СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музейный урок: Легенды и предания клушинской земли- "малой родины" первого космонавта Земли.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся  с легендами и преданиями клушинской местности как части народного эпоса;

- воспитывать чувство патртиотизма, любви к родному краю.

Просмотр содержимого документа
«Музейный урок: Легенды и предания клушинской земли- "малой родины" первого космонавта Земли.»


ПЛАН-КОНСПЕКТ МУЗЕЙНОГО УРОКА

(к 60-летию первого полёта Ю,А,Гагарина).

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Средняя школа №1им. Ю,А,Гагарина.

Володьков В.А. (30 сентября2020года).


История, 6 в класс


Тема урока: Легенды и предания клушинской земли


Тип урока: урок «открытия» новых знаний


Цель:

Познакомить учащихся с легендами и преданиями клушинской местности – «малой родины» первого космонавта Земли.


Задачи:

- изучить легенды и предания клушинской земли как части народного эпоса смоленского края;

- развивать навыки чтения, комплексного анализа текста, логического и критического мышления, монологической речи;

- воспитывать чувство патриотизма, любви к родному краю.



ЭТАПЫ УРОКА


  1. Организационный момент.


  1. Актуализация знаний:

«О ком в этом мире слагают легенды?
И кто? И зачем? Как в потоке времен
В бессмертье уходит и вечной надеждой
становится образ? И память о нем.

Забудут и облик, и место, и время,
В котором он жил и любил, и страдал,
Лишь огненный образ оставил поверье,
И память людская идет по следам».


Эти поэтические завораживающие строки приглашают нас в загадочный мир далёкого прошлого древней клушинской земли, подарившей миру первого космонавта планеты – Юрия Гагарина. Это скромное место на большой Земле овеяно преданиями, окутано таинственным покровом легенд…

Клушинские легенды и предания – сегодня тема нашего музейного урока.


ПI.Постановка учебной задачи:

- Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке, какова наша цель? Попробуем её сформулировать!

- Чтобы узнать что-то новое, нужно вспомнить старое - то, что вы уже знаете. Это поможет нам получить ещё больше знаний по теме.


Предлагаются вопросы:


- Что такое легенды?

- Что такое предания?

- Какие вы знаете легенды и предания нашей гжатской (гагаринской) земли?

- Как выдумаете, чем предания отличаются от легенд? (см. Приложение №1)

Очень часто границы между легендой и преданием размыты.

А чтó представляете вы, когда мы говорим о легендах и преданиях? Как вы думаете, где и вокруг чего они возникают?..

В качестве «сквозного» методического приёма используется «кластер», в течение урока музейный педагог неоднократно обращается к нему:

1. в центре доски в круге музейным педагогом пишутся слова: «легенда, предание»;

2. далее центральный круг соединяется прямыми линиями со всеми словами, которые предлагают учащиеся (тоже заключены в кругѝ):

*это могут быть явления и предметы; глаголы, обозначающие действия; прилагательные, обозначающие свойства и проч., которые называют учащиеся. Например: герой, название, имя, здание, зáмок, чудо, верить в чудеса, искать клады и др.– всё, что угодно! На этом этапе все предложения учащихся записываются, поощряются.

Мы ещё не раз вернемся к нашему рисунку-схеме, а далее наш урок пойдёт в форме игры. Разделитесь на 2 команды, придумайте название команды и выберете капитана!

Принцип нашей работы: получение информации - задание - поиск ответа - ответ.

За каждый правильный ответ и выполнение заданий вы можете получить от 1 до 5 баллов.


V. Ход игры:

Нас ждут следующие станции:

1. «Загадка названия»;

2. «Из летописи нам дано узнать…»;

3. «Легенды о кладах»;

4. «По следам чудотворной славы»



VI. Работа на станциях


Станция 1: «Загадка названия»


1. Получение информации:

1. о боярине Клуше, проживавшем в селении в незапамятные времена - из архивных документов «Смоленские епархиальные ведомости» и «Историко-статистическое описание прихода села Клушина Смоленской губернии Гжатского уезда» (Гос. Архив Смоленской области);

2. - о проживании в с. Клушино вольной женщины, укрывавшей беглых крестьян подобно «клуше» - из рассказов старожилов с. Клушино (книга Л. Обуховой «Любимец века»).


2. Работа в группах:

1). Чтение преданий (см. Приложение №2)

1-я команда – «О боярине Клуше»,

2-я команда – " О вольной крестьянке - «клуше»;

2. Задание:

Пересказ преданий от лица свидетелей событий (метод вживания).

Используемый прием – "Погружение в эпоху. Рассказ от лица героя ".


За пересказ – по 1 баллу, за блестящий пересказ с интерпретацией – 2 балла.


3. Подведение промежуточного итога (работы на станции):

Ребята, вы были абсолютно правы, когда предложили нанести на нашу схему слова «название» и «имя». Они действительно имеют отношение к легендам и приданиям!


Станция 2: «Из летописи нам дано узнать…»


1. Получение информации:

1. – о городке Галкине - из архивного документа «Смоленские епархиальные ведомости»,

2. – о селе и о деревне Клушино - из материалов исследователя истории клушинской земли, старшего научный сотрудник СОГБУК «Музей Ю.А. Гагарина» Т.В. Игоревой (*в основе – архивные документы).


  1. Работа в группах:

1. Чтение предания и документальных сведений

(см. Приложение №3)

1-я команда - "Предание о городке Галкине",

2-я команда - "Из истории села и деревни Клушино»";

2. Задание:

Ответы на вопросы по прозвучавшим текстам (в соответствии с типами):

а) простой вопрос (на понимание текста):

всегда ли это селение называлось Клушино?

б) уточняющий вопрос:

детство Юрия Гагарина прошло в городке, в селе или в деревне Клушино?

в) творческий вопрос (метод «если бы»):

что было бы, если бы Клушино и до сих пор было бы городком?

Правильные ответы оцениваются в 1 балл, интересные ответы на творческий вопрос – от 1 до 3 баллов.


  1. Подведение промежуточного итога (работы на станции 2):

Ребята, вполне возможно нанесение на нашу схему слов «городок», «село», «деревня», поскольку вокруг разных населённых пунктов часто возникают легенды! Можем нанести и слово «история», так как многие исторические события и факты со временем часто «обрастают» легендами.


Станция 3: «Легенды о кладах»


  1. Получение информации:

- из архивных документов «Смоленские епархиальные ведомости» и «Историко-статистическое описание прихода села Клушина Смоленской губернии Гжатского уезда» (Гос. Архив Смоленской области);


  1. Работа в группах:

1). Чтение преданий (см. Приложение №4)

1-я команда – «О находке княжеской одежды»,

2-я команда – " О клушинских кладах»;

  1. Задание:

Используется метод образного видения:

1). Ребята, как вы видите предания о кладах? Попробуйте нарисовать!

(даётся задание каждой команде – коллективное творчество).

Оценивается от 1 до 3 баллов.

2). Используется метод «если бы» (тип вопросов – практический):

- Как бы вы стали искать клад (варианты поиска)?

- Чтó сделали бы вы с кладом, если бы вам посчастливилось его найти?

Ответы (каждого члена команды) оценивается от 1 до 3 баллов.


  1. Подведение промежуточного итога (работы на станции 3):

Ребята, вы нанесли на нашу схему слово «клад»; можно добавить «искать клады», поскольку легенды часто связаны с кладоискательством.



Станция 4: «По следам чудотворной славы»


  1. Получение информации (в т.ч. и визуальной):

1. из архивных документов: «Смоленские епархиальные ведомости»,

(легенды и предания, описанные краеведом А. Львовым);

2. из фондов СОГБУК «Музей Ю.А. Гагарина»:

демонстрация (на мониторе) фотографии иконы Святителя Николая Чудотворца, особо почитавшегося в клушинской местности;

фотографии клушинского храма (Николаевской церкви);

демонстрация карты 1792 г. (с нанесённым на неё с. Клушино);

фотографии источника «Тихон» («Ключик»);


2. Работа в группах:

1). Чтение легенд (см. Приложение №5)

1-я команда – «О чуде, случившемся с предком Львовых - Иоганном Троепольским»,

2-я команда –"О клушинском храме; о чудесах, связанных с иконами и со святым источником»;

3. Задание:

проведение репортажа для «телеканала «Гагаринский краевед» с мест, связанных с чудесами исцеления:

1) с мѐста бывшего клушинского храма,

2) с мѐста возле святого источника «Тихон».

*Ребята выбирают представителя от команды, который «ведёт репортаж», предварительно коллективно совещаются о его содержании.

При оценке учитываются содержание, преподнесение материала, эмоциональность, артистизм; максимальная оценка – 5 баллов.


4. Подведение промежуточного итога (работы на станции 4):

Ребята, на нашей схеме уже есть слово «чудо»; мы можем добавить ещё слова «чудотворный», «икона», «целительный», «святой источник»… - и это тоже будет верно, т.к. они имеют отношение к легендам клушинской земли!



V. Итог урока (закрепление материала):


А теперь давайте внимательнее посмотрим на нашу схему: вы получили на уроке новые знания и теперь можете судить о том, все ли слова, которые вы предложили в начале урока, действительно связаны с легендами и преданиями. Возможно, некоторые из них попали на схему случайно?..

Учащиеся предлагают убрать слова, не связанные с понятием «легенда, предание» (осмысление, элементы критического мышления).

А теперь давайте посмотрим, как вы сегодня поработали на уроке, сколько баллов заработала каждая команда (подсчитывается сумма баллов, но поощряются обе команды).


1). Что новое вы сегодня узнали на уроке?

2). Чем легенды и предания отличаются от сказки?

3). Чем они отличаются от исторических фактов, изложенных в документах?


Используемый прием "Микрофон"


(Учащимся предлагается высказаться, поделиться своим мнением по поставленному вопросу; при ответах на каждый вопрос из рук в руки передаётся предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон» должен четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!