Обществознание.
Класс: 6
Тема урока: «Мораль в жизни человека»
Цель урока: сформировать представления учащихся о понятии «мораль», о важности моральных качеств человека в общении с другими людьми.
Задачи урока.
Развивающая:
Формировать навыки работы с текстом, представления результатов учебной деятельности.
Образовательная:
Расширение, систематизация знаний учащихся о морали.
Понимание сущности термина «мораль», обоснование его значения в обществе.
Закрепление отношения к моральным нормам как важнейшим регуляторам общественной жизни.
Воспитательная:
Способствовать формированию целостного мировоззрения учащихся, содействовать воспитанию уважения к моральным нормам
Оборудование:
Учебник «Обществознание» 6
Методы обучения: 1-ая группа МО (по источнику получения знаний): словесные, работа с текстом.
2-ая группа МО (по типу познавательной деятельности): проблемный.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний .
План урока:
1.Что такое мораль?
2. Механизмы самоконтроля личности.
3. «Золотое правило морали». Идеальный образ.
4. Ненасилие. Милосердие. Благотворительность.
Основные вопросы:
1. Что такое мораль?
2. Что такое моральная ответственность?
3. Каковы высшие ценности и идеалы?
4. Как стать личностью с большой буквы?
Основные понятия:
• мораль
• совесть
• долг
• золотое правило морали
• идеал
• идеальный образ
• ненасилие
• милосердие
• благотворительность
Эпиграфы урока:
1) Да ни в богатстве, ни во власти
Нет без морали людям счастья.
С.Брант
2) «Идеалы подобны звездам в небе: мы никогда не можем их достичь, но, как мореходы в плавании, ориентируемся по ним в жизни»
Древняя мудрость
Порядок проведения урока.
Этапы урока
Формы и методы
Ожидаемые результаты
Формы контроля и оценивания
1.«Вызов».
2. Работа с понятиями. Работа в парах. Обращение к тексту с понятиями. Учащиеся формулируют основные понятия темы. Точность и четкость определений, умения выделять понятия из текста.
3. Изучение основной проблемы. Учащиеся получают представление о моральной ответственности . Умение выделять основное. Иллюстрация своих мыслей примерами.
4. Закрепление полученных знаний. Работа с документом. Учащиеся демонстрируют понимание изученного материала и умение определить по содержанию документа позицию его автора.
5.Подведение итогов.
Ход урока.
1.Вступление.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Мы продолжаем с вами изучать третью главу обществознания «Деятельность человека». Тема сегодняшнего нашего урока является продолжением предыдущих наших параграфов,в которых мы познакомились, как общаются люди, как нужно строить отношения друг с другом. Скажите,какими принципами необходимо руководствоваться человеку, выстраивая свои отношения с другими людьми? (ответы детей)
-быть дружелюбным
-внимательным, тактичным
-эмоционально- сдержанным
-вежливым, уважительным
Учитель :
- Какого человека вы называете хорошим?
- Из уроков литературы вспомните что такое мораль в басне.(ответы детей)
- Из всего вами сказанного, подумайте, какая тема сегодняшнего урока?
Учащиеся называют тему урока и записывают ее в тетрадях.(1 слайд)
- Обратимся к учебнику, прочитайте первые 2 абзаца и сформулируйте понятие морали. (уч-ся называют что такое мораль и записывают в тетрадь)
- А теперь посмотрите на слайд ,как мораль характеризуется в словаре.
- Ребята ,что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?
(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Как мораль влияет на развитие общества?
Как помогает стать личностью?
Зачем нужна мораль людям?
-Вам будут показаны картинки с поступками. Определите какие хорошие, а какие плохие СЛАЙД
Как человек определяет хороший или плохой поступок он совершил? (ответы детей) Кто ему об этом напоминает?
Как же формируется совесть?( ответы детей)
(Понимание добрых и плохих поступков и когда человек способен критически себя оценивать)
(Для того, чтобы совесть сформировалась, необходимо, чтобы кто-то указал растущему человеку, что такое хорошо, а что такое плохо.)
(Совесть формируется, когда человек критически оценивает себя, понимает добрые или плохие поступки он совершает.)
Как вы думаете, человек рождается совестливым или становится?
( Человек в процессе жизни обучается различать плохое и хорошее, чувствует вину за плохие поступки перед самим собой и другими людьми и т.д.)
СЛАЙД 3 СОВЕСТЬ!
Может ли общество воспитать в человеке такие механизмы самоконтроля, как совесть и долг? (ответы детей)
Конечно, общество через семейные традиции, СМИ, образования в школе дает нравственный ориентир в жизни человеку.
Изучая литературные произведения, предметы история и обществознание, выполняя общественные поручения мы учимся долгу, ответственности. Восхищаемся героическими поступками людей и нашего народа, которые становятся для нас примером.
Обсуждение выполнения домашнего задания ( творческие тетради) Ребята, вам было дано опережающее задание - найти примеры ,когда совесть и долг определяли поведение людей. При выполнении этого задания вы должны были использовать памятку №2.(зачитывают,оценивают,обсуждают). Какой вывод мы можем сделать на основе ваших рассказов?
В истории бывали моменты, когда мораль переживала кризис. В результате распада традиционных моральных ценностей нередко оказывалось под угрозой благополучие целых государств.
Обратимся к дополнительному материалу на стр.123 СЛАЙД Древний Рим ( работа в парах)
Определите какие моральные черты сформировались в Древнем Риме в эпоху Республики и, что изменилось во нравах людей в период Империи?
Эпоха Римской Республики Эпоха Римской Империи
-строгость семейной жизни -ненависть к друг другу
-доблесть на войне -взяточничество
-законопослушание -казнокрадство
В чем мы видим кризис отношений между людьми?( добродетель сменилась подлыми отношениями между людьми)
-Могло ли такое общество, в котором царили такие нравы ,защитить себя от внешних врагов? Вспомните, что произошло с Римской империей в 476 году?
( Общество, в котором царили такие нравы, которое требовало только «Хлеба и зрелищ» не смогло защитить себя от нашествия варваров.)
Какой вывод мы можем сделать для нашего современного общества, почему важно сохранять моральные ценности, выработанные многими поколениями жившими до нас? (ответы детей)
-Моральные ценности сохраняют мир в государстве
-Моральные ценности помогают людям стать добрыми, вести ЗОЖ
-моральные ценности помогают сохранить семью, страну
-моральные ценности помогают сохранить дружбу, любовь
2. «Золотое правило морали»:
Некоторые моральные принципы носят универсальный характер. Например, уже несколько тысячелетий люди руководствуются в своих отношениях с другими людьми «золотым правилом морали». В этом правиле заключена величайшая мудрость человечества о том, как вести себя в обществе, не ущемляя собственные интересы, а также интересы других людей. С наибольшей выразительностью оно сформулировано в Библии, в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Проповедь была произнесена на возвышенном месте, на горе, куда Христос взошел, чтобы изложить свое учение перед народом: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». (слайд 4 )
Почему это правило названо «золотым»? (ответы детей)
Почему человек знает, как надо поступать, но не всегда следует этому правилу? (ответы детей)( себялюбие ,зависть, корысть, лень, эгоизм, саможаление и т.д.)
- Несмотря на то что «золотое правило морали» - это очень древняя мудрость, оно до сих пор остается труднодостижимым идеалом.
- Ребята, а как вы думаете ,что такое идеал ,идеальный образ?(подсказка на стр. 124 последний абзац)
Ребята, вам было дано опережающее задание – подумать кто для вас является примером и почему ?(зачитывают)
-Почему людям необходим моральный идеал? (ответы детей)
Моральный идеал вдохновляет человека в его действиях, позволяет ему самосовершенствоваться.
Моральный идеал дает человеку верить в свои силы, стремиться к цели.(слайд 5 ИДЕАЛ)
Работа в парах с документом
Нравственность в поступках
И. С. Кон — современный российский психолог и педагог, академик Российской академии образования
Нравственная позиция раскрывается в поступках и формируется поступками же, причем особенно важную роль... играют конфликтные ситуации. Человек, не бывший в сложных жизненных переделках, еще не знает силы своего «Я»... Поведение людей любого возраста в новых для них проблемных ситуациях сильно зависит от наличия опыта разрешения аналогичных ситуаций. Любая новая проблема сопоставляется с нашим прошлым опытом, и, чем более личным был этот опыт, тем сильнее его последующее влияние. Ситуация, в которой индивид сам принимал участие, психологически более значима, чем та, которую он наблюдал со стороны, и тем более та, о которой он только слышал или читал. Недаром реальное поведение людей часто резко отличается от того, каким оно представляется им самим в воображаемых ситуациях...
Кон И. С. Психология ранней юности.— М., 1989.— С. 205, 209.
Вопросы и задания: 1. Как вы считаете, почему нравственная позиция может раскрываться только в поступках? 2. Объясните, какова роль личного опыта в формировании индивидуальной нравственной позиции.
Спутниками морали являются такие нравственные качества как
3. Ненасилие. Милосердие. Благотворительность.
В современном мире насилие, к сожалению, не редкость. Означает ли, что насилие вечный спутник человека и его нельзя избежать? Вовсе нет. Как злу противостоит добро, так насилию противостоит ненасилие. История знает немало людей, для которых принцип ненасилия становился нормой жизни. С одним из них нас познакомит Степа. (СЛАЙД 6 Махатма Ганди) 2-3 мин.рассказ.
Ребята, давайте вместе сформулируем понятие ненасилие (ответы детей) СЛАЙД 7 Ненасилие –это сознательное воздержание от агрессивных действий.
Мы часто с экрана телевидения слышим слово милосердие. С чем ассоциируется у вас это слово?(ответы детей)
Слайд 8 (Сестры милосердия ) Перед вами фотография сестер милосердия. По каким признакам можно определить, что изображенные на фото женщины сестры милосердия? (Белый покров на голове и на фартуке нашит красный крест ) небольшое сообщение по этой теме нам подготовил Ершов Женя.2-3 мин. Слайд 9
Милосердие- это сердечность, сострадание к нуждающимся и обездоленным людям и активное творение добра.
Спутницей милосердия является благотворительная деятельность. Благотворительность – одна из духовно-нравственных ценностей российского общества. Ее традиция насчитывает не одну сотню лет. Помощь нуждающимся оказывали богатые и обеспеченные люди. Большие деньги жертвовались на различные учреждения для сирот, бездомных и больных. Сегодня в России благотворительностью занимаются частные лица, общественные и религиозные организации. А как называется отряд который организовывает благотворительную деятельность в нашей школе ?( волонтерский отряд «Добрые сердца», «Поиск», ) Я знаю, что на протяжении нескольких лет ваш класс является активным участником в школьных благотворительных акциях и презентацию о вашей работе подготовил Артем. (Слайд 10 А.П.Чехов)
Каждый наш добрый поступок вносит свою лепту в победу добра над злом.
6.Подведение итогов урока.
- Какой вывод мы можем сделать по нашему уроку, что мы с вами узнали?( ответы детей)
Вывод. В основе поведения, общения и взаимоотношений людей лежат правила морали. Мораль регулирует и оценивает человеческие поступки с точки зрения добра и зла. Каждый наш добрый поступок вносит свою лепту добра над злом.
Рефлексия: Синквейн зачитывают, высказывают мнения
Мораль
Чистая, справедливая
Регулирует, способствует, оценивает
Мораль – это звездное небо надо мной
Добро
Обсудить вопрос «Можно ли оценить наш урок с точки зрения морали?»
Оценки за урок. Откройте дневники (поставьте оценки за урок, а я подойду и распишусь. Сделайте запись д/з .)
5.Домашнее задание
Прочитать параграф №18 и ответить на вопросы. Письменно в тетради для творческих работ ответить на эпиграф к уроку, используя памятку № 5, выполнить задания в рабочей тетради.
По желанию зад. №13 к параграфу. Подготовить сообщение об известных российских благотворителях и меценатах
Спасибо за урок!