Мониторинг УУД и оценка качества образования учащихся по предмету география
Борщ Елена Александровна, учитель географии МБООУ СШ № 73 г. Ульяновска
Проблема получения качественной, объективной информации в области педагогической деятельности приобретает важное значение, поскольку начала формироваться социальная база потребителей такой информации. В ней испытывает необходимость и учитель для самооценки своей профессиональной деятельности и оценки достижений ученика с целью корректировки педагогических воздействий; и руководитель образовательного учреждения для определения стратегии его развития, для оценки качества работы педагогов и корректировки управленческих решений.
Под мониторингом в образовании понимается система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз ее развития.
Модель эффективной школы
1. Школа эффективна в той мере, в какой она формирует личность, способную жить в ситуации социальной неопределенности, ставящей перед личностью вопросы и требующих от нее самостоятельных ответов.
2. Школа эффективна в той степени, в какой она готовит учащихся к позитивной самореализациии познавательной, профессиональной, семейной, духовно-культурной, общественно-политической.
3.Школа эффективна в той степени, в какой она удовлетворяет запросы конкретных социопрофессиональных групп и социальной сферы.
В этой связи именно мониторинг становится реально действенным механизмом определения эффективности образовательного процесса.
Мониторинг УУД- мониторинг развития знаний.
Данная система построена с использованием модели «цель-результат» и учетом характеристик процесса обучения. Основаниями для сравнения служат как динамические характеристики так и сравнительные результаты относительно группы или возраста. В качестве объекта выступают знания отдельного ученика, по которым допускаются выводы о ситуации в учебной группе. Результаты мониторинга предназначены как для принятия тактических управленческих решений по коррекции процесса образования, так и для выработки стратегических решений.
В связи с реализацией ФГОС ООО в 5 классах я осуществляю внутренний контроль сформированности планируемых предметных, метапредметных, личностных результатов УУД.
Задачи:
1.Изучить основные подходы к системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с ФГОС ООО.
2.Освоить технологию разработки учебно-познавательных и учебно-практических задач.
3.Подготовить комплекс контрольно-измерительных материалов для оценки сформированности предметных и метапредметных результатов учащихся 5 классов.
Эта работа состоит из двух частей: исследовательской и практической. В исследовательской части изучаются основные подходы к системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с ФГОС ООО. В практической части разрабатывается комплекс контрольно-измерительных материалов для осуществления текущей и промежуточной оценки сформированности личностных, предметных и метапредметных результатов у учащихся.
Я использую наряду со стандартизированными письменными или устными работами такие методы и средства оценки, как проекты, практические работы, разноуровневые задания, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение «обязательного минимума содержания образования», а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом. Такая переориентация коренным образом меняет место и роль системы оценки в системе общего образования. Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся. Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки дают возможность учащимся освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, принятию ответственности за её результаты.
Предлагаю вашему вниманию мониторинг( входной, промежуточный и итоговый контроль знаний) , который я начала проводить в 5х классах с 2013-2014 учебного года в . Сейчас они уже 7 классы и можно с уверенностью сказать ,что наблюдается положительная динамика.
Мною проводится три раза в год контроль знаний (входной ,текущий и итоговый ) и наблюдение за учениками на уроках географии в течение недели. Результаты наблюдений и контроля заносятся в таблицу. Таким образом, создается банк данных об интеллектуальном и личностном развитии, о формировании УУД учащихся. В этой таблице наблюдений отражены познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД каждого ученика параллелей 5,6,7 классов.
Познавательные УУД
- Находить информацию
- Владеть разными видами чтения
- Анализировать
- Классифицировать
- Сравнивать
- Устанавливать причины -
- Устанавливать аналогии
- Представлять информацию
Регулятивные УУД
- Определять цель
- Выдвигать версии
- Планировать деятельность
- Работать по плану
- Оценивать степень успешности
Коммуникативные УУД
- Излагать своё мнение -
- Готов изменить свою точку зрения
- Участвовать в диалоге
- Понимать позицию другого
- Создавать устные тексты
- Использовать речевые средства
- Работать в паре, группе
-Предотвращать, преодолевать конфликты.
На основе моих наблюдений я построила таблицу, в которой прослеживается динамика роста высокого и среднего уровней и уменьшение низкого уровня. Вы можете сказать, что это не значительная положительная динамика, но школа № 73 не является лицеем и гимназией и контингент учащихся часто с невысокой мотивацией обучения.
Примечание: В- высокий уровень, С—средний уровень, Н-низкий уровень.
Классы ------------------- контроль | 5а 2013-2014гг | 6а 2014-2015гг | 7а 2015- 2016гг |
Входной | В-2- 8% С-15 -60% Н-8 -32% | В-2- 8% С-17 -68% Н-6 -24% | В-3- 12% С-17 -68% Н-5 -20% |
Промежуточный | В-2- 8% С-16 -64% Н-7 -28% | В-3- 12% С-16 -64% Н-6 -24% | В-4- 12% С-16 -64% Н-5 -20% |
Итоговый | В-2- 8% С-17 -68% Н-6 -24% | В-3- 12% С-17 -68% Н-5 -20% | |
Предлагаю вашему вниманию примерный перечень оценочных средств, которые я использую в своей практике.
№ п/п | Наименование оценочного средства | Краткая характеристика оценочного средства | Представление оценочного средства в фонде |
1 | 2 | 3 | 4 |
-
| Зачет | Средство контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимися. | Вопросы по темам/разделам дисциплины |
-
| Контрольная работа | Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу | Комплект контрольных заданий по вариантам |
-
| Тест | Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося. | Фонд тестовых заданий |
4 | Разноуровневые задания | Различают задачи и задания: а) ознакомительного, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины; б) репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей; в) продуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения, выполнять проблемные задания. | Комплект разноуровневых задач и заданий |
5 | Задания для самостоятельной работы | Средство проверки умений применять полученные знания по заранее определенной методике для решения задач или заданий по модулю или дисциплине в целом. | Комплект заданий |
6 | Проект | Конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обуч-ся. | Темы групповых и/или индивидуальных проектов |
7 | Доклад, сообщение | Продукт самостоятельной работы учащегося, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы | Темы докладов, сообщений |
8 | Собеседование | Средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п. | Вопросы по темам/разделам дисциплины |
9 | Творческое задание | Частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. | Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий |
10 | Круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты | Оценочные средства, позволяющие включить обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения. | Перечень дискуссионных тем для проведения круглого стола, дискуссии, полемики, диспута, дебатов |
11 | Портфолио | Целевая подборка работ ученика, раскрывающая его индивидуальные образовательные достижения в одной или нескольких учебных дисциплинах. | Структура портфолио |
12 | Тренажер | Техническое средство, которое может быть использовано для контроля приобретенных обучающимся профессиональных навыков и умений по управлению конкретным материальным объектом. | Комплект заданий для работы на тренажере |
13 | Деловая и/или ролевая игра | Совместная деятельность группы обучающихся и преподавателя под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально-ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи. | Тема (проблема), концепция, роли и ожидаемый результат по каждой игре |
Таким образом, педагогический мониторинг тогда имеет смысл, когда он содержит определенную логически завершенную схему, начало и конец, когда перед мониторингом поставлены конкретные цели и после мониторинга сделаны конкретные выводы и приняты конкретные решения, намечены пути их реализации.
Такой комплексный подход к изучению личности школьника, учебной ситуации и педагогического коллектива направлен, прежде всего, на осмысление реальных учебных возможностей: соответствие обученности учащихся уровню их обучаемости, познавательные интересы, мотивы учения. А также на установление дидактических причин слабой успеваемости, степени удовлетворенности учащихся и учителей образовательным процессом, эмоционального состояния учащихся, характера межличностных взаимоотношений, педагогической культуры учителей.
Литература:
.Елисеев В.В. Методические рекомендации по разработке Образовательной программы школы /Елисеев В.В., Основина В.А. – Ульяновск: УИПКПРО, 2006. – 33 с.
Елисеев В.В. Планирование работы школы в инновационном режиме на учебный год / Елисеев В.В. - Ульяновск: УИПКПРО, 2008. – 64 с.
Основина В.А. Контрольно-диагностическая деятельность руководителя школы в условиях модернизации образования. Учебно-методическое пособие /Основина В.А. – Ульяновск, 2007. – 185 с.
Основина В.А. Создание в ОУ системы мониторинга качества образования в условиях введения государственных стандартов общего образования нового поколения: Учебно-методическое пособие. – Ульяновск: «Медиа-групп», 2013. – 205 с.
Плахова Л.М. Внутришкольный контроль в образовательном учреждении: моделирование структуры. - М.: Чистые пруды: (часть 1-2005г), (часть 2-2006г).
Третьяков П. И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии /Третьяков П.И. – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2004. – 568 с.
Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие. / Под ред. Поташника М.М. – М.: Пед. общество России, 2000. – 448 с.
Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе/ Шамова Т.И., Давыденко Т.М.- М.: Пед. общество России, 2001.
– 384 с.
Использован интернет:
http://umk-spo.biz/articles/kontrol/ocsrper
http://knigi.dissers.ru/books/1/7623-7.php
http://festival.1september.ru/articles/572878/
http://pandia.ru/text/77/482/51950.php
Мониторинг УУД
Контроль знаний по УУД
Результат
Итоги годовые
Административные контрольные
Интернет тестирование 11а класс-2016г
ЕГЭ по географии
Разноуровневые вопросы
Практическме работы
Тесты
Интернет-проекты
Портфолио
Дистанционное обучение
Литература
1.Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годах».
2.Елисеев В.В. Методические рекомендации по разработке Образовательной программы школы /Елисеев В.В., Основина В.А. – Ульяновск: УИПКПРО, 2006. – 33 с.
3.Елисеев В.В. Планирование работы школы в инновационном режиме на учебный год / Елисеев В.В. - Ульяновск: УИПКПРО, 2008. – 64 с.
4.Основина В.А. Контрольно-диагностическая деятельность руководителя школы в условиях модернизации образования. Учебно-методическое пособие /Основина В.А. – Ульяновск, 2007. – 185 с.
4.Третьяков П. И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии /Третьяков П.И. – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2004. – 568 с.
6.Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие. / Под ред. Поташника М.М. – М.: Пед. общество России, 2000. – 448 с.
7.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Части 1 и 2. – М., 2004. – часть 1. – 221 с.; часть 2. - 266 с.
8. Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе/ Шамова Т.И., Давыденко Т.М.- М.: Пед. общество России, 2001.
– 384 с.
Литература
1. Основина В.А. Создание в ОУ системы мониторинга качества образования в условиях введения государственных стандартов общего образования нового поколения. Учебное пособие. – Ульяновск : ОАО «Медио –
групп», 2013 – с. 205
2. Основина В.А. Проектирование и организация учебного процесса на системно-деятельностной основе: Учебное пособие. – Ульяновск: «Медиа-групп», 2012. – 135 с.
3. Основина В.А., Елисеев В.В. Управление образовательным процессом в школе в условиях введения Федерального государственного стандарта общего образования.- Ульяновск: УИПКПРО, 2008. – 84 с.
4. Педагогический маркетинг в управлении развитием образовательных систем. /.П.И. Третьяков, С.И. Захаренков, М.В. Туберозова, Н.А. Шарай. – М.: Издательство УЦ «Перспектива», 2010. -232 с.
5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 459 с.
6. Поташник М. М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 272 с.
7. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (Современная технология). Методическое пособие. Изд. 2-е доп. и перераб. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 144 с.
8. Поташник М.М. Общедидактический анализ урока в современной школе. //Народное образование. -2008.- № 1. с.169-175.
9. Третьяков П.И. Управление по результатам. Практика педагогического менеджмента. – М.: Новая школа, 1997. – 284 с.
10. Школа: Проектирование развития образовательной среды. Под ред. Третьякова П.И. – М.: МИОО, 2007. – 272 с.