Мониторинг сформированности УУД на уровне ООО с целью оценки качества метапредметных результатов обучения
Для успешного формирования универсальных учебных достижений (УУД) учащихся необходимо вести мониторинг, делать необходимую корректировку, планировать дальнейшую работу по развитию действий учащихся
Цель мониторинга и задачи могиторинга
Цель мониторинга: определение уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся.
Задачи мониторинга:
1. Определение уровня сформированности метапредметных УУД каждого ученика на разных этапах обучения.
2. Отслеживание индивидуальной динамики продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам, определение проблемных зон в решении задач образования учащихся и разработка на этой основе стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.
3. Определение успешности работы педагога по формированию метапредметных УУД учащихся, постановка на этой основе задач по совершенствованию образовательного процесса в классе.
В концепции ФГОС указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования и включают в себя:
Предметные результаты — усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности; 2. Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;
Личностные результаты — сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования содержатся требования к метапредметным результатам обучения.
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования содержатся требования к метапредметным результатам обучении.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8. Смысловое чтение; 9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- Формирование и развитие исторического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации
- В документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования» есть раздел «Универсальные учебные действия». Существуют разные подходы к пониманию этого понятия: 1 . В широком значении термин «универсальные учебные действия» трактуется как «умение учиться», т. е. как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; 2. В узком значении этот термин означает совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Универсальные учебные действия (УДД) ФГОС группируются в четыре блока: - личностные, - регулятивные, - познавательной направленности и - коммуникативные. Таким образом, универсальные учебные действия также являются метапредметными результатами обучения.
«Система оценки качества» Диагностическое обследование пятиклассников за 1 полугодие 2015-2016 учебного года 5 класс Обществознание
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.
Реализуется системно-деятельностный подход через отбор, организацию содержания учебника и систему заданий методического аппарата учебника
Критериальная характеристика личностных УУД:
Осознанность цели деятельности
Интерес к процессу познавательной деятельности, стремление к успеху при решении творческих задач
Стремление к лидерству в творческой деятельности
Уровень познавательных потребностей, стремлений
Стремление к совершенствованию, поиску дополнительной информации, знаниям
Критериальная характеристика регулятивных универсальных УУД:
Умение выделить основные цели и приоритеты
Способность обучающихся принимать и сохранять учебную цель и задачи самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и умение искать средства ее осуществления планированию, прогнозированию своей деятельности
Способность к самооценке самоанализу, рефлексии. Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него
Коррекция- внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхлждения ожидаемого результата действия и его реального продукта
Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил, энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Умению преодолевать трудности
«Система оценки качества» Диагностическое обследование пятиклассников за 1 полугодие 2015-2016 учебного года 5 класс Обществознание
Критериальная характеристика познавательных УУД
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы
Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач
Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников в том числе с помощью компьютерных средств
Умение систематизировать структурировать знания
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Критериальная характеристика коммуникативных УУД
Умение аргументировать свою позицию и координировать ее позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения и совместной деятельности
Умение адекватно использовать речь для планировании регуляции своей деятельности
Умение использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности сотрудничества с партнером
Умение продуктивно разрешать конфликты на основе интересов и позиций всех его участников
«Система оценки качества» метапредметных результатов обучения
- Вашему вниманию представлены 7 заданий, которые развивают УУД на различных этапах урока.
Технологическая карта урока обществознания
Положение человека в обществе
Методический аппарат учебника обществознания, отвечающего требованиям ФГОС, должен содержать следующие категории заданий:
- Личностные УУД
- Регулятивные УУД
- Задание 1 образное и творческое задание
- Цель: направленно на воссоздание или творческую реконструкцию образа (внешних черт) социального факта с помощью приемов описания, персонификации, сюжетного рассказа и т.п.
- Инструкция : На основе приведенных в тексте параграфа типов темперамента пронаблюдать за собой и определить тип своего темперамента. Составьте перечень своих положительных и отрицательных черт характера. Объясните свой выбор. Что бы вы хотели изменить в своем характере
- Оценка выполнения:
- 0 баллов – задание не выполнено
- 1 балл – наличие ошибок (более одной)
- 2 балла – наличие одной ошибки
- 3 балла – правильное выполнение задания (отмечены все рисунки, кроме листа)
Методический аппарат учебника обществознания, отвечающего требованиям ФГОС, должен содержать следующие категории заданий:
- Познавательные УУД
- Регулятивные УУД
- Задание 2 творческое и логическое
- Цель: на преобразующем уровне предлагает ученикам с помощью приемов атрибуции факта или источника, рассуждения, сравнения, группировки, аргументации, обобщения и т.д. обосновать существенные признаки, причинно-следственные связи, выводы, оценочные суждения об изучаемых фактах и источниках.
- Инструкция: Объясните, что такое социальная роль и что положение человека в обществе является его социальным статусом
- Оценка выполнения:
- 0 баллов – задание не выполнено
- 1 балл – наличие двух ошибок
- 2 балла – наличие одной ошибки
- 3 балла – правильное выполнение задания.
Методический аппарат учебника обществознания, отвечающего требованиям ФГОС, должен содержать следующие категории заданий:
- Познавательные УУД
- Задание 3 проблемное, репродуктивное задание.
- Цель: решение познавательных и коммуникативных задач
- Инструкция: Перечислите какие роли можете выполнять? А может школьник расплачиваться в салоне, покупая дорогой автомобиль? В связи с этим какую проблему нам нужно обсудить? Какие основные вопросы нам нужно будет сегодня разрешить?
- Оценка выполнения:
- 0 баллов – задание не выполнено
- 1 балл – наличие двух ошибок
- 2 балла – наличие одной ошибки
- 3 балла – правильное выполнение задания.
Методический аппарат учебника обществознания, отвечающего требованиям ФГОС, должен содержать следующие категории заданий:
- Познавательные УУД
- Регулятивные УУД
- Задание 4 творческое задание.
- Цель: направленно на воссоздание или творческую реконструкцию образа (внешних черт) социального факта с помощью приемов описания, персонификации, сюжетного рассказа и т.п.
- Инструкция: определить от чего зависит положение человека в обществе, определить сколько у человека может быть социальных статусов и социальных ролей. Оценить собственный социальный статус и социальные роли с привлечением знаний
- Оценка выполнения:
- 0 баллов – задание не выполнено
- 1 балл – допущено более одной ошибки
- 2 балла – наличие одной ошибки
- 3 балла – правильное выполнение задания.
Многообразие социальных статусов
У одного человека много социальных статусов.
За каждым статусом несколько социальных ролей.
Пример: отец семейства в роли кормильца, воспитателя, товарища по играм.
Статус –положение в обществе.
Роль – модель поведения, соответствующая данному статусу.
Главный статус – определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения.
Профессия за которую платят деньги.
Инвалидность определяется состоянием здоровья и соответствующими правами, которыми инвалида наделяет государство.
Итог: Положение человека в обществе -социальный статус - определяется его приобретенными и прирожденными качествами; зависит от образования, профессии, материального положения, пола и возраста, возможности участвовать в управлении государством. У каждого человека много социальных статусов и социальных ролей. Статусы и роли человека меняются от возраста к возрасту.
Методический аппарат учебника обществознания, отвечающего требованиям ФГОС, должен содержать следующие категории заданий:
- Познавательные УУД
- Коммуникативные УУД
- Задание 5 логическое задание
- Цель: на преобразующем уровне предлагающие ученикам с помощью приемов атрибуции факта или источника, рассуждения, сравнения, группировки, аргументации, обобщения и т.д. обосновать существенные признаки, причинно-следственные связи, выводы, оценочные суждения об изучаемых фактах и источниках.
- Инструкция: Перечислить все свои врожденные и приобретенные качества необходимые для будущей профессии .
- Оценка выполнения:
- 0 баллов – задание не выполнено
- 1 балл – наличие двух ошибок
- 2 балла – наличие одной ошибки
- 3 балла – правильное выполнение задания.
Социальные «параметры личности»
Характер- совокупность индивидуальных особенностей, проявляющихся в поведении человека
Приобретенные качества называются
«Социальные параметры личности».
Как они приобретаются?
Они приобретаются в обществе, в отношениях с другими людьми и влияют на социальный статус человека.
Социальный статус - социальное положение человека в обществе.
Социальное положение – характеристика человека по следующим позициям: пол, возраст, образование, профессия, экономическое (материальное) положение, политические возможности.
Методический аппарат учебника обществознания, отвечающего требованиям ФГОС, должен содержать следующие категории заданий:
- Коммуникативные УУД
- Задание 6 творческое и ментальное задание
- Сконцентрированные на мыслях, чувствах, ценностных ориентациях и нормах поведения людей конкретной исторической эпохи, социальной группы. Школьники должны обосновать такой вариант поступков героев, который был адекватен их историко-социальному статусу.
- Направленно на воссоздание или творческую реконструкцию образа (внешних черт) социального факта с помощью приемов описания, персонификации, сюжетного рассказа и т.п.
- Инструкция: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли .Объяснение схемы от чего зависит положение человека в обществе.
- Оценка выполнения:
- 0 баллов – задание не выполнено
- 1 балл – допущено более одной ошибки
- 2 балла – допущена одна ошибка
- 3 балла – правильное выполнение задания.
Схема : Социальное положение
- ОБРАЗОВАНИЕ
- ПРОФЕССИЯ
- МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
- ВОЗРАСТ
- ПОЛ
- ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВОМ
Методический аппарат учебника обществознания, отвечающего требованиям ФГОС, должен содержать следующие категории заданий:
- Регулятивные УУД
- Задание 7 творческое и логическое задание .
- Цель: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
- Инструкция: самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Выставление оценок
- Оценка выполнения:
- 0 баллов – задание не выполнено
- 1 балл – допущено более одной ошибки
- 2 балла – допущена одна ошибка
- 3 балла – правильное выполнение задания.
Методический аппарат учебника обществознания, отвечающего требованиям ФГОС, должен содержать следующие категории заданий:
- Использование данных типов заданий позволяет совершенствовать навыки метапредметных универсальных учебных действий (ууд ); одновременно познавательные – направленные на усвоение новой информации, регулятивные – направленные на отбор информации и средств его обработки для решения учебных задач, коммуникативные – направленные на организацию взаимодействия с другими участниками образовательного процесса.
5а класс обществознание Результаты педагогической диагностики за первое полугодие 2015-2016 учебного года 1 четверть
№
Задания
Ф.И. ученика
1
1
2
Обучающийся 1
2
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Обучающийся 2
у
3
2
2
Познавательные УУД
4
2
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
5
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
2
1
2
6
3
Коммуникативные УУД
1
7
Регулятивные УУД
1
2
Итого
2
2
11
2
15
Методический аппарат учебника обществознания, отвечающего требованиям ФГОС, должен содержать следующие категории заданий:
- Высокий уровень (18-21 баллоа) – 6чел. 21(%)
- Достаточный (15-17 баллов)-10(_35%)
- Средний уровень (13-14 баллов) –10 чел. (35_%)
- Допустимый уровень (9-12 баллов) – ___2_ чел. (__7_%)
- Учитель Славутина Б.Б._ /_______________/
Характеристика результатов формирования УУД в 5 классе
Гистограмма № 1. Динамика уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий
Гистограмма № 1. Динамика уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий
Гистограмма № 1. Динамика уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий ПО ЧЕТВЕРТЯМ
Гистограмма № 2. Динамика уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий
Гистограмма № 3. Динамика уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий