МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА СТАРОБЕЛЬСКОЙ ГИМНАЗИИ
Мы хорошо понимаем, что главной целью современного образования и воспитания школьников является формирование у них чувства патриотизма, национального сознания, расширение знаний по истории и культуре родного края, приобретение подрастающим поколениям социального опыта, получение в наследство духовных и исторических достижений своего народа .
Поэтому, выполняя задачи Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, предполагаем внедрение в учебно-воспитательный процесс своего учебного заведения современных технологий и методов в сфере национально-патриотического воспитания.
Этого требуют от нас и те глобальные изменения, которые произошли за последние годы в нашем государстве, значительно обострившие проблему воспитания школьной молодежи. Поэтому педагогическая наука и мы, практики, все больше обращаемся к поиску способов воспитания у наших учащихся общечеловеческих, национальных, патриотических ценностей и духовных ориентиров.
Главная задача нашей школы сделать выпускника конкурентоспособным в 21 веке. То есть, воспитать целостную личность, которая может критически мыслить, патриота с активной позицией, инноватора, способного изменять окружающий мир и учиться на протяжении жизни.
Значительную роль в формировании человека, гражданина, патриота в Старобельской гимназии играет музейная педагогика и собственно музей как материализованная память народа. Ведь благодаря исторической памяти человек становится личностью, народ – нацией, страна – государством. Поэтому музей является центром сохранения культурного достояния и истории человечества, исторических материалов о жизни земляков и их героический подвиг. Это, на наш взгляд, способствует преодолению духовного кризиса общества, сохраняя и транслируя в форме экспонатов духовное наследие нашего народа. Именно образовательная среда музея не только расширяет мировоззрение и дает определенные знания, но и является тем местом, где создаются условия для самообразования и саморазвития личности, способствующие формированию убеждений и личного опыта поисковой работы.
Считаю, что музейная педагогика – это инновационная педагогическая технология, основанная на интеграции общественно- гуманитарных наук: истории, музееведения, естествознания, лингвистики, социологии, психологии, философии – и способствует развитию творческих способностей учащихся. Музей сдерживает бездуховность ребенка, обеспечивает пробуждение его души через память. Вот почему в системе учебно-методической, воспитательной работы Старобельской гимназии очень важная роль отводится музеям, которые способствуют формированию у молодежи национального самосознания, любви к большой и малой Родине и являются центрами духовного, гражданского и патриотического воспитания.
Музейная педагогика целесообразна, результативна и полезна учебно-воспитательному процессу, ведь она не только помогает учащимся узнать больше о знаковых исторических событиях, но и способствует развитию самосознания и компетентностей школьников, помогая им стать лучшими, деятельными, осведомленными патриотами.
В гимназии создано два музея - истории гимназии, военно-исторический музей, а также историко-культурный центр «Сокровища нашей памяти», гербовый зал. Собранные документы и предметы хранят память прошлого, передают ее как эстафету нашим потомкам, поддерживают и развивают связь времени и поколений.
Музейная педагогика создает условия для воздействия на эмоциональное состояние, чувство личности, дополняет знания, полученные от родителей, старших членов рода, приближает ученика к его корням. Это становится основой для формирования патриотизма, гордости за историю семьи, города, государства.
Педагоги гимназии средствами музейной педагогики решают важные задачи во внеклассной и учебной работе:
• формируют уважение и гордость к прошлому нашего народа, нашей страны;
• формируют основы общественного сознания;
• воспитывают любовь к Отчизне, гуманное отношение к людям, окружающей среде;
• развивают и предоставляют новые знания об историческом прошлом человечества;
• обеспечивают качественный уровень взаимодействия учащихся, учителей, родителей, общественных организаций.
Итак, музей является чрезвычайно важным средством формирования в сознании каждого ребенка глубокого понимания его принадлежности к своему народу и государству, веры в духовные силы нации, умение правильно понимать общечеловеческие ценности и собственную историю.
Приложение №1
Формы и методы организации воспитательной и образовательной деятельности в военно-историческом музее.
Цель : Сформировать интерес и любовь учащихся к изучению истории России и истории родного края, фактов, событий, судеб исторических личностей, свидетельствующих о культурно-исторической общности России и нашего края, чувства гордости за свою Родину, сохранение исторической памяти о подвиге наших земляков в Великой Отечественной войне, формирование традиционных семейных ценностей, недопущение фальсификации истории.
Задачи: стимулировать учащихся к проведению собственных исторических исследований и креативному представлению результатов; приобщить учащихся к изучению, сохранению и возрождению культурного наследия, традиций и идеалов исторической малой Родины.
Знать и изучать историю своей страны и своего края— наша основная цель и задача, а память о прошлом, о своих корнях научит понимать лучше происходящие сегодня события в стране и в мире.
Формы и методы организации воспитательной и образовательной деятельности в военно-историческом музее:
Музейные уроки для обучающихся 1-11 классов;
Уроки мужества и славы;
Экскурсии в музее (обзорные и тематические);
Общегимназические линейки;
Тематические выставки;
Передвижные тематические стенды, фотоколлажи, посвященные памятным историческим событиям и датам;
Участие во Всероссийских и республиканских конкурсах и викторинах:
Федеральный проект "Без срока давности";
Республиканский веб-квест «Это было в Краснодоне»;
Всероссийский историко-креативный конкурс «Новороссия: от Екатерины Великой до наших дней»;
Республиканский Конкурс школьных медиа в номинации «Электронная газета «Освобождение 1943»;
Подготовка и проведение Всероссийской акции «Бессмертный полк»;
Сотрудничество с краеведческим музеем.
Приложение № 2
Музейный урок для обучающихся 8-х классов «Старобельск-город в солдатской шинели»
Урок мужества для обучающихся 10-11 классов «Прошла война тропинками судьбы»
Тематическая экскурсия «Никто не забыт, ничто не забыто»
Обзорная эксурсия «Освобождение 1943»
Тематические выставки, передвижные стенды, фотоколлажи, посвященные памятным историческим событиям и датам
Участие в Федеральном проекте "Без срока давности"
Результаты участников республиканской онлайн-викторины с международным участием «По страницам романа А.А.Фадеева «Молодая гвардия».
Результаты участников всероссийского историко-креативного конкурса «Новороссия: от Екатерины Великой до наших дней».
Участие в республиканском Конкурсе школьных медиа в номинации «Электронная газета «Освобождение 1943».
Сотрудничество с краеведческим музеем
Подготовка к Всероссийской акции «Бессмертный полк»
Экскурсоводы военно-исторического музея: Мирошниченко Дмитрий, Ковалева Вероника, Бурмистренко Дарина.
3