Педагогические чтения, посвященные 175- летию со дня рождения К.М.Станюковича.
Работа учителя русского языка и литературы ГБОУ»СОШ №41» Покатовой Н.Н.
«Морская стихия - прибежище свободного духа»
Введение
Слайд №1
Море с незапамятных времен манило к себе человека. Люди любовались морем, слушали шум прибоя. Море было частью бытия человека, оно одновременно пугало и притягивало своей красотой, силой и непредсказуемостью... Стихает буря, снова море спокойно, ровно, как зеркало, и чуть слышно плещется у берега, синее, беспредельное..
Море— это стихия, которая очень трудно покоряется человеку, и с ней помериться силой может лишь сильный и мужественный человек.
Слайд №2
В мировой литературе тема моря получила широкое освещение, русская литература также не исключение. И всё, что связано с природой, её неотъемлемые части: лес, горы, река, небо и море может оживать в произведениях русских поэтов и писателей.
Практическая направленность данного материала: вызвать интереса к творчеству К.М. Станюковича и желание прочесть его произведения;
Исходя из затронутых проблем в его произведениях, показать, как это может быть использовано в качестве аргументов при написании сочинения на ЕГЭ.
Слайд №3
Тема урока: « Образ моря в русской литературе 19 века в ранних романтических произведениях М. Горького и К .Станюковича»
Его место в программе: урок входит в систему уроков по творчеству А.М. Горького, является вторым в теме, логически завершает знакомство с творчеством К. Станюковича, которое началось еще в 6 классе на уроках литературы и русского языка,
Цель урока: показать, как М.Горький и К.Станюкович воспевают красоту моря , духовную мощь свободного человека .
Задачи урока:
-Личностные:
- формировать представление о роли природы в жизни человека, его нравственной позиции , воли и безволия, человечности, чувство морального долга, освобождение от индивидуализма.
-Предметные:
-формировать умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, умение характеризовать героев, определять авторскую позицию, высказывать свое мнение.
-Метапредметные:
-формировать умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, умение воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении.
Слайд №4
Тип урок: урок общеметодологической направленности
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация
-Литература: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений :в 2 ч. Ч. 2/ авт.- сост.С.А.Зинин.- 3- е изд..- М.: ООО « Русское слово»- учебник», 2014. – 320с.- ( Инновационная школа)
-портрет, живопись И.К. Айвазовский.. Серия картин , посвящённых морю .
Эпиграф
Не то, что мните вы, природа
Не слепок, не бездушный лик,–
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык
Ф.И.Тютчев
I Актуализация опорных знаний:
Сегодня вы совершите на уроке удивительное путешествие. Вы вспомните прекрасные произведения, которые в разное время были написаны о море, вы познакомитесь с героями, формирование характеров которых связано с морем.
II Определение темы урока учениками, постановка учащимися цели и задач урок
Далее работа групп ( группы по 4 человека по принципу кооперативного обучения с опережающим заданием).
III Работа над темой урока.
Слайд №5
1.Исследователи
А) И всё, что связано с природой, её неотъемлемые части: лес, горы, река, небо и море может оживать в произведениях русских поэтов и писателей. Образ моря прочно вошел в русскую классическую поэзию как символ свободной, непримиримой стихии, борьбы и свободы. Обратившись к теме моря, поэты “увидели в морской стихии прибежище свободного духа”. На самом деле, море – не просто фон для действий романтического героя; Оно способствовало развитию воли и сильного характера человека. Эта тема получила свое развитие в русской поэзии.
Б) Как оживает вода, в частности море, на страницах художественной литературы. Например, в стихотворении В.А.Жуковского море изображается как свободная стихия, бескрайнее пространство, не подчиняющееся ничьим законам.
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя -
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое светлое небо к себе?..
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
. Образ живого моря воплощается с помощью олицетворений: «ты дышишь», «горишь», «ласкаешь», «дрожишь», «Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...»
Слайд№6
В) В стихотворении А.С. Пушкина море— символ любой природной и человеческой стихии. Пушкин уподобляет море живому существу, одержимому мятежными порывами духа:
Но ты взыграл, неодолимый,
И стая тонет кораблей.
Как ты, могуч, глубок и мрачен
Как ты, ничем неукротим.
Слайд№7
Г) Тема моря отразилась и в мировой литературе. Моря изображается и в более поздних литературных творениях: в “Слове о флоте российском” просветителя петровской эпохи Феофана Прокоповича, в стихах М.В. Ломоносова, в произведении А.Н. Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву” (глава “Чудово”). На самом деле, море – не просто фон для действий романтического героя; оно способствовало развитию воли и сильного характера человека. Эта тема получила свое развитие в поэзии К.Н. Батюшкова (“Песнь Гаральда Смелого”), А.И. Полежаева (“Море”), Е.А. Баратынского (“Буря”), Н.М. Языкова (“Пловец”)..
2Литературоведы
Слайд№8
А) Одновременно в маринистической прозе наметилась другая линия развития. Здесь на первый план выступало изображение быта и психологии русских моряков и их подвигов. Горький и Станюкович говорят о красоте моря , о сложнейшей психологических проблемах общения своих героев. В рассказе М. Горького «Челкаш» раскрывается перед нами живой образ моря. «Ночь была темная... море было спокойно, черно и густо, как масло». Также море обладает всеми признаками, присущими живому существу: «Оно[море] дышало влажным, солёным ароматом и ласково звучало, плескаясь о борта судов, о берег, чуть-чуть покачивая лодку Челкаша. Море отражало огни фонарей и было усеяно массой жёлтых пятен. Они красиво трепетали на его бархате, мягком, матово-чёрном. Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день».
Слайды№ 9,10
Б) Классиком и основоположником русской маринистики является Константин Михайлович Станюкович, который “одним из первых в нашей литературе показал отражение социальных и “общечеловеческих” проблем в определенной профессиональной среде и уделил много внимания ее всесторонней характеристике» Что касается морского пейзажа, то мало найдется поэтов и писателей, которые, увидели море таким, каким увидел его Станюкович.. Картины природы с радужными красками, иногда пугающие, но притягивающие своей красотой, наполняют душу покоем и пробуждают мечты о свободе, счастье.
3. Выразительное чтение подготовленной группой учащихся отрывков из рассказа «Челкаш» и повести К.М. СТАНЮКОВИЧА “ВОКРУГ СВЕТА НА "КОРШУНЕ"”
4 Беседа с учащимися.
А) В чем суть романтического и реалистического отражения природы обоих авторов?
Б) Что привлекает читателя в этих произведениях?
Слайды №11,12,13,14
4Теоретики.
Подобрать образные поэтические сравнения, показать красоту окружающей природу, красоту, раскрывающуюся с какой-то новой стороны, неожиданной для читателя — в этом суть романтического отражения природы. Но важно показать читателю не только эту красоту, но и что-то затронуть в его душе, в его сердце, взволновать его.
И морская повесть дала возможность на протяжении многих страниц держать читателя в напряжении.
Читателя влекут к себе тайны морских просторов, секреты океанских глубин. И, естественно, привлекают рассказы людей, занятых изучением этих просторов.
5 Слово учителя.
Слайд №15
Обратимся к эпиграфу урока. Как вы его понимаете? Обоснуйте свое мнение. Можно ли провести параллель между рассказом А.М.Горького «Челкаш» и повестью К.М Станюковича «Вокруг света на «Коршуне»? Попробуем определить сходство и различие этих произведений ( работа в группах по принципу коллективно – группового обучения после исследования двух произведений)
Сходство: Оба писателя описывают красоту моря, психологические проблемы своих героев. Морской пейзаж является составной частью и повести, и рассказа-легенды, авторы испытывают своих героев в сложных ситуациях.
Слайд №16
Различие (один из вариантов ответа)
Рассказ-легенда «Челкаш» | Повесть «Вокруг света на «Коршуне» |
В основе романтического рассказа лежит легенда | Жанр путевого очерка |
Романтический мотив прекрасного свободного человека | Реалистическое воссоздание морского быта |
Романтический пафос переплетается с трагическими событиями | Эпизоды и картины морской жизни преобладают над описанием сухопутных впечатлений |
Описание природы окутано ореолом романтики | Поэтизирует море и морскую службу |
Красочные картины моря создают незабываемые впечатления, они сближают быль и легенду | Певец моря и флота |
На лоне природы герои освобождаются от мелочей обыденной жизни | Кругосветное плавание-это повседневное исполнение своего привычного дела. |
Босяки Горького откровенны, никогда не лгут себе | «Русский моряк- золото» |
Герои рассказа своим высшим идеалом считают вольную жизнь | «В океане надо иметь смелую душу и чистую совесть» |
Непосредственное общение со спокойной и величественной природой | Фантастический пейзаж как описание «горящего» моря |
6. Проверка работы в группах : каждая группа , защищая свою работу, обосновывает выбор аргументов, основанный на тексте.
Слайд №10
III. Рефлексия.
— Сегодня я для себя сделал открытие…
— Эти произведения отличается от ранее изученных тем, что…
Заключение
Слайд № 17
В результате исследования особенностей рассказа М.Горького «Макар Чудра» и повести К.М. Станюковича “Вокруг света на "Коршуне"” можно выделить некоторые сходные и различные черты в подходе авторов к раскрытию морской темы. Основные расхождения связаны с тем, что писатели принадлежали к разным литературным направлениям: Горький— романтик, Станюкович— реалист. В связи с этим авторы ставили перед собой различные эстетические задачи.
Но главная заслуга авторов заключается в том, картины природы с радужными красками, наполняли душу человека покоем и пробуждали в нем мечты о свободе, счастье. Пейзаж и в романтическом, и в реалистическом произведении выполняет различные функции: помогает авторам в раскрытии идейного смысла произведения, служит фоном, на котором действуют герои. Но важно показать читателю не только эту красоту, но и что-то затронуть в его душе, в его сердце, взволновать его. Часто в произведениях о море отсутствует фантастическое как в событиях романа, так и в его персонажах. Но, известно, что иногда действительность превосходит даже самую смелую фантазию. И, естественно, привлекают рассказы людей, занятых изучением этих просторов. И Горький, и Станюкович говорят о красоте моря, о сложнейшей проблемах своих героев. Стихиями нельзя повелевать, но зато с ними можно сражаться.Таким образом, с помощью сравнительного анализа текстов удалось выделить основные точки соприкосновения и расхождения авторов в раскрытии морской темы.