СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Москва- столица России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Москва- столица России.

Тема: Москва – столица России. Тип урока: урок-путешествие.  

Просмотр содержимого документа
«Москва- столица России»

Москва- столица России.


Тема: Москва – столица России.

Тип урока: урок-путешествие.

Задачи: познакомить обучающихся со столицей нашей страны, ее достопримечательностями;

представить детям образ Москвы, как великой духовной ценности;

познакомить с главными московскими достопримечательностями.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся перечислять главные достопримечательности столицы нашей Родины; получат возможность узнать об истории строительства Москвы.

Метапредметные:

регулятивные: планируют и контролируют свои действия, соблюдают правила поведения на уроке, для того чтобы и самому получить хорошие результаты, и не мешать успешной работе товарища.

коммуникативные: формируют умение обобщать, делать выводы.

познавательные: осуществляют смысловое чтение; имеют представление о достопримечательностях Москвы, развивают память, речь, мышление, познавательный интерес.

Личностные: Формирование чувства гордости за свою Родину; формирование мотивации на творческий труд, работе на результат, бережное отношение к материальным ценностям.

Планируемые достижения: уметь по силуэту, цвету, специфическим деталям определять достопримечательности Московского Кремля и Красной площади;знать их названия;знать образ герба и флага Москвы.

Оборудование:

1. Презентация к уроку.

2. Звукозапись колокольного звона, боя часов на Спасской башне.

3. Слайд-шоу «Москва».

4. Видеозапись «Москва с высоты птичьего полёта».



























Ход урока

                                                                  

Учитель:

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Если много знать хотите,

В страну знаний поспешите.

II Основной этап урока. Работа по новой теме.

Учитель: Ребята, у каждого из вас есть дом, село, улица, школа – это всё наша Родина. Но есть в нашей стране город, который каждый может назвать своим домом. Давайте с вами посмотрим на доску и попробуем отгадать ребус:

100 лиц А

СТОЛИЦА – что это такое?(Предположения детей.)

Учитель: Все дороги сходятся в этом городе. По земле, по воздуху, по воде стремятся в этот город люди. Они хотят побывать в театрах, побродить по площадям, проспектам, полюбоваться достопримечательностями. Этот самый главный город России называется …

Дети: Москва.

Учитель: Правильно. Давайте посмотрим на этот город с высоты птичьего полёта. Так что же представляет собой наша столица?

Дети:

Москва – один из крупнейших городов мира. Это главный город страны, здесь находится правительство и президент.

Москва – духовный центр России. Здесь находятся крупнейшие храмы, монастыри, центр Русской Православной Церкви.

Москва – культурный центр страны, в котором располагаются крупнейшие библиотеки, киностудии, театры.

 Москва – научный центр. Здесь находится Академия Наук России, главный университет – МГУ.

 Москва – общий и любимый город всех россиян.

Учитель: Совершенно верно, теорией вы владеете. (слайд 1) А сейчас я расскажу вам о том, как начиналась Москва.

Давно это было. Жил на свете князь. Звали его Юрием (слайд 2). Князь много воевал. Завоёванные земли присоединял к своему княжеству. Он поднимал руку и на ближнего, и на дальнего соседа. За это и прозвали его Долгоруким.

Но князь Юрий был не только воином. Был он и градостроителем.                 (слайд 3)На крутом холме между реками Москвой и Неглинной срубили люди топорами маленький городок среди могучего бора. Место было водное, лесное, рыбное, охотничье. У холма пересекались водные и конные дороги.

Получился город крепкий, и стали его называть по имени реки, у которой он стоял – “город Москвы”. Юрия Долгорукого с тех пор считают основателем Москвы.

Ученик:

Москва была до летописных слов,

Где в первый раз её возникло имя,

До той строки: «Приди ко мне в Москов»,

Она дымилась избами курными

На всех семи холмах, над чистотою хвои…

Москва была до летописи той-

Но не была она ещё собою.                                     С.Золотцев.

Учитель: Поясню вам несколько строк из стихотворения. Одна из них-

На всех семи холмах, над чистотою хвои…

Москва построена на семи холмах:  Боровицкий холм (Маковица)Лефортовский холм;  Таганский холм;  Ваганьковский холм ; Сретенский холм; ТрёхгоркаТверской холм.

До той строки: «Приди ко мне в Москов»…

Приди ко мне, брате, в Москов!” - таково первое упоминание о Москве в летописях. Именно с этими словами Суздальский князь Юрий Долгорукий посылал звать к себе на честной пир своего друга и союзника Святослава Северского.

И был это конец марта 1147 года. Эта дата считается годом основания Москвы.

Учитель: С тех пор прошло более870лет.

У Москвы есть свой герб   (слайд 4)

На нём изображен всадник с копьем. Это Георгий Победоносец. Своим копьём он поражает змея, который является образом зла.

Учитель: Какие цвета были использованы для изображения герба? (Белый, красный, синий, золотой). Цвета выбраны неслучайно:

золотой-цвет хлеба, золота куполов;

синий- цвет мирного неба;

красный-цвет победы, красоты;

белый- цвет добра, чистоты.

III. Путешествие по Москве.

Учитель: Ребята, а хотелось бы вам всем вместе очутиться в Москве – столице нашей Родины? Давайте с вами закроем глаза, произнесём волшебные слова:

 

Раз-два-три- четыре-пять

Начинаю я гулять,

Да не просто так – по свету,

По столице – правда это!

 

и представим, что мы в это замечательное утро очутились на улицах Москвы. Каждый день в Москву приезжает больше миллиона человек. Люди приезжают по делам, в гости, в отпуск. И все они в любое время года идут на Красную площадь. И мы с вами отправимся туда. (слайд 5)

Ученик: Раньше на этой площади проводились ярмарки, многолюдные праздники, торжества. Народ одевался в красивую, яркую одежду и площадь была яркой, праздничной, красивой и получила название «Красная». Сейчас на этой площади проходят военные парады и праздники.

Учитель: Когда-то на Руси словом “красный” называли не только цвет. “Красный” означало славный, почётный, самый дорогой. Главный вход в терем назывался красным крыльцом, самое почётное место в доме – красным углом. Вот и решило люди московские назвать самую главную и красивую площадь Красной. Однако “Красной” площадь стала именоваться не сразу.

Прежде она была меньше размером и служила рынком. Об этом говорит её первоначальное название – Торг.

(слайд 6)Учитель: Ребята, вы догадались, куда мы попали? Ответы детей.

Учитель: «Москва» и «Кремль» — эти два слова всегда рядом, потому что Кремль — сердце Москвы. Московский Кремль – символ нашей Родины. Здесь находятся уникальные памятники истории и культуры, которыми гордится Россия.

Ученик: Кремль - это не одно здание, а небольшой городок, старинное название крепости. Там можно побродить по улицам, посидеть в сквере, очутиться на площади. На высоком берегу реки Москвы, возвышаются стены Кремля.

Учитель: Крепкими и прочными строили на Руси крепости. А кремль есть крепость русских городов.

В Московском Кремле 20 башен. Все башни Кремля называются по-разному, чтобы их можно было отличать друг от друга. Нельзя не любоваться башнями Кремля. Невольно хочется поговорить с ними, спросить их:






- “Какая из вас башен, самая старейшая?” (Сценка «Башни Кремля»).

– Я, – гордо говорит Тайницкая башня, – меня мастера первой руки построили. А назвали Меня Тайницкой потому, что во мне два тайника было: тайник – колодец и тайник – подземный ход к речному берегу. Только давным – давно это было…

– А самая молодая?

– Конечно же, я – Царская башня, мне еще и трех сотен лет нет.

– А самая высокая?

– Я – Троицкая башня, я – башня – великан. Рост мой восемьдесят метров.

– А самая маленькая?

– Мал , да удал, – это про меня, про Кутафью башню, сказано. Я впереди всех стен стою. Пусть во мне и четырнадцати метров нет, зато я предмостная сторожевая башня. Я храбрее всех своих сестер…

– Сколько же всего вас, башен?

– Нас двадцать сестер. Хоть и есть между нами сходство, но у каждой свое лицо и своя история… ”

(слайд 7)


 Ученик: Одной из самых главных башен Кремля является Спасская Башня. На этой башне находятся самые знаменитые часы- Куранты.

УчительМосковский Кремль – символ нашей Родины. Здесь находятся уникальные памятники истории и культуры, которыми гордится Россия. (слайд 8) Один из них – это колокольня Ивана Великого.

Учитель: Были на Руси разные колокола. Некоторые из них так ни разу и не звучали. Но, тем не менее, стали тоже одной из достопримечательностей Москвы. (слайд 9)

УченикЦарь- колокол- это самый большой колокол из всех существующих в мире. Высота его 6 метров 14сантиметров, весит 200 тонн. Давным – давно, во время страшного пожара колокол получил повреждение от быстрой смены тепла и холода, образовались долевые трещины, откололся кусок в 11 с половиной тонн.

Учитель: Не раз приходилось русским воинам отстаивать свою Родину – Матушку Россию. Воевали славно, да и оружием своим славились на весь мир. (слайд 10)

Ученик: Это самая большая "Царь - пушка”. Она весит около 400 тонн. Рядом с пушкой лежат огромные ядра. Пушке уже больше 400 лет.

УчительМоскву часто называют «златоглавая». Как вы думаете, почему? (ответы детей)

 

В Москве даже есть Соборная площадь (слайд 11)

Возникновение Соборной площади Кремля относится к началу 14 века. На площади возвышаются Благовещенский и Архангельский соборы, колокольня Ивана Великого, Грановитая палата. Эта площадь была главной площадью Кремля.

Учитель: С древнейших времен на Руси был обычай — в знак благодарности Богу за дарование победы в войнах или решающих битвах ставить часовни, строить храмы, воздвигать монастыри. Самым знаменитым храмом-памятником стал Храм Христа Спасителя (слайд 16), воздвигнутый Россией в честь и память великой и славной победы над войсками Наполеона в Отечественной войне 1812 года.

Ученик: Эта война вошла в российскую историю под таким названием не случайно: в борьбе с войсками Наполеона принимала участие вся Россия.В 1812 году Российский император Александр 1 подписал указ: построить храм в честь победы русских солдат над Наполеоном. Храм был построен, но неоднократно подвергался разрушению. Его последняя реконструкция велась на пожертвования людей и была завершена в 2000 году.

Учитель: Вернёмся на Красную площадь. Перед вами Покровский собор, который имеет и другое название-храм Василия Блаженного (слайд 17), очень красивый. В народе это чудо зовут Каменным цветком.

Купола на нем как леденцы разноцветные и всякой разной формы: и круглые, и луковкой, и башенкой, и стрелочкой. Храм этот царьИван Грозныйпостроил в честь победы надКазанским ханом.

Ученик: Храм Василия Блаженного пригож

На игрушку расписную он похож.

10 луковок – резные купола,

Сколько башенок! Звенят колокола!

Церкви сказочные строят по России

Мастеров российских руки золотые.

( слайд 18) Ученик: Недалеко от собора располагается Памятник К. Минину и Д. Пожарскому.Они были предводителями народного ополчения, защитившими Москву и Русь от польских захватчиков. Это первый памятник, воздвигнутый в Москве.

Учитель: Много раз приходилось русским людям отстаивать свою Родину. Ценой своей жизни, верой и правдой защищали Россию от вражеского натиска наши солдаты. Благодаря их мужеству и героизму мы с вами сейчас живём и радуемся каждый день мирному небу над головой. (слайд 19)

Ученик: В память о тех, кто отстоял Родину, зажжён вечный огонь на "Могиле Неизвестного Солдата”. На мраморной плите золотыми буквами написано: "Никто не забыт, ничто не забыто”. У "Вечного огня” стоит тишина, люди приносят сюда живые цветы и летом, и зимой.

Учитель: Москва - театральный город. Москвичи и гости столицы любят ходить на спектакли и представления.. А вот один из самых знаменитых театров не только Москвы, но и всего мира – Большой театр. (слайд 20)

Ученик: Ему уже больше двухсот лет (основан в 1776 году). Это чудо искусства. Над входом поставлена скульптура греческого бога света Аполлона на колеснице, запряженной четырьмя лошадьми. (слайд 21) Большой театр – гордость оперного и балетного искусства.

(слайд 22) Учитель: Посетив Москву нельзя не побывать в Третьяковской галерее, которая названа в честь купца Павла Михайловича Третьякова.Многие считали его чудаком, потому что все деньги он тратил на покупку картин, которые развешивал по комнатам своего просторного дома.

Ученик: Третьяков разрешал смотреть свои картины всем желающим. А потом он подарил картины и галерею городу Москве. Это – мировая сокровищница произведений живописи и скульптуры. В ней хранятся около35 тысячкартин. Москвичи там частые гости, а приезжие обязательно стремятся туда попасть.

(Слайд 23) 

Учитель : В самом сердце столицы, на Красной площади, возвышается похожее на древнерусский терем здание Исторического музея — крупнейшего национального музея России.. Здание для музея было построено к 1881 году по указу императора Александра II.

(Слайд 24)   Учитель: Ребята, вы узнали, куда мы попали? Ответы детей.

Ученик: Первый зоопарк в России, был открыт в Москве на Пресненских прудах. Здесь, вдоль реки Пресни любили гулять жители Москвы. Этот участок находился на доступном расстоянии, и Зоосад могли посещать даже небогатые посетители. Сейчас зоопарк с удовольствием посещают не только жители Москвы, но и гости столицы. Ведь здесь в комфортных условиях живут разные виды животных и растений.

(Слайд 25)

Учитель: А это одни из самых высоких зданий Москвы – здание главного высшего учебного заведения страны – МГУ, может кому-то из вас в дальнейшем предстоит там учиться, и телевизионная башня Останкино.

Учитель: (Слайд 26) Самый необычный и пока ещё строящийся район Москвы- Москва-Сити. Строительство «Москва-СИТИ» ведется на Краснопресненской набережной. В районе будет расположен Московский международный деловой центр (ММДЦ).

Учитель: - Ну вот и закончилось небольшое, но увлекательное путешествие.

IV. физминутка

VIЗакрепление изученного материала.

Учитель: Давайте проверим себя! (Слайд 27- тест) работа самостоятельная

-А теперь немного поиграем. Работа в группах

вам надо закончить его словом «Москва», изменяя так, чтобы получилось правильно и красиво.

1.Звон часов на башне главной, золотые купала,

Город древний, город славный раскрасавица…………(Москва)

2.И гостей со всей планеты можете увидеть вы

На бульварах и проспектах раскрасавицы………(Москвы)

3.С каждым днём растет столица, хорошеет город мой.

И не зря народ гордится раскрасавицей……….(Москвой)

4.Я люблю мою Россию и красавицу………(Москву)

VII. Рефлексия.

Учитель:

Было ли вам интересно?

Столица России?

.мгошо нового узнали?

Какое у Вас было настроение в течение урока?

VIII. Итог урока.

- Молодцы! Сегодня за урок я всем говорю спасибо! Ребята, я подготовила викторину о Москве. Дома, пожалуйста, ответьте на вопросы викторины.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!