Актуализация ЗУН:
1. На сколько княжеств распалось русское государство?
2. Назовите основных врагов русского государства.
3. Перечислите итоги политической раздробленности.
Тема урока
Монгольская империя и изменение политической карты мира
План урока
1.Образование державы Чингисхана.
2. Начало завоевательных походов Чингисхана.
3. Битва на Калке.
4. Историческое наследие Монгольской империи.
Вопрос урока :
почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?
Как начиналось образование державы Чингисхана? Какую цель преследовали монголы? Каково исторической наследие Монгольской империи? Эти и другие вопрсы мы обсудим с вами на нашем уроке.
Сегодня мы узнаем, как Монгольская империя стала самой большой в мировой истории державой
- Земледелия монголы не знали
- В 12 веке у монголов шёл процесс разложения родоплеменного строя и становления раннефеодальных отношений
- Выделялась родоплеменная знать: нойоны и багатуры
- Их окружали дружинники -нукеры
Открыли с.4. Знать постепенно захватывала в свои руки скот и пастбища –главное богатство кочевника
Главным занятием монголов было скотоводство (разводили в основном лошадей и овец), дополнявшееся охотой
- Таким образом складывается особый тип кочевого феодализма. Для которого характерна феодальная собственность не на землю, а на стада и пастбища
Знать постепенно захватывала в свои руки скот и пастбища – главное богатство кочевников
- Стремясь завести как можно больше скота, нойоны были вынуждены осваивать всё новые и новые пастбища – старые истощались
Рядовые монголы работали на знатных: пасли скот, стригли овец, делали кумыс из кобыльего молока
- Начались межплеменные столкновения, сопровождавшиеся истреблением целых родов и обращением пленников в рабство
Традиционные территории кочевий оказались тесны для разросшихся стад и табунов
- Кочевое скотоводство, основное занятие народов, населявших Монгольское государство, было малопродуктивным
- Путь к быстрому и лёгкому обогащению монгольская знать видела в ограблении других стран, накопивших за свою многовековую историю большие богатства
В начале 13 века создаются предпосылки для объединения Монголии
Темучин
- Родился в феврале 1155 году, на берегу реки Онона, в урочище Делюн-Болдох.
- В девять лет потерял отца
- Несколько лет провел в рабстве
- Считал что, счастливее всех на земле тот, кто гонит разбитых им неприятелей, грабит их добро, скачет на их конях, любуется слезами людей, им близких
Темучин (Чингисхан)
Монголо-татары
Главное занятие –
скотоводство
Главное богатство – табуны коней, стада рогатого скота
Постоянная борьба
за пастбища
С детства сидели
в седле, владели оружием.
Задание
Прочитайте п. 1 «Образование державы Чингисхана, ответьте на вопрос:
Какие факты свидетельствуют о том, что у монголо-татар появилось государство?
Государство
Организация власти на определенной территории
Великая Яса
Свод законов, регламентирующих правила поведения и жизни монголов
Каракорум
- Столица государства монголов
Организация монгольского войска
Войско
Тумен
«тьма»
10 000
Тумен
«тьма»
10 000
Тумен
«тьма»
10 000
Тумен
«тьма»
10 000
Тысяча
Тысяча
Тысяча
Тысяча
Сотня
Сотня
Сотня
Сотня
Десяток
Десяток
Десяток
Десяток
Задание
- Работая с документом, сделайте выводы о преимуществах монгольского войска
Преимущества монгольского войска
1. Жетокость
2. Оружие
3. Осадные башни
4. Тактика полумесяца
5. Разведка
Задание
- Работая с п. 2 «Начало завоевательных походов Чингисхана», заполните таблицу
Походы Чингисхана
Дата
Направление
1211-1215 гг.
Последствия
После империи Цинь (1216 г.)
1219-1221 гг
Походы Чингисхана
Дата
Направление
1211-1215 гг.
Последствия
Северокитайская империя Цинь
После империи Цинь (1216)
Завоевание
Кочевые народы, жившие к западу от монголов
1219-1221 гг
завоевание
Средняя Азия , Персия
завоевание
Запись в тетради:
- 31 мая1223 год – Битва на р. Калка
- 1223 год – монголы вторглись в Половецкую степь
- Половецкий хан Котян обратился за помощью к своему зятю князю Мстиславу Удалому, который княжил в Галиче: «Нашу землю сегодня отняли, а вашу завтра, пришедше, возьмут»
1223 год – Битва на Калке
Мстислав Удалой созвал в Киеве совет князей Южной Руси
- На призыв галицкого князя откликнулись: киевский князь Мстислав Романович, Мстислав Святославович Черниговский, Даниил Романович княживший во Владимире -Волынском, владимиро-суздальский князь послал полк на помощь, но тот не успел к началу сражения, всего 15 князей
- «Мы слышим, что вы идёте против нас, послушав половцев, а мы ни вашей земли не заняли, ни городов ваших, не на вас мы пришли, но на холопов и конюхов своих, на поганых половцев. А вы возьмите с нами мир»
- Но русские перебили послов
Монголы послали к русским посольство из 10 человек, которое заявило:
- В конце мая 1223 года состоялось кровопролитное сражение на реке Калке
- Одержав победу на Калке, монголы разорили несколько городов в Черниговском княжестве, но вглубь русских земель не пошли
- Поход 1223 года был предпринят с целью разведки
Монголы осадили лагерь Мстислава Романовича. Три дня киевляне отбивали все атаки. Но положение было безвыходно. Поэтому. Когда монголы пообещали не пролить ни одной капли крови, если киевляне сдадутся, то князья согласились. Обещание монголы выполнили: положили связанных князей, на них жоски и сели сверху пировать, раздавив князей. Русские войска были перебиты
Русские войска перешли Днепр. Монголы осыпали русских стрелами и отступили, заманивая под удар главных сил
Причины поражения русских войск.
1. разобщённость русских войск и сил;
2. умелое тактическое руководство и стратегический талант Чингисхана и его военачальников.
Империя – это крупная монархическая держава, включающая территории многих народов и стран
Баскаки
представители монгольского хана, направленные завоеванные территории для обеспечения порядка при сборе наложенной дани.
Последствия управления монголов
+
-
1.Баскаки
2. почтовая служба, изобретения
3. терпимое отношение к церкви
- людские потери и хозяйственное разорение,
2. болезни- чума
Вставьте слово
- племена монголов объединил ___________
- Организация власти на определенной территории____________
31 мая 1223 года произошла битва _________________
- крупная монархическая держава, включающая территории многих народов и стран _________________________
Д/З
- §15 прочитать, выучить термины и даты в тетради.
- Составить словесный портрет Чингисхана.