Обществознание, 8 класс
Урок № 11
Моральный
выбор
Д.З.: § 9, ?? (с.77), задания (с.77-78), «Вспомним» к §10
© А.И. Колмаков
Задачи урока:
- Продолжить формирование ценностных ориентиров, основанных на идеалах гуманизма.
- Познакомить учащихся с понятиями «моральный выбор» и «моральная ответственность».
- Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: выбор ценностных ориентиров; смысловое чтение, поиск необходимой информации и выделение её из текстов различных жанров; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, продуктивно взаимодействовать со сверстниками.
Знать и уметь (УУД)
- Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей.
- Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения морального выбора.
- Уметь участвовать в коллективном обсуждении проблем.
- Приводить примеры морального выбора.
Понятия, термины
- мораль; моральный выбор; моральная ответственность; свобода; свобода выбора; ответственность; моральная ответственность; поступать морально; практическое поведение.
- мораль;
- моральный выбор;
- моральная ответственность;
- свобода;
- свобода выбора;
- ответственность;
- моральная ответственность;
- поступать морально;
- практическое поведение.
Проверка знаний
1. Что такое долг?
2. Что такое объективные обязанности?
3. Какие стороны предлагает наука различать в долге?
4. Что такое моральный долг?
5. Кто контролирует и оценивает исполнение долга?
6. Что такое совесть?
Изучение нового материала
- Свобода и ответственность.
- Моральные знания и практическое поведение.
- Нравственные чувства и самоконтроль
Вспомним. Подумаем.
- ВСПОМНИМ. Что такое моральная норма? Что такое моральный долг?
- ПОДУМАЕМ. Какое поведение вызывает моральное одобрение и моральное осуждение? Способен ли человек творить себя?
Актуализация проблемы
человек
животное
П
О
В
Е
Д
Е
Н
И
Е
- влияние естественных условий;
- разумное поведение на основе осознанного выбор;
- моральная и правовая ответственность
-подчинено строго естественным законам (инстинкту), жизненной программе;
-нет выбора, ответственности
1. Моральный выбор. к размышлению
4.Макиавелли писал: “Можно сказать о людях, что они в целом неблагодарны, непостоянны, лицемерны, трусливы, желают избегать опасностей и жаждут наживы, до тех пор, пока ты приносишь им пользу, выгоду, они целиком твои… Дружба приобретается через куплю-продажу, приобретается без гарантий и через мгновение ока она уже не готова служить тебе”.
5. Такие люди в глубине души понимают, что их поступки не вполне соответствуют понятиям нравственности, но отсутствие внутренних принципов, жестких ограничений не дает им возможности удержаться от этих поступков. Они считают себя свободными в принятии решений и этим обосновывают свою безнравственность .
6. Часто говорят: “Для достижения своей цели он пойдет на все!” Это может подразумевать и подлость, и непорядочность, преступление и бесчестие.
1. Природа создала человека как существо, постоянно находящееся в разногласии с самим собой. В нём – как бы два независимых существа – внутренне и внешнее, из которых внутреннее недовольно тем, что делает внешнее, а внешнее не делает того, что хочет внутреннее. Эта особенность по-разному проявляется в людях, но она обязательно присутствует в каждом человеке.
2.Одни люди стремятся к духовному, высокому, отвергая расчётливость и властолюбие, выбирая дорогу чести в качестве своего жизненного пути. Другие же люди, которых большинство (?) отталкивают от себя всё высокое, чистое , постепенно погружаясь в порок, бездуховность , сомнительные
удовольствия.
3. Мы ходим по улицам, офисам, общественным местам, встречаемся с людьми, подаем им руку, улыбаемся друг другу, но мы знаем, что часто имеем дело не с вполне порядочными людьми, которые обманут и предадут , если они будут иметь выгоду от этого и у них появится такая возможность.
Цель оправдывает средства? Почему мораль выше?
1. Моральный выбор
- Современный мир очень жесток, условия существования для многих людей не соответствуют требованиям жизни, часто бывает, что единственным доступным способом улучшить свое материальное положение человека является вступление в противоречие с законом и своей совестью.
- Но человек обманувший, укравший, убивший другого человека, получает трансформацию души, которую уже никогда нельзя исправить. Ему приходится всю оставшуюся жизнь жить с этим.
2. Свобода – это ответственность
- Напишите продолжение фразы: “Меня огорчает в поступках сверстников ….”.
- А теперь на обратной стороне листка, в левой стороне напишите, как Вы, считаете, можно воздействовать на ситуацию.
- Передайте свои листочки соседу (по часовой стрелке), прочитаете ситуацию вашего одноклассника, на обратной стороне листка с левой стороны листка подчеркните, с какими путями решения проблемы вы согласны, с правой – допишите свои варианты или возражения.
Он свободен?
рефлексия
2. Свобода – это ответственность
- Напишите на листочке “ Я ”. Слева от “Я” коротко опишите свой поступок, который Вы одобряете. Справа от “Я” опишите свой поступок, который доставляет вам наибольшие огорчения. Напишите под поступками слово “ПРИЧИНА” – и попробуйте объяснить причину своей удачи и неудачи. На работу у вас 5 минут.
- А теперь представьте себе, что у вас есть возможность воспользоваться машиной времени. Вернитесь на некоторое время назад и очутитесь перед вашим неблагоприятным поступком. Напишите себе письмо и объясните, почему его вам не нужно делать. Каждый читает свою неудачу и удачу, а затем свое письмо. (класс выделяет основные компоненты морального выбора).
Символ
французской
Революции.
Свобода?
Совесть, благородство и достоинство – вот оно, святое наше воинство. Протяни ему свою ладонь, за него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен. Посвяти ему свой краткий век. Может, и не станешь победителем, но зато умрешь как человек.
Б.Ш. Окуджава
3. Моральные знания и практическое поведение личности
1. Вы отличник и на контрольной работе ваш друг (подруга) попросил списать задачку, пообещав вознаградить чем-то для вас необходимым. Как вы поступите? ( Выбор между выгодой и дружеской помощью )
2. В вашем классе есть две подруги, которые вам не нравятся, причем ваша неприязнь взаимна. В один из дней эти подруги поссорились из-за недоразумения. Будите ли вы их мирить? ( Выбор между равнодушием и злопамятностью )
3. Вы идете по улице и видите, что на дороге лежит человек. Что вы сделаете? ( Выбор между равнодушием и милосердием )
4. На остановке к Вам подошла хорошо одетая девочка и попросила 15 рублей на проезд, чтобы отвезти младшую сестру к тете на другой конец города. Как вы поступите? ( Выбор между равнодушием и милосердием ).
5. Вы нашли крупную сумму денег и знаете кто их потерял. Вернете ли вы их? ( Выбор между выгодой и заботой о ближнем )
6. Если на улице к Вам подойдет нищенка и попросит купить ей хлеба. Как вы поступите? ( Выбор между равнодушием и милосердием )
7. Вы дома один. К Вам в дверь звонит пьяный мужчина и просит вызвать по телефону скорую помощь. Как вы поступите? ( Выбор между равнодушием и милосердием )
8. Ты будешь общаться с человеком у которого много денег, но он тебе совсем не нравится? ( выбор между богатством и любовью ).
добро, забота, милосердие, дружба, забота о ближнем, чистота души, совесть
равнодушие, выгода, жадность
выбор
Сложные ситуации
3. Моральные знания и практическое поведение личности
- Восточная притча. Давным-давно в старинном городе жил мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответа?». Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к мастеру и спросил: «Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Что ответил мастер своему ученику? (не глядя на руки ученика, мастер ответил:— всё в твоих руках ). ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ ВОСТОЧНОЙ ПРИТЧИ : Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их. Какой путь выбрали бы вы?
3. Моральные знания и практическое поведение личности
Не знает эта девочка, Что у меня в руке Ее богатство медное В тяжелом кошельке. Но тут беда случается, И я стою дрожа: Не нахожу в кармане я Любимого ножа. Четыре острых лезвия Работы непростой, Да маленькие ножницы, Да штопор завитой. И вдруг я вижу, девочка Идет по мостовой, Мой ножик держит девочка И спрашивает: «Твой?» /Как поступит мальчик? / Я бросился за девочкой, И я догнал её, И я спросил у девочки: •Твоё? Скажи, твоё? •Моё, - сказала девочка,
-Я шла, разинув рот. Отдай! Я так и думала,
Что кто-нибудь найдет.
-Что такое моральный выбор? -От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением? -Как должен поступать добродетельный человек? -Что такое моральный конфликт?
Кошелёк
С. Михалков
-Что такое свобода? -Как связана свобода с моральным выбором? -Что влияет на выбор? -Всегда ли у человека есть выбор?
Я выбежал на улицу, По мостовой пошёл, Свернул налево за угол И кошелек нашел. Четыре отделения В тяжелом кошельке. И в каждом отделении Пятак на пятаке. И вдруг по той же улице, По той же мостовой Идет навстречу девочка С поникшей головой. И грустно смотрит под ноги. Как будто по пути Ей нужно что-то важное На улице найти.
Не знает эта девочка, Что у меня в руке Ее богатство медное В тяжелом кошельке. Я нож беру уверенно, Кладу в карман его. Проходит мимо девочка, Не знает ничего. И грустно смотрит под ноги, Как будто по пути Ей нужно что-то важное На улице найти.
4. Критический анализ собственных помыслов и поступков
- В нашей жизни, прекрасной и странной, и короткой, как росчерк пера,
- над дымящейся свежею раной призадуматься, право, пора.
- Призадуматься и присмотреться, поразмыслить, покуда живой,
- что там кроется в сумерках сердца, в самой черной его кладовой.
- Пусть твердят, что дела твои плохи, но пора научиться, пора
- не вымаливать жалкие крохи милосердия, правды, добра.
- Но пред ликом суровой эпохи, что по-своему тоже права,
- не выжуливать жалкие крохи, а творить, засучив рукава.
4. Критический анализ собственных помыслов и поступков
- Олег Волков сказал: “Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью”.
- Наедине со своей совестью вы качались на чашах добра и зла.
- Я надеюсь, что сегодня в вас победило добро!
Словарь урока
- грех - прямое или косвенное нарушение религиозных заповедей (заветов Бога, богов, предписаний и традиций); реже — нарушение доминантных морально-этических правил, норм, установившихся в обществе. ;
- моральный выбор - акт духовной деятельности личности, предшествующий принятию решения (Намерение), предопределяющий содержание будущего практического действия ;
- моральный выбор - акт моральной деятельности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной линии поведения или конкретного варианта поступка, когда человек самостоятельно должен принимать решение
- свобода - это наличие у человека или процесса возможности выбора варианта и реализации (обеспечения) исхода события ;
- свобода - категория, обозначающая философско-этическую проблему — самоопределяем или детерминирован человек в своих действиях, то есть вопрос об обусловленности человеческой деятельности.
Словарь урока
- умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях ( поступать морально );
- Ответственность - особое отношение между поступками человека (людей, институтов), намерениями, а также оценками этих действий другими людьми или обществом ;
- практическое поведение - совокупность реальных действий, внешних проявлений жизнедеятельности живых существ, в т.ч. человека. Формирование навыков специфически человеческого поведения предусматривает усвоение выработанных человечеством определённых норм и правил ;
- «Дай сердцу волю – заведёт в неволю»;
- «Воздастся каждому по делам его»
Проверь себя
1. В чём выражается свобода выбора?
2. Что такое моральный выбор?
3. Как взаимосвязаны свобода и ответственность?
4. Что значит быть человеком ответственным?
5. В чём опасность безответственного поведения?
6. Что может гарантировать выполнение моральных норм?
7. Почему легче казаться, чем быть? Почему лучше быть, чем казаться?
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
Литература
- Обществознание. 8 класс : учеб , для общеобразоват. Организаций/ [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; . – 5-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 255 с
- Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. 4 издание. М.: - Просвещение, 2017
- Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс : 0-28 учеб, пособие для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2016. — 174 с.
- Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы
- Иллюстрации из сети Интернет.
- Краюшкина С. В. Тесты по обществознанию: 8 класс: к учебнику под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. И. Городецкой «Обществознание. 8 класс». ФГОС (к новому учебнику) / С. В. Краюшкина. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Экзамен», 2017. — 191, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
©шаблон презентации, источник: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIIIвида. г. Балашов Сайт: http://pedsovet.su/