СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моральные устои общества

Нажмите, чтобы узнать подробности

По новому ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Моральные устои общества»

Обществознание. 7 класс Моральные устои общества Михайлова Надежда Михайловна

Обществознание. 7 класс

Моральные устои общества

Михайлова Надежда Михайловна

Притча:

Создавая род человеческий, боги позаботились о нем с щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству. Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, лекари и т. д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить в обществе боги не сумели. И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела - строить дорогу, канал, между ними вспыхивали ожесточенные споры, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой... И над родом человеческим нависла угроза самоистребления.

Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.

Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому – музыканта, третьему – лекаря и т. д.

А как поступить со стыдом и правдой?

Зевс ответил, что стыд и правду должны иметь все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей . . .

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

«Лишь две вещи на свете  способны тревожить  наше воображение:  звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас» И. Кант Прав ли философ? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

«Лишь две вещи на свете способны тревожить наше воображение: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас»

И. Кант

Прав ли философ?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Что такое мораль? Мораль — совокупность представлении людей о добре и зле, хорошем и плохом, о справедливости, чести, совести. Нравственность - моральное качество человека, правила, которыми руководствуется человек в своём выборе. Этика - философская наука о морали и нравственности. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Что такое мораль?

Мораль — совокупность представлении людей о добре и зле, хорошем и плохом, о справедливости, чести, совести.

Нравственность - моральное качество человека, правила, которыми руководствуется человек в своём выборе.

Этика - философская наука о морали и нравственности.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Этапы происхождения морали Мораль возникла еще в древности и продолжает действовать в современном обществе.  ТАБУ  ОБЫЧАЙ  ТРАДИЦИИ  МОРАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Этапы происхождения морали

Мораль возникла еще в древности и продолжает действовать в современном обществе.

ТАБУ

ОБЫЧАЙ

ТРАДИЦИИ

МОРАЛЬНЫЕ

ПРАВИЛА

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Требования морали Вежливость Трудолюбие СТР. 21 Честность Нормы морали Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Требования морали

Вежливость

Трудолюбие

СТР. 21

Честность

Нормы морали

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

«Золотое правило морали»   «Сын, что тебе кажется плохим, ты не должен делать также товарищам»  - древнеассирийское поучение (VII в. до н.э.) Китайский философ Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе» . Будда говорил: «Как он поучает другого, так пусть поступает и сам». Конфуций Будда Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

«Золотое правило морали»

  • «Сын, что тебе кажется плохим, ты не должен делать также товарищам» - древнеассирийское поучение (VII в. до н.э.)
  • Китайский философ Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе» .
  • Будда говорил: «Как он поучает другого, так пусть поступает и сам».

Конфуций

Будда

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

«Золотое правило морали» Нагорная проповедь Иисуса Христа: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»   В Сунне, мусульманском предании о жизни и деятельности пророка Мухаммада: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай». Нагорная проповедь Иисуса Христа Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

«Золотое правило морали»

Нагорная проповедь Иисуса Христа: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»

В Сунне, мусульманском предании о жизни и деятельности пророка Мухаммада: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».

Нагорная проповедь Иисуса Христа

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

«Золотое правило морали» Категорический императив И. Канта Императив (от лат . imperativus – повелительный) – безусловное требование, повеление. По Канту - категорический императив –общеобязательное формальное правило поведения всех людей, которое требует поступать всегда в соответствии с принципом, который в любое время мог бы стать всеобщим нравственным законом, и относиться ко всякому человеку как к цели, а не как к средству.  И. Кант Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

«Золотое правило морали»

Категорический императив И. Канта

  • Императив (от лат . imperativus – повелительный) – безусловное требование, повеление.
  • По Канту - категорический императив –общеобязательное формальное правило поведения всех людей, которое требует поступать всегда в соответствии с принципом, который в любое время мог бы стать всеобщим нравственным законом, и относиться ко всякому человеку как к цели, а не как к средству.

И. Кант

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Золотое правило морали Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе! Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Золотое правило морали

Относись к

другим

так, как ты

хочешь,

чтобы другие

относились

к тебе!

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Функции морали Регулирующая (поведение в соответствии с моральными нормами) Оценочная (оценка: нравственно / безнравственно) Ориентирующая (выработка системы ценностей, линии поведения) Воспитательная (формирование общепризнанных образцов поведения) Коммуникативная (взаимопонимание, общение) Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Функции морали

  • Регулирующая (поведение в соответствии с моральными нормами)
  • Оценочная (оценка: нравственно / безнравственно)
  • Ориентирующая (выработка системы ценностей, линии поведения)
  • Воспитательная (формирование общепризнанных образцов поведения)
  • Коммуникативная (взаимопонимание, общение)

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

1 2 3 4 Какие функции морали изображены на картинках? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

1

2

3

4

Какие функции морали изображены на картинках?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Задачи морали Оценивать Регулировать Воспитывать Воздействовать на человека с целью развития его способностей, формирования знаний, умений, человеческих качеств, а также придание воспитанию правильной направленности Определять хорошее и плохое, добро и зло, а также идеалы и ценности; уметь правильно оценивать общественное мнение Направлять деятельность человека, общества на гуманные цели, на достижение добра, а также изменять человека или общество Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Задачи морали

Оценивать

Регулировать

Воспитывать

Воздействовать на человека с целью развития его способностей, формирования знаний, умений, человеческих качеств, а также придание воспитанию правильной направленности

Определять хорошее и плохое, добро и зло, а также идеалы и ценности; уметь правильно оценивать общественное мнение

Направлять деятельность человека, общества на гуманные цели, на достижение добра, а также изменять человека или общество

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Роль морали в жизни общества Регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни Является жизненным ориентиром для человека, стремящегося к самосовершенствованию Формирует нравственный облик личности Обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей. МОРАЛЬ Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Роль морали в жизни общества

Регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни

Является жизненным ориентиром для человека, стремящегося к самосовершенствованию

Формирует нравственный облик личности

Обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей.

МОРАЛЬ

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Моральный идеал  — это представление о совершенной системе моральных норм, воплощаемых в деятельности и поведении личности. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Моральный идеал это представление о совершенной системе моральных норм, воплощаемых в деятельности и поведении личности.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Моральные ценности Гуманизм - ч еловеколюбие, отказ от всех форм насилия над личностью, признание естественных прав человека, равенство всех людей    Альтруизм - сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага. Патриотизм - пpинцип, выpaжaющий чyвcтвo любви к Poдинe, зaбoтy o ee интepecax и гoтoвнocть к ee зaщитe oт вpaгoв. Толерантность - терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам, принятие других культур, способов проявления человеческой индивидуальности   Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Моральные ценности

Гуманизм - ч еловеколюбие, отказ от всех форм насилия над личностью, признание естественных прав человека, равенство всех людей

Альтруизм - сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага.

Патриотизм - пpинцип, выpaжaющий чyвcтвo любви к Poдинe, зaбoтy o ee интepecax и гoтoвнocть к ee зaщитe oт вpaгoв.

Толерантность - терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам, принятие других культур, способов проявления человеческой индивидуальности

 

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Принципы морали Принципы морали  – исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека. Гуманизм  Моральная автономия личности  Альтруизм  Патриотизм  Толерантность  Принцип «золотой середины» Моральные ценности Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Принципы морали

Принципы морали – исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека.

Гуманизм

Моральная автономия

личности

Альтруизм

Патриотизм

Толерантность

Принцип «золотой середины»

Моральные ценности

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Многие ученые понятия «мораль» и «нравственность» отождествляют. Они исходят из того, что существует русский вариант латинского термина « мораль », который происходит от  слова «нрав». По их мнению, мораль и нрав – синонимы. Тем не мене, есть и другие точки зрения, согласно которым, понятия мораль и нравственность не совсем одно и то же. Мораль Нравственность Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
  • Многие ученые понятия «мораль» и «нравственность» отождествляют. Они исходят из того, что существует русский вариант латинского термина « мораль », который происходит от  слова «нрав».
  • По их мнению, мораль и нрав – синонимы. Тем не мене, есть и другие точки зрения, согласно которым, понятия мораль и нравственность не совсем одно и то же.

Мораль

Нравственность

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Мораль и нравственность  Соотношение морали и нравственности мораль = нравственность мораль ≠ нравственность Мораль Нравственность Это область практических поступков, практического поведения, реальных дел и действий МИР СУЩЕГО Это форма сознания, результат, продукт размышления о жизни, делах, поступках людей МИР ДОЛЖНОГО Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Мораль и нравственность

Соотношение морали и нравственности

мораль = нравственность

мораль ≠ нравственность

Мораль

Нравственность

Это область практических поступков, практического поведения, реальных дел и действий

МИР СУЩЕГО

Это форма сознания, результат, продукт размышления о жизни, делах, поступках людей

МИР ДОЛЖНОГО

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Мораль и нравственность   Злая нравственность? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Мораль и нравственность

Злая нравственность?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Мораль и нравственность С позиции добра и зла нужно и оценивать отношение человека к самому себе.  ЗАЧЕМ? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Мораль и нравственность

С позиции добра и зла нужно и оценивать отношение человека к самому себе.

ЗАЧЕМ?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Десять заповедей человечности (раздумья академика Д.С. Лихачева) Не убий и не начинай войны. Не помысли народ свой врагом других народов. Не укради и не присваивай труда брата своего. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло ради корысти. Уважай мысли и чувства братьев своих. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай. Чти природу как матерь свою и помощницу. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным. Д.С. Лихачева Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Десять заповедей человечности

(раздумья академика Д.С. Лихачева)

  • Не убий и не начинай войны.
  • Не помысли народ свой врагом других народов.
  • Не укради и не присваивай труда брата своего.
  • Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло ради корысти.
  • Уважай мысли и чувства братьев своих.
  • Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.
  • Чти природу как матерь свою и помощницу.
  • Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.
  • Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.
  • Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.

Д.С. Лихачева

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

«Лишь две вещи на свете  способны тревожить  наше воображение:  звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас» И. Кант Прав ли философ? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

«Лишь две вещи на свете способны тревожить наше воображение: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас»

И. Кант

Прав ли философ?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Принцип Сущность принципа А. Гуманизм Б. Моральная автономия 1. Человек сам осуществляет выбор нравственных принципов и способов своей деятельности и несет за него ответственность В. Альтруизм личности 2. Терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам,, принятие других культур, способов проявления человеческой индивидуальности 3. Человеколюбие, отказ от всех форм насилия над личностью, признание естественных прав человека, равенство всех людей Г. Патриотизм Д. Толерантность 4. Сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага. 5. Принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о её интересах и готовность к её защите от врагов. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Принцип

Сущность принципа

А. Гуманизм

Б. Моральная автономия

1. Человек сам осуществляет выбор нравственных принципов и способов своей деятельности и несет за него ответственность

В. Альтруизм

личности

2. Терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам,, принятие других культур, способов проявления человеческой индивидуальности

3. Человеколюбие, отказ от всех форм насилия над личностью, признание естественных прав человека, равенство всех людей

Г. Патриотизм

Д. Толерантность

4. Сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага.

5. Принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о её интересах и готовность к её защите от врагов.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание Параграф 3. Задания 1, 4 письменно. Подобрать пословицы и Поговорки о добре и зле. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание

Параграф 3.

Задания 1, 4 письменно.

Подобрать пословицы и

Поговорки о добре и зле.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Используемые материалы Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. и др. Обществознание учебник для 7 класса. М., «Просвещение» 2023 В презентации использованы материалы и иллюстрации из открытого банка иллюстраций Яндекс и Гугл: https://yandex.ru/images/ ; https://www.google.ru/imghp; https://ru.wikipedia.org/wiki/ Автор данной работы выражает благодарность истинным владельцам графических, анимированных изображений и иных материалов, которые были использованы в презентации. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Используемые материалы

  • Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. и др. Обществознание учебник для 7 класса. М., «Просвещение» 2023
  • В презентации использованы материалы и иллюстрации из открытого банка иллюстраций Яндекс и Гугл: https://yandex.ru/images/ ; https://www.google.ru/imghp; https://ru.wikipedia.org/wiki/

Автор данной работы выражает благодарность истинным владельцам графических, анимированных изображений и иных материалов, которые были использованы в презентации.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!