Мотивация как значимый компонент современного урока географии
Учитель географии
МБОУ «СШ № 11»
г. Новый Уренгой
Маклакова Оксана Ивановна
2021
Известно, что единственный путь к познанию – это деятельность
Бернард Шоу
Мотивация в персонифицированной модели обучения формирует познавательный интерес к учению, область которого - деятельность, через которую происходит овладение содержанием учебных предметов, умения и «мягкие навыки, необходимые для самообучения и саморазвития».
Формы познавательной деятельности
Приемы мотивации
улучшение качества знаний
повышение мотивации на уроках географии
реализация творческого потенциала
формирование умения самоорганизации и самооценки знаний
Результаты
работы
повышение интереса к предмету
повышение самооценки
Приемы, применяемые для мотивации обучающихся: приём новизны
- Из чего состоят облака?
- А что тяжелее вода или воздух?
- А почему облака не падают?
прием персонификации
учитель использует предрасположенность детей к сопереживанию через личное действие, которое у каждого может быть разным
приём прогноза
Как заканчивают фразу ваши родители, если говорят:
Сегодня давление понизилось –
- Завтра потеплеет или похолодает
- Завтра будет дождь
Подумайте, к каким последствиям приведет отсутствие воздуха?
А отсутствие кислорода?
прием семантизации
Процесс выявления смысла, значения языковой единицы; процесс и результат сообщения необходимых сведений о содержательной стороне языковой единицы. Существуют разные способы семантизации : наглядная семантизация - демонстрация предметов, действий, изображений, аналогий и пр.
1. Если один предмет тяжелее другого, как он может воздействовать?
2 . У человека заболела голова и ему измерили
3. Почему вода из бутылки не выливается, хотя нет объектов, оказывающих воздействие?
прием визуализации
Это свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развернут и может служить опорой адекватных мыслительных и практических действий ( А. А. Вербицкий )
прием «аналогии»
Метод географических аналогий заключается в том, что при изучении изменений на определенной территории, аналогичные прогнозы применяют также относительно других схожих местностей.
Какие действия объединяют эти объекты в гидросфере и атмосфере?
прием «найди лишнее» или «найди ошибки»
Найдите лишний климатический фактор и объясните, почему вы так считаете?
схематизация – это совокупность приемов деятельности, направленных на понимание с целью дальнейшего применения информации.
Климатообразующие факторы
Приём «правильная карта»
Какие карты вы можете использовать при изучении темы «Атмосферное давление»
Прием «эксперимента» Может ли сваренное вкрутую яйцо, попасть неповрежденным в бутылку?
Пламя нагревает воздух в бутылке. И часть его выходит наружу. Когда бутылку накрывают яйцом, воздух в ней охлаждается, давление его падает и внешнее атмосферное давление загоняет яйцо в бутылку.
В стакан налить воды, положить в него какой-нибудь груз (например, стирку, скрепку и т. п.), закрыть листом бумаги и, придерживая рукой, перевернуть. Несмотря на то, что изнутри на бумагу давят воздух, вода и груз, она не обрывается.
Под тяжестью воды и груза бумажка слегка прогибается, объем воздуха увеличивается, и его давление становится меньше атмосферного. Поэтому внешнее атмосферное давление может уравновесить давление содержимого стакана.
Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у детей завтра»
Джон Дьюи
Список использованных ресурсов:
1. Дидактика средней школы / под ред. М.Н. Скаткина. М., 1982. С. 131.
2. Лекция методиста ИПК, каф. ИОСО Л. И. Сальниковой.
3. Олейникова Л. Т. Дополнительное образование детей - потенциал воспитания // Молодой ученый. 2010. №1-2. Т. 2. – С. 282-287.
4. Синицына А.И. Персонификация содержания образования как профессиональная задача педагога Научно-исследовательский институт непрерывного педагогического образования. 2016. – С. 116-121.
5. Анимашки на тему Школа https://www.liveinternet.ru/users/pariyanka/post233321188
6. Красивые фото: https://fonwall.ru