Тема 12. Производственное планирование в организации
1. Основы планирования в организации: функции и задачи планирования
- Планирование - необходимая функция процесса управления. Ее роль состоит в определении последовательности действий субъекта управления для достижения поставленной цели в установленные сроки. Главной задачей планирование в строительном производстве является обеспечение согласованного с различными участниками производственного процесса порядка возведения или реконструкции объектов.
Company Logo
Виды и методы планирования:
В общем виде система планирования включает в себя:
- прогнозные расчеты и проработки (5-10 лет);
- перспективное планирование (3-5 лет);
- годовое планирование;
- оперативно- производственное планирование.
Прогнозные разработки направлены на исследования потребности региона в дорожном строительстве и состояния рынка подрядных работ. В результате прогнозных расчетов определяется конкурентоспособность подрядной организации и стратегии ее поведения в конкурсах на размещение заказов на объектах дорожного хозяйства.
Перспективные планы обеспечивают своевременную подготовку производства дорожных работ, создание и развитие производственной базы, установление необходимых долговременных связей с предприятиями поставщиками.
Годовые планы дорожной организации формируются на основе заключенных договоров подряда и решают задачи хозяйственной деятельности на очередной год.
Оперативно - производственные планы детализируют годовые и распределяют объемы работ по объектам и необходимые ресурсы по времени (квартал, месяц, декада, неделя, сутки) и по конкретным производственным направлениям.
Экономическая практика выработала
3 метода планирования:
- ретроградный (по схеме - сверху — вниз);
- прогрессивный (по схеме — снизу- вверх);
- комбинированный, который является сочетанием предыдущих двух.
Система показателей плана
Годовые планы представляют собой систему взаимосвязанных показателей, определяющих программу работ строительной организации, а также пути и средства и комплекс мероприятий, необходимых для достижения постановленных целей.
Система показателей классифицируется в зависимости от целей использования этих показателей и методов расчета.
Классификация показателей планов
1) показатели, характеризующие конечные результаты, устанавливаются в договорах подряда;
2) показатели, определяющие пути и средства достижения конечных результатов;
3) натуральные показатели;
4) стоимостные показатели.
Данная система показателей используется в плановой работе для количества и качества увязки плановых расчетов при решении конкретных задач планирования
Взаимосвязи разделов плана
Предприятия кроме того составленный план собственного капитального строительства, социального развития коллектива и охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
2. Бизнес-план: назначение и состав
Под бизнес-планом понимается комплекс документов, направленных на определение внешних условий деятельности строительных организаций, постановку и решение задач производства и сбыта продукции, а также на анализ технологических и организационных возможностей достижения поставленных целей.
Бизнес план используется для разработки концепции создания и стратегии ведения бизнеса, является важным инструментом технико-экономического обоснования.
Он также необходим для привлечения инвестиций и других финансовых ресурсов в процессе осуществления производства.
Как правило бизнес-план состоит из следующих основных разделов:
- резюме;
- продукция и услуги;
- маркетинг-план;
- производственный план;
- управление и организация;
- капитал и юридическая форма;
- финансовый план.
Этапы разработки
Резюме содержит итоги моделирования деятельности предполагаемого объекта инвестирования и основные финансовые результаты.
В разделе « Продукция и услуги » приводятся описание продукции, ее физических характеристик, возможное ее использование и преимущества в сравнении с существующим
положением
Маркетинг-план определяет спрос и возможности рынка (емкость, сегментация и пр.). В частности он содержит анализ конкуренции и др. внешних факторов; стратегию маркетинга (схема распространения продукции и услуг, ценообразование, реклама, методы стимулирования роста объемов реализации и т. п.); исследование рынка и прогноз объема реализации.
В производственном плане отражаются оценки производственных возможностей объекта инвестирования исходя из проектной мощности объекта (производительности) и ее динамики на перспективу.
В разделе « Управление и организация » отражаются намечаемая структура управления и система взаимодействия различных служб аппарата управления, требования к квалификации кадров и основные положения кадровой политики.
В разделе « Капитал и юридическая форма » определяет структуру бизнеса, обоснование потребности в капитале и источников его формирования, а также формы собственности объекта и его перспективный организационно-правовой статус.
Финансовый план включает в себя расчеты финансовых результатов деятельности объекта производственной базы, анализ условий безубыточности, прогноз денежных потоков и т. п.
Опрос часть 1