историческая психология, философия. Музейная педагогика тесно соприкасается с искусствознанием, естествознанием, лингвистикой и другими дисциплинами. С другой стороны, музейная педагогика принадлежит и полю культуры.

Просмотр содержимого документа
«Музейная педагогика как ресурс формирования духовно-нравственных ценностей учащихся»

Музейная педагогика

как ресурс формирования духовно-нравственных ценностей учащихся.

Руководитель ШМО классных руководителей, классный руководитель 7 В класса МАОУ СОШ № 5 Галицкий С.А.
Сегодня перед обществом встают задачи, которые не могут быть решены в рамках традиционных методов и требуют формирования нового стиля мышления, нового мировоззрения.

Следует отметить, что в решении многих образовательно-воспитательных задач может оказать неоценимую помощь новое педагогическое направление - музейная педагогика, предусматривающая как обучение и воспитание учащихся на музейном материале, так и их теоретическое осмысление. Основная цель музейной педагогики - приобщение к музеям подрастающего поколения, формирование духовно- нравственных ценностей, творческое развитие личности.

Музейная педагогика зиждется на трех научных дисциплинах: педагогике, психологии и истории. Здесь же, поблизости, история материальной культуры, историческая психология, философия. Музейная педагогика тесно соприкасается с искусствознанием, естествознанием, лингвистикой и другими дисциплинами. С другой стороны, музейная педагогика принадлежит и полю культуры.

Музейная педагогика определяется как «пограничная научная дисциплина, находящаяся на стыке музееведения и педагогических наук, исследующая образовательные цели применительно к специфическим формам музейной коммуникации» [1]. Воспитание многозначно, его необходимо рассматривать как общественное явление, деятельность, процесс, ценность, систему воздействия и взаимодействия. В широком смысле – это целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений, в узком – это воспитательная работа, направленная на формирование определенных качеств, взглядов, убеждений, т.е. решение конкретных воспитательных задач.

Музейная педагогика является в некотором роде наукой, синтезирующей элементы педагогики и музееведения. Она одновременно является частью музееведения и относится к отраслям педагогических наук. Музейная педагогика – это общественно-научная специальная дисциплина, которая изучает содержание и принципы, а также методы специфического для музея процесса воспитания и образования [2].

Музей, отражающий выдающиеся события в истории России, историю малой родины и жизнь ее замечательных людей, - это не только дань прошлому, это центр культурной жизни [3].

В основу школьной музейной педагогики положены идеи осмысления существования мира и индивидуальной жизни человека, она в своем аспекте решает вопрос, каким быть человеку в этом постоянно меняющемся мире.

Основные принципы музейной педагогики:

• тесная органическая связь культуры и образования;

• высокий уровень интеграции музея и школы;

• учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, их интересов и склонностей;

• комплексность в изучении видов искусств;

• личностно ориентированный характер деятельности;

• гуманистическая направленность;

• педагогическая целесообразность.

Реализация этих принципов при решении сложных задач комплексного художественного воспитания и развития личности, а также формирование духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения посредством музейной педагогики могут быть представлены в разных видах сотрудничества музея и школы и, тем более, это успешно осуществимо, если в самой школе существует такая структурная единица.

В настоящее время определились четыре направления:

• школа при музее;

• школа в образовательном пространстве музея;

• школьный музей;

• музей в образовательном пространстве школы.

Обучение в школе, невозможно себе представить без участия школьников в научно-исследовательской работе. Одной из важнейших задач, стоящих перед современным обществом, является обеспечение высокого качества научных исследований. Под исследованием понимается особая форма деятельности, связанная с выработкой, распространением и применением знаний, которыми общество прежде не располагало. Изучение вновь выявленных фактов позволяет установить новые взаимосвязи, обогащающие теоретические познания о закономерностях развития природы и общества.

Исследования являются органичной составной частью научной работы музеев. Они составляют основу музейно-специфических работ, научно обоснованного и планомерного комплектования фондов и описания музейных предметов.

Духовная жизнь страны, региона, города, любой среды обитания человека предопределяется широкой совокупностью объективных и субъективных факторов – от развитости инфраструктуры социально-культурной сферы и уровня гражданских свобод до степени активности общественных объединений, культурных движений или религиозных конфессий.

Музей, принимает на себя сохранение исторической памяти, пропаганду национально-культурных традиций, нравственно-эстетическое, историко-патриотическое воспитание разных групп населения и в первую очередь детей и молодежи; разрабатывает механизм реализации своего культуросозидающего потенциала, определяет его возможности.

Система образовательных ориентиров в гуманитарной парадигме признает человека высшей ценностью. Его права на самоопределение, самореализацию, саморазвитие содействуют процессу самоутверждения личности, поискам своей системы мировидения и др.

Отечественная психолого-педагогическая наука развивалась в рамках естественнонаучной парадигмы, которая характеризуется представлениями классической философии о науке как универсальном, едином знании с общезначимыми образами и нормами, объективной истиной, критерием которой служит практика. Её ценностями являются: сохранение и удержание культурных традиций; подготовка компетентных кадров, обеспечивающих рост производительности труда и благосостояния общества; умственное развитие школьников, в процессе активного и сознательного усвоения знании основ наук и их практического применения; формирование представлений о научной картине мира.

В России традиционно педагогическая наука решала воспитательные задачи с установкой на передачу социального опыта, необходимого для жизни и труда, трансляцию культурных ценностей от старшего поколения к младшему, организацию образовательно-воспитательных воздействий на людей с целью достижения устойчивых социально значимых изменений в их сознании и поведении.

Массовая воспитательная, образовательная работа музеев, составляя важнейший элемент музейной коммуникации, направлена на формирование гармонично развитой, общественно активной личности, на ее нравственное, эстетическое воспитание, углубление информированности, образованности.

Используя различные формы музейной коммуникации: экспозиции и выставки, музеи оказывают воздействие на разные социальные, возрастные, профессиональные категории населения.

К.Н. Бестужев-Рюмин очень точно сказал о воспитательной роли музеев: «Народ, желающий быть великим народом, должен знать свою историю, велик только тот народ, который ясно сознает свое историческое призвание. Музей – одно из самых могущественных средств к достижению народного самосознания» [4].

Одна из главнейших задач музея воспитания чувства гордости за своих сограждан, свою Родину.

В образовательно-воспитательной деятельности музеев заложены большие возможности. Посредством своих материалов они способны эффективно воздействовать на формирование патриотических качеств личности, поликультурного сознания. Одновременно это важный вклад в воспитание личности способной к самовоспитанию и саморазвитию, в обогащение духовной жизни, в рациональную организацию досуга и культурного отдыха. При этом основная задача музеев видится не просто в пополнении исторических знаний, а в привитии навыков исторического мышления различным по уровню образования категориям посетителей, формировании чувства гордости за право жить в своей стране. Музей является местом, где человек не только приобретает знания, но и воспринимает накопленный исторический опыт, усваивает эстетические ценности, т.е. получает мировоззренческий  и эмоциональный заряд.

На современного человека обрушивается огромный поток различной информации, но музеи обладают свойственным только им специфическим способом передачи информации. И в этом одно из главных отличий музея от иных общественно-культурных учреждений.

К характерным особенностям музеев, выявляющим специфику способа передачи информации, относится то обстоятельство, что они оперируют подлинными источниками и культурными ценностями, делающими их информацию предметной, аттрактивной, способной создавать эффект непосредственного контакта с первоисточником, вызывать эмоциональный отклик.

Общество в настоящее время как никогда заинтересовано в достижении воспитания патриотизма отдельной личности как необходимого условия прогресса целой нации. «Патриотизм – (с гр.- patriots земляк, patris родина, отечество) любовь к родине, к отечеству, одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями».

Музеи как особый тип научно-просветительных учреждений отражают социальный подход к познанию и отражению мира, характерный для своего времени. Пропагандируя исторически значимые ценности культуры, используя их эффективно, они готовят молодежь свободно ориентироваться в огромном информационном пространстве.

В заключение следует сказать, что современная музейная педагогика направлена на приобщение подрастающего поколения к музею и его культуре с самого раннего возраста, активизацию творческих способностей личности, формирование духовно-нравственных ценностей человека, создание многоступенчатой системы музейного образования. Музей как символ культуры и как образовательное учреждение призван сыграть важную роль в формировании целостной личности, развитии ее общекультурной компетентности.


Библиографический список

1.Юхневич М.Ю. Музейная педагогика – профессия! // Советский музей. – 1991. - № 1, 13. – С. 26-29.

2.Туманов В.Е. Школьный музей – хранитель народной памяти. Методическое пособие, изд. Третье, дополненное. – М.: ФЦДЮТиК, 2006. – 228 с.

3. Тверская Д.И. Музей как научно-исследовательское учреждение // Музейное дело в СССР. С. 5 – 17.

4. Музеи России: поиски, исследования, опыт работы. Сб. научных трудов. Вып. 4. СПб., 1998. – 172 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!