СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мониторинг УУД и оценка качества образования учащихся по предмету география

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В связи с реализацией ФГОС ООО в 5 классах я осуществляю внутренний контроль сформированности планируемых предметных, метапредметных, личностных результатов УУД.

Задачи:

1.Изучить основные подходы к системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с ФГОС ООО.

2.Освоить технологию разработки учебно-познавательных и учебно-практических задач.

3.Подготовить комплекс контрольно-измерительных материалов для оценки сформированности предметных и метапредметных результатов учащихся 5 классов.

Просмотр содержимого документа
«Мониторинг УУД и оценка качества образования учащихся по предмету география»

Мониторинг УУД и оценка качества образования учащихся по предмету география

Борщ Елена Александровна, учитель географии МБООУ СШ № 73 г. Ульяновска

Проблема получения качественной, объективной информации в области педагогической деятельности приобретает важное значение, поскольку начала формироваться социальная база потребителей такой информации. В ней испытывает необходимость и учитель для самооценки своей профессиональной деятельности и оценки достижений ученика с целью корректировки педагогических воздействий; и руководитель образовательного учреждения для определения стратегии его развития, для оценки качества работы педагогов и корректировки управленческих решений.

Под мониторингом в образовании понимается система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз ее развития.

Модель эффективной школы

1. Школа эффективна в той мере, в какой она формирует личность, способную жить в ситуации социальной неопределенности, ставящей перед личностью вопросы и требующих от нее самостоятельных ответов.

2. Школа эффективна в той степени, в какой она готовит учащихся к позитивной самореализациии познавательной, профессиональной, семейной, духовно-культурной, общественно-политической.

3.Школа эффективна в той степени, в какой она удовлетворяет запросы конкретных социопрофессиональных групп и социальной сферы.

В этой связи именно мониторинг становится реально действенным механизмом определения эффективности образовательного процесса.

Мониторинг УУД- мониторинг развития знаний.

Данная система построена с использованием модели «цель-результат» и учетом характеристик процесса обучения. Основаниями для сравнения служат как динамические характеристики так и сравнительные результаты относительно группы или возраста. В качестве объекта выступают знания отдельного ученика, по которым допускаются выводы о ситуации в учебной группе. Результаты мониторинга предназначены как для принятия тактических управленческих решений по коррекции процесса образования, так и для выработки стратегических решений.

В связи с реализацией ФГОС ООО в 5 классах я осуществляю внутренний контроль сформированности планируемых предметных, метапредметных, личностных результатов УУД.

Задачи:

1.Изучить основные подходы к системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с ФГОС ООО.

2.Освоить технологию разработки учебно-познавательных и учебно-практических задач.

3.Подготовить комплекс контрольно-измерительных материалов для оценки сформированности предметных и метапредметных результатов учащихся 5 классов.

 Эта  работа состоит из двух частей: исследовательской и практической. В исследовательской части изучаются основные подходы к системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с ФГОС ООО.  В практической части разрабатывается комплекс контрольно-измерительных материалов для осуществления текущей и промежуточной оценки сформированности личностных, предметных и метапредметных результатов у учащихся.

Я использую наряду со стандартизированными письменными или устными работами такие методы и средства оценки, как проекты, практические работы, разноуровневые задания, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение «обязательного минимума содержания образования», а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом. Такая переориентация коренным образом меняет место и роль системы оценки в системе общего образования. Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся. Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки дают возможность учащимся освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, принятию ответственности за её результаты.

Предлагаю вашему вниманию мониторинг( входной, промежуточный и итоговый контроль знаний) , который я начала проводить в 5х классах с 2013-2014 учебного года в . Сейчас они уже 7 классы и можно с уверенностью сказать ,что наблюдается положительная динамика.

Мною проводится три раза в год контроль знаний (входной ,текущий и итоговый ) и наблюдение за учениками на уроках географии в течение недели. Результаты наблюдений и контроля заносятся в таблицу. Таким образом, создается банк данных об интеллектуальном и личностном развитии, о формировании УУД учащихся. В этой таблице наблюдений отражены познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД каждого ученика параллелей 5,6,7 классов.


Познавательные УУД

- Находить информацию

- Владеть разными видами чтения

- Анализировать

- Классифицировать

- Сравнивать

- Устанавливать причины -

- Устанавливать аналогии

- Представлять информацию

Регулятивные УУД

- Определять цель

- Выдвигать версии

- Планировать деятельность

- Работать по плану

- Оценивать степень успешности

Коммуникативные УУД

- Излагать своё мнение -

- Готов изменить свою точку зрения

- Участвовать в диалоге

- Понимать позицию другого

- Создавать устные тексты

- Использовать речевые средства

- Работать в паре, группе

-Предотвращать, преодолевать конфликты.

На основе моих наблюдений я построила таблицу, в которой прослеживается динамика роста высокого и среднего уровней и уменьшение низкого уровня. Вы можете сказать, что это не значительная положительная динамика, но школа № 73 не является лицеем и гимназией и контингент учащихся часто с невысокой мотивацией обучения.

Примечание: В- высокий уровень, С—средний уровень, Н-низкий уровень.

Классы

-------------------

контроль

2013-2014гг

2014-2015гг

2015-

2016гг

Входной

В-2- 8%

С-15 -60%

Н-8 -32%

В-2- 8%

С-17 -68%

Н-6 -24%

В-3- 12%

С-17 -68%

Н-5 -20%

Промежуточный

В-2- 8%

С-16 -64%

Н-7 -28%

В-3- 12%

С-16 -64%

Н-6 -24%

В-4- 12%

С-16 -64%

Н-5 -20%

Итоговый

В-2- 8%

С-17 -68%

Н-6 -24%

В-3- 12%

С-17 -68%

Н-5 -20%



Предлагаю вашему вниманию примерный перечень оценочных средств, которые я использую в своей практике.


№ п/п

Наименование оценочного средства

Краткая характеристика оценочного средства

Представление оценочного средства в фонде

1

2

3

4

Зачет

Средство контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимися.

Вопросы по темам/разделам дисциплины

Контрольная работа

Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу

Комплект контрольных заданий по вариантам

Тест

Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося.

Фонд тестовых заданий

4

Разноуровневые задания

Различают задачи и задания:

а) ознакомительного, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины;

б) репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей;

в) продуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения, выполнять проблемные задания.

Комплект разноуровневых задач и заданий

5

Задания для самостоятельной работы

Средство проверки умений применять полученные знания по заранее определенной методике для решения задач или заданий по модулю или дисциплине в целом.

Комплект заданий

6

Проект

Конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обуч-ся.

Темы групповых и/или индивидуальных проектов

7

Доклад, сообщение

Продукт самостоятельной работы учащегося, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы

Темы докладов, сообщений

8

Собеседование

Средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п.

Вопросы по темам/разделам дисциплины

9

Творческое задание

Частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся.

Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий

10

Круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты

Оценочные средства, позволяющие включить обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения.

Перечень дискуссионных тем для проведения круглого стола, дискуссии, полемики, диспута, дебатов

11

Портфолио

Целевая подборка работ ученика, раскрывающая его индивидуальные образовательные достижения в одной или нескольких учебных дисциплинах.

Структура портфолио

12

Тренажер

Техническое средство, которое может быть использовано для контроля приобретенных обучающимся профессиональных навыков и умений по управлению конкретным материальным объектом.

Комплект заданий для работы на тренажере

13

Деловая и/или ролевая игра

Совместная деятельность группы обучающихся и преподавателя под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально-ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи.

Тема (проблема), концепция, роли и ожидаемый результат по каждой игре


Таким образом, педагогический мониторинг тогда имеет смысл, когда он содержит определенную логически завершенную схему, начало и конец, когда перед мониторингом поставлены конкретные цели и после мониторинга сделаны конкретные выводы и приняты конкретные решения, намечены пути их реализации.

Такой комплексный подход к изучению личности школьника, учебной ситуации и педагогического коллектива направлен, прежде всего, на осмысление реальных учебных возможностей: соответствие обученности учащихся уровню их обучаемости, познавательные интересы, мотивы учения. А также на установление дидактических причин слабой успеваемости, степени удовлетворенности учащихся и учителей образовательным процессом, эмоционального состояния учащихся, характера межличностных взаимоотношений, педагогической культуры учителей.


Литература:


  • .Елисеев В.В. Методические рекомендации по разработке Образовательной программы школы /Елисеев В.В., Основина В.А. – Ульяновск: УИПКПРО, 2006. – 33 с.

  • Елисеев В.В. Планирование работы школы в инновационном режиме на учебный год / Елисеев В.В. - Ульяновск: УИПКПРО, 2008. – 64 с.

  • Основина В.А. Контрольно-диагностическая деятельность руководителя школы в условиях модернизации образования. Учебно-методическое пособие /Основина В.А. – Ульяновск, 2007. – 185 с.

  • Основина В.А. Создание в ОУ системы мониторинга качества образования в условиях введения государственных стандартов общего образования нового поколения: Учебно-методическое пособие. – Ульяновск: «Медиа-групп», 2013. – 205 с.

  • Плахова Л.М. Внутришкольный контроль в образовательном учреждении: моделирование структуры. - М.: Чистые пруды: (часть 1-2005г), (часть 2-2006г).

  • Третьяков П. И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии /Третьяков П.И. – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2004. – 568 с.

  • Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие. / Под ред. Поташника М.М. – М.: Пед. общество России, 2000. – 448 с.

  • Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе/ Шамова Т.И., Давыденко Т.М.- М.: Пед. общество России, 2001.

  • – 384 с.


Использован интернет:


http://umk-spo.biz/articles/kontrol/ocsrper

http://knigi.dissers.ru/books/1/7623-7.php

http://festival.1september.ru/articles/572878/

http://pandia.ru/text/77/482/51950.php



























Мониторинг УУД

Контроль знаний по УУД

Результат


Итоги годовые

Административные контрольные

Интернет тестирование 11а класс-2016г

ЕГЭ по географии

Разноуровневые вопросы

Практическме работы

Тесты

Интернет-проекты

Портфолио

Дистанционное обучение

Литература

1.Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годах».

2.Елисеев В.В. Методические рекомендации по разработке Образовательной программы школы /Елисеев В.В., Основина В.А. – Ульяновск: УИПКПРО, 2006. – 33 с.

3.Елисеев В.В. Планирование работы школы в инновационном режиме на учебный год / Елисеев В.В. - Ульяновск: УИПКПРО, 2008. – 64 с.

4.Основина В.А. Контрольно-диагностическая деятельность руководителя школы в условиях модернизации образования. Учебно-методическое пособие /Основина В.А. – Ульяновск, 2007. – 185 с.

4.Третьяков П. И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии /Третьяков П.И. – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2004. – 568 с.

6.Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие. / Под ред. Поташника М.М. – М.: Пед. общество России, 2000. – 448 с.

7.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Части 1 и 2. – М., 2004. – часть 1. – 221 с.; часть 2. - 266 с.

8. Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе/ Шамова Т.И., Давыденко Т.М.- М.: Пед. общество России, 2001.

– 384 с.

Литература

1. Основина В.А. Создание в ОУ системы мониторинга качества  образования в условиях введения  государственных стандартов общего образования                      нового     поколения. Учебное пособие. – Ульяновск : ОАО «Медио –

групп», 2013 –  с. 205

2. Основина В.А. Проектирование и организация учебного процесса на системно-деятельностной основе: Учебное пособие. – Ульяновск: «Медиа-групп», 2012. – 135 с.

3. Основина В.А., Елисеев В.В. Управление образовательным процессом в школе в условиях введения Федерального государственного стандарта общего образования.- Ульяновск: УИПКПРО, 2008. – 84 с.

4. Педагогический маркетинг в управлении развитием  образовательных систем. /.П.И.  Третьяков, С.И. Захаренков, М.В. Туберозова,  Н.А. Шарай.  – М.: Издательство УЦ «Перспектива», 2010. -232 с.

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 459 с.   

6. Поташник М. М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 272 с.

7. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (Современная технология). Методическое пособие. Изд. 2-е доп. и перераб. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 144 с.

8. Поташник М.М. Общедидактический анализ урока в современной школе. //Народное образование. -2008.- № 1. с.169-175.

9. Третьяков П.И. Управление по результатам. Практика педагогического менеджмента. – М.: Новая школа, 1997. – 284 с.

 

10. Школа: Проектирование развития образовательной среды. Под ред. Третьякова П.И. – М.: МИОО, 2007. – 272 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!