СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Морская стихия- прибежище свободного духа" К 175- летию со дня рождения К.М.Станюковича.Работа учителя Покатовой НН

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы вызвать интерес учащихся к творчеству Станюковича,исходя из затронутых проблем в его произведениях и в ранних рассказах Горького,показать, как этот материал может быть использован при написании итогового сочинения.

Просмотр содержимого документа
«"Морская стихия- прибежище свободного духа" К 175- летию со дня рождения К.М.Станюковича.Работа учителя Покатовой НН»


Педагогические чтения, посвященные 175- летию со дня рождения К.М.Станюковича.

Работа учителя русского языка и литературы ГБОУ»СОШ №41» Покатовой Н.Н.



«Морская стихия - прибежище свободного духа»

Введение

Слайд №1

Море с незапамятных времен манило к себе человека. Люди любовались морем, слушали шум прибоя. Море было частью бытия человека, оно одновременно пугало и притягивало своей красотой, силой и непредсказуемостью... Стихает буря, снова море спокойно, ровно, как зеркало, и чуть слышно плещется у берега, синее, беспредельное..

Море— это стихия, которая очень трудно покоряется человеку, и с ней помериться силой может лишь сильный и мужественный человек.

Слайд №2

В мировой литературе тема моря получила широкое освещение, русская литература также не исключение. И всё, что связано с природой, её неотъемлемые части: лес, горы, река, небо и море может оживать в произведениях русских поэтов и писателей.

Практическая направленность данного материала: вызвать интереса к творчеству К.М. Станюковича и желание прочесть его произведения;

Исходя из затронутых проблем в его произведениях, показать, как это может быть использовано в качестве аргументов при написании сочинения на ЕГЭ.

Слайд №3

Тема урока: « Образ моря в русской литературе 19 века в ранних романтических произведениях М. Горького и К .Станюковича»

Его место в программе: урок входит в систему уроков по творчеству А.М. Горького, является вторым в теме, логически завершает знакомство с творчеством К. Станюковича, которое началось еще в 6 классе на уроках литературы и русского языка,

Цель урока: показать, как М.Горький и К.Станюкович воспевают красоту моря , духовную мощь свободного человека .

Задачи урока:

-Личностные:

- формировать представление о роли природы в жизни человека, его нравственной позиции , воли и безволия, человечности, чувство морального долга, освобождение от индивидуализма.

-Предметные:

-формировать умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, умение характеризовать героев, определять авторскую позицию, высказывать свое мнение.

-Метапредметные:

-формировать умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, умение воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении.

Слайд №4

Тип урок: урок общеметодологической направленности

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация

-Литература: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений :в 2 ч. Ч. 2/ авт.- сост.С.А.Зинин.- 3- е изд..- М.: ООО « Русское слово»- учебник», 2014. – 320с.- ( Инновационная школа)

-портрет, живопись И.К. Айвазовский.. Серия картин , посвящённых морю .

Эпиграф

Не то, что мните вы, природа

Не слепок, не бездушный лик,–

В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык

Ф.И.Тютчев

I Актуализация опорных знаний:

Сегодня вы совершите на уроке удивительное путешествие. Вы вспомните прекрасные произведения, которые в разное время были написаны о море, вы познакомитесь с героями, формирование характеров которых связано с морем.

II Определение темы урока учениками, постановка учащимися цели и задач урок

Далее работа групп ( группы по 4 человека по принципу кооперативного обучения с опережающим заданием).



III Работа над темой урока.

Слайд №5

1.Исследователи

А) И всё, что связано с природой, её неотъемлемые части: лес, горы, река, небо и море может оживать в произведениях русских поэтов и писателей. Образ моря прочно вошел в русскую классическую поэзию как символ свободной, непримиримой стихии, борьбы и свободы. Обратившись к теме моря, поэты “увидели в морской стихии прибежище свободного духа”. На самом деле, море – не просто фон для действий романтического героя; Оно способствовало развитию воли и сильного характера человека. Эта тема получила свое развитие в русской поэзии.

Б) Как оживает вода, в частности море, на страницах художественной литературы. Например, в стихотворении В.А.Жуковского море изображается как свободная стихия, бескрайнее пространство, не подчиняющееся ничьим законам.

Когда же сбираются темные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя -

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое светлое небо к себе?..

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льешься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

. Образ живого моря воплощается с помощью олицетворений: «ты дышишь», «горишь», «ласкаешь», «дрожишь», «Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...»

Слайд№6

В) В стихотворении А.С. Пушкина море— символ любой природной и человеческой стихии. Пушкин уподобляет море живому существу, одержимому мятежными порывами духа:

Но ты взыграл, неодолимый,

И стая тонет кораблей.

Как ты, могуч, глубок и мрачен

Как ты, ничем неукротим.

Слайд№7

Г) Тема моря отразилась и в мировой литературе. Моря изображается и в более поздних литературных творениях: в “Слове о флоте российском” просветителя петровской эпохи Феофана Прокоповича, в стихах М.В. Ломоносова, в произведении А.Н. Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву” (глава “Чудово”). На самом деле, море – не просто фон для действий романтического героя; оно способствовало развитию воли и сильного характера человека. Эта тема получила свое развитие в поэзии К.Н. Батюшкова (“Песнь Гаральда Смелого”), А.И. Полежаева (“Море”), Е.А. Баратынского (“Буря”), Н.М. Языкова (“Пловец”)..

2Литературоведы

Слайд№8

А) Одновременно в маринистической прозе наметилась другая линия развития. Здесь на первый план выступало изображение быта и психологии русских моряков и их подвигов. Горький и Станюкович говорят о красоте моря , о сложнейшей психологических проблемах общения своих героев. В рассказе М. Горького «Челкаш» раскрывается перед нами живой образ моря. «Ночь была темная... море было спокойно, черно и густо, как масло». Также море обладает всеми признаками, присущими живому существу: «Оно[море] дышало влажным, солёным ароматом и ласково звучало, плескаясь о борта судов, о берег, чуть-чуть покачивая лодку Челкаша. Море отражало огни фонарей и было усеяно массой жёлтых пятен. Они красиво трепетали на его бархате, мягком, матово-чёрном. Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день».

Слайды№ 9,10

Б) Классиком и основоположником русской маринистики является Константин Михайлович Станюкович, который “одним из первых в нашей литературе показал отражение социальных и “общечеловеческих” проблем в определенной профессиональной среде и уделил много внимания ее всесторонней характеристике» Что касается морского пейзажа, то мало найдется поэтов и писателей, которые, увидели море таким, каким увидел его Станюкович.. Картины природы с радужными красками, иногда пугающие, но притягивающие своей красотой, наполняют душу покоем и пробуждают мечты о свободе, счастье.

3. Выразительное чтение подготовленной группой учащихся отрывков из рассказа «Челкаш» и повести К.М. СТАНЮКОВИЧА “ВОКРУГ СВЕТА НА "КОРШУНЕ"”

4 Беседа с учащимися.

А) В чем суть романтического и реалистического отражения природы обоих авторов?

Б) Что привлекает читателя в этих произведениях?

Слайды №11,12,13,14

4Теоретики.

Подобрать образные поэтические сравнения, показать красоту окружающей природу, красоту, раскрывающуюся с какой-то новой стороны, неожиданной для читателя — в этом суть романтического отражения природы. Но важно показать читателю не только эту красоту, но и что-то затронуть в его душе, в его сердце, взволновать его.

И морская повесть дала возможность на протяжении многих страниц держать читателя в напряжении.

Читателя влекут к себе тайны морских просторов, секреты океанских глубин. И, естественно, привлекают рассказы людей, занятых изучением этих просторов.

5 Слово учителя.

Слайд №15

Обратимся к эпиграфу урока. Как вы его понимаете? Обоснуйте свое мнение. Можно ли провести параллель между рассказом А.М.Горького «Челкаш» и повестью К.М Станюковича «Вокруг света на «Коршуне»? Попробуем определить сходство и различие этих произведений ( работа в группах по принципу коллективно – группового обучения после исследования двух произведений)

Сходство: Оба писателя описывают красоту моря, психологические проблемы своих героев. Морской пейзаж является составной частью и повести, и рассказа-легенды, авторы испытывают своих героев в сложных ситуациях.

Слайд №16

Различие (один из вариантов ответа)

Рассказ-легенда «Челкаш»

Повесть «Вокруг света на «Коршуне»

В основе романтического рассказа лежит легенда

Жанр путевого очерка

Романтический мотив прекрасного свободного человека

Реалистическое воссоздание морского быта

Романтический пафос переплетается с трагическими событиями

Эпизоды и картины морской жизни преобладают над описанием сухопутных впечатлений

Описание природы окутано ореолом романтики

Поэтизирует море и морскую службу

Красочные картины моря создают незабываемые впечатления, они сближают быль и легенду

Певец моря и флота

На лоне природы герои освобождаются от мелочей обыденной жизни

Кругосветное плавание-это повседневное исполнение своего привычного дела.

Босяки Горького откровенны, никогда не лгут себе

«Русский моряк- золото»

Герои рассказа своим высшим идеалом считают вольную жизнь

«В океане надо иметь смелую душу и чистую совесть»


Непосредственное общение со спокойной и величественной природой

Фантастический пейзаж как описание «горящего» моря


6. Проверка работы в группах : каждая группа , защищая свою работу, обосновывает выбор аргументов, основанный на тексте.

Слайд №10

III. Рефлексия.

— Сегодня я для себя сделал открытие…

— Эти произведения отличается от ранее изученных тем, что…

Заключение

Слайд № 17

В результате исследования особенностей рассказа М.Горького «Макар Чудра» и повести К.М. Станюковича “Вокруг света на "Коршуне"” можно выделить некоторые сходные и различные черты в подходе авторов к раскрытию морской темы. Основные расхождения связаны с тем, что писатели принадлежали к разным литературным направлениям: Горький— романтик, Станюкович— реалист. В связи с этим авторы ставили перед собой различные эстетические задачи.

Но главная заслуга авторов заключается в том, картины природы с радужными красками, наполняли душу человека покоем и пробуждали в нем мечты о свободе, счастье. Пейзаж и в романтическом, и в реалистическом произведении выполняет различные функции: помогает авторам в раскрытии идейного смысла произведения, служит фоном, на котором действуют герои. Но важно показать читателю не только эту красоту, но и что-то затронуть в его душе, в его сердце, взволновать его. Часто в произведениях о море отсутствует фантастическое как в событиях романа, так и в его персонажах. Но, известно, что иногда действительность превосходит даже самую смелую фантазию. И, естественно, привлекают рассказы людей, занятых изучением этих просторов. И Горький, и Станюкович говорят о красоте моря, о сложнейшей проблемах своих героев. Стихиями нельзя повелевать, но зато с ними можно сражаться.Таким образом, с помощью сравнительного анализа текстов удалось выделить основные точки соприкосновения и расхождения авторов в раскрытии морской темы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!