Морской путь в Индию: поиски и находки.
Цели урока по линиям развития личности.
1-я и 2-я линии развития. Картина мира в фактах и понятиях. Учить выделять цели, основные события, значение Великих географических открытий.
3-я линия развития. Историческое мышление. Формировать умение определять последствия Великих географических открытий, а также цели их участников.
4-я и 5-я линии развития. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение. Дать возможность учащимся оценить личные качества первооткрывателей и их действия. Создать условия для осознания значения Великих географических открытий для современников и потомков.
Ресурсы:
Учебник : Всеобщая история. История Нового времени. 7 кл. Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. - М.: Дрофа, 2015.
ПК,
мультимедийный проектор,
учебный фильм «Великие географические открытия.
Обязательный минимум:
Великие географические открытия: их причины, основные события и герои (Колумб – 1492 г., 1498 г., 1519–1522 гг.), последствия (крах средневековой картины мира, начало создания мирового рынка).
В данном уроке возможно использование разных вариантов проблемных ситуаций. 1. Что заставляло европейцев отправляться в рискованные путешествия? 2. Почему географические открытия, сделанные на рубеже XV–XVI веков, назвали Великими?
План урока.
I. Постановка проблемы урока: Откройте страницу 5 учебника. Почтите название §1. Теперь взгляните на главные даты сегодняшней темы на странице 16. Какое несоответствие вы заметили?
Давайте прочтем документ на экране: какое новое противоречие выявляет сравнение документа и справки? ( Люди пускались в путешествия несмотря на трудности и опасности)
Как вы можете сформулировать проблему нашего сегодняшнего урока?
Примерная формулировка: Зачем люди устремлялись к далеким берегам, и каким образом поиск морского пути в Индию привел к тому, что были совершены другие важные открытия?
Ответить на этот вопрос — главная цель нашего урока. Но чтобы сделать это, нужно наметить пути решения этой проблемы. Что же мы должны выяснить, чтобы достичь поставленной цели?
II. Выдвижение задач: (задачи формулируются детьми и записываются учителем на доске.)
Примерные вопросы:
Зачем понадобился морской путь в Индию?
Кто организовывал эти поиски?
Кто возглавил наиболее значимые экспедиции? Как они проходили?
Какие открытия были сделаны в ходе этих поисков?
Какие последствия имел этот период истории?
III. Поиск решения проблемы:
1. Причины Великих географических открытий.
Задание: прочесть 1 пункт §1, составить конспект на тему «Причины Великих географических открытий».
По выполнении задания один человек по выбору учителя зачитывает свой конспект. Остальные дополняют и корректируют.
2. Географические открытия 15 -17 веков.
Задание 1. Перечертите в тетрадь таблицу со страницы 17 учебника. Сейчас вы увидите учебный фильм «Великие географические открытия». В ходе его просмотра вам предстоит заполнить таблицу.
(В ходе демонстрации фильма учитель при необходимости делает паузы, чтобы дети успели сделать запись)
Задание 2. методом просмотрового чтения проверьте, нет ли в учебнике сведений, дополняющих те, что получены вами из фильма. Если таковые имеются, внесите их в таблицу.
3. значение ВГО. Фронтальная работа: Предположите, какие выгоды могли извлечь европейцы из сделанных открытий? Какие проблемы могли возникнуть в связи с этими открытиями?
(версии записываются на ватман на доске) Проверить свои предположения мы сможем на следующем уроке.
IV. применение нового знания. – Согласен ли ты, что географические открытия, сделанные в XVI веке, можно назвать великими? (Любой ответ должен быть аргументирован.)
V. Рефлексия
1 этап. Давайте вернемся к списку наших задач. Осталось ли что-то нами не изученным?
2 этапПродолжи предложения:
(учащиеся выбирают 2-3 предложения)
V. Домашнее задание. Прочтите дома §1, выберите на стр 17 любое из заданий 2, 3, 4.