СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс. Мультфильм как иллюстративный материал на уроках обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка. Примеры использования мультфильмов на уроках обществознания в качестве иллюстративного материала.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс. Мультфильм как иллюстративный материал на уроках обществознания»

Мультфильм как иллюстративный материал на уроках обществознания Нуждина А.А. Лицей № 86

Мультфильм как иллюстративный материал на уроках обществознания

Нуждина А.А. Лицей № 86

Мультфильм как иллюстративный материал на уроках обществознания Условия: Мультфильм должен быть добрым. Чаще всего это мультфильмы производства отечественных киностудии. Продолжительность просмотра. Задания для анализа. Коллективное обсуждение в классе.

Мультфильм как иллюстративный материал на уроках обществознания

Условия:

  • Мультфильм должен быть добрым. Чаще всего это мультфильмы производства отечественных киностудии.
  • Продолжительность просмотра.
  • Задания для анализа.
  • Коллективное обсуждение в классе.
Критерии отбора мультфильма для просмотра:   Популярность и известность. Богатство сюжетов. Относительная современность и социальный характер мультфильма. Например: «Трое из Простоквашино» «Каникулы в Простоквашино» «Зима в Простоквашино»

Критерии отбора мультфильма для просмотра:

  • Популярность и известность.
  • Богатство сюжетов.
  • Относительная современность и социальный характер мультфильма.

Например:

«Трое из Простоквашино»

«Каникулы в Простоквашино»

«Зима в Простоквашино»

Семья как малая группа На уроке с учениками необходимо изучить основные понятия, признаки и функции семьи в социуме. Далее для усвоения материала на фактических примерах мы предлагаем фрагменты мультфильма и просим учеников найти в предложенных сюжетах изученные признаки семьи как малой группы (См.: илл. 1) На обсуждение отводится около 10 минут. Сравниваем ответы, предложенные обучающимися и педагогом, принимаем подходящие, дополняем, отвергаем некорректные.

Семья как малая группа

  • На уроке с учениками необходимо изучить основные понятия, признаки и функции семьи в социуме.
  • Далее для усвоения материала на фактических примерах мы предлагаем фрагменты мультфильма и просим учеников найти в предложенных сюжетах изученные признаки семьи как малой группы (См.: илл. 1)
  • На обсуждение отводится около 10 минут.
  • Сравниваем ответы, предложенные обучающимися и педагогом, принимаем подходящие, дополняем, отвергаем некорректные.
Семья как малая группа Семья – основанная на браке, кровном родстве или отношениях усыновления малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. ПРИЗНАКИ МАЛОЙ ГРУППЫ : Малочисленный состав; Непосредственный личные контакты Эмоциональные отношения Особые групповые ценности Общая деятельность Групповые социальные нормы Роль семьи в жизни человека

Семья как малая группа

Семья – основанная на браке, кровном родстве или отношениях усыновления малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

ПРИЗНАКИ МАЛОЙ ГРУППЫ :

  • Малочисленный состав;
  • Непосредственный личные контакты
  • Эмоциональные отношения
  • Особые групповые ценности
  • Общая деятельность
  • Групповые социальные нормы

Роль семьи в жизни человека

Илл. 1

Илл. 1

Малочисленный состав Эмоциональные отношения и личные контакты Взаимопомощь Общность быта Общие групповые ценности

Малочисленный состав

Эмоциональные отношения

и

личные контакты

Взаимопомощь

Общность быта

Общие групповые ценности

Результаты:  Такой прием помогает: 1. воспринимать информацию более осмысленно, а не механически; 2. учиться приводить конкретные примеры из окружающей социальной действительности или литературных произведений. 3. значительно облегчает запоминание теоретического материала.

Результаты:

Такой прием помогает:

  • 1. воспринимать информацию более осмысленно, а не механически;
  • 2. учиться приводить конкретные примеры из окружающей социальной действительности или литературных произведений.
  • 3. значительно облегчает запоминание теоретического материала.
Права ребенка и их защита На уроке с учениками, рассматривая личные имущественные и неимущественные права, можно также использовать знакомые ребятам мультфильмы. Мы предлагаем фрагменты мультфильма и просим разделиться учеников на две группы, первая группа должна найти в предложенных сюжетах осуществление личных неимущественных прав, а вторая группа – имущественных прав. (См.: илл. 2) На обсуждение отводится около 10 минут. Сравниваем ответы двух групп, дискутируем, принимаем подходящие, дополняем, отвергаем некорректные.

Права ребенка и их защита

  • На уроке с учениками, рассматривая личные имущественные и неимущественные права, можно также использовать знакомые ребятам мультфильмы.
  • Мы предлагаем фрагменты мультфильма и просим разделиться учеников на две группы, первая группа должна найти в предложенных сюжетах осуществление личных неимущественных прав, а вторая группа – имущественных прав. (См.: илл. 2)
  • На обсуждение отводится около 10 минут.
  • Сравниваем ответы двух групп, дискутируем, принимаем подходящие, дополняем, отвергаем некорректные.
Права ребенка и их защита ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ИМУЩЕСТВЕННЫЕ     На жизнь и сохранение здоровья  На имя, отчество, фамилию и гражданство  Жить и воспитываться в семье На получение материального содержания от своих родителей и других членов семьи Право собственности на доходы, полученные им и имущество На общение с родителями и родственниками На распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом Выражать свое мнение Играть, выражать себя Получать образование

Права ребенка и их защита

ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ

На жизнь и сохранение здоровья

На имя, отчество, фамилию и гражданство

Жить и воспитываться в семье

На получение материального содержания от своих родителей и других членов семьи

Право собственности на доходы, полученные им и имущество

На общение с родителями и родственниками

На распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом

Выражать свое мнение

Играть, выражать себя

Получать образование

Илл. 2

Илл. 2

Играть, выражать себя Жить, воспитываться в семье Общаться с родителями Право на жизнь и здоровье Выражать своё мнение

Играть, выражать себя

Жить, воспитываться в семье

Общаться с родителями

Право на жизнь и здоровье

Выражать своё мнение

Получение материального содержания от родителей Право собственности на имущество, распоряжение им и получение доходов

Получение материального содержания от родителей

Право собственности на имущество, распоряжение им и получение доходов

Особенности правового статуса несовершеннолетнего На уроке с учениками необходимо изучить основные понятия и особенности правового статуса несовершеннолетних, разобрать отличие прав малолетних и несовершеннолетних. Далее для усвоения материала мы предлагаем фрагменты мультфильма и просим класс решить задачу на основе полученной на уроке информации (См.: илл. 3) На обсуждение отводится около 10 минут. Сравниваем ответы, предложенные обучающимися и педагогом, принимаем подходящие, дополняем, отвергаем некорректные.

Особенности правового статуса несовершеннолетнего

  • На уроке с учениками необходимо изучить основные понятия и особенности правового статуса несовершеннолетних, разобрать отличие прав малолетних и несовершеннолетних.
  • Далее для усвоения материала мы предлагаем фрагменты мультфильма и просим класс решить задачу на основе полученной на уроке информации (См.: илл. 3)
  • На обсуждение отводится около 10 минут.
  • Сравниваем ответы, предложенные обучающимися и педагогом, принимаем подходящие, дополняем, отвергаем некорректные.
Особенности правового статуса несовершеннолетних Как граждане РФ обладают всей совокупностью прав и свобод Не могут самостоятельно отстаивать свои интересы Не обладают полной гражданской дееспособностью Малолетние Несовершеннолетние 6-14 лет 14 – 18 лет

Особенности правового статуса несовершеннолетних

  • Как граждане РФ обладают всей совокупностью прав и свобод
  • Не могут самостоятельно отстаивать свои интересы
  • Не обладают полной гражданской дееспособностью

Малолетние

Несовершеннолетние

6-14 лет

14 – 18 лет

Имеют право: Малолетние Несовершеннолетние 6-14 лет 14 – 18 лет Мелкие бытовые сделки Направленные на безвозмездное получение прибыли Направленные на распоряжение средствами, специально предоставленными ими для определенной цели Распоряжаться своим заработком и иными доходами Осуществлять права автора произведений… Вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими

Имеют право:

Малолетние

Несовершеннолетние

6-14 лет

14 – 18 лет

  • Мелкие бытовые сделки
  • Направленные на безвозмездное получение прибыли
  • Направленные на распоряжение средствами, специально предоставленными ими для определенной цели
  • Распоряжаться своим заработком и иными доходами
  • Осуществлять права автора произведений…
  • Вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими
Дяде Федору десять лет. Илл. 3  Какими имущественными правами он обладает? Он может распоряжаться средствами, специально предоставленными ему для определенной цели.  Остальные сделки от имени малолетнего совершают его законные представители

Дяде Федору десять лет.

Илл. 3

Какими имущественными правами он обладает?

Он может распоряжаться средствами, специально предоставленными ему для определенной цели.

Остальные сделки от имени малолетнего совершают его законные представители

Собственность Также очень наглядно можно разобрать понятие «собственности», используя знакомы детям сюжеты мультфильмов. Уяснить различие в понятиях владения, распоряжения и пользования. В данном случае лучше не давать задание ученикам, а самому педагогу, на основе сюжета мультфильма проиллюстрировать отличия этих понятий.

Собственность

Также очень наглядно можно разобрать понятие «собственности», используя знакомы детям сюжеты мультфильмов.

Уяснить различие в понятиях владения, распоряжения и пользования.

В данном случае лучше не давать задание ученикам, а самому педагогу, на основе сюжета мультфильма проиллюстрировать отличия этих понятий.

Собственность Правомочия собственника: Владение – нахождение вещи в хозяйстве собственника Пользование – право извлекать потребительские свойства вещи Распоряжение – право поступать с вещью по своему усмотрению, дарить и продавать

Собственность

Правомочия собственника:

Владение – нахождение вещи в хозяйстве собственника

Пользование – право извлекать потребительские свойства вещи

Распоряжение – право поступать с вещью по своему усмотрению, дарить и продавать

Право владения, распоряжения, пользования

Право владения, распоряжения, пользования

Домашнее задание В рамках подготовки домашнего задания можно также предлагать детям на основе знакомых сюжетов решать юридические, социальные или экономические задачи.

Домашнее задание

В рамках подготовки домашнего задания можно также предлагать детям на основе знакомых сюжетов решать юридические, социальные или экономические задачи.

Домашнее задание «Повышаем юридическую грамотность» Как современное гражданское право регулирует отношения, возникающие в связи с обнаружением клада? Мог ли дядя Федор сделать дом в Простоквашино своей собственностью? Кому принадлежит теленок, родившийся от коровы Мурки, принадлежащей колхозу?

Домашнее задание «Повышаем юридическую грамотность»

Как современное гражданское право регулирует отношения, возникающие в связи с обнаружением клада?

Мог ли дядя Федор сделать дом в Простоквашино своей собственностью?

Кому принадлежит теленок, родившийся от коровы Мурки, принадлежащей колхозу?

Домашнее задание «Повышаем юридическую грамотность» Половина клада достается тому, кто его нашел, а вторая половина – тому, в чьей собственности находится имущество, где клад был сокрыт. Правда, кладоискатель получит свою половину только в том случае, если проводил раскопки с согласия владельца земли.  Он может владеть домом на основании приобретательной давности. Если он будет пользоваться домом на протяжении 15 лет, то законные хозяева, даже если вдруг передумают, по истечении этого срока не смогут возвратить себе право собственности на дом.  плоды, продукция и доходы, полученные в результате использования имущества, принадлежат лицу, использующему это имущество на законных основаниях. Эти правила распространяются и на животных.

Домашнее задание «Повышаем юридическую грамотность»

Половина клада достается тому, кто его нашел, а вторая половина – тому, в чьей собственности находится имущество, где клад был сокрыт. Правда, кладоискатель получит свою половину только в том случае, если проводил раскопки с согласия владельца земли.

Он может владеть домом на основании приобретательной давности. Если он будет пользоваться домом на протяжении 15 лет, то законные хозяева, даже если вдруг передумают, по истечении этого срока не смогут возвратить себе право собственности на дом.

плоды, продукция и доходы, полученные в результате использования имущества, принадлежат лицу, использующему это имущество на законных основаниях. Эти правила распространяются и на животных.

О требования к современному уроку по ФГОС

  • Урок обязан иметь личностно-ориентированный , индивидуальный характер.
  • В приоритете самостоятельная работа учеников , а не учителя.
  • Осуществляется практический, деятельностный подход .
  • Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных , регулятивных и познавательных.
  • Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс .
  • Структура урока-рефлексии по ФГОС
  • Мотивационный этап.
  • Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
  • Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
  • Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).
  • Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
  • Обобщение выявленных затруднений.
  • Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу .
  • Включение в систему знаний и умений.
  • Осуществление рефлексии.

Предложенная форма работы, по нашему мнению, полностью соответствует требованиям к современному уроку по ФГОС

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!