СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Морфологический разбор причастия

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Морфологический разбор причастия»

Тема: Морфологический разбор причастия. 7 класс 8.11.2021

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас, ребята, присутствуют гости. Давайте успокоимся, не волнуйтесь. Тема нашего урока «Морфологический разбор причастия».

II . Сообщение темы и цели урока. ( Чтение наизусть строк:)

-Вот свойство мое обязательное:

Склоняюсь я как прилагательное,

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю. (П.Чесноков).

- О какой части речи эта загадка? ( О причастии).

-Ребята, сегодня мы с вами на уроке должны познакомиться со схемой морфологического разбора причастия. Давайте запишем число, классная работа и тему урока в тетради.

III. Минутки чистописания. Кованый, солнце, грипп.

IV. Актуализация знаний учащихся.

1. Словарный диктант по теме «Причастие». (Один ученик пишет на доске, остальные в тетради, объясняем орфограмму в каждом слове, находим причастие, выделяем суффиксы причастия)

(Прибывший, увядший, гирлянда, паром, акваланг, калитка, аквариум, береста, силуэт, претензия, читаемый, приведённый, морозный, жёваный, кованый.)

-Найдите причастия, с помощью каких суффиксов они образованы?

2. Объяснение значения новых слов.

Акваланг- устройство для дыхания человека под водой: баллон со сжатым воздухом и отходящий от него шланг с наконечником, вставляемым в рот. ( Аквалангист - спортсмен, использующий акваланг для подводного плавания.

Аквариум- искусственный водоем или стеклянная емкость с водой для содержания рыб, водных животных и растений.

Силуэт- очертание предмета, подобное его тени.

Претензия- жалоба, выражение неудовольствия

Береста- наружная часть коры березы. Сухой перегонкой получают деготь. Береста идет на изготовление коробов, корзин и т. д.

-Ребята, давайте вспомним какая часть речи называется причастием?

-Что такое причастный оборот?

-На какие группы делятся причастия?

-С помощью каких суффиксов образуются действительные причастия?

-С помощью каких суффиксов образуются страдательные причастия?

-Что такое причастный оборот?

3. Задание: повторить правописание н и нн в отглагольных прилагательных и причастиях. ( Один ученик пишет на листочке, пока остальные работают в тетради).

Цель работы: проверка степени усвоения умения писать н или нн в прилагательных и причастиях.

Поляна освеще…а моче..ое яблоко

Фигуры изображе..ы завершё..ый рассказ

Рассея…ый мальчик краше…ые стены

Книга прочита…а лома…ые прутья

Исправле…ая работа получе…ое задание

Кожа…ый портфель дорога дли…а

Трава посея…а здание построе…о

4. Задание: повторить о причастном обороте, провести синтаксический разбор предложения с причастным оборотом.

Поля, засеянные пшеницей, дали дружные всходы.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, осложнено причастным оборотом.)

5. Задание: Прочитайте, расставляя знаки препинания. Определите действительное или страдательное причастие.

Замёрзшие за ночь цветы оживали.

Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.

V. Изучение нового материала.

1. Знакомство с новой темой. (Показ иллюстрации об осени, составление предложений по ней, воспитательный момент)

- Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Закончилось веселое лето, и сентябрь стал полноправным хозяином в лесах и полях, озерах и реках.

(Стр. 46.) Морфологический разбор причастия.

План разбора причастия

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

II Начальная форма (единственное число, мужской род, именительный падеж). Морфологические признаки:

1 разряд причастия (действительное, страдательное);

2 признаки глагола: вид, возвратность, время;

3 признаки прилагательного:

а только для страдательных причастий – полная / краткая форма;

б для всех причастий – число, род (в единственном числе), падеж (в полной форме).

III Роль в предложении (каким членом предложения является причастие в данном предложении).

Наступает золотая осень , приносящая дожди.

Приносящая (осень)- причастие.

I. Осень (какая?) - приносящая, нач. ф.- приносящий.

II. Пост. признаки: действит., наст. вр., несов. в., невозвр.;

Непост. признаки: ед. ч., им. п., ж. р.

III. Осень (какая?)- приносящая, определение.

2.Закрепление. (Под диктовку записываем предложение, один ученик работает у доски).

Упражнение 131. (Прочитать, выписать причастие с зависимым словом, сделать морфологический разбор причастия)Надвигающей грозы…

V.Домашнее задание. (упр. 93) выучить порядок морфологического разбора причастия.

На пожелтевшей траве лежат опавшие листья. (Разбор пожелтевшей, опавшие…)

VI.Итоги урока.

VII. Оценивание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!