СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моральный выбор. Урок-презентация по обществознанию, 8 класс, ФГОС-2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-презентация "Моральный выбор" по обществознани, 8 класс, ФГОС-2, УМК Л.Н.  Боголюбова предназначен учителям, учащимся, родителям, реализующим указанный УМК по ФГОС-2

Просмотр содержимого документа
«Моральный выбор. Урок-презентация по обществознанию, 8 класс, ФГОС-2»

Обществознание, 8 класс Урок № 11 Моральный выбор Д.З.: § 9, ?? (с.77), задания (с.77-78), «Вспомним» к §10 © А.И. Колмаков

Обществознание, 8 класс

Урок № 11

Моральный

выбор

Д.З.: § 9, ?? (с.77), задания (с.77-78), «Вспомним» к §10

© А.И. Колмаков

Задачи урока: Продолжить формирование ценностных ориентиров, основанных на идеалах гуманизма. Познакомить учащихся с понятиями «моральный выбор» и «моральная ответственность». Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: выбор ценностных ориентиров; смысловое чтение, поиск необходимой информации и выделение её из текстов различных жанров; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, продуктивно взаимодействовать со сверстниками.

Задачи урока:

  • Продолжить формирование ценностных ориентиров, основанных на идеалах гуманизма.
  • Познакомить учащихся с понятиями «моральный выбор» и «моральная ответственность».
  • Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: выбор ценностных ориентиров; смысловое чтение, поиск необходимой информации и выделение её из текстов различных жанров; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, продуктивно взаимодействовать со сверстниками.
Знать и уметь (УУД) Давать  нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей. Использовать  элементы причинно-следственного анализа для объяснения морального выбора. Уметь участвовать в коллективном обсуждении проблем. Приводить  примеры морального выбора.

Знать и уметь (УУД)

  • Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей.
  • Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения морального выбора.
  • Уметь участвовать в коллективном обсуждении проблем.
  • Приводить примеры морального выбора.
Понятия, термины мораль; моральный выбор; моральная ответственность; свобода; свобода выбора; ответственность; моральная ответственность; поступать морально; практическое поведение. мораль; моральный выбор; моральная ответственность; свобода; свобода выбора; ответственность; моральная ответственность; поступать морально; практическое поведение.

Понятия, термины

  • мораль; моральный выбор; моральная ответственность; свобода; свобода выбора; ответственность; моральная ответственность; поступать морально; практическое поведение.
  • мораль;
  • моральный выбор;
  • моральная ответственность;
  • свобода;
  • свобода выбора;
  • ответственность;
  • моральная ответственность;
  • поступать морально;
  • практическое поведение.

Проверка знаний 1. Что такое долг? 2. Что такое объективные обязанности? 3. Какие стороны предлагает наука различать в долге? 4. Что такое моральный долг? 5. Кто контролирует и оценивает исполнение долга? 6. Что такое совесть?

Проверка знаний

1. Что такое долг?

2. Что такое объективные обязанности?

3. Какие стороны предлагает наука различать в долге?

4. Что такое моральный долг?

5. Кто контролирует и оценивает исполнение долга?

6. Что такое совесть?

Изучение нового материала Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Нравственные чувства и самоконтроль

Изучение нового материала

  • Свобода и ответственность.
  • Моральные знания и практическое поведение.
  • Нравственные чувства и самоконтроль
Вспомним. Подумаем. ВСПОМНИМ. Что такое моральная норма? Что такое моральный долг?  ПОДУМАЕМ. Какое поведение вызывает моральное одобрение и моральное осуждение? Способен ли человек творить себя?

Вспомним. Подумаем.

  • ВСПОМНИМ. Что такое моральная норма? Что такое моральный долг?

  • ПОДУМАЕМ. Какое поведение вызывает моральное одобрение и моральное осуждение? Способен ли человек творить себя?
Актуализация проблемы человек животное П О В Е Д Е Н И Е влияние естественных условий; разумное поведение на основе осознанного выбор; моральная и правовая ответственность -подчинено строго естественным законам (инстинкту), жизненной программе; -нет выбора, ответственности

Актуализация проблемы

человек

животное

П

О

В

Е

Д

Е

Н

И

Е

  • влияние естественных условий;
  • разумное поведение на основе осознанного выбор;
  • моральная и правовая ответственность

-подчинено строго естественным законам (инстинкту), жизненной программе;

-нет выбора, ответственности

1. Моральный выбор. к размышлению

4.Макиавелли писал: “Можно сказать о людях, что они в целом неблагодарны, непостоянны, лицемерны, трусливы, желают избегать опасностей и жаждут наживы, до тех пор, пока ты приносишь им пользу, выгоду, они целиком твои… Дружба приобретается через куплю-продажу, приобретается без гарантий и через мгновение ока она уже не готова служить тебе”.

5. Такие люди в глубине души понимают, что их поступки не вполне соответствуют понятиям нравственности, но отсутствие внутренних принципов, жестких ограничений не дает им возможности удержаться от этих поступков. Они считают себя свободными в принятии решений и этим обосновывают свою безнравственность .

6. Часто говорят: “Для достижения своей цели он пойдет на все!” Это может подразумевать и подлость, и непорядочность, преступление и бесчестие.

1. Природа создала человека как существо, постоянно находящееся в разногласии с самим собой. В нём –  как бы два независимых существа –  внутренне и внешнее, из которых внутреннее недовольно тем, что делает внешнее, а внешнее не делает того, что хочет внутреннее. Эта особенность по-разному проявляется в людях, но она обязательно присутствует в каждом человеке.

2.Одни люди стремятся к духовному, высокому, отвергая расчётливость и властолюбие, выбирая дорогу чести в качестве своего жизненного пути. Другие же люди, которых большинство (?) отталкивают от себя всё высокое, чистое , постепенно погружаясь в порок, бездуховность , сомнительные

удовольствия.

3. Мы ходим по улицам, офисам, общественным местам, встречаемся с людьми, подаем им руку, улыбаемся друг другу, но мы знаем, что часто имеем дело не с вполне порядочными людьми, которые обманут и предадут , если они будут иметь выгоду от этого и у них появится такая возможность.

Цель оправдывает средства? Почему мораль выше?

1. Моральный выбор Современный мир очень жесток, условия существования для многих людей не соответствуют требованиям жизни, часто бывает, что единственным доступным способом улучшить свое материальное положение человека является вступление в противоречие с законом и своей совестью. Но человек обманувший, укравший, убивший другого человека, получает трансформацию души, которую уже никогда нельзя исправить. Ему приходится всю оставшуюся жизнь жить с этим.

1. Моральный выбор

  • Современный мир очень жесток, условия существования для многих людей не соответствуют требованиям жизни, часто бывает, что единственным доступным способом улучшить свое материальное положение человека является вступление в противоречие с законом и своей совестью.
  • Но человек обманувший, укравший, убивший другого человека, получает трансформацию души, которую уже никогда нельзя исправить. Ему приходится всю оставшуюся жизнь жить с этим.
2. Свобода – это ответственность Напишите продолжение фразы: “Меня огорчает в поступках сверстников ….”. А теперь на обратной стороне листка, в левой стороне напишите, как Вы, считаете, можно воздействовать на ситуацию. Передайте свои листочки соседу (по часовой стрелке), прочитаете ситуацию вашего одноклассника, на обратной стороне листка с левой стороны листка подчеркните, с какими путями решения проблемы вы согласны, с правой –  допишите свои варианты или возражения. Он свободен? рефлексия

2. Свобода – это ответственность

  • Напишите продолжение фразы: “Меня огорчает в поступках сверстников ….”.
  • А теперь на обратной стороне листка, в левой стороне напишите, как Вы, считаете, можно воздействовать на ситуацию.
  • Передайте свои листочки соседу (по часовой стрелке), прочитаете ситуацию вашего одноклассника, на обратной стороне листка с левой стороны листка подчеркните, с какими путями решения проблемы вы согласны, с правой –  допишите свои варианты или возражения.

Он свободен?

рефлексия

2. Свобода – это ответственность Напишите на листочке “ Я ”. Слева от “Я” коротко опишите свой поступок, который Вы одобряете. Справа от “Я” опишите свой поступок, который доставляет вам наибольшие огорчения. Напишите под поступками слово “ПРИЧИНА” –  и попробуйте объяснить причину своей удачи и неудачи. На работу у вас 5 минут. А теперь представьте себе, что у вас есть возможность воспользоваться машиной времени. Вернитесь на некоторое время назад и очутитесь перед вашим неблагоприятным поступком. Напишите себе письмо и объясните, почему его вам не нужно делать. Каждый читает свою неудачу и удачу, а затем свое письмо. (класс выделяет основные компоненты морального выбора). Символ французской Революции. Свобода? Совесть, благородство и достоинство –  вот оно, святое наше воинство.  Протяни ему свою ладонь,  за него не страшно и в огонь. Лик его высок и удивителен.  Посвяти ему свой краткий век.  Может, и не станешь победителем,  но зато умрешь как человек. Б.Ш. Окуджава

2. Свобода – это ответственность

  • Напишите на листочке “ Я ”. Слева от “Я” коротко опишите свой поступок, который Вы одобряете. Справа от “Я” опишите свой поступок, который доставляет вам наибольшие огорчения. Напишите под поступками слово “ПРИЧИНА” –  и попробуйте объяснить причину своей удачи и неудачи. На работу у вас 5 минут.
  • А теперь представьте себе, что у вас есть возможность воспользоваться машиной времени. Вернитесь на некоторое время назад и очутитесь перед вашим неблагоприятным поступком. Напишите себе письмо и объясните, почему его вам не нужно делать. Каждый читает свою неудачу и удачу, а затем свое письмо. (класс выделяет основные компоненты морального выбора).

Символ

французской

Революции.

Свобода?

Совесть, благородство и достоинство – вот оно, святое наше воинство. Протяни ему свою ладонь, за него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен. Посвяти ему свой краткий век. Может, и не станешь победителем, но зато умрешь как человек.

Б.Ш. Окуджава

3. Моральные знания и практическое поведение личности

1. Вы отличник и на контрольной работе ваш друг (подруга) попросил списать задачку, пообещав вознаградить чем-то для вас необходимым. Как вы поступите? ( Выбор между выгодой и дружеской помощью )

2. В вашем классе есть две подруги, которые вам не нравятся, причем ваша неприязнь взаимна. В один из дней эти подруги поссорились из-за недоразумения. Будите ли вы их мирить? ( Выбор между равнодушием и злопамятностью )

3. Вы идете по улице и видите, что на дороге лежит человек. Что вы сделаете? ( Выбор между равнодушием и милосердием )

4. На остановке к Вам подошла хорошо одетая девочка и попросила 15 рублей на проезд, чтобы отвезти младшую сестру к тете на другой конец города. Как вы поступите? ( Выбор между равнодушием и милосердием ).

5. Вы нашли крупную сумму денег и знаете кто их потерял. Вернете ли вы их? ( Выбор между выгодой и заботой о ближнем )

6. Если на улице к Вам подойдет нищенка и попросит купить ей хлеба. Как вы поступите? ( Выбор между равнодушием и милосердием )

7. Вы дома один. К Вам в дверь звонит пьяный мужчина и просит вызвать по телефону скорую помощь. Как вы поступите? ( Выбор между равнодушием и милосердием )

8. Ты будешь общаться с человеком у которого много денег, но он тебе совсем не нравится? ( выбор между богатством и любовью ).

добро, забота, милосердие, дружба, забота о ближнем, чистота души, совесть

равнодушие, выгода, жадность

выбор

Сложные ситуации

3. Моральные знания и практическое поведение личности Восточная притча. Давным-давно в старинном городе жил мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответа?». Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к мастеру и спросил: «Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Что ответил мастер своему ученику?   (не глядя на руки ученика, мастер ответил:— всё в твоих руках ).   ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ ВОСТОЧНОЙ ПРИТЧИ :  Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их.  Какой путь выбрали бы вы?

3. Моральные знания и практическое поведение личности

  • Восточная притча. Давным-давно в старинном городе жил мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответа?». Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к мастеру и спросил: «Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Что ответил мастер своему ученику? (не глядя на руки ученика, мастер ответил:— всё в твоих руках ). ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ ВОСТОЧНОЙ ПРИТЧИ : Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их. Какой путь выбрали бы вы?

3. Моральные знания и практическое поведение личности

Не знает эта девочка, Что у меня в руке Ее богатство медное В тяжелом кошельке. Но тут беда случается, И я стою дрожа: Не нахожу в кармане я Любимого ножа. Четыре острых лезвия Работы непростой, Да маленькие ножницы, Да штопор завитой. И вдруг я вижу, девочка Идет по мостовой, Мой ножик держит девочка И спрашивает: «Твой?» /Как поступит мальчик? / Я бросился за девочкой, И я догнал её, И я спросил у девочки: •Твоё? Скажи, твоё? •Моё, - сказала девочка,

-Я шла, разинув рот. Отдай! Я так и думала,

Что кто-нибудь найдет.

-Что такое моральный выбор? -От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением? -Как должен поступать добродетельный человек? -Что такое моральный конфликт?

Кошелёк

С. Михалков

-Что такое свобода? -Как связана свобода с моральным выбором? -Что влияет на выбор? -Всегда ли у человека есть выбор?

Я выбежал на улицу, По мостовой пошёл, Свернул налево за угол И кошелек нашел. Четыре отделения В тяжелом кошельке. И в каждом отделении Пятак на пятаке. И вдруг по той же улице, По той же мостовой Идет навстречу девочка С поникшей головой. И грустно смотрит под ноги. Как будто по пути Ей нужно что-то важное На улице найти.

Не знает эта девочка, Что у меня в руке Ее богатство медное В тяжелом кошельке. Я нож беру уверенно, Кладу в карман его. Проходит мимо девочка, Не знает ничего. И грустно смотрит под ноги, Как будто по пути Ей нужно что-то важное На улице найти.

4. Критический анализ собственных помыслов и поступков В нашей жизни, прекрасной и странной, и короткой, как росчерк пера, над дымящейся свежею раной призадуматься, право, пора. Призадуматься и присмотреться, поразмыслить, покуда живой, что там кроется в сумерках сердца, в самой черной его кладовой. Пусть твердят, что дела твои плохи, но пора научиться, пора не вымаливать жалкие крохи  милосердия, правды, добра. Но пред ликом суровой эпохи,  что по-своему тоже права, не выжуливать жалкие крохи,  а творить, засучив рукава.

4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

  • В нашей жизни, прекрасной и странной, и короткой, как росчерк пера,
  • над дымящейся свежею раной призадуматься, право, пора.
  • Призадуматься и присмотреться, поразмыслить, покуда живой,
  • что там кроется в сумерках сердца, в самой черной его кладовой.
  • Пусть твердят, что дела твои плохи, но пора научиться, пора
  • не вымаливать жалкие крохи милосердия, правды, добра.
  • Но пред ликом суровой эпохи, что по-своему тоже права,
  • не выжуливать жалкие крохи, а творить, засучив рукава.
4. Критический анализ собственных помыслов и поступков Олег Волков сказал: “Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью”. Наедине со своей совестью вы качались на чашах добра и зла. Я надеюсь, что сегодня в вас победило добро!

4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

  • Олег Волков сказал: “Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью”.
  • Наедине со своей совестью вы качались на чашах добра и зла.
  • Я надеюсь, что сегодня в вас победило добро!
Словарь урока грех - прямое или косвенное нарушение религиозных заповедей (заветов Бога, богов, предписаний и традиций); реже — нарушение доминантных морально-этических правил, норм, установившихся в обществе. ; моральный выбор - акт духовной деятельности личности, предшествующий принятию решения (Намерение), предопределяющий содержание будущего практического действия ; моральный выбор - акт моральной деятельности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной линии поведения или конкретного варианта поступка, когда человек самостоятельно должен принимать решение свобода - это наличие у человека или процесса возможности выбора варианта и реализации (обеспечения) исхода события ; свобода  - категория, обозначающая философско-этическую проблему — самоопределяем или детерминирован человек в своих действиях, то есть вопрос об обусловленности человеческой деятельности.

Словарь урока

  • грех - прямое или косвенное нарушение религиозных заповедей (заветов Бога, богов, предписаний и традиций); реже — нарушение доминантных морально-этических правил, норм, установившихся в обществе. ;
  • моральный выбор - акт духовной деятельности личности, предшествующий принятию решения (Намерение), предопределяющий содержание будущего практического действия ;
  • моральный выбор - акт моральной деятельности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной линии поведения или конкретного варианта поступка, когда человек самостоятельно должен принимать решение
  • свобода - это наличие у человека или процесса возможности выбора варианта и реализации (обеспечения) исхода события ;
  • свобода - категория, обозначающая философско-этическую проблему — самоопределяем или детерминирован человек в своих действиях, то есть вопрос об обусловленности человеческой деятельности.
Словарь урока умение  — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях ( поступать морально ); Ответственность - особое отношение между поступками человека (людей, институтов), намерениями, а также оценками этих действий другими людьми или обществом ; практическое поведение - совокупность реальных действий, внешних проявлений жизнедеятельности живых существ, в т.ч. человека. Формирование навыков специфически человеческого поведения предусматривает усвоение выработанных человечеством определённых норм и правил ; «Дай сердцу волю – заведёт в неволю»; «Воздастся каждому по делам его»

Словарь урока

  • умение  — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях ( поступать морально );
  • Ответственность - особое отношение между поступками человека (людей, институтов), намерениями, а также оценками этих действий другими людьми или обществом ;
  • практическое поведение - совокупность реальных действий, внешних проявлений жизнедеятельности живых существ, в т.ч. человека. Формирование навыков специфически человеческого поведения предусматривает усвоение выработанных человечеством определённых норм и правил ;
  • «Дай сердцу волю – заведёт в неволю»;
  • «Воздастся каждому по делам его»
Проверь себя 1. В чём выражается свобода выбора? 2. Что такое моральный выбор? 3. Как взаимосвязаны свобода и ответственность? 4. Что значит быть человеком ответственным? 5. В чём опасность безответственного поведения? 6. Что может гарантировать выполнение моральных норм? 7. Почему легче казаться, чем быть? Почему лучше быть, чем казаться?

Проверь себя

1. В чём выражается свобода выбора?

2. Что такое моральный выбор?

3. Как взаимосвязаны свобода и ответственность?

4. Что значит быть человеком ответственным?

5. В чём опасность безответственного поведения?

6. Что может гарантировать выполнение моральных норм?

7. Почему легче казаться, чем быть? Почему лучше быть, чем казаться?

рефлексия Что узнали? Каким способом? Чему научились? Какие испытывали трудности? Интересно ли было на уроке?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Литература

  • Обществознание. 8 класс : учеб , для общеобразоват. Организаций/ [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; . – 5-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 255 с
  • Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. 4 издание. М.: - Просвещение, 2017
  • Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс : 0-28 учеб, пособие для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2016. — 174 с.
  • Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы
  • Иллюстрации из сети Интернет.
  • Краюшкина С. В. Тесты по обществознанию: 8 класс: к учебнику под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. И. Городецкой «Обществознание. 8 класс». ФГОС (к новому учебнику) / С. В. Краюшкина. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Из­дательство «Экзамен», 2017. — 191, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

©шаблон презентации, источник: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIIIвида. г. Балашов Сайт: http://pedsovet.su/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!