СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Мудрость в определении добра и зла. Жемчужины духовной мудрости"

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Мудрость в определении добра и зла. Жемчужины духовной мудрости"

Просмотр содержимого документа
«"Мудрость в определении добра и зла. Жемчужины духовной мудрости"»

Тема: Мудрость в определении добра и зла. Жемчужины духовной мудрости.


Цель урока: раскрыть ученикам содержание понятий «мудрость», «образованность», объяснить на библейском примере царя Соломона, мудрость - это Божий Дар; развивать навыки мудрой поведения в различных жизненных ситуациях; воспитывать стремление к познанию начал мудрости.

Задачи: ознакомление с представлением о мудрости, добре, зле в христианской этике; усвоение понятий «добро», «зло»; осознание значимости доброго отношения к людям.

Тип урока: усвоение новых знаний

Библейская история: 3 Царств 3: 5-28.

Ключевой стих: «Блажен тот человек, который приобрел себе мудрость, и человек, который умел добиться к знанию. Потому достояние это липший как достояние серебра, и защиты его более чем из золота »(Притч. 3, 13-14)

Словарь понятий и терминов: добро, зло, мудрость, жемчужины.

Оборудование: иллюстрации по теме, Библия, толковый словарь, компьютер, стихи для литературного чтения, волшебный цветок.

Межпредметные связи: русский язык, изобразительное искусство, литература.


Ход урока

I. Вводная часть

Организационный момент. Налаживание контакта с классом

Здравствуйте, дорогие дети! Я прошу вас минутку постоять. Пусть первыми сядут внимательность и искренность, вторыми - сердечность и отзывчивость, последними - добро и милосердие. Вы засомневались? Почему? Я не случайно остановила вас. Каждый на минутку задумался над чистыми источниками своей души.

Вернитесь, друг к другу, улыбнитесь приветливо, пожелайте хорошего дня. Нажмите своими ладошками и почувствуйте тепло рук своего товарища. Это тепло его сердца и тепло души! Оно согревает вас так же, как богатство ваших душ может согреть ближнего. / Учитель приглашает сесть учеников /

ІІ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Мотивация учебной деятельности

- Давайте подумаем вместе, на что похожа доброта?

- Свои ответы напишите на волшебных лепестках.


/ Ответы детей: на разноцветную радугу, мамину мягкую улыбку, спелые пшеничные колосья, яркий цветок, ароматную лепешку, цветущее дерево, душистый первоцвет, радостную песню соловья, теплый летний дождик, веселое журчание весеннего ручья, морской бриз, волшебную фею, ласковое солнышко / .

Упражнение «Ассоциации»

- Подберите слова, которые ассоциируются у вас со словом "мудрость".

- Что, по вашему мнению, является противоположностью мудрости?

- Какого человека можно назвать мудрым?

- Приходилось ли вам наблюдать в жизни поступки людей, которые действовали с позиций мудрости?

- Сегодня мы поговорим с вами о жемчужины духовной мудрости


2. Усвоение нового материала

слово учителя

Духовно мудрый человек умеет различать и определять в жизни добро и зло.

Ежедневно мы принимаем много слов и выражений, где встречается слово «добро»: «добрый день», «спокойной ночи», «всего хорошего» и другие. Человек ежедневно совершает много поступков, но каждый раз прежде чем что-то сделать, нужно подумать, принесет ли это пользу людям.

Жить по-хорошему нас учит и Священное Писание. Вспомним десять Божьих заповедей.

Жить по-хорошему нас учат народные обычаи, традиции, песни, сказки.

(Дети приводят примеры)

Господь Бог, создав свое любимое творение - человека, позаботился о том, чтобы она не была одинока. С тех пор человек стремится к общению с другими людьми. Но иногда в жизни бывают случаи, когда мы не замечаем, что своими действиями обижаем тех, кто рядом с нами.

         - Придумайте слова-синонимы к словам «добрый поступок».

                      

     (Внимательный, справедливый, честный, милосердный, мудрый).

словарная работа

- Придумайте слова-синонимы к слову «мудрый».

 (Обученный, образованный, милосердный, умный, вежливый, добрый, справедливый).

Дети зачитывают слов: образованный человек, мудрый человек.

Образованный человек - человек, который имеет образование, усвоила разносторонние знания.

Мудрый человек - обладает, одаренная Богом большим умом; имеет значительный жизненный опыт; черпает ум из общения с Богом.


Разработка библейского повествования

Источником мудрости для христианина является Священное Писание. Именно оно нас учит, как и где человеку черпать мудрость. Она дает нам яркие примеры, на которых мы имеем возможность учиться. Примером настоящей мудрости для нас является известный нам царь Соломон.

- Что же нам известно о нем? (Ответы детей)

Мудрость царя Соломона

    В давние-давние времена, как рассказывает нам Священное Писание, правил еврейским народом добрый и справедливый царь Давид. И запала ему в сердце мысль построить храм, который напоминал бы людям о величии Творца. Давид мечтал о том, чтобы люди, глядя красоту и величие храма, наполнялись большего уважения к Богу. Но Господь не благословил Давида на этот поступок из-за того, что ему пришлось очень много воевать, пройти через жестокость войн и кровопролитий. Поэтому Бог сказал, что этот храм построит его сын Соломон.

      После смерти Давида стал Соломон. Однажды Бог явился молодому царю во сне и сказал, что Он даст ему все, что бы он не попросил. Тогда Соломон, зная, как трудно быть добрым и справедливым царем, попросил у Господа мудрости, чтобы управлять своим многочисленным народом. Господь ответил ему: «За то, что ты просил этого, и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил гибели врагов твоих, но просил разума, чтоб уметь судить, - я сделаю по слову твоему. Я даю тебе сердце, мудрое и разумное ... И то, чего ты не попросил, я даю тебе богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои ».

        Однажды пришли к Соломону две женщины и принесли двух младенцев: одно - живое, а второе - мертвое. Каждая женщина утверждала, что живой ребенок - это ее ребенок. Тогда Соломон, чтобы узнать, кто из них прав, приказал рассечь ребенка пополам и отдать каждой по половине. Конечно, он и не думал убивать ребенка, но сказал так для того, чтобы испытать женщин. Соломон знал, что женщина, которая на самом деле является матерью живого ребенка, не согласится и откажется от ребенка, чтобы и осталась жива. Так и произошло. Одна из женщин сказала: «Рубите ребенка, пусть она никому не достанется - ни мне, ни тебе» Другая закричала: «Лучше отдайте младенец другой, но только не убивайте его!»

      Так Соломон узнал, кто из женщин - настоящая мать. Народ удивлялся мудрости своего царя.

Беседа по содержанию прочитанного

- Чем был известен Соломон?

- Что Соломон попросил у Господа

- Как воспользовался этим даром царь Соломон?

- С проблемой две женщины пришли к царю?

- Как бы ты поступил на месте Соломона?

- Что, по вашему мнению, означают слова: «... Я даю тебе сердце, мудрое и разумное ...»?


Слово учителя:

Царь Соломон произнес около 3000 притчей. Истины, заложенные в них, выражают духовную мудрость и вечны.

 Притчи - это мудрые поучения, в которых подается истина по определенной тематике. В библейской книге притчей содержится немало мудрых высказываний о труде, справедливости, семейной жизни и отношений между людьми, поведения в различных ситуациях, а также советы по многим практическим вопросам. К примеру:

«Сын мой! как будут манит тебя ленивые люди, не слушай их »(Припов.1.10)

«Ступай дорогой добрых и держись стезей, которыми праведники ходят. (Припов.2.20)

«Премудрым сам себя не возвеличивай в мысли; бойся Господа и остерегайся плохого »(Припов.3.7)

«Не ругайся с мужем, не имея причины, как он тебе не сделал зла. Не ревнуй к мужчине, поступающему напастливо и не выбирай для себя пути его »(Припов.3.30-31)

Работа над объяснением ключевого стихотворения урока

«Блажен тот человек, который приобрел себе мудрость, и человек, который умел добиться к знанию. Потому достояние это липший как достояние серебра, и защиты его более чем из золота »(Притч. 3, 13-14).

Как вы считаете, почему мудрость - достояние лучший серебра?


Мудрость жизненная приобретается с годами, благодаря опыту, а мудрость Божья - через восприятие библейских истин и соблюдения их.

В Библии написано: "Если же у кого из вас не хватает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему"


Различения понятий «добро» и «зло»

Бог создал человека для добра, но не заставлял ее быть доброй. С понятием добра мы соотносим свои слова и поступки. Моральное качество человека, живущего по законам Божьим, творит добро - благотворительность.

        Для того, чтобы понять, что такое добро и зло, нужна духовная мудрость.

Бог нас призывает выбирать тропу добра, уклоняться от всего плохого. Библия говорит: «уклоняйся от зла, делай и будешь жить!»


3.Закрепление нового материала

1. Упражнение «составить пословицы».

Расположите слова таким образом, чтобы получились известные украинские пословицы.

1. Одежда, не, к человека, а дела, красит, хорошо.

(Не одежда красит человека, а добрые дела



2. Добро, не, к делаешь, кайся, назло, и, делаешь, зло, надейся.

(Делаешь добро - не кайся, делаешь зло - назло и надейся).


Практическая работа в тетради

Вставить пропущенные слова.

1. Что попросил Бога царь Соломон?

    Царь Соломон попросил у Господа _________________, чтобы ________________________ своим многочисленным народом.

2. Что ответил ему Господь?

    Господь ответил ему: «За то, что ты просил этого, и не просил себе _________________, не просил себе _________________, не просил ________________, но просил _____________________, __________________, то я сделаю по слову твоему. Вот я даю тебе сердце _____________________________________________________... »


Обработка рассказа поучительного характера

                                                      Магазин

    Одному юноше приснилось, что он вошел в большой магазин. За прилавком стоял Ангел.

- Что вы продаете? - Спросил юноша.

- Все, что хотите, - вежливо ответил Ангел.

Юноша начал перечислять:

- Я хотел бы прекращения в мире всех войн, справедливости для обиженных, терпимости и щедрости для иностранцев, любви в семьях и ...

    Ангел прервал его:

- Простите, сэр, вы меня не поняли. Мы не продаем плодов, а только семена.


В чем заключается главная мысль этого рассказа?


 Ассоциативный куст




Задача «Продолжить мудрые пословицы»


1. Хорошее человека ... / пчелы не жалят /.

2. Жизнь дана на ... / добрые дела /.

3. Добрый держись, а ... / плохого чуждайся /.

4. Чтобы вкус добра узнать, надо ... / бедствия попробовать /.

5. Все хорошо перенимай, а ... / плохого избегай /.

6. Кто людям добра желает, тот ... / тоже имеет /.

7. Хорошее дело ... / произведения смело /.

8. Мир не ... / без добрых людей /.

9. Не одежда красит человека, а ... / добрые дела /.

10. За добро ... / добром платят /.

11. Ветер двинется горы, а слово ... / дружбу /.

12. Доброе слово и ... / железные ворота открывает /.

13. Теплое слово и в ... / мороз греет /.

14. Доброе слово человеку ... / что дождь в засуху /.

15. Малое зло ... / большую обиду творит /.

16. Доброе слово - это ключ, которым ... / отключают сердца /.

слово учителя

О силе слова говорил Расул Гамзатов: «Нет просто слова. Оно или проклятие, или поздравления, или красота, или боль, или грязь, или цветок, или ложь, или правда, или мир, или тьма ». Так доброта человека выражается не только в ее взгляде, мягких глазах, искренней улыбке, но и в хорошем, приветливом слове.

Создание словаря «Плоды духовной мудрости»

- На бумажках напишите, что вы думаете, являются плодами духовной мудрости.

- Приклейте свои записи на доску.

Итак, плоды духовной мудрости - это христианские добродетели, а именно: смирение, терпение, кротость, правда, целомудрие, милость и другое. Так учит Соломон: «Плоды ее (премудрости) суть добродетели: она учит целомудрию и благоразумию, справедливости и мужеству, полезнее которых ничего нет для людей в жизни" (Прем. 8: 7).

Интерактивная игра "Мозговой штурм"

- К буквам слова "добро" нужно подобрать слова - ассоциации самого понятия. Чем больше будет слов, тем полнее мы раскроем значение данного слова:

Д - дружба, благотворительность, духовность, душевность, доверие,

       деятельность, дальновидность.

О - оптимизм, образованность, организованность.

Б - бодрость, бережливость, безопасность, бескорыстие.

Р - радость, решительность, рассудительность, разум.

О - одаренность, объективность.


Аналогично раскроем значение слова "зло":

З - зависть, презрение, замкнутость, высокомерие, злорадство, злопамятность.

Л - лень, злодейство, лукавство, легкомыслие, лицемерие.

О - обман, обида, ограниченность, надувательство.


ІІІ.Итоговая часть

Упражнение «Микрофон»

1. Как человек может различить «добро» и «зло»?

2. Каковы плоды мудрости?

3. О ком говорят «мудрый человек»?


       Мудростью невозможно поделиться с другими, но ее можно приобрести, читая и размышляя над словом Божьим - Библией. Примеры из Библии могут помочь вам в различных жизненных ситуациях.

Подведение итогов урока и оценивание учеников

Домашнее задание

Выучить стихотворение, которое больше всего соответствует вашему представлению о мудрости.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!