СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Мотивация учения –одно из условий успешного обучения»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Мотивация учения –одно из условий успешного обучения»»

Тема: «Мотивация учения –одно из основных условий успешного обучения»

Цель педсовета: способствовать систематизации знаний о ключевых понятиях «Мотивация учения» и дальнейшему развитию представлений о формировании мотивационной сферы учения.



Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей.

Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: немотивирован… Действительно, отсутствие мотивации — основная причина учебной неуспешности. Но как повысить мотивацию ребят, как увлечь их познанием нового?

  Ученик есть деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того чтобы ученик успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые.

 Что побуждает его совершать эти действия, что направляет и регулирует его деятельность в процессе учения? Иными словами, что мотивирует и направляет деятельность ученика?

Учитель должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию. И если мы не можем этого сделать, то «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ , ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ».

Вспомним, что же такое "мотив" и "мотивация":

   Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.

   Мотивация -побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.


Среди разнообразных мотивов учения принято, в частности, выделять внешние и внутренние мотивы Л.М.Фридман так характеризует их отличие: «Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности; если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними»

Внешние мотивы в обучении:

  • Отметки;

  • Вынужденный долг;

  • Учёба ради престижа, лидерства,

материального вознаграждения;

  • Избегание наказания.

 Успешность учебной деятельности, качество образования, в конечном счёте, зависит от внутренней мотивации учащихся. Внутренняя мотивация характеризуется интересом к процессу обучения и его результату, стремление развивать какие-либо умения и навыки, самостоятельно решать поставленные перед собой задачи.



Внутренние мотивы в обучении:

  • Удовлетворение от самой деятельности;

  • Прямой результат деятельности;

  • Стремление к успеху,

  • Понимание необходимости для жизни;

  • Учение как возможность общения.

В настоящее время у учащихся наблюдается слабая мо­тивация к учебе. С каждым классом мотивация падает. Причин этого множество. Снижение мотивации опреде­ляется перегруженностью программ, оторванностью изу­чаемого материала от жизни, от потребностей учащихся. А также существуют причины снижения мотивации, зависящие от учителя:

  • неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся;

  • не владение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием;

  • неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом;

  • особенности личности учителя (не всегда уделяет должное внимание мотивации учащихся).



Причины снижения мотивации, зависящие от учащегося:

  • низкий уровень знаний;

  • несформированность учебной деятельности и, прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний;

  • реже – не сложившиеся отношения с классом;

  • в единичных случаях - задержки развития, аномальное развитие.



При изучении мотивации встает вопрос, что является ее движущей силой. Что, в свою очередь, формирует моти­вацию? Эта проблема является актуальной не только для школы, но и для различных возрастных периодов жизни человека.

Пути разрешения проблемы мотивации

-Выяснить основные причины нежелания учиться и постараться их минимизировать

-Максимизировать то, что вызывает и поддерживает познавательную мотивацию учащихся.

«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ». (В.А.Сухомлинский)



«МОТИВАЦИЯ – ЭТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТРЕМЛЕНИЕ… ПРОЯВИТЬ СЕБЯ В ТОМ, К ЧЕМУ ОН ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО СПОСОБНЫМ» (А.Маслоу)

Мотивация или стремление учащегося к учебе является одним из важнейших факторов, обеспечивающих успешное преподавание.

Важно понять три важных обстоятельства:

  1. мотивация - не врожденное, а приобретенное качество;

  1. то, чему учат, можно выучить,

  2. профессионализм и мастерство педагога- это путь развития мотивации.

Формирование мотивации учения школьника должно происходить на основе четко поставленной цели — получения хорошего образования. Очевидно, что не каждый ребенок с раннего возраста понимает, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений. Поэтому цель взрослых (родителей, педагогов и психологов) помочь им в осознании этой цели.



УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ

Первым условием для развития мотивации является характер самой деятельности или содержание задачи, которую предстоит решить. Поэтому любая предстоящая деятельность должна обладать новизной. Сильное влияние на мотивацию оказывает степень трудности задачи.

Если мы хотим сформировать у учеников мотивацию к учению, то необходимо соблюдать такие правила:

  • задачи должны быть посильными и не требовать приложения сверх усилий;

  • деятельность должна предоставлять возможность для выбора;

  • должны присутствовать задачи разной степени сложности;

  • слабо мотивированные дети должны иметь возможность использовать повторы, это поможет им приобрести уверенность.

Вторым условием для развития мотивации является максимальная самостоятельность школьников.

Третьим условием развития мотивации будет практическая значимость и польза знаний для самих школьников. Ведь смысл познания есть ориентация в мире, успех в деятельности, достижение целей, нахождение своего места и утверждение в обществе.

Выделим еще одно условие – противоречивость материала. Когда ученик встречается с противоречием, или с взаимоисключающими сведениями о каком-либо предмете или взаимно противоречащими объяснениями некоторого процесса, у него возникает эффект удивления и желание разобраться в проблеме.

В связи с этим можно дать несколько рекомендаций:



Способы повышения внутренней мотивации.

По возможности исключить награждения и призы за правильно выполненные задания, ограничиваясь лишь оцениванием и похвалой.

Как можно реже использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. Ситуацию соревнования можно переключить на игровые виды деятельности.

Стараться не навязывать учебных целей "сверху". Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.

Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности.

Стараться избегать установления временных ограничений там, где это представляется возможным, так как это не только подавляет развитие творчества, но и препятствует развитию внутренней мотивации.

Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка. Регулировать уровень сложности заданий, повышая его с каждым разом.

Предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.

Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что

способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.



Мотивационная сила учебной ситуации становится больше в случае, если учащимся предложены:

-значимый, интересный для них материал ;

-задания, предполагающие разнообразные умения для их выполнения;

-положительная обратная связь, организованная по правилу «пилюли»;

-предлагаются задания с очевидным результатом;

-возможность действовать самостоятельно при условии сформированности навыка самостоятельных действий у учащихся;

-продумать «изюминку» урока.

Мои методы обучения

1. Прием «Да-нетка»

Вопросы где нужно ответить да или нет.

2. «Работа в группах»

Группы получают задание. А затем каждая группа выступает

3. Прием «Реставратор»

Учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно «поврежденный» преподавателем.

4. Прием «Кластер»

5. Прием «Ты мне я тебе.» (Вопросы друг другу)

6. Прием «Автор». Ученикам задаются следующие вопросы:

Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

7.Я знаю..(когда ученик не готов к урока, он рассказывает что знает. Это даёт ему возможность не получить плохую отметку. Можно использовать и с определениями)

8. Прием «Что впереди?»

При объявлении темы учащимся предлагается сделать прогноз. Предположить исход войны, события по названию рассказа.

9. Прием «Верные — неверные утверждения»

Описание: утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Задача ученика – согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить «плюс» или «минус».

10. Прием «Лишний»

Учитель предлагает учащимся четыре слова, необходимо исключить одно из них, самостоятельно определив основание, по которому объединены остальные три слова.

11. Прием «Историческая азбука»

За определённый временной промежуток написать список из слов, тесно связанных с изучаемой темой. Важен элемент соревнования: побеждает тот (или те), чей список окажется самым правильным и длинным.

12. Прием «Аукцион имён»

За определённое время назвать имена, которые можно отнести к изученной теме и объяснить кто они такие. Побеждает тот, чьи знания окажутся наиболее полными.

13. Прием «Исторический футбол»

Описание: класс делится на команды (обычно по рядам), каждая из которых получает задание составить вопросы по определённому материалу: два простых (со слов кто, что, когда) и один сложный (со слов почему, зачем, в чём различие; что, если; объясните и т.д.). Обычно работа выполняется индивидуально в тетрадях, а групповая принадлежность необходима лишь при определении очереди вопроса: 1 ряд задаёт вопрос 2, 2-3-му, 3-1-му. Если никто из команды не смог ответить на вопрос, то весь ряд лишается права задавать вопрос в течение 1 тура, а значит- рискует рейтингом.

14. Прием «Имя, дата, событие»

Описание: задание развивает логическое мышление и умение видеть логические связи между историческими явлениями, способствует развитию внимания и помогает оперировать фактическим материалом; закрепляется хронологическая основа знания истории.

15. Прием «Синквейн»

Описание:

• На первой строчке записывается одно слово — существительное. Это и есть тема синквейна.

• На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

• На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

• На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

• Последняя строчка — это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по-возможности, эмоциональной. и.т.д




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!