СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273- ФЗ, методическими рекомендациями по формированию учебных планов для организации образовательного процесса детям с ограниченными возможностями  Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией В.В. Воронковой, Москва, гуманитарный издательский центр Владос, 2011г., допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации. Учебник «Чтение» для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор-составитель: Аксёнова А.К.

Из расчета 2 часа в неделю; 35 учебных недель, всего – 70 часов.

Рабочая программа по литературе  составлена с учётом интеллектуальных и психологических особенностей обучающегося

Программа учитывает особенности познавательной деятельности учащегося, способствует его умственному развитию.

Литературный материал расширяет область развития  жизненной компетенции обучающегося за счет формирования доступных ему базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации, готовя его, насколько это возможно, к активной жизни в семье и социуме.

Основной целью программы является  развитие умения осмысленного чтения литературных  текстов доступного содержания и уровня сложности.  Ознакомление обучающегося  с программными литературными произведениями является одним из факторов социально-бытовой ориентированности, залогом более успешной интеграции в обществе.

В ходе преподавания данного предмета решается ряд задач, таких как:

  • Овладение навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных  пониманию произведений
  • Повышение способности понимать прочитанное
  • Формирование интереса к чтению
  • Понимание значения навыка чтения
  • Развитие устной речи
  • На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.

Просмотр содержимого документа
«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

х. Чернышёв Шовгеновского района Республики Адыгея



«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании ШМС зам. директора по УВР директор

МБОУ СОШ № 8 МБОУ СОШ № 8 МБОУ СОШ № 8 Чернышёв х. Чернышёв х. Чернышёв

Протокол №___ __________/Пафова З.Н./ _______/Ожев Р.М./

От «__»____2018 г. «___»____________2018 г. Приказ № _______

От «____»______2018 г.



Рабочая учебная программа составлена в соответствии с примерной специальной

(коррекционной) программой

основного общего образования

по чтению

Разработала:

Айрумова М. А.,

учитель русского языка

и литературы

высшей квалификационной

категории

х.Чернышев

2018







Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273- ФЗ, методическими рекомендациями по формированию учебных планов для организации образовательного процесса детям с ограниченными возможностями Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией В.В. Воронковой, Москва, гуманитарный издательский центр Владос, 2011г., допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации. Учебник «Чтение» для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор-составитель: Аксёнова А.К.

Из расчета 2 часа в неделю; 35 учебных недель, всего – 70 часов.

Рабочая программа по литературе составлена с учётом интеллектуальных и психологических особенностей обучающегося

Программа учитывает особенности познавательной деятельности учащегося, способствует его умственному развитию.

Литературный материал расширяет область развития жизненной компетенции обучающегося за счет формирования доступных ему базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации, готовя его, насколько это возможно, к активной жизни в семье и социуме.

Основной целью программы является развитие умения осмысленного чтения литературных текстов доступного содержания и уровня сложности. Ознакомление обучающегося с программными литературными произведениями является одним из факторов социально-бытовой ориентированности, залогом более успешной интеграции в обществе.

В ходе преподавания данного предмета решается ряд задач, таких как:

  • Овладение навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных пониманию произведений

  • Повышение способности понимать прочитанное

  • Формирование интереса к чтению

  • Понимание значения навыка чтения

  • Развитие устной речи

  • На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.

Специальная задача коррекции речи и мышления обучающихся с ОВЗ является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Содержание программы учитывает необходимость следования принципу практической направленности обучения, что побуждает использовать в обучении произведения, интересные для чтения. С этой целью используются как фрагменты классических произведений отечественной и зарубежной литературы, так и статьи из детских журналов и газет. Следует помнить, что обучающиеся с ОВЗ значительно успешнее воспринимают тот материал, который вызывает у них эмоциональный отклик, побуждает к переживаниям за того или иного героя.

Большое внимание на уроках чтения и развития речи уделяется межпредметной связи с уроками развития устной речи. Этому процессу способствует:

  1. обогащение пассивного и активного словаря обучающихся в процессе работы над литературным произведением;

  2. умение объяснить значение некоторых слов и выражений с помощью подстрочного /и толкового/ словаря;

  3. участие в чтении драматических произведений по ролям, вырабатывающие у обучающегося правильные эмоциональные интонации в устной речи;

  4. участие в обсуждении произведения, которое совершенствует умение ведения диалога обучающимся

  5. заучивание стихотворных произведений;

  6. использование приема «обмен информацией» на уроках внеклассного чтения в виде пересказа самостоятельно прочитанных статей из детских журналов, газет.

Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, уроков-концертов. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Итоговый контроль

Один раз в четверти для оценки знаний и умений обучающегося проводится проверка техники чтения.


В соответствии с данной программой сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащегося.

Учащиеся должны знать:

  • наизусть 10 стихотворений.

Учащиеся должны уметь:

  • читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;

  • выделять главную мысль произведения;

  • характеризовать главных действующих лиц;

  • пересказывать содержание прочитанного.

















































Содержание учебного предмета чтение



  1. Устное народное творчество (13ч+1ч)

  1. Сказки

  2. Былины

  3. Народные песни

  4. Пословицы

  5. Поговорки

  6. Загадки

  1. Из произведений русской литературы XIX века (37ч+3ч)

  1. А.С. Пушкин

  2. М.Ю. Лермонтов

  3. И.А. Крылов

  4. Н.А. Некрасов

  5. Л.Н. Толстой

  6. А.П. Чехов

  7. В.Г. Короленко

  1. Из произведений русской литературы XX века (18ч+1ч)

  1. М. Горький

  2. М.В. Исаковский

  3. К.Г. Паустовский

  4. М.М. Зощенко

  5. К.М. Симонов

  6. В.П. Катаев

  7. Н.И. Рыленков

  8. Ю.И. Коваль

  9. Ю.Я. Яковлев

  10. Р.П. Погодин





Рекомендуемая литература для внеклассного чтения (на выбор)


1.Астафьев В.П. «Васюткино озеро», «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка», «Злодейка».

2. Бажов П.П. «Живой огонек», «Аметистовое дело», «Марков камень», «Надпись на камне», «У старого рудника», «Уральские были».

3. Беляев А.Р. «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды».

4. Бианки В.В. «Дробинка», «Птичья песенка», «Голубые лягушки», «Сумасшедшая птица», «Морской чертенок».

5. Волков А.М. «Огненный бог марранов», «Жёлтый туман», «Тайна заброшенного замка».

6. Гайдар А.П. «Тимур и его команда».

7. Кассиль Л.А. «Все вернется», «Держись, капитан», «У классной доски», «Улица младшего сына».

8. Катаев В.П. «Белеет парус одинокий».

9. Маршак С.Я. «Быль-небылица», «Мистер-Твистер», «Почта военная»,

«Ледяной остров», «Приключения в дороге».

10. Мамин-Сибиряк А.Н. «Умнее всех сказка», «Емеля-охотник», «Дедушкино золото», «Приёмыш», «Сказка про Воробья Воробеича».

11. Носов Н.Н. «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на Луне».

12. Олеша Ю.К. «Три толстяка».

13. Паустовский К.Г. «Золотой ясень», «Сивый мерин», «Кот-ворюга», «Прощание с летом».

14. Пермяк Е.А. «Волшебные истории», «Голубые белки», «Лесной», «Волшебная правда».

15. Пришвин М.М. «Кладовая солнца», «Лесной хозяин», «Наш сад», «Барсук», «Лесной доктор», «Птицы под снегом».

16. Джанни Родари «Путешествие голубой стрелы».

17. Русские народные сказки.

18. Сказки народов мира.

19. Скребицкий Г.А. «Длинноносые рыболовы», «Замечательный сторож».

20. Толстой А.Н. «Золотой ключик ил приключения Буранино».













Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Всего часов

Дата проведения

(планируемая)

Дата проведения

(фактическая)


Устное народное творчество

13ч.+1ч.



1.

Вводный урок. Знакомство с учебником.




2.

Устное народное творчество



3.

«Сивка — бурка». Русская народная сказка Выделение главной мысли произведения.



4.

«Сивка — бурка». Герои сказки



5.

«Сивка — бурка». Поступки героев сказки.



6.

«Журавль и Цапля». Русская народная сказка. Выделение в тексте метких выражений.



7.

«Умный мужик». Русская народная сказка. Характеристика поступков героев.



8.

«Три поездки Ильи Муромца». Былина. Герои былин — сила и характер.



9.

«Три поездки Ильи Муромца». Былина. Подвиги Ильи Муромца.



10.

«Ах, кабы на цветы мороз...» Народная песня.



11.

«По улице мостовой». Народная песня. Выделение главной мысли.



12.

Пословицы и поговорки.



13.

Загадки



14.

Внекл.чт. «Устное народное творчество»





Из произведений русской литературы XIX века

37ч+3ч



15.

А.С. Пушкин. Биография. Краткий пересказ прочитанного.



16.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...», Заучивание наизусть отрывка из стихотворения.



17.

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане...», Составление характеристик героев с помощью учителя.



18.

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Деление прочитанного на части, составление плана.



19.

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Пересказ по плану.




20.

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…», . Анализ отдельных эпизодов.



21.

А.С. Пушкин «Зимний вечер». Заучивание наизусть стихотворения.



22.

А.С. Пушкин «У лукоморья» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). Заучивание наизусть отрывка из стихотворения.



23.

М.Ю. Лермонтов. Биография. Краткий пересказ прочитанного.



24.

М.Ю. Лермонтов «Бородино». Заучивание наизусть отрывка из стихотворения.



25.

М.Ю. Лермонтов «Бородино». Соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания.



26.

Внекл.чт. Гайдар А.П. «Тимур и его команда»



27.

И.А. Крылов. Биография. Краткий пересказ прочитанного.



28.

И.А. Крылов. «Кукушка и Петух». Выразительное чтение басни.



29.

И.А. Крылов «Волк и Журавль». Заучивание наизусть басни.



30.

И.А. Крылов «Слон и Моська». Выразительное чтение басни.



31.

Н.А. Некрасов. Биография. Краткий пересказ прочитанного.



32.

Н.А. Некрасов «Несжатая полоса». Заучивание наизусть отрывка из стихотворения.



33.

Н.А. Некрасов «Генерал Топтыгин». Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений.



34.

Внекл.чт. В.В. Бианки «Приказ на снегу». Умение передать главную мысль произведения, оценить поступки действующих лиц.



35.

Л.Н. Толстой. Биография. Краткий пересказ прочитанного.



36.

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», 1ч. Совершенствование техники чтения.



37.

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», 2ч. Деление прочитанного на части, составление плана.



38.

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», Зч. Пересказ по плану.



39.

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», 4ч. Выделение в тексте метких выражений.



40.

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», 5ч. Пересказ с изменением лица рассказчика.



41.

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», 6ч. Выделение главной мысли произведения.



42.

А.П. Чехов. Биография. Краткий пересказ прочитанного.



43.

А.П. Чехов «Хамелеон», 1 ч. Выделение в тексте художественных определений и сравнений.



44.

А.П. Чехов «Хамелеон», 2ч. Деление прочитанного на части, составление плана.



2.31

А.П. Чехов «Хамелеон», 3ч. Пересказ по плану.



45.

Внекл.чт. Обсуждение прочитанной книги.



46.

В.Г. Короленко. Биография. Краткий пересказ прочитанного.




47.

В.Г. Короленко «Дети подземелья», 1ч. Совершенствование техники чтения.



48.

В.Г. Короленко «Дети подземелья», 2ч. Подробный пересказ прочитанного.



49.

В.Г. Короленко «Дети подземелья», Зч. Характеристика поступков героев.



50.

В.Г. Короленко «Дети подземелья», 4ч. Составление характеристики героя с помощью учителя.



51.

В.Г. Короленко «Дети подземелья», Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений.




Из произведений русской литературы XX века

18ч.+1ч.



52.

A.M. Горький «Детство».Пересказ с изменением лица рассказчика.



53.

A.M. Горький «В людях». Деление прочитанного на части, составление плана.



54.

М.В. Исаковский «Детство». Совершенствование техники чтения.



55.

М.В. Исаковский. Стихотворение «Ветер». Настроение переданное автором.



56.

М.В. Исаковский. Стихотворение «Весна». Выделение главной мысли произведения.



57.

Внекл.чт. Астафьев В.П. «Злодейка».



58.

К.Г. Паустовский. «Последний черт». Описания, использованные автором.



59.

М.М. Зощенко. «Великие путешественники». Деление текста на части.






60.

К.М. Симонов. Биография. Краткий пересказ прочитанного.



61.

К.М. Симонов «Сын артиллериста». Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания.



62.

В.П. Катаев. «Флаг». Главная мысль произведения



63.

Н.И. Рыленков. Стихотворение «Деревья». Настроение в стихотворении.



64.

Н.И. Рыленков. Стихотворение «Весна без вещуньи-кукушки…». Меткие и образные выражения.



65.

Н.И. Рыленков. Стихотворение «Всё в тающей дымке». Совершенствование выразительного чтения.



66.

Ю.И. Коваль. «Капитан Клюквин». Деление текста на части.



67.

Ю.И. Коваль. «Картофельная собака». Совершенствовать чтение по ролям.








68.

Ю.Я. Яковлев. «Багульник». Характеристика поступков героев.



69.

Р.П. Погодин. «Время говорит пора». Герои произведения и их поступки.



70.

Итоговый урок.











































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!