СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мозг и школьные предметы

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока-исследования до Дню Науки. Цель - Раскрыть возможности человеческого организма, познакомить учащихся с понятием мозг и интеллект, рассмотреть все его составляющие. Рассмотреть приемы развития внимания и памяти, позволяющие учащимся развивать свой интеллект.

Просмотр содержимого документа
«Мозг и школьные предметы»

5 класс

Тема: МОЗГ И ШКОЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ


Цель: Раскрыть возможности человеческого организма, познакомить учащихся с понятием мозг и интеллект, рассмотреть все его составляющие. Рассмотреть приемы развития внимания и памяти, позволяющие учащимся развивать свой интеллект.


Задачи:

- обучающие:

Изучить функции и строение отделов головного мозга, регуляцию сложных рефлексов и всей деятельности человека, выявить специфичность строения этих отделов

- развивающие:

  • развивать наблюдательность, память, логическое мышление, умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании изучаемого материала;

  • развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения;

  • создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привить навыки самостоятельной работы при поиске требуемого материала.

- воспитательные:

  • воспитывать информационную культуру;

  • Личностные УУД

  • Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.

  • Познавательные УУД

  • Владеть приёмами отбора и систематизации материала;анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать

  • Коммуникативные УУД

  • Уметьоформлять свои мысли в устной форме;способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета, слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, представлять результат своей деятельности и деятельности группы.



  • Регулятивные УУД

  • Искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы




МОЗГ И БИОЛОГИЯ


Наука биология рассматривает мозг как Центральный отдел нервной системы человека и животных — вещество, заполняющее череп и канал позвоночника; орган мышления у человека.


Головной мозг расположен в мозговой части черепа. Масса головного мозга взрослого человека составляет около 1400—1500 г.

Головной мозг состоит из пяти отделов:

  • продолговатый мозг,

  • средний мозг,

  • мозжечок,

  • промежуточный мозг,

  • большие полушария мозга.

  • Продолговатый мозг Контроль основных защитных рефлексов. Контроль бессознательных рефлексов. Контроль равновесия и координации движений.

  • Средний мозг Обработка нервных импульсов, зрительных и слуховых центров, ответная реакция на них. Регулирование температурного режима организма, мышечного тонуса, возбуждение, сон.

  • Промежуточный мозг Секрецию гормонов и регулирование эндокринной системы организма.

  • Гипофиз Таламус Осознание окружающего мира, обработка и интерпритацию импульсов, поступающих от переферийных рецепторов.

  • Гипоталамус Обработка информации от периферийных рецепторов Контроль сердечного ритма и давления крови.

  • Эпиталамус   Выработка гормонов. Контроль состояния голода, жажды, насыщения. Регулирование суточного биологического ритма, регулирование обмена веществ организма.

  • Задний мозг Мозжечок Координация двигательных функций. Регулирование когнитивных функций: внимание, понимание, осознание языка, регулирование ощущения страха, ощущение времени, осознание характера удовольствия.

  • Большие полушария мозга Обработка нейронных сигналов, поступающих от глаз.

  • Затылочные доли Теменные доли Интерпретация болевых и тепловых ощущений, ответственность за возможность читать и писать, логическая и аналитическая способность мышления.

  • Височные доли

  • Лобные доли. Долговременное хранилище информации. Интерпретация и сопоставление информации, распознавание речи и мимики, расшифровка нейронных импульсов приходящих от обонятельных рецепторов. Критическая самооценка, адекватность поведения, настроения. Процесс обучения, освоения навыков, приобретения условных рефлексов.



МОЗГ И ГЕОГРАФИЯ


Американские ученые составили полный атлас человеческого мозга, имеющий самое высокое разрешение на сегодняшний день.

Детальное описание анатомической и микроскопической структуры мозга необходимо для понимания его развития, функций и заболеваний. Однако имеющиеся атласы человеческого мозга гораздо менее подробны (в плане как полноты, так и разрешения), чем атласы мозга червей, мух или птиц. Причина этого заключается в технических ограничениях, вызванных размером и сложностью устройства мозга человека.

Для создания своего атласа сотрудники Алленовского института исследований мозга применили ряд лучевых и гистологических методик визуализации. На первом этапе работы они провели магнитно-резонансную и диффузионно-тензорную томографии цельного мозга, извлеченного при вскрытии 34-летней женщины. После этого из мозга приготовили микросрезы целых полушарий. В итоге получилось , в том числе 117 пучках белого вещества и нескольких структурах, не выделенных ранее.

Недавно японским ученым впервые удалось создать полную модель нейрональных связей (коннектома) одного полушария мозга плодовой мухи дрозофилы.


МОЗГ И МАТЕМАТИКА

Учёные обнаружили способность мозга бессознательно решать математические задачи

Сколько будет "8 + 6 + 9"? Стоп! Израильские учёные утверждают, что ваш мозг знает ответ ещё до того, как вы начали думать над этой задачей. Новое исследование, опубликованное в журнале PNAS, показывает, что мы можем бессознательно читать и выполнять математические действия.

Ранее авторы других работ установили, что мозг способен неосознанно воспринимать отдельные слова и числа. Исследователи из Еврейского университета Иерусалима (Hebrew University) решили проверить, может ли он справляться с более трудными задачами. Для этого они провели два эксперимента, используя особую методику, когда добровольцам демонстрируется разное изображение для каждого глаза.

В первом случае левым глазом участники эксперимента на короткий промежуток времени видели математическую задачу, в которой нужно было выполнить сложение или вычитание трёх чисел. В это же время правым глазом они смотрели на быстро меняющиеся геометрические фигуры. 

В ходе этой процедуры яркие мелькающие предметы настолько отвлекают внимание, что сосредоточиться и осознать задание просто невозможно. Затем люди обоими глазами смотрели на меняющиеся числа и должны были как можно быстрее их называть. Оказалось, что быстрее всего добровольцы реагировали на число, которое являлось ответом к увиденному ранее арифметическому действию. Как будто их мозг был подсознательно знаком с ним и ожидал его появления.


Тайной человеческого мозга является поразительная способность некоторых лиц мужского и женского пола производить в уме сложнейшие математические вычисления и выдавать правильные ответы потрясённой аудитории практически за секунды.

Так в 50-е годы XX века в США прогремело имя Шакунтали Дэви. Эта простая и очень скромная девушка из Индии пересекла океан, чтобы потрясти пресыщенных американцев своими необычными способностями. До этого, она вначале зарекомендовала себя с лучшей стороны в Индии, затем в Англии.

Девушка проявила свой необычный дар, когда ей было всего 6 лет. В этом возрасте она уже легко складывала, отнимала, умножала и делила десятизначные числа. Для того, чтобы произвести подобные арифметические действия, ей требовалась пара секунд. Она больше времени тратила не на само вычисление, а на проговаривание готового результата.

Уже в семь лет Шакунтали Дэви взялась за извлечение квадратных и кубических корней из двенадцатизначных чисел. Чуть позже осилила извлечение корней четвёртой, пятой и шестой степеней. Легко возводила в квадрат, в куб, в четвёртую, пятую степень многозначные числа. Практически, это была ходячая логарифмическая линейка, которая в те годы пользовалась огромной популярностью.

Но девушка показывала блестящие способности только в математике. В остальных же науках она ничем не отличалась от своих сверстников. В некоторых гуманитарных дисциплинах была так неуспешна, что ей приходилось перездавать экзамены по два раза.

Свой след в истории оставило и множество других необыкновенных людей, обладавших блестящими математическими способностями. Они были «на ты» с миром цифр. Правда здесь нужно отметить, что некоторые из них, кто в детстве поражал окружающих быстротой расчётов, утратили этот поразительный дар в зрелом возрасте. Они превратились в обычных граждан, не способных производить мгновенные вычисления в уме.

Другие же пронесли эту поразительную возможность человеческого мозга через всю свою жизнь. Они не достигли высот в каких-то иных областях знаний, некоторые дисциплины им вообще не давались. Но что касается мгновенных вычислений огромных чисел, то здесь равных этим людям не было.


МОЗГ И РУССКИЙ ЯЗЫК


  • Фразеология — раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов. 
    Фразеологизм или фразеологическая единица – устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы (словарной единицы) .


Фразеологизмы со словом «мозг» и их значение (с примерами)

Мышление играет в нашей жизни огромную роль. А ответственным за процесс мышления является мозг, или, как еще говорят в народе, мозги. Поэтому неудивительно, что в русском языке накопилось достаточно много фразеологизмов со словами «мозг» и «мозги».

Шевелить мозгами
Когда человек напряженно размышляет о чем-то, то, желая подчеркнуть напряженность этого процесса, говорят, что у человека мозги «шевелятся». Шевелить мозгами – о чем усиленно думать.

Пораскинуть мозгами
Когда задача не имеет явного и быстрого решения, необходимо спокойно и всесторонне всё обдумать. В этом случае и используют выражение «пораскинуть мозгами».

Мозговой штурм
Коллективное обсуждение проблемы с высказыванием любых, даже самых невероятных решений. Метод коллективного мозгового штурма используется для повышения творческой активности его участников с целью наискорейшего решения проблемы.

Мозги набекрень
Если человек ведет себя странно, совершая глупые, неразумные поступки, о нем говорят, что у него «мозги набекрень», то есть они как бы находятся не на своем месте.

Мозга за мозгу зашла
Так принято говорить в том случае, если у кого-то произошел сбой в мыслительном процессе и человек в данный момент утратил способность логично размышлять, например, по причине усталости или в силу большой сложности изучаемого вопроса.

Мозги не туда повернуты
Это выражение аналогично фразе «Мозги набекрень». Говорится о человеке, который думает неправильно, нелогично.

До мозга костей
Наивысшая степень чего-либо. Употребляется при описании свойств характера или способностей определенного человека (ученый до мозга костей, эгоист до мозга костей).

Взрыв мозга
Употребляется при описании реакции человека на какое-либо событие или действие и означает крайнюю степень такой реакции, которая может быть как положительной, так и отрицательной («У меня взрыв мозга от этого фильма»).

Выносить мозг
Доводить собеседника до состояния, когда он теряет способность критично и здраво мыслить (например, «Он вынес мне весь мозг»).

Утечка мозгов
Так называют процесс, во время которого работники интеллектуального труда в поисках лучшей доли меняют работу, переезжают на постоянное место жительства в другой город или в другую страну.


ЗАДАНИЕ: Определить значение фразеологизмов. Придумать ситуацию, в которой было бы уместно использовать данный фразеологизм. Вспомнить примеры фразеологических оборотов со словом «мозг».


МОЗГ, ЛИТЕРАТУРА И ИСТОРИЯ

В повседневной жизни мы совершенно не задумываемся, что такое наша память, что она собой представляет и как работает. Вся информация, которая хранится у нас в голове, воспринимается, как нечто само собой разумеющееся. И только иногда, когда что-то важное вылетает из головы, мы вспоминаем, что она у нас есть - другими словами, когда память даёт сбой. Давайте же разберёмся, что и как работает память человека.

Загадка устройства памяти

Над разгадкой такого явления как работает наш головной мозг, и в частности память, уже не одно столетие бьются учёные всего мира, и всех тайн разгадать пока не удалось. Всё дело в том, что механизм работы человеческой памяти чрезвычайно сложен, и до конца изучить и понять все аспекты его действия никак не получается. Но, несмотря на всю сложность поставленной задачи, практически ежегодно учёные делаю новые открытия, расширяя познания о нас самих.

Внутри головного мозга находятся огромное количество нервных окончаний – нейронов, которые соединены между собой так называемыми нейронными связями. Как удалось выявить, количество этих нейронных связей увеличивается в процессе взросления человека, эти связи и есть наша память, наш накопленный жизненный опыт. Так, у маленького ребёнка нейроны есть, но вот нейронные связи пока практически отсутствуют, они начинают появляться в процессе познания окружающего мира.

Виды памяти

Принцип действия нашего мозга можно сравнить с компьютером, для хранения текущей информации используется оперативная память, а для длительного сохранения жесткий диск. Применительно к человеческому мозгу память можно разделить на несколько видов, которые различаются собой по продолжительности хранения в них информации.

Непосредственная память. Самая кратковременный вид памяти, его ещё называют сенсорным, информация запоминается буквально на несколько секунд, а потом забывается.


Кратковременная память. Это и есть аналог оперативной памяти в компьютере, позволяет нам на непродолжительное время запоминать какую-либо информацию. Кстати, таких информационных объектов может быть сразу несколько. Например, прочитанная информация, услышанная фраза, зрительный образ - всё это может храниться в памяти одновременно, но недолго. Как только информация перестаёт быть нужной, она забывается.

Долговременная память. Если полученная информация является для нас крайне полезной, то пройдя два предыдущих вида, она переходит в долговременный вид памяти. Информация в ней сохраняется достаточно продолжительно - от нескольких дней до всей жизни.

Стоит заметить что, как и в компьютере, в головном мозге различные виды памяти хранятся на разных «устройствах», кратковременная - в коре головного мозга, а долговременная - в гиппокампе.

Процесс запоминания

как работает память

Память – это неотъемлемая часть нашего интеллекта, поэтому от того, насколько у нас она развита, зависит объём сохраняемой информации. Понять как работает память - значит описать процесс запоминания.

Весь процесс работы можно представить в виде упрощённого алгоритма: запоминание = сохранение = воспроизведение (вспоминание).

В процессе запоминания полученная нами информация передаётся от одной нервной клетки (нейрона) к другой, всё это происходит в коре головного мозга. В результате этих нервных импульсов создаются нейронные связи – пути для последующего извлечения записанной информации, то есть вспоминания.

На качество, или продолжительность запоминания влияет внимание человека к объекту запоминания. Таким образом, чем более интересен объект, или же чем больше мы тратим усилий для концентрации на запоминаемом объекте, тем качественнее происходит процесс запоминания. Внимание и концентрация представляет собой такую своеобразную деятельность нашей психики, при которой все наши мысли как бы фокусируются на конкретной вещи.

Кроме того, важнейшей функцией нашего мозга является возможность забывать, этот процесс разгружает нервную систему, давая возможность образоваться «полезным» нейронным связям.


МОЗГ И ФИЗКУЛЬТУРА

В ходе многочисленных исследований нейрофизиологам удалось установить, что определенные движения тела влияют на состояние мозга. Следовательно, если выполнять специально подобранные упражнения, мозг можно развивать. И в этом нет ничего удивительного, ведь организм человека – это целостная система, в которой тело и ум тесно взаимосвязаны.

Американские исследователи Гейл и Пойл Деннисон пошли дальше своих коллег и разработали целую программу интеллектуального развития – нейрогимнастику, то есть гимнастику для мозга.

Нейрогимнастика – это комплекс упражнений, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Упражнения объединяют движение и мысль, то есть активизируют и задействуют связи между системами «тело» и «ум».

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ НЕЙРОГИМНАСТИКИ
  • лучшее восприятие и запоминание новой информации;

  • улучшение состояния нервной системы;

  • развитие мелкой моторики, памяти, внимания, речи;

  • раскрытие скрытых способностей мозга;

  • синхронизация работы правого и левого полушарий головного мозга.

Согласно подсчетам, лишь 10 % населения планеты задействуют правое «творческое» полушарие мозга наравне с левым «логическим». Но также доказано, что максимального умственного развития можно достичь только при скоординированной работе сразу 2 полушарий. Если вы хотите вырастить своего ребенка умным и самодостаточным, приложите все усилия для гармоничного развития его мозга.

КАК РАЗВИТЬ ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ

Левое полушарие отвечает за логическое и рациональное мышление и в силу нашего стиля жизни доминирует практически у всех людей, за исключением левшей. Система образования построена на развитии именно левого полушария, то есть необходимые навыки ребенок получает уже в школе. Но есть несколько способов, как ускорить этот процесс:

  • ежедневно решать математические задачи разной сложности;

  • тренироваться в задачках на логику и смекалку;

  • разгадывать ребусы, кроссворды, шарады и т. д.

КАК РАЗВИТЬ ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ

Установлено, что правое полушарие, отвечающее за творческое и образное мышление, доминирует у людей с рождения. Однако в процессе обучения происходит перекос в сторону левого полушария, которое постепенно подавляет правое. У левшей правое полушарие все равно остается доминирующим, но вот другим детям полезно развивать его специально:

  • посещать творческие мероприятия (выставки, музеи, галереи и т. д.);

  • сочинять стихотворения или рассказы;

  • задействовать левую руку при выполнении привычных действий;

  • визуализировать различные образы;

  • воспроизводить в уме знакомые звуки, запахи, ощущения.

Но главное условие всестороннего развития ребенка – тренировка и налаживание связи между полушариями. Для этого и нужны нейрогимнастические упражнения. Наибольший эффект от их выполнения наблюдается у детей от 7 до 12 лет – в этом возрасте они наиболее активны и любознательны.

Нейрогимнастика очень проста и доступна – упражнения можно выполнять в любое время, выделяя на это хотя бы несколько минут. Но если вы хотите подойти к развитию ребенка еще серьезнее, запишите его на занятия ментальной арифметикой. Они направлены как раз на активизацию и синхронизацию правого и левого полушарий мозга, повышают интеллектуальный уровень ребенка и улучшают его умственные способности.

ЗАДАНИЕ: Возьмите два карандаша. Необходимо рисовать сразу двумя руками. Одновременно приступая и завершая. Одной рукой — окружность, а второй — треугольник. Круг должен быть ровным, а треугольник — с острыми углами. Попробуйте очертить за 1 мин. наибольшее количество кругов и треугольников. Если у вас получилось меньше 5 – плохо, больше 8 – хорошо, 10 и больше – отлично!

Одним из эффективных упражнений является восприятие текста, написанного разными цветами. Важно называть именно цвет, а не читать слова. Интересно, что дети справляются с этой задачей быстрее, чем взрослые.

Упражнение «Найди слово». Представляем вам пример такого задания. Необходимо отыскать названия животных в потоке букв.

Зеркальное рисование

Рисование двумя руками одновременно помогает сформироваться чувству симметрии, недостающему у части школьников, неблагоприятно отражающемуся на усвоении математики. Применяется и как метод арт-терапии, снимающий излишнюю тревожность у школьников и взрослых.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!