СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Монополия и её виды

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Монополия и её виды»

Монополия и её виды

Монополия –  (греч. монос- один, полео- продаю) – это исключительное право, которое принадлежит человеку, группе лиц или государству на рынке при производстве, торговле и других видах хозяйственной деятельности.

Это приносит угрозу конкуренции, а значит, эффективному функционированию рынка, так как один хозяйствующий субъект, имеющий главенствующее положение, диктует условия рынка, в том числе, устанавливает цену.

Виды монополий

В зависимости от характера и причин возникновения

  • Искусственная – результат сговора или слияния фирм (см. таблицу ниже).

  • Естественная – возникает потому, что субъект экономики владеет редкими и невоспроизводимыми факторами производства ( железные дороги, система водоснабжения ит.д.).

Причины появления естественных  монополий:

  • уникальность природного ресурса. Например, залежи алмазов в Якутии делаю её монополистом в России по производству алмазов.

  • технологическая уникальность, то есть открытие, изобретение, принадлежащее данной фирме.. Например, монополист Байконура – РК ( Республика Казахстан).

Сферы естественных монополий

  1. Транспортировка нефти и нефтепродуктов

  2. Транспортировка газа

  3. Эксплуатация железнодорожных магистралей.

  4. Услуги портов и аэропортов

  5. Услуги телекоммуникаций с использованием местных линий

  6. Услуги водохозяйственной и канализационных систем

  7. Услуги почтовой связи и др.

  • Случайная – временное превышение спроса над предложением. Она может возникнуть в период, когда другие конкуренты ещё не освоили производство той или иной продукции

По степени защищённости государством

  • Закрытые  (юридические) – монополии,  которые регулируются государством. Сюда относятся :

  1. Государственные монополии, то есть искусственные. Созданы государством для удовлетворения общественных интересов.

  2. Естественные- при которых создание конкурентной среды невозможно при данном уровне инновации.При такой конкуренции обеспеченность потребностей рынка одной компанией более эффективно .

  • Открытые ( временные) – это временное отсутствие конкуренции при создании и продаже какого-то товара. Такие монополии не имеют юридической защиты от конкуренции

По форме собственности

  • Частная

  • Государственная

По территориальному признаку

  • Местная

  • Региональная

  • Национальная

  • Экстерриториальная

Признаки чистой монополии

  • единственный продавец (монополист)

  • реализующийся товар уникален (нет аналогов)

  • полный контроль монополиста над ценой товара и его объёмом

  • наличие барьеров для вступления в рыночную систему (административные, экономические)

Чистая монополия – это крайне редкое  явление

Причины возникновения монополий
  • Желание получить прибыль, лишив покупателя альтернативы, то есть выбора

  • Высокие издержки, которые, при наличии конкуренции, не окупаются.

  • Большие масштабы производства, которые значительно снижают себестоимость продукции, а значит, и цену, что становится привлекательным для покупателей.

  • Попустительство со стороны государства, когда оно не противостоит созданию монополий.

  • Концентрация и централизация производства

  • Концентрация и централизация капитала

  • Барьеры для входа на рынок, которые не позволяют другим фирмам вступать в конкуренцию с монополистом.

Причины сложностей вхождения на рынок при наличии монополий
  • Наличие патентов- то есть исключительного права одному производителю выпускать данный продукт или применять ту или иную технологию

  • Наличие государственной лицензии – то есть разрешения на данный вид деятельности только определённым фирмам или одной.

  • Владение редким сырьевым ресурсом определёнными фирмами

  • Большая капиталоёмкость производства, которая становится не всем под силу.

 

Формы искусственных монополий

Формы монополий

В чём сохраняют самостоятельность

В чём зависят друг от друга

Картель (от лат. соглашение)

1.Хозяйственная , то есть производственная самостоятельность

2.коммерческая самостоятельность

1.     Цены на товары2.     Объёмы производства3.     Раздел рынка (кто где продаёт)

4.     Определение квот (кто сколько продаёт)

Синдикат( от лат. представитель)

Сохраняют собственность на средства производства, то есть производственная самостоятельность

Совместный, централизованный  сбыт продукции и приобретения сырья, то есть потеря коммерческой самостоятельности

Трест( от лат. доверие)

Потеря самостоятельности

1.     Совместная собственность

2.     Общее управление

3.     Объединение финансов

4.     Общий сбыт товара одного вида.

Концерн( от лат. забота)

Производственная самостоятельность, входят предприятия разных отраслей.

1.     Объединение многопрофильных фирм

2.     Единый финансовый центр

3.     Единая сбытовая политика

Холдинг(от англ. удерживание) 

Это коммерческие компании = материнская компания ( обладает контрольным пакетом акций) + дочерние компании (остальные акции).

1.Головная компания

2. Владеет акциями участниками концерна

3.Влияет на деятельность

Конгломерат(от лат. собранный) 

Гигантский промышленный комплекс со значительной децентрализацией управления

Проникновение крупных корпораций в отрасли , которые не имеют связи ( производственной и технологической ) со сферой деятельности головной фирмы.

Консорциум( от лат. соучастие)

Временное добровольное объединение хозяйственно независимых фирм.

Координация предпринимательской деятельности.

Интеграция, то есть объединение в монополистические союзы, бывает двух типов.

Горизонтальная интеграция -в рамках одной отрасли (картели, синдикаты, тресты)

Вертикальная интеграция ( более популярна с 20-х годов 20 века)-деятельность  в рамках одной корпорации предприятий разных отраслей с целью сокращения издержек и дальнейшей диверсификацией ,то есть увеличения разнообразия, изменения  : расширение ассортимента, освоение новых видов производств, предотвращение банкротства.

Виды монополий

  • Монопсония – один крупный покупатель, который определяет цену товара.

  • Олигополия – множеству продавцов противостоит несколько крупных покупателей.

  • Дуополия – наличие на рынке только двух продавцов товара.

  • Двусторонняя монополия – один крупный продавец и один крупный покупатель.

  • Монополистическая конкуренция — большое количество продавцов одинаковой, но не идентичной продукции.

Антимонопольная политика государства
  • Антимонопольное законодательство – законы и нормативные акты правительства, поддерживающие конкуренцию, ограничивающие или запрещающие монополию.

Законы:

« О естественных монополиях» ( 1995),

 « О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» (1991).

« О недобросовестной конкуренции» ( 1998).

Некоторые положения закона, виды недобросовестной конкуренции:

  • Незаконное использование фирменного наименования, товарного знака

  • Копирование, воспроизводство внешнего оформления товара

  • Навязывание покупателям дополнительных услуг

  • Реклама, содержащая некорректные отзывы о конкурентах

  • Искажение или скрытие в рекламе сведений о товаре

  • Прямое регулирование цен — это установление максимально допустимых цен, например, на некоторые лекарства, предметы первой необходимости.

  • Налогообложение – снижение налоговой ставки для малого бизнеса и повышение для крупного.

  • Регулирование естественных монополий (например, регулирование цен на электроэнергию,  инициирование  властями конкуренции – права  обслуживать рынок тому предприятию, которое обязуется вносить в госбюджет наибольшую сумму.

  • Административный контроль монополизированных рынков: финансовые санкции против нарушителей антимонопольного законодательства, расформирование фирм, уличённых в нечестной конкуренции и др.

  • Использование организационного  механизма,  заключающегося в профилактике монополизации рынков путём либерализации рынка. Цель: сделать монополизацию рынков невыгодной: снижение таможенных пошлин, поддержка среднего и малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования и т.д.

Последствия монополистической деятельности

Позитивные

  • Более эффективная деятельность

  • Больше средств и стимулов к развитию НТР

  • Уникальность продукции

Негативные

  • Нерациональное использование ресурсов общества

  • Усиление социального неравенства, так как товары продаются по завышенным ценам

  • Возможность застоя и торможения НТР




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!