Просмотр содержимого документа
««Мониторинг коррекционно-логопедической работы» Н .Е. Бадяева, Н .В .Десюкова»
«Мониторинг коррекционно-логопедической работы» Н.Е.Бадяева, Н.В.Десюкова.
Каждый ребенок, посещающий группу для детей с тяжелыми нарушениями речи, обследуется 2 раза в год по следующим параметрам:
звукопроизношение;
фонематические процессы;
словарный запас;
грамматический строй речи;
связная речь;
пространственная ориентировка;
артикуляционная моторика;
мелкая моторика.
Критерии оценки уровня функции:
№ п/п | Параметры | Уровни развития функции | Характеристика |
| Звукопроизношение | Низкий Ниже среднего Средний Достаточный | Нарушено несколько групп звуков Недостаточность произношения одной группы звуков, изолированное произношение всех групп, но при речевой нагрузке – общая смазанность речи Звуки в речи присутствуют, но наблюдаются нарушения дифференциации звуков Звукопроизношение в норме |
| Фонематические процессы | Низкий Ниже среднего Средний Достаточный | Не слышит данный звук в любой позиции Не дифференцирует оппозиционные звуки какой-либо группы С заданием справляется, но допускает несколько ошибок Фонематические процессы в норме |
| Словарный запас | Низкий Ниже среднего Средний Достаточный | Активный словарь ограничен бытовым уровнем Владеет простыми обобщающими понятиями, в речи в основном использует существительные и глаголы Использует все части речи; использует простые предлоги, в употреблении сложных допускает ошибки; пользуется антонимами; при подборе синонимов испытывает затруднения Активный словарь близок к возрастной норме |
| Грамматический строй речи | Низкий Ниже среднего Средний Достаточный | Речь резко аграмматична Допускает большое количество ошибок при словоизменении и словообразовании Допускает незначительное количество ошибок при словообразовании и словоизменении Грамматический строй близок к возрастной норме |
| Связная речь | Низкий Ниже среднего Средний Достаточный | Фразовая речь резко аграмматична Испытывает значительные затруднения при составлении рассказа-описания, пользуется вопросно-ответной формой При составлении рассказа использует не более 2-3 предложений; не пользуется планом при составлении рассказа; при описании использует не более двух признаков Умеет построить рассказ, пользуясь простыми распространенными предложениями и предложениями сложной синтаксической конструкции |
| Пространственная ориентировка | Низкий Ниже среднего Средний Достаточный | Не ориентируется на плоскости и в пространстве Владеет понятиями верх-низ, испытывает значительные затруднения в понятиях право-лево Ориентируется в пространстве, но при перенесении действий на плоскость испытывает затруднения Пространственная ориентировка соответствует возрасту |
| Артикуляционная моторика | Низкий Ниже среднего Средний Достаточный | Объем артикуляционных движений ограничен (мимика бедна), наличие дефектов в строении артикуляционного аппарата Неполный объем артикуляционных движений; неточное выполнение статических артикуляционных упражнений Статические артикуляционные упражнения выполняет в полном объеме; при выполнении динамических упражнений испытывает затруднения Строение и подвижность органов артикуляции без особенностей |
| Мелкая моторика | Низкий Ниже среднего Средний Достаточный | Мелкая моторика ограничена (с трудом выполняет статические пробы, наличие гиперкинезов, тремора) Испытывает затруднения при выполнении динамических проб Точно выполняет статические и динамические пробы, но испытывает затруднения в выполнении ассиметричных движений обеими руками. Мелкая моторика в норме |
На каждого ребенка дважды в год составляется речевой профиль, позволяющий увидеть «западающие» звенья и активизировать работу в данном направлении
Заполнив таблицу, представленную ниже, можно провести мониторинг коррекционной логопедической работы в конце учебного года в каждой группе для детей , путем определения среднего балла по каждой речевой и неречевой функции.
Подобная форма мониторинга корреционно-развивающей логопедической работы способствует более глубокому и детальному изучению речевого развития каждого воспитанника и помогает намечать наиболее эффективные пути коррекции речевой патологии.
Мониторинг логопедической работы
Критерии оценки параметров обследования
1.Звукопроизношение
1 балл – нарушение нескольких групп звуков.
2 балла – недостаточное произношение одной группы звуков, изолированное произношение всех групп, но при речевой нагрузке – общая смазанная речь
3 балла - звуки в речи присутствуют, но наблюдается нарушения дифференциации звуков.
4 балла – звукопроизношение в норме.
2. Фонематические процессы
1 балл – не слышит данный звук в любой позиции
2 балла – не дифференцирует оппозиционные звуки какой – либо группы.
3 балла – с заданием стравляется, но допускает ошибки.
4 балла – фонематические процессы развиты достаточно.
3.Слоговая структура слов.
1 балл – слоговая структура слов не сформирована.
2 балла – допускает большое количество ошибок при произношении слов различной структурной сложности
3 балла – слоговая структура слов в стадии формирования.
4 балла – правильное и точное воспроизведение слов различ¬ного слогового состава.
4.Словарный запас.
1 балл – активный словарь ограничен обиходно-бытовой тематикой.
2 балла - владеет простыми обобщающими понятиями, в речи в основном использует существительные и глаголы.
3 балла – использует все части речи, но не всегда точно использует простые предлоги, испытывает трудности при подборе синонимов.
4 балла – активный словарь близок к возрастной норме.
5.Грамматический строй речи.
1 балл – речь резко грамматичная.
2 балла – допускает большое количество ошибок при словоизменении и словообразовании.
3 балла – допускает небольшое количество ошибок при словообразовании и словоизменении.
4 балла – грамматический строй близок к возрастной норме.
6. Связная речь
1 балл – фразовая речь резко аграмматична.
2 балла- испытывает значительные затруднения при составлении рассказа описания, пользуется вопросно – ответной формой.
3 балла – при составлении рассказа использует не более двух – трех предложений.
4 балла - умеет построить рассказ, пользуется распространенными предложениями простой и сложной конструкции.
7. Артикуляционная моторика.
1 балл – объем артикуляционных движений ограничен.
2 балла – неполный объем артикуляционных движений, неточное выполнение статических упражнений.
3 балла – статические артикуляционные упражнения выполняет в полном объеме, при выполнении динамических испытывает затруднения.
4 балла – строение и подвижность органов артикуляции без особенностей.
8. Мелкая моторика.
1 балл – мелкая моторика ограничена
2 балл – испытывает затруднения при выполнении динамических проб.
3 балла – точно выполняет статистические и динамические пробы, но испытывает затруднения при выполнении асимметричных движений обеими руками.
4 балла – развитие мелкой моторики близко к возрастной норме.