Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
х. Чернышёв Шовгеновского района Республики Адыгея
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании ШМС зам. директора по УВР директор
МБОУ СОШ № 8 МБОУ СОШ № 8 МБОУ СОШ № 8 х. Чернышёв х. Чернышёв х. Чернышёв
Протокол №___ __________/Пафова З.Н./ _______/Хаджуов А.Д./
От «__»____2017 г. «___»____________2017 г. Приказ № _______
От «____»______2017 г.
Рабочая программа
по ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «Русское правописание»
для 11 класса
на 2017 – 2018 учебный год
Разработала:
Айрумова М. А.,
учитель русского языка
и литературы
высшей квалификационной
категории
х. Чернышёв
2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс по русскому языку «Русское правописание» предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 34 часа.
Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Учебный курс в 11 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Деятельностный подход к обучению русскому языку определяет основную цель преподавания – развитие личности учащегося путём усвоения им основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, формирования у него умений нормативного, целесообразного использования языковых средств через различные виды деятельности.
Программа направлена на интенсивное речевое развитие школьников. Вся система упражнений нацелена на развитие основных видов речевой деятельности: способности осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умения правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в устной и письменной форме (говорить и писать).
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.
На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.
Планируемые результаты:
готовность к речевому взаимодействию,
моделированию речевого поведения в соответствии с задачами общения;
расширяются сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
совершенствуется умение не только опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, но и осуществлять речевой самоконтроль,
оценивая языковые явления с точки зрения нормативности, находить орфографические, грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
Содержание курса:
Орфографические нормы (6ч.)
Пунктуационные нормы (5ч.)
Текст (4ч.)
Функционально - смысловые типы речи (5ч.)
Функциональные стили речи (6ч.)
Изобразительно – выразительные средства языка (8ч.)
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема урока | Всего часов | В том числе | Дата проведения (планируе мая) | Дата проведения (фактическая) |
теория | практика | контроль |
| |
Орфографические нормы | 6 | 4 | 2 | | |
1. | Принципы русской орфографии. Трудные случаи русской орфографии: правописание корней и приставок. | 1 | 1 | | | | |
2. | Правописание корней. Безударные гласные корня. | 1 | 1 | | | | |
3. | Гласные и, ы после приставок. | 1 | | 1 | | | |
4. | Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. | 1 | 1 | | | | |
5. | -Н- и –НН-в суффиксах различных частей речи: правописание суффиксов различных частей речи. | 1 | | 1 | | | |
6. | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Правописание служебных слов. | 1 | 1 | | | | |
Пунктуационные нормы | 5 | 3 | 2 | | | |
7-8. | Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. | 2 | 1 | 1 | | | |
9. | Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах. | 1 | | 1 | | | |
10. | Знаки препинания в предложениях с вводными словами и конструкциями. | 1 | 1 | | | | |
11. | Пунктуация в сложных предложениях. | 1 | 1 | | | | |
Текст | 4 | 2 | 2 | | | |
12. | Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная цельность текста. | 1 | 1 | | | | |
13. | Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. | 1 | | 1 | | | |
14. | Средства связи предложений в тексте. | 1 | 1 | | | | |
15. | Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей. | 1 | | 1 | | | |
Функционально-смысловые типы речи. | 5 | 4 | 1 | | | |
16. | Функционально-смысловые типы речи. Их отличительные признаки. | 1 | 1 | | | | |
17. | Повествование. | 1 | 1 | | | | |
18. | Описание. | 1 | 1 | | | | |
19. | Рассуждение. | 1 | 1 | | | | |
20. | Предупреждение ошибок при определении типов речи. | 1 | | 1 | | | |
Функциональные стили речи | 6 | 4 | 2 | | | |
21. | Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования. | 1 | 1 | | | | |
22. | Разговорный стиль речи. Его особенности. | 1 | 1 | | | | |
23. | Официально-деловой стиль речи. Его основные признаки, назначение, сфера использования. | 1 | 1 | | | | |
24. | Публицистический стиль речи, его особенности. Средства эмоциональной выразительности, Жанры публицистического стиля. | 1 | 1 | | | | |
25. | Научный стиль, его особенности. | 1 | | 1 | | | |
26. | Художественный стиль речи | 1 | | 1 | | | |
Изобразительно-выразительные средства языка | 8 | 4 | 4 | | | |
27-28. | Речь. Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. | 2 | 1 | 1 | | | |
29-30. | Тропы. Их характеристика. Умение находить их в тексте. | 2 | 1 | 1 | | | |
31-32. | Стилистические фигуры. Их роль в тексте. | 2 | 1 | 1 | | | |
33-34. | Повторение. Подведение итогов. | 2 | 1 | 1 | | | |