СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Морфемика как раздел науки о языке, морфема - значимая часть слова. Изменение и образование слов».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Морфемика как раздел науки о языке, морфема - значимая часть слова. Изменение и образование слов».»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

"Акушинская средняя общеобразовательная школа№2"

МО "Акушинский район"







Конспект урока русского языка



по теме: «Морфемика как раздел науки о языке, морфема - значимая часть слова. Изменение и образование слов».

















Провела -учитель русского языка

Багандова С.М.









Акуша- 2020

Тема урока: «Морфемика как раздел науки о языке, морфема - значимая часть слова. Изменение и образование слов».


Цели:

Образовательные:

  1. Дать понятие о морфемике как разделе науки о языке, о морфеме как значимой части слова;

  2. Научить различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

  3. Продолжить работу над понятиями корень, приставка, суффикс, окончание.


Развивающие:

  1. Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей.

  2. Развивать умение работать самостоятельно.

  3. Развивать сообразительность, мышление, память.


Воспитательные:

  1. Воспитывать у учащихся положительное отношение к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность.

  2. Воспитывать любовь к слову, родному языку.

  3. Воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор.

  2. Индивидуальные карточки с заданиями.

3. Русский язык: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений /Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.


Ход урока.


  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас с вами очень интересный урок.


2. Проверка домашнего задания.

Но прежде, чем мы перейдём к изучению новой темы, повторим материал из предыдущего раздела «Лексика».


Слайд 1. Посмотрите на экран. Ответьте на данные вопросы.


  1. Что изучает лексикология?

  2. Что такое лексика?

  3. Какие два значение имеет слово?

  4. Раскройте понятие лексическое и грамматическое значение слова?

  5. Приведите примеры слов с переносным значением?

  6. С какой целью используются в речи слова с переносным значением и синонимы?

А теперь откройте тетради и запишите число, классная работа. На следующей строчке запишите «Лексический диктант». Лексический диктант проведём на тему «Если хочешь быть здоров».


  1. Лексический диктант «Если хочешь быть здоров».

Задание: по лексическому значению определите слова и запишите их в тетрадь столбиком.

1. Вид спорта, досуга, состоящий в походах, путешествиях (туризм).

2. Вид спортивной гимнастики (аэробика).

3. Приспособление для обливания тела водяными струйками (душ).

4. Система физических упражнений, способствующих общему развитию организма и укреплению здоровья (гимнастика).

5. Поглаживание, растирание тела с лечебной и гигиенической целью (массаж).

6. Гимнастический снаряд в виде двух чугунных шаров, соединенных короткой рукояткой (гантели).

7. Высшее достижение в спорте (рекорд).

8. Ледяная площадка для катания на коньках (каток).

( ответы проверяются коллективно, а затем высвечиваются на экране.

А теперь давайте проверим ваши ответы. Посмотрите на экран, прочитайте слова и обратите внимание на выделенные буквы.)


Слайд 3

  1. туризм

  2. аэробика

  3. душ

  4. гимнастика

  5. массаж

  6. гантели

  7. рекорд

  8. каток.


-Почему вы смогли записать данные слова? ( Знаем лексическое значение слов)

-А если слова нам не знакомы, к какому источнику необходимо обратиться? (К толковому словарю русского языка).

Молодцы!

Знания раздела «Лексика» необходимы для успешного изучения последующих тем в языкознании.


  1. Постановка проблемного вопроса.

Сегодня, ребята, мы начинаем изучение нового раздела языкознания. С некоторыми понятиями из этого раздела вы уже знакомы, изучали в начальной школе. С какими? Давайте вспомним.

- Для этого посмотрите на доску, здесь записано слово при-школь-н-ый.

- Скажите, какие части в этом слове выделены.

- Назовите их.

- Вспомните, как называется такой разбор? (Разбор слова по составу)

- Правильно.

- А может быть кто-нибудь догадался, что мы будем изучать сегодня на уроке?

(части слова, будем разбирать слова по составу)

- Вы знаете, как называется наименьшая часть слова, как образуются новые слова и как изменяются слова.

- Всё это вы узнаете сегодня на уроке.


4. Сообщение темы урока, целей урока.

- Сегодня мы начинаем изучение нового раздела языкознания «Морфемика и словообразование». Тема нашего урока «Морфемика как раздел науки о языке. Морфема – часть слова. Изменение и образование слов».


5.Изучение нового материала.

- Итак, все на свете состоит из чего-то: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капелек. Из чего же строятся слова? Они сделаны из своего «строительного материала». «Строительные блоки» для слов называются морфемами. Их четыре: приставка, корень, суффикс и окончание. Изучаются они в разделе «Морфемика». Каждая морфема в слове имеет свое смысловое значение. И получаются интересные и выразительные слова. Морфемы строят их дружно, общими усилиями, создавая такое количество слов, что из них складывается весь наш язык.

- Так что же такое морфема, морфемика, словообразование? Прочитаем на экране.

Слайд 4.

Словообразование – это раздел языкознания, который изучает состав и образование слов.

Морфемика - раздел языкознания, который изучает морфемы как части слова.

Морфема – это наименьшая значимая часть слова.

Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание.


Слайд 5. (на доске выделяются морфемы специальным знаком)

Каждый вид морфем обозначается специальным знаком.

приставка

корень

суффикс

окончание


6. Первичное закрепление знаний.

Выполнение задания: разделите слова на морфемы. (Слова для разбора предлагаются от простого к сложному – три ученика выполняют задание на доске по карточкам определённого цвета, соответствующего уровню сложности (зелёного – простой уровень, жёлтого - средний, красного- сложный уровень), остальные учащиеся также выполняют по карточке определённого цвета – в тетради).

Учитель: Каждый выполняет задание по своей карточке. Кто выполнит задание по своей карточке, может выполнять следующие разборы.


Слайд 6.(высвечивается для проверки после выполнения задания)

    1. Леса, лесной, перелесок, лесничий.

    2. Хлебный, заколка, принесли, пришкольный.

    3. Безветренный, надрезать, приберегли, напишешь.


7. Физминутка.

Наступило время отдохнуть.


8.Изучение нового материала (продолжение)

Учитель: продолжаем работать, посмотрите на экран и скажите(используется слайд 6)

- В каком ряду однокоренные слова, прочитайте их.

- Почему эти слова являются однокоренными? (У них общий корень).

- Как найти общий корень в однокоренных словах? (Надо выделить общую часть во всех данных словах).

- Какой в этих словах корень? (лес)

Итак, делаем вывод.

-Какие слова называются однокоренными (ответы детей)

-Чем могут отличаться друг от друга однокоренные слова?

- А теперь посмотрите на экран. (Высвечивается запись на слайде 7 для обобщения понятия однокоренных слов)

-Что такое приставка? Суффикс? (ответы детей)

(Высвечивается запись на слайде 7 для обобщения понятия приставки и суффикса)

Слайд 7.

Однокоренные слова имеют общий корень, но отличаются друг от друга приставками и суффиксами.

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. При-школьный.

Суффикс - это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Пришколь-н-ый.


9. Первичное закрепление знаний.

- Какие морфемы служат для образования слов?

- Давайте с помощью этих морфем образуем однокоренные слова к словуморе и запишем их столбиком в тетрадь

море

морской

моряк

приморье

приморский

- Какие это слова?

- Правильно, это однокоренные слова.

- Как вы думаете, они имеют одинаковое лексическое значение или разное? (ответы детей)

Учитель обобщает: однокоренные слова имеют общий корень, но разные лексические значения.

-А теперь просклоняем слово море, т.е. изменим по падежам.

(Склоняют слово на доске)

- На что вы обратили внимание? (ответы детей)

Учитель обобщает: меняются только окончания у одного и того же слова, а лексическое значение слова не меняется.Это формы одного и того же слова.


10. Закрепление изученного материала

10.1. Работа по учебнику.

- Продолжим нашу работу по учебнику. Стр.152 Изменение и образование слов.

- Даю Вам время прочитать задание в учебнике под звёздочкой и подумать над заданием.

Прочитайте теоретическую справку на стр. 152., сделайте вывод.

Делается вывод.


10.2.Задание-тренажёр. Теперь будете работать с текстом самостоятельно, пользуйтесь теоретическим материалом учебника.

Задание. Прочитай стихотворение. Найди однокоренные слова, запиши их в тетрадь, выдели корень. Найди и запиши формы одного и того же слова, обозначь в них окончания.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки,

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут снег снегурки.

С. Погорельский


Проверка: Прочитать стихотворение.

Учитель: обратите внимание: в стихотворении С. Погорельского много слов с корнем –снег- , это стилистический прием, который использует автор , чтобы создать яркий образ зимы.

Открывается интерактивная доска.


Слайд 8

Однокоренные слова Формы одного и того же слова

снежные по снегам снег

снегири снежные в снежном

снеговикам

у заснеженной

снежки

снег

снегурки


10.3.Игра «Найди лишнее слово».


а) Маленький, малявкамаляр, малыш.

б) Гроза, грозный, гроздь, грозовой.

в) Конница, конник, подоконник, конюшня.

г) Лень, лентяй, лента, ленивец.

д) Летчик, летная, полет, лето, вылетать.

Учитель: Почему эти слова «лишние»? (ответы детей - имеют другое лексическое значение)

11. Домашнее задание.

Теоретический материал на стр. 152-153 выучить, упр. 370.

11.Итог урока.

-Над какой темой мы работали на уроке?

-Что делали на уроке?

-Какие новые понятия запомнили?

-Какие задания вызывали затруднение? Над этим ещё будем работать.

Слайд 9

Вывод:

Словообразование – это раздел языкознания, который изучает состав и образование слов.

Морфемика - раздел языкознания, который изучает морфемы, как части слова.

Морфема – это наименьшая значимая часть слова.

Однокоренные слова имеют разное лексическое значение и общий корень.

Для образования однокоренных слов используют приставки и суффиксы.

Формы одного и того же слова различаются окончаниями, но имеют одно и то же лексическое значение.

При изменении слов меняются только окончания.

Спасибо! Урок окончен.

Дополнительный материал

Для самостоятельной работы. (на карточке дополнительный материал)

1. Задание .

Прочитать текст, озаглавить его. Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы. Найти в тексте прилагательные и разобрать их по составу. Выпишите однокоренные слова.


Под жарк..м июльским сол..цем я уплываю по руч..ю к неб..льшому л..сному озеру. Оно почти зар..сло тр..вой. Лес д..леко отступил от в..ды, и озеро кажется тихим и уютным прудом. Я останавливаю лодку и слушаю спокойную л..сную т..шину.


2. «Соберите» слово


Корень мой находится в цене, -

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале.

(оценка)




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!