Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
х. Чернышёв Шовгеновского района Республики Адыгея
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании ШМС зам. директора по УВР директор
МБОУ СОШ № 8 МБОУ СОШ № 8 МБОУ СОШ № 8 х. Чернышёв х. Чернышёв х. Чернышёв
Протокол №___ __________/Пафова З.Н./ _______/Хаджуов А.Д./
От «__»____2017 г. «___»____________2017 г. Приказ № _______
От «____»______2017 г.
Рабочая программа
по литературе
для 11 класса
на 2017 – 2018 учебный год
Разработала:
Айрумова М. А.,
учитель русского языка
и литературы
высшей квалификационной
категории
х. Чернышёв
2017 г.
Пояснительная записка
Составлена на основе программы общего образования общеобразовательной программы МБОУ СОШ №8 х.Чернышев Шовгеновского района Республики Адыгея Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
РР и Э (этнокультурной) особенности – 10% по приказу МО РА
№ | Тема урока | Дата проведения |
1. | Машбаш И.Ш. «Адыги», «Земля», «Мосты», «О языке земли моей родной». | |
2. | Машбаш И.Ш. «Раскаты далекого грома» (отрывок из романа) | |
3. | Машбаш И.Ш. «Жернова» (отрывок из романа) | |
4. | Ашинов Х.А. «Мои товарищи». «Последняя неделя августа» (отрывок из романа) | |
5. | Беретарь Х.Я. «Сонеты». «Повесть об ауле». | |
6-7. | Схаплок Г.К. О драме «Танец смерти». | |
8-9. | Кошубаев П.К. «Семь дождливых дней» (повесть в сокращении). | |
10. | Чуяко Ю.Г. «Сказание о Железном волке» (отрывок из романа). | |
11-12. | Паранук Р.М. «Жизнь моя - Адыгея моя!», «Родная речь», «Мой учитель», «Женские руки». Поэма «Отец». | |
Рабочая программа по литературе среднего общего образования для 11 классов (базовый уровень) составлена на основе: учебника Русский язык и литература 11 класс. Литература, для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч./ под ред. В.П.Журавлева.-М.: Просвещение, 2016.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Цель учебного предмета «Литература»: формирование культуры
читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности
учащихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных
текстов.
Стратегическая цель предмета в 11 классе – завершение
формирования соответствующего возрастному и образовательному уровню
учащихся отношения к чтению художественной литературы как к
деятельности, имеющей личностную и социальную ценность, как к средству
самопознания и саморазвития.
Планируемые результаты:
– получение опыта медленного чтения произведений русской, родной
(региональной) и мировой литературы;
– овладение необходимым понятийным и терминологическим
аппаратом, позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт в устной и письменной форме;
– овладение навыком анализа текста художественного произведения
(умение выделять основные темы произведения, его проблематику, определять жанровые и родовые, сюжетные и композиционные решения автора, место, время и способ изображения действия, стилистическое и речевое своеобразие текста, прямой и переносные планы текста, умение «видеть» подтексты);
– формирование умения анализировать в устной и письменной форме
самостоятельно прочитанные произведения, их отдельные фрагменты, аспекты;
– формирование умения самостоятельно создавать тексты различных
жанров (ответы на вопросы, рецензии, аннотации и др.);
– овладение умением определять стратегию своего чтения;
– овладение умением делать читательский выбор;
– формирование умения использовать в читательской, учебной и
исследовательской деятельности ресурсов библиотек, музеев, архивов, в том
числе цифровых, виртуальных;
– овладение различными формами продуктивной читательской и
текстовой деятельности (проектные и исследовательские работы о литературе, искусстве и др.);
– знакомство с историей литературы: русской и зарубежной
литературной классикой, современным литературным процессом;
– знакомство со смежными с литературой сферами искусства и
научного знания (культурология, психология, социология и др.).
Содержание программы:
Введение-1ч.
Обзор русской литературы первой половины 20 в.-1ч.
И.А.Бунин-4ч.
А.И.Куприн-3ч.
Л.Н.Андреев-1ч.
И.С.Шмелев-1ч
Б.К.Зайцев-1ч.
А.Т.Аверченко-1ч.
Тзффи-1ч.
В.В.Набоков-1ч.
Обзор русской поэзии конца 19-начала 20в.-1ч.
Символизм-4ч.
Акмеизм-2ч.
Футуризм-3ч.
М.Горький-5ч.
А.Блок-4ч.
Крестьянская поэзия-6ч.
В.В.Маяковский-6ч.
Литература 20-хгг. 20в.-3ч.
Литература 30-хгг. 20в.-1ч.
А.П.Платонов-3ч.
М.А.Булгаков-5ч.
М.И.Цветаева-2ч.
О.Э.Мандельштам-2ч.
А.Н.Толстой-2ч.
М.М.Пришвин-1ч.
Б.Л.Пастернак-3ч.
А.А.Ахматова-3ч.
Н.М.Рубцов-1ч.
М.А.Шолохов-6ч.
Из мировой литературы 30-х гг.-1ч.
А.Т.Твардовский-2ч.
А.И.Солженицын-2ч.
Из мировой литературы-2ч.
Тестовые работы-3ч.
НРК-12ч
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема урока | Всего часов | В том числе | Дата проведения(планируе мая) | Дата проведения (фактическая) |
теория | практика | контроль |
| |
Введение | 1 | | | | |
1. | Русская литература ХХ века в контексте мировой культуры. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия. | 1 | 1 | | | | |
Обзор русской литературы первой половины XX века | 1 | | | | | |
2. | Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX-ХХ вв. Конфликт человека и эпохи. Проблема “художник и власть” | 1 | 1 | | | | |
И.А. Бунин. | 4 | | | | | |
3. | И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.А. Бунина. Её философичность, лаконизм и изысканность | 1 | 1 | | | | |
4. | «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям. Поэтика рассказа. | 1 | 1 | | | | |
5. | Тема любви в рассказах И.А. Бунина. «Чистый понедельник», «Солнечный удар». | 1 | 1 | | | | |
6. | И.А. Бунина. «Чистый понедельник», «Солнечный удар». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя. | 1 | | 1 | | | |
7. А.И.Куприн. | 3 | | | | | |
| А.И.Куприн. Судьба и творчество. Трагизм любовной темы в повести «Олеся» | 1 | 1 | | | | |
8. | Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет» | 1 | 1 | | | | |
9. | Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шеиной. Поэтика рассказа. | 1 | | 1 | | | |
Л. Н. Андреев | 1 | | | | | |
10. | Жизнь и творчество (обзор). От реализма к модернизму. Писатель экспрессионист. Художественное своеобразие творчества. «Большой шлем», «Царь-голод». | 1 | 1 | | | | |
И. С. Шмелев | 1 | 1 | | | | |
11. | Жизнь и творчество (обзор). Трагедия писателя. Творческая индивидуальность. Язык произведений. Эпопея «Солнце мертвых; «Богомолье», «Лето Господне». | | | | | | |
Б.К. Зайцев | 1 | | | | | |
12. | Жизнь и творчество (обзор). Особенности религиозного сознания. Художественный мир писателя. «Преподобный Сергий Радонежский»; беллетризованные биографии В.А. Жуковского, И.С. Тургенева, А.П. Чехова. | 1 | 1 | | | | |
А. Т. Аверченко | 1 | | | | | |
13. | Жизнь и творчество (обзор). А. Аверченко и группа журнала «Сатирикон». Темы и мотивы сатирической новеллистики | 1 | 1 | | | | |
Тэффи | 1 | | | | | |
14. | Художественный мир. Юмористические образы рассказов. Мысли о России. Оценка таланта писательницы современниками. | 1 | 1 | | | | |
В. В. Набоков | 1 | | | | | |
15. | Жизнь и творчество (обзор). Классические традиции в романах писателя. Язык произведений Набокова, его стилистическая индивидуальность. | 1 | 1 | | | | |
16. | Тестовая работа по теме « Русская литература первой половины XX века». | 1 | | 1 | | | |
Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в. | 1 | | | | | |
17. | Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". | 1 | 1 | | | | |
Символизм | 4 | | | | | |
18. | Истоки русского символизма. В. Я. Брюсов. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Культ формы в лирике Брюсова. | 1 | 1 | | | | |
19. | К. Д. Бальмонт. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей. | 1 | 1 | | | | |
20. | А. Белый. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. | 1 | 1 | | | | |
21. | Ф. Сологуб (Ф.К. Тетерников). Жизнь и творчество (обзор). Темы и образы поэзии. | 1 | 1 | | | | |
Акмеизм | 2 | | | | | |
22. | Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". | 1 | 1 | | | | |
23. | Н. С. Гумилев Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева. | 1 | | 1 | | | |
Футуризм | 3 | | | | | |
24. | Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. И.Ф.Анненский. Жизнь и творчество (обзор). Творческие искания. «Кипарисовый ларец». | 1 | 1 | | | | |
25. | И. Северянин. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества. | 1 | 1 | | | | |
26. | В. Ф. Ходасевич. Жизнь и творчество (обзор). Своеобразие ранней лирики. Сборник «Счастли-вый домик». Книга «Путем Зерна».Трагическое восприятие мира в цикле «Европейская ночь». | 1 | 1 | | | | |
М.Горький | 5 | | | | | |
27. | Жизнь и творчество М.Горького (обзор). Сотрудничество писателя с Художественным театром. Рассказ «Старуха Изергиль». «Макар Чудра».Романтизм ранних рассказов. | 1 | 1 | | | | |
28. | Герой-босяк и « люди земли» в ранней горьковской прозе. Анализ рассказов «Челкаш», «Проводник». | 1 | | 1 | | | |
29. | Пьеса М.Горького «На дне» как социально-философская драма. Смысл названия. Система образов. Споры о человеке | 1 | | 1 | | | |
30. | Три правды в пьесе «На дне» и их драматическое столкновение. Проблема счастья в пьесе | 1 | 1 | | | | |
31. | Вн.чт. Повесть «Фома Гордеев». Протест героя-одиночки против «бескрылого» существования, «пустыря в душе». | 1 | | 1 | | | |
А.Блок | 4 | | | | | |
32. | А.А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики А.А. Блока. «Стихи о Прекрасной Даме». | 1 | 1 | | | | |
33. | Тема страшного мира в лирике А. Блока. Развитие понятия об образе-символе. | 1 | 1 | | | | |
34. | Тема Родины в лирике А. Блока. Ритмы и интонации лирики Блока. | 1 | | 1 | | | |
35. | Поэма «Двенадцать» и сложность её художественного мира. | 1 | 1 | | | | |
Крестьянская поэзия | 6 | | | | | |
36. | Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. «Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. | 1 | 1 | | | | |
37. | С.А. Есенин. Жизнь и творчество. «Гой ты, Русь моя родная!..», «Письмо матери». | 1 | | 1 | | | |
38. | Тема России в лирике С.А. Есенина. | 1 | | 1 | | | |
39. | Любовная тема в лирике С.А. Есенина. | 1 | | 1 | | | |
40. | Традиции А.С.Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. | 1 | 1 | | | | |
41. | Очерк жизни и творчества поэта «серебряного века». И. Приблудный и новокрестьянские» поэты. | 1 | 1 | | | | |
Владимир Владимирович Маяковский | 5 | | | | | |
42. | Жизнь и творчество В.В.Маяковского. Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Сатирические образы. «Прозаседавшиеся» | 1 | 1 | | | | |
43. | Тема поэта и поэзии. Осмысление проблемы художника и времени. «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное» | 1 | 1 | | | | |
44. | Особенности любовной лирики. Новаторство Маяковского-поэта. «Послушайте!», «Лиличка», «Письмо Татьяне Яковлевой» | 1 | | 1 | | | |
45. | В.Маяковский. Поэма «Облако в штанах» | 1 | 1 | | | | |
46. | Вн. чт. Пьесы «Клоп» и «Баня». Сатирическое изображение негативных явлений действительности. Художественные особенности сатирических пьес. | 1 | | 1 | | | |
47. | Тестовая работа « Русская поэзия конца XIX – начала XX в.» | 1 | | 1 | | | |
48. | Обобщение изученного в I полугодии. | 1 | | 1 | | | |
Литература 20-х годов XX века | 3 | | | | | |
49. | Литературный процесс 20-х годов. Тема революции | 1 | 1 | | | | |
50. | А. А. Фадеев. Жизнь и творчество. Роман «Разгром». Особенности жанра и композиции. Морозка и Мечик. Народ и интеллигенция. Проблема гуманизма в романе | 1 | 1 | | | | |
51. | М. М. Зощенко Жизнь и творчество. Цикл рассказов «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова». Зощенко-сатирик. Зощенковский герой. Стиль писателя. | 1 | 1 | | | | |
Литература 30-х годов XX века | 1 | | | | | |
52. | Литература З0-х годов. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб 30-х годов. | 1 | 1 | | | | |
А.П. Платонов | 3 | | | | | |
53. | А.П. Платонов. Жизнь и творчество. Повесть «Котлован»: обзор. | 1 | 1 | | | | |
54. | Платонов. Жизнь и творчество. Повесть «Котлован»: обзор. | 1 | 1 | | | | |
55. | Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Роман «Чевенгур» (обзор) | 1 | 1 | | | | |
М.А. Булгаков | 5 | | | | | |
56. | М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. М.А. Булгаков и театр. Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» в пьесе «Дни Турбинных». | 1 | 1 | | | | |
57. | История создания, публикации. Жанр, композиция, эпиграф, проблемы и герои романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». | 1 | 1 | | | | |
58. | Сатирическое начало в романе «Мастер и Маргарита». Сочетание реальности и фантастики. Воланд и его свита | 1 | 1 | | | | |
59. | Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в образе Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. | 1 | 1 | | | | |
60. | Роман «Мастер и Маргарита». Проблема нравственного выбора, творчества и судьбы художника. Изображение любви как высшей духовной ценности. Смысл финальной главы | 1 | | | | | |
М.И.Цветаева | 2 | | | | | |
61. | Жизнь и творчество М.И. Цветаевой (обзор). Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. | 1 | 1 | | | | |
62. | Поэзия Цветаевой как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы. Своеобразие поэтического стиля. «Идешь, на меня похожий», «Куст» | 1 | | 1 | | | |
О.Э.Мандельштам | 2 | | | | | |
63. | Жизнь и творчество О.Э.Мандельштама (обзор). Основные мотивы лирики Мандельштама. | 1 | 1 | | | | |
64. | Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама. «Невыразимая печаль», «Tristia» | 1 | | 1 | | | |
А.Н.Толстой | 3 | | | | | |
65-66. | А.Н.Толстой «Петр Первый» (обзор). Краткий историко-биографический очерк с обобщением «петровской» темы в предшествующей литературной традиции | 2 | 1 | 1 | | | |
67. | Проблема народа и власти, личности и истории в художественной концепции автора. Собирательный образ эпохи. | 1 | 1 | | | | |
М. М. Пришвин | 1 | | | | | |
68. | М. М. Пришвин. Жизнь и творчество. Путевые очерки. «Черный араб». Особенности художественного мироощущения Пришвина. Пришвин и модернизм. Философия природы. «Женьшень». Сказки о правде. «Кладовая солнца». Дневник как дело жизни. | 1 | 1 | | | | |
Б. Л. Пастернак | 3 | | | | | |
69. | Жизнь и творчество Б.Л. Пастернака (обзор). Основные мотивы лирики. Тема поэта и поэзии. | 1 | 1 | | | | |
70. | Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. | 1 | 1 | | | | |
71. | Роман «Доктор Живаго» (обзор). История создания и публикации. Фигура Юрия Живаго и проблема интеллигенции и революции в романе «Стихотворения Юрия Живаго» как финальный аккорд повествования | 1 | 1 | | | | |
А. А. Ахматова | 3 | | | | | |
72. | Жизнь и творчество А.А .Ахматовой Тема любви в лирике Ахматовой. Отражение глубины человеческих переживаний. | 1 | 1 | | | | |
73. | Тема искусства в лирике Ахматовой. Патриотизм и гражданственность поэзии. Фольклорные мотивы. | 1 | 1 | | | | |
74. | Поэма «Реквием». История создания и публикации. Смысл названия. Библейские мотивы. Отражение личной трагедии и народного горя | 1 | 1 | | | | |
Н.М. Рубцов | 1 | | | | | |
75. | Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта и её художественное своеобразие. | 1 | 1 | | | | |
М.А. Шолохов | 6 | | | | | |
76. | М.А. Шолохов. Судьба и творчество. «Донские рассказы». | 1 | 1 | | | | |
77. | Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа. | 1 | 1 | | | | |
78. | Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа. | 1 | | 1 | | | |
79. | Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон». | 1 | 1 | | | | |
80. | Женские судьбы в романе «Тихий Дон». | 1 | 1 | | | | |
81. | Особенности жанра и художественная форма романа «Тихий Дон». | 1 | 1 | | | | |
82. | Тестовая работа по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон». | 1 | | 1 | | | |
Из мировой литературы 30-х годов | 1 | | | | | |
83. | О. Хаксли «О дивный новый мир»: антиутопия. Хаксли и Замятин. | 1 | 1 | | | | |
А. Т. Твардовский | 2 | | | | | |
84. | Жизнь и творчество Твардовского (обзор). Исповедальный характер лирики. Служение народу как ведущий мотив творчества. | 1 | 1 | | | | |
85. | Тема памяти в лирике Твардовского. Нравственно-философский смысл «возвращенной» поэмы Твардовского («По праву памяти»). | 1 | 1 | | | | |
А. И. Солженицын | 2 | | | | | |
86. | Жизнь и творчество Солженицына (обзор). Романы «Архипелаг ГУЛАГ» (обзор) и «В круге первом» (обзор) | 1 | 1 | | | | |
87. | Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Проблема русского национального характера | 1 | | 1 | | | |
Из мировой литературы | 1 | | | | | |
88. | А. Камю. «Посторонний»: экзистенциализм и отчуждение. Э.Хемингуэй: «человек выстоит. «Старик и море». | 1 | 1 | | | | |
Русская поэзия в 1950-2000-е годы | 1 | | | | | |
89. | Влияние «оттепели» 60-х гг. на развитие литературы. Литературно-художественные журналы. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. | 1 | 1 | | | | |
Национально – региональный компонент | 12 | | | | | |
90. | Машбаш И.Ш. «Адыги», «Земля», «Мосты», «О языке земли моей родной». | 1 | 1 | | | | |
91. | Машбаш И.Ш. «Раскаты далекого грома» (отрывок из романа) | 1 | 1 | | | | |
92. | Машбаш И.Ш. «Жернова» (отрывок из романа) | 1 | 1 | | | | |
93. | Ашинов Х.А. «Мои товарищи». «Последняя неделя августа» (отрывок из романа) | 1 | 1 | | | | |
94. | Беретарь Х.Я. «Сонеты». «Повесть об ауле». | 1 | 1 | | | | |
95-96. | Схаплок Г.К. О драме «Танец смерти». | 2 | 1 | 1 | | | |
97-98. | Кошубаев П.К. «Семь дождливых дней» (повесть в сокращении). | 2 | 1 | 1 | | | |
99. | Чуяко Ю.Г. «Сказание о Железном волке» (отрывок из романа). | 1 | 1 | | | | |
100-101. | Паранук Р.М. «Жизнь моя - Адыгея моя!», «Родная речь», «Мой учитель», «Женские руки». Поэма «Отец». | 2 | 1 | 1 | | | |
102. | Итоги года. | 1 | 1 | | | | |