Тема 6. Кадры и производительность труда в дорожном хозяйстве
1. Персонал организации: понятие и классификация. Движение кадров.
Главной производительной силой дорожного хозяйства являются трудовые ресурсы, которые принято называть «кадрами» или «персоналом».
Под кадрами дорожных организаций понимается основной (постоянно работающий в течении всего календарного года) состав работников предприятий.
Кадры дорожных организаций в зависимости от выполняемых ими функций делятся на следующие категории :
Рабочие основные и вспомогательные, руководители, специалисты, служащие .
Каждая категория работников в своем составе предусматривает ряд профессий (экономист), которые в свою очередь представлены группами специальностей (финансист, нормировщик), внутри которых работников можно разделить по уровню квалификации на неквалифицированных, малоквалифицированных, квалифицированных и высококвалифицированных рабочих. Квалификация рабочих определяется разрядами.
Специалисты делятся по квалификационным категориям: специалист 1,2,3 категории и без категории.
Руководители распределяются по структурам управления на линейных и функциональных, по звеньям управления — на высшего, среднего и низового звена.
В условиях рыночной экономики появились новые элементы в классификации персонала — менеджеры разного уровня.
К ним относятся руководители всех звеньев управления, а также специалисты управленческих служб: менеджеры по рекламе, сбыту, персоналу и т. д.
Количественная и качественная характеристика трудовых ресурсов.
Персонал предприятия характеризуется набором количеств, качеств, структурных показателей.
Количественная характеристика персонала измеряется такими показателями, как списочная, явочная и среднесписочная численность работников.
Списочный состав — все постоянные и временные работники, числящиеся на предприятии может быть установлена на определенную дату.
Явочный состав - минимально необходимое число работников, которые должны ежедневно являться на работу для выполнения производственного задания. (Это списочная численность за вычетом работников, которые в отпуске, командировках, больны и т. д.).
Среднесписочный состав определяется, как деление суммы списочного состава работников за все календарные дни периода, включая выходные и праздничные дни, на полное календарное число дней периода.
Качественная характеристика персонала определяется степенью профессиональной и квалификационной пригодности его работников для достижения целей предприятия и производства работ.
Основные параметры этой характеристики экономические, личностные, организационно- технические, социально-культурные.
Движение работников списочного состава — это изменение списочной численности работников вследствие приема на работу и выбытия по различным причинам.
Структурная характеристика персонала определяется составом и количественным соотношением отдельных категорий и групп работников. (Производственный, непроизводственный, административно-управленческий персонал).
Существуют 3 метода расчета явочной численности работающих ( Ряв): по нормам времени, нормам выработки и нормам обслуживания:
1. По норма времени ( Тшт) явочная численность рассчитывается:
Ряв =
Кн — коэффициент выполнения норм выработки
2 . По нормам выработки (Нвыр)
Ряв =
3. По нормам обслуживания (Нобс.)
Ряв = ( О : Нобсл) x С x
О — количество оборудования
С — количество смен
2. Производительность труда, показатели и методика их определения
Производительность труда важнейший экономический показатель, характеризующий эффективность затрат труда в материальном производстве, как отдельного работника, так и коллектива предприятия в целом.
Основными показателями ПТ при строительстве автомобильной дороги являются показатели выработки и трудоемкости.
Выработка на дорожных работах (В) определяется, как отношение определенного их объема (Q) к затратам рабочего времени на выполнение (Т)
В =
Выработка может быть часовая, дневная, месячная, квартальная, годовая.
Трудоемкость дорожных работ — это затраты рабочего времени на выполнение определенного их объема. Показатель трудоемкости (Тр) является обратным показателю выработки
Тр =
Он обычно измеряется в человеко-часах или человеко-днях на выполнение единицы объема работ. Различают трудоемкость нормированную, фактическую и плановую.
В зависимости от единицы измерения объема продукции различают 2 основных метода измерения ПТ : натуральный и стоимостной.
Натуральный метод предусматривает определение объемов работ в натуральных единицах (земляных работ, покрытий дорог и т. д.)
При стоимостном методе в качестве показателя ПТ принимается выработка в расчете на одного работающего, занятого на выполнении отдельных видов или комплексов дорожных работ
В =
Vc – общий объем работ по строительству работ по сметной стоимости, выполненного за определенный период времени (год, месяц, квартал),
Чоб — количество всех работающих в этот период на предприятии.
Факторы и пути повышение ПТ
Под факторами роста ПТ понимают движение силы, источники, оказывающие влияние на изменение уровня ПТ.
Важнейшей задачей дорожных организаций является мобилизация резервов роста ПТ, которые можно разделить на 3 группы, характеризующие технический уровень производства, улучшение использования дорожных машин и транспортных средств и совершении организации труда.
Повышение технического уровня производства в дорожном хозяйстве достигается в результате:
- механизации и автоматизации выполнения основных и вспомогательных дорожных работ;
- внедрения высоко производительности машин и транспортных средств;
- прогрессивных технологических процессов;
- повышение единичной мощности парка машин
- использование нано –технологий;
- применение более экономичных конструкций, материалов и п/ф.
Большие резервы повышения ПТ в дорожных организациях заложены и в улучшении использования средств производства :
- оптимальное распределение машин по объектам строительства;
- ликвидацию их простоев и повышении сменности работы;
- определение рациональных областей использования универсальных и взаимозаменяемых технических средств.
Совершенствование организации труда при выполнении дорожных работ обеспечивающиеся
- путем повышения норм труда и расширением зон обслуживания;
- улучшение использования рабочего времени;
- повышения уровня квалификационной работы и ИТР;
- сокращения текучести кадров;
- упрощение структуры управления, внедрение научной организации труда;
- повышение уровня специализации производства.
Домашнее задание:
- Систематизировать учебный материал
- Подготовиться к письменному опросу по теме
- Подготовиться к практическим работам № 5,6
Список использованных источников:
- Акимов глава 15 стр. 105, 99-101, 101-111, 113-120, 124-127.
- Гарманов гл.10 стр.172-179
- Грибов гл.9 стр.192-198, 205-209
- Дингес глава 9 стр.218-225