СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мораль и религия. Урок-презентация по обществознанию, 10 класс (базовый уровень)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-презентация "Мораль и религия" ориентирована на 10 класс; структурирована следующим образом: титульный слайд анонсирует тему урока, домашнее задание; далее: определены цели урока, формируемых знания, умения и навыки, выделен необходимый для усвоения понятийный ряд, план урока. Содержание основной части урока может быть использовано как путь дальнейших действий, как иллюстративный материал, как вариант для закрепления. Представлены вопросы для контроля за качеством усвоения учебного материала. Обществознание, 10. УМК Л.Н. Боголюбова. Академический учебник.

Просмотр содержимого документа
«Мораль и религия. Урок-презентация по обществознанию, 10 класс (базовый уровень)»

Обществознание, 10 Урок № 21-22  МОРАЛЬ И РЕЛИГИЯ «НРАВСТВЕННОСТЬ – ЭТО РАЗУМ ВОЛИ». Гегель, 1770-1831гг., немецкий философ) Д.З.: § 10, ?? (с.112), задания (с.112-113), составьте таблицу «Мировые религии» ©  Быкова Н.Д. © ред. А.И. Колмаков

Обществознание, 10

Урок № 21-22

МОРАЛЬ И РЕЛИГИЯ

«НРАВСТВЕННОСТЬ – ЭТО РАЗУМ ВОЛИ». Гегель, 1770-1831гг., немецкий философ)

Д.З.: § 10, ?? (с.112), задания (с.112-113), составьте таблицу «Мировые религии»

© Быкова Н.Д.

© ред. А.И. Колмаков

Цели урока Показать особенности религиозной и моральной регуляции общественных отношений; роль морали и религии в формировании и воспитании личности; раскрыть значимость нравственного фактора в жизни и деятельности индивида и общества; систематизировать знания и умения по понятиям: мораль и религия.

Цели урока

  • Показать особенности религиозной и моральной регуляции общественных отношений; роль морали и религии в формировании и воспитании личности;
  • раскрыть значимость нравственного фактора в жизни и деятельности индивида и общества;
  • систематизировать знания и умения по понятиям: мораль и религия.
Понятия, термины мораль; нравственность; религия; тотемизм; фетишизм; анимизм;  мировые религии (христианство, буддизм, ислам); национальные религии

Понятия, термины

  • мораль;
  • нравственность;
  • религия;
  • тотемизм;
  • фетишизм;
  • анимизм;
  • мировые религии (христианство, буддизм, ислам);
  • национальные религии
Знать и уметь Знать что такое религия, какова роль морали в жизни человека общества; некоторые особенности мировых религий Уметь  определять становление нравственного в человеке, иметь представление о фетишизме мифологии анимизме и их проявлениях в истории

Знать и уметь

  • Знать что такое религия, какова роль морали в жизни человека общества; некоторые особенности мировых религий
  • Уметь определять становление нравственного в человеке, иметь представление о фетишизме мифологии анимизме и их проявлениях в истории
Изучение нового материала Мораль и религия. Мораль, её категории. Религия, её роль в жизни общества. Нравственная культура.  

Изучение нового материала

  • Мораль и религия.
  • Мораль, её категории.
  • Религия, её роль в жизни общества.
  • Нравственная культура.  
Актуализация проблемы  Единой ли моралью живо общество?  Все ли социальные группы живут по единым правилам?  Зачем обществу, тем более обществу изменяющемуся, нужны моральные предписания, моральные регуляторы и ориентиры?  Возможна ли религия без морали?

Актуализация проблемы

  • Единой ли моралью живо общество?
  • Все ли социальные группы живут по единым правилам?
  • Зачем обществу, тем более обществу изменяющемуся, нужны моральные предписания, моральные регуляторы и ориентиры?
  • Возможна ли религия без морали?
1. Мораль и религия МОРАЛЬ – особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определённым нормам общения и взаимодействий . Наукой, изучающей и анализирующей состояние нравов, прогнозирующей развитие морали, является этика. Этика – философская дисциплина, теория морали.

1. Мораль и религия

МОРАЛЬ – особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определённым нормам общения и взаимодействий .

Наукой, изучающей и анализирующей состояние нравов, прогнозирующей развитие морали, является этика. Этика – философская дисциплина, теория морали.

 СТРУКТУРА МОРАЛИ   НРАВСТВЕННЫЕ КАТЕГОРИИ – понятия морали, которые носят всеобщий характер (добро, зло, счастье, справедливость и т.д.).   ПРИНЦИПЫ МОРАЛИ носят основополагающий характер, формулируют в обобщённом виде базовые моральные ценности общества. (принцип морали, справедливости , гуманизма и т.д.)   НОРМЫ МОРАЛИ – формы нравственного требования, определяющие поведение людей в различных ситуациях, которые фиксируются в заповедях и предписаниях.   КАТЕГОРИИ ДОЛГА – своеобразная точка пресечения морального сознания личности с добровольным нравственным выбором и поступком. выбор между «я хочу» и «я должен» определяет нравственную зрелость и уровень самосознания личности.

СТРУКТУРА МОРАЛИ НРАВСТВЕННЫЕ КАТЕГОРИИ – понятия морали, которые носят всеобщий характер (добро, зло, счастье, справедливость и т.д.). ПРИНЦИПЫ МОРАЛИ носят основополагающий характер, формулируют в обобщённом виде базовые моральные ценности общества. (принцип морали, справедливости , гуманизма и т.д.) НОРМЫ МОРАЛИ – формы нравственного требования, определяющие поведение людей в различных ситуациях, которые фиксируются в заповедях и предписаниях. КАТЕГОРИИ ДОЛГА – своеобразная точка пресечения морального сознания личности с добровольным нравственным выбором и поступком. выбор между «я хочу» и «я должен» определяет нравственную зрелость и уровень самосознания личности.

 Смысл жизни – сложная система внутренних духовных ценностей, ради достижения которых человек учится, работает, дружит и любит, создаёт семью, воспитывает детей.   В смысле жизни сопряжены понятия хорошего и плохого, храбрости и трусости, верности и предательства и т.д.  Противостоящие категории дают человеку возможность выбирать варианты поступков и линию поведения. Здесь оценивается побуждение к действиям и содержание деятельности других людей. Например: «Трус не играет в хоккей», «Волков бояться – в лес не ходить». Каждый человек выстраивает своё отношение к человечеству, к глобальным проблемам, к историческому развитию и т.д.

Смысл жизни – сложная система внутренних духовных ценностей, ради достижения которых человек учится, работает, дружит и любит, создаёт семью, воспитывает детей. В смысле жизни сопряжены понятия хорошего и плохого, храбрости и трусости, верности и предательства и т.д. Противостоящие категории дают человеку возможность выбирать варианты поступков и линию поведения. Здесь оценивается побуждение к действиям и содержание деятельности других людей. Например: «Трус не играет в хоккей», «Волков бояться – в лес не ходить». Каждый человек выстраивает своё отношение к человечеству, к глобальным проблемам, к историческому развитию и т.д.

Религия  – это мировоззрение , мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной сферы. Это определенные взгляды и представления людей, соответствующие обряды и культы.  Сердцем религии является вера . сознание светское Источником всех важнейших процессов в мире усматривается в посюсторонних изменениях в обществе: в накоплении культурных навыков, в бурном прогрессе наук, в разумной экологической политике.  религиозное Убеждение в реальном существовании сверхъестественного, потустороннего, в том что источником главных ориентиров и ценностей человечества является Бог, - высшая сила в мире.

Религия это мировоззрение , мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной сферы. Это определенные взгляды и представления людей, соответствующие обряды и культы. Сердцем религии является вера .

сознание

  • светское

Источником всех важнейших процессов в мире усматривается в посюсторонних изменениях в обществе: в накоплении культурных навыков, в бурном прогрессе наук, в разумной экологической политике.

  • религиозное

Убеждение в реальном существовании сверхъестественного, потустороннего, в том что источником главных ориентиров и ценностей человечества является Бог, - высшая сила в мире.

Религиоведение – специальная наука, изучающая религию, как особую сферу культуры человечества. Теология – совокупность религиозных учений о сущности и действии Бога. Политеизм – многобожие Монотеизм – единобожие Антропоморфизм - уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (например, сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ.
  • Религиоведение – специальная наука, изучающая религию, как особую сферу культуры человечества.
  • Теология – совокупность религиозных учений о сущности и действии Бога.
  • Политеизм – многобожие
  • Монотеизм – единобожие
  • Антропоморфизм - уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (например, сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ.
ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИИ  Система религиозных обрядов , ритуалов, действий – культы, жертвоприношения, церемонии, разнообразные мистерии.  Эмоциональное переживание верующим событий мифов и культовых действий.  Особая организация – церковь с чётким распределением обязанностей на каждом уровне её иерархии.

ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИИ

  • Система религиозных обрядов , ритуалов, действий – культы, жертвоприношения, церемонии, разнообразные мистерии.
  • Эмоциональное переживание верующим событий мифов и культовых действий.
  • Особая организация – церковь с чётким распределением обязанностей на каждом уровне её иерархии.
Каждая религиозная система имеет свои нравственные кодексы, нормы которых оказывали и оказывают серьёзное влияние на судьбы людей. ХРИСТИАНСТВО  ХРИСТИАНСТВО    1,5 миллиарда людей   1,5 миллиарда людей ИСЛАМ ИСЛАМ   1 миллиард людей   1 миллиард людей ИНДУИЗМ ИНДУИЗМ   0,5 миллиардов людей   0,5 миллиардов людей КОНФУЦИАНСТВО КОНФУЦИАНСТВО   0,5 миллиардов людей   0,5 миллиардов людей БУДДИЗМ БУДДИЗМ   300-350 миллионов людей   300-350 миллионов людей

Каждая религиозная система имеет свои нравственные кодексы, нормы которых оказывали и оказывают серьёзное влияние на судьбы людей.

  • ХРИСТИАНСТВО
  • ХРИСТИАНСТВО

1,5 миллиарда людей

  • 1,5 миллиарда людей
  • ИСЛАМ
  • ИСЛАМ

1 миллиард людей

  • 1 миллиард людей
  • ИНДУИЗМ
  • ИНДУИЗМ

0,5 миллиардов людей

  • 0,5 миллиардов людей
  • КОНФУЦИАНСТВО
  • КОНФУЦИАНСТВО

0,5 миллиардов людей

  • 0,5 миллиардов людей
  • БУДДИЗМ
  • БУДДИЗМ

300-350 миллионов людей

  • 300-350 миллионов людей
.         МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ БУДДИЗМ с VI-V вв. до н.э., зародилась в Индии. В настоящее время - 18 стран Центральной, Южной, Юго-Восточной Азии, числ. 300-350 млн. ХРИСТИАНСТВО с I в. в Палестине и др. восточных провинциях Римской империи. В современном мире повсеместное распространение, но больше всего в Европе и Америке. Числ. 1 млрд.500 млн. ИСЛАМ (МУСУЛЬМАНСТВО ) с VII в.в Аравии. В современном мире 120 стран, из них 35 стран Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной и Центральной Азии мусульмане – большинство населения. Числн. 1 млрд.

.

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

БУДДИЗМ с VI-V вв. до н.э., зародилась в Индии. В настоящее время - 18 стран Центральной, Южной, Юго-Восточной Азии, числ. 300-350 млн.

ХРИСТИАНСТВО с I в. в Палестине и др. восточных провинциях Римской империи. В современном мире повсеместное распространение, но больше всего в Европе и Америке. Числ. 1 млрд.500 млн.

ИСЛАМ (МУСУЛЬМАНСТВО ) с VII в.в Аравии. В современном мире 120 стран, из них 35 стран Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной и Центральной Азии мусульмане – большинство населения. Числн. 1 млрд.

 НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ:  1) конфуцианство – VI-V в. до н.э., Китай  2) даосизм - IV-III в. до н.э., Китай  3) иудаизм со II тыс. до н.э., Палестина  4) синтоизм - VI-VII в., Япония  Все виды влиятельных религий возникли непосредственно из моральных учений своих последователей. Каждая религия имеет свои нравственные кодексы, нормы которых оказывают влияние на людей.  Каждому, кто хочет сократить зло, проявляющееся в обществе, следует способствовать утверждению позитивных нравственных норм и принципов.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ: 1) конфуцианство – VI-V в. до н.э., Китай 2) даосизм - IV-III в. до н.э., Китай 3) иудаизм со II тыс. до н.э., Палестина 4) синтоизм - VI-VII в., Япония Все виды влиятельных религий возникли непосредственно из моральных учений своих последователей. Каждая религия имеет свои нравственные кодексы, нормы которых оказывают влияние на людей. Каждому, кто хочет сократить зло, проявляющееся в обществе, следует способствовать утверждению позитивных нравственных норм и принципов.

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы

Рефлексия Оцените свою работу на уроке, закончите предложения: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я научился… Я смог… Меня удивило… Мне захотелось…

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!