СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Морфологический разбор причастия" (7 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Морфологический разбор причастия" (7 класс)»

Тема урока: МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРИЧАСТИЯ

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: создание условий для выполнения морфологического разбора причастия.

Задачи:

предметные УУД:

- повторить изученное по причастию

- познакомиться с морфологическим разбором причастия;

-  развивать умение применять знания при морфологическом разборе причастия;

 - отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки;

- способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

метапредметные:

способствовать формированию УУД:

регулятивных: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;

познавательных: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;

коммуникативных: развивать навыки взаимодействия со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли, совершенствовать рефлексивные способности;

 личностные УДД:

- способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

Результат. Умение морфологически разобрать причастие.

Оборудование: учебник, рабочие тетради, тетрадь для правил (опорный конспект) раздаточный материал, опорный конспект (на доске)

Основные понятия: причастие, залог, вид, время, причастный оборот, возвратность, форма, род, число, падеж.

Используемая технология: личностно-ориентированная технология, игровая технология

Форма организации учебной работы: фронтальная, работа в парах.

Тип урока: открытие нового знания с повторением ранее изученных тем.










Ход урока:


Организационный этап.

Обмен тетрадями для взаимопроверки домашнего

Откройте тетради, напишите число, классная работа.

Сегодня мы с вами должны повторить все признаки причастия, а значит темой нашего урока будет... (морфологический разбор причастия)


Целеполагание.

Сформулируйте, пожалуйста, цели, которые мы поставим перед собой на уроке, исходя из темы урока.

- создать условия для изучения новой темы;

- повторить морфологические признаки причастия;

- познакомиться с порядком морфологического разбора;

- научиться выполнять морфологический разбор.


Повторение изученного материала.

  1. Составление опорного конспекта пройденного материала.

Н                                                                                     НН

1.краткое причастие                                                     1. есть приставка (кроме НЕ)

2. нет приставки                                                            2.есть ПО

3. нет ПО                                                                        3.-ова-, -ева-, -ирова-

кованый,                                                                       4.образовано от                    

жеваный                                                                 причастия сов.в. (что                                                                                                                сделанный?)

                                                                                        посаженный

                                                                                        названный


2) А теперь мы готовы найти потеряшку. «Опознание» причастия. 

1) Петя Васечкин сидел с отсутствующим видом.

( безучастный вид, задумчивый вид)

2) Отсутствующих  учитель отметил в журнале.


Давайте повторить признаки причастий:

Что такое причасти?

Причастие - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию. Причастие совмещает в себе признаки глагола и прыгательного отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? (что делающий? что сделавший?)

Какой есть залог у причастий:

Причастия делятся на действительные и страдательные.

Признаки прилагательного у причастия:

  • изменяются по родам и падежам 

  • страдательные причастия имеют полную и краткую форму: 

  • Краткие причастия не изменяются по падежам.

Признаки глагола у причастия: 

  • причастия бывают возвратные и невозвратные.

  • причастия имеют форму настоящего и прошедшего времени: 

  • Запомните: формы будущего времени у причастия НЕТ.

В предложении полное причастие является  определением, причастие в краткой форме - именной частью составного сказуемого.

Физминутка. Учащиеся если звучит действительное причастие – поднимают руки вверх, если страдательное – обнимают себя за плечи.

За чернеющим лесом, разрисованный красками, сорванные цветы, плескавшееся тихо море, развеянный бант, почищенные ложки,  на скачущем коне, подстриженный луг,  радующийся мальчик, улыбающийся человек, светящее солнце.


Чтение параграфа учебника стр. 84 - 85

Запись опорного конспекта в тетрадь для правил (и запись на доске)

Морфологический разбор причастия

I Часть речи. Общее значение.

II Морфологические признаки.

Начальная форма (именительный падеж, единственное число).

Постоянные признаки:

      • разряд причастия (действительное, страдательное); 

      • признаки глагола: вид, время, возвратность.

Непостоянные признаки:

      • полная или краткая форма (у страдательных причастий);

      • число;

      • род;

      • падеж (у причастий в полной форме).

III Синтаксическая роль (подчеркнуть, как член предложения).


Запись примера морфологического разбора в рабочую тетрадь

  1. Во дворе к нам бросился лающий пес.

I Лающий — это причастие, обозначает признак по действию и отвечает на вопрос: какой? Что делающий? лаять

II Морфологические признаки:

Начальная форма: Лающий.

Постоянные: действительное причастие; несовершенный вид; настоящее время; невозвратное.

Непостоянные: полная форма; именительный падеж; единственное число; мужской род.

III Синтаксическая роль — определение.

  1. Запись второго морфологического разбора + работа ученика у доски + обмен тетрадями с соседом по парте (взаимопроверка):

Мы с трудом различаем улетевшего воробья от синички.

I Улетевшего — это причастие, обозначает признак по действию и отвечает на вопрос: какого? улететь

II Морфологические признаки:

Начальная форма: улетевший.

Постоянные: действительное причастие; совершенный вид; настоящее время; невозвратное.

Непостоянные: полная форма; винительный падеж; единственное число; мужской род.

III Синтаксическая роль — определение.

Закрепление:

Самостоятельный разбор причастия в рабочей тетради, один ученик у доски.

3)Чтобы не загрязнять почву, необходимо обратить внимание на состав используемых удобрений.

I Используемых — это причастие, обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопрос: каких? - использовать

II Морфологические признаки

Начальная форма: используемый.:

Постоянные: страдательное; несовершенный вид; настоящее время; невозвратное.

Непостоянные: полная форма; родительный падеж; множественное число.

III Синтаксическая роль — определение.


Рефлексия. 

Наша работа на уроке подходит к концу. Скажите:

- Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока? 

- Закончите предложения:

1.      Сегодня на уроке я повторил(а…  .

2.      Сегодня на уроке я узнал(а) …  .


7. Домашнее задание.  выучить правило в тетрадке для правил и учебнике, выполнить морфологический разбор причастий:


1 Приглушенный воем ветра стук колес убаюкивал пассажиров поезда.

2 Все поле засеяно цветущей душистой лавандой.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!