• Обращение к портрету.( Слайд 2. Cообщение ученика). Михаил Пришвин родился под городом Орёл. Жилось его семье трудно, так как мать осталась одна с пятью детьми. С детства любил много читать и путешествовать. Так в 12 лет, начитавшись книг, Пришвин с тремя друзьями совершает свое первое путешествие-побег в Азию. Конечно же, беглецов быстро вернули назад, но страсть к путешествием осталось. И после каждого путешествия появлялась книга или какие-то заметки .За годы своей жизни сменил много видов деятельности. Был агрономом, охотником, учителем ,библиотекарем. Писать начал в 30 лет. Прожил писатель 81 год. • Обращение к выставке книг.( Слайд 33) - Как вы думаете, о чём писал М. Пришвин? . - А сейчас мы познакомимся с произведением М. М. Пришвина, только сначала отгадайте ребус. Ребус (Слайд 4)) -Отгадайте, о ком будет произведение? Как называются детёныши утки? Но перед чтением мы бы хотели рассказать об этой уточке. (Рассказ подготовленного ученика). Чирок – свистунок. Чирок – свистунок самая маленькая уточка. Она весит меньше 600 граммов. Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится почти также как вертолёт – вертикально. В Казахстане чирки-свистунки обитают к югу до Уральска, Атбасара, Юго-Западного Алта. - Итак, главными персонажами нашего рассказа будет утка с утятами, а произведение называется «Ребята и утята». Словарная работа - Как вы понимаете значение этого слова? В ОБХОД ДЕРЕВНИ - обходя стороной, не заходя в деревню. ВЕРСТА – старая русская мера длины равная 1км 60 м. ВОДА СПАЛА – меньше стало воды КУЗНИЦА – мастерская с горном для ручной ковки металла, для подковывания лошадей. ЗАШВЫРЯЛИ – закидали ПАРОВОЕ ПОЛЕ – поле, на котором не стали сажать растения, отдыхающее поле. МЕСТА ОТКРЫТЫЕ ДЛЯ ГЛАЗ ЧЕЛОВЕКА – видно кругом далеко. Чтение с остановками. (Текст делится на 4 смысловые части. После прочтения каждой учитель спрашивает «Как вы думаете, что будет дальше?» Ученики высказывают предположения, учитель читает следующий фрагмент текста. - Оправдались ваши ожидания? -Что произойдёт дальше? И т.д.) – Ребята, понравился вам рассказ? Чем? -Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему? (ответ детей) Работа в парах.-Для себя обсудите фрагмент, который вас особо взволновал. (Выслушивание) Вторичное чтение Чтение 1 части: - Куда решила перевести уточка своих утят? - Почему путь был опасен? – Сколько это километров? Чуть больше 3 километров. – Это много или мало для человека? – А для маленькой уточки? - Как можно озаглавить эту часть? Чтение 2–ой части. - Кто увидел утиную семью? - Как мальчишки отнеслись к утятам? - Как вела себя уточка, когда ребята ловили птенцов- Как уточка ведет себя, когда ребята ловят её утят? Какая она мать? - Как можно озаглавить эту часть? 3 часть. - Кто подошёл к ребятам? - Как автор отнёсся к поступку ребят? - Как поступил рассказчик? - Что вы можете сказать о ребятах? - Как автор называет уточку с утятами ? (семья) А утят? ( дочки и сыновья) - Как бы вы озаглавили эту часть? 4 часть.- Переходим к последней части. - Как ребята отнеслись к требованию автора? - Чем рассказчик рассмешил ребят? - Поняли ли ребята урок, который дал автор? Докажите. -Какие слова нужно прочитать радостно, весело? - Как мы назовём эту часть? Физкультминутка. По дорожке, по дорожке. Скачем мы на правой ножке И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке По тропинке побежим До лужайке добежим. На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем, как зайки. Стоп. Немного отдохнем Выше руки, Шире плечи. Раз, два, три! Дыши ровней От зарядки станешь крепче Станешь крепче и сильней. Закрепление. Работа в группах. - Расположите предложения по порядку событий. (Слайд 7) Семья утки идёт в обход деревни. Ребята ловят птенцов. Мать – утка волнуется за малышей. Ребята струсили перед старшим. Мальчики отнесли утят на холм. Путешествие продолжилось. Работа в парах. Обращение к пословицам. (Слайд 8) - Подойдут ли пословицы к произведению? Выберете одну наиболее понравившуюся и объясните. Глупому в поле не давай воли. Время научит, что делать. Глупость – соседка беды. Чего себе не пожелаешь, того и другому не делай. Работа в группах. (Слайд 9) 1ряд: Как М. Пришвин относится к уточке и ее семейству? 2ряд: Как М. Пришвин относится к ребятам? 3ряд: Что можно сказать о самом авторе, читая это произведение? -Сделайте вывод о произведениях, которые вы изучили сегодня. - Как вы понимаете слова: БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ! ? (Слайд…) -Закончите предложения: Я узнал…. Я удивился…… Я открыл для себя….. Мне было интересно…. (Слайд…) -Напишите на стикерах, как вы себя оцениваете. Д/з. стр.92-931. 1уровень - пересказ по плану. 2уровень - нарисовать рисунок и придумать 3 вопроса: Как… Почему… Зачем…3уровень - придумать небольшое стихотворение или рассказ о бережном обращении к природе. |