СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по теме "Молитва как жарн в лирике Лермонтова

Просмотр содержимого документа
«Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова»

Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова

Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова

МОЛИТВА - 1. В религии: установленный канонический текст , произносимый при обращении к Богу, к святым. 2. Моление , обращенное к Богу, к святым. (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова - Толковый словарь русского языка)

МОЛИТВА -

1. В религии: установленный канонический текст , произносимый при обращении к Богу, к святым.

2. Моление , обращенное к Богу, к святым.

(С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова - Толковый словарь русского языка)

У воспитанного в православии М.Ю.Лермонтова есть несколько стихотворений с названием

У воспитанного в православии М.Ю.Лермонтова есть несколько стихотворений с названием "Молитва". Однако его отношение к Богу противоречиво .

  «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный...»)  датирована 1829 годом и в соответствии с хронологией является «начальным». Оно представляет собой в большей степени прошение о милости и исповедь. Исповедь героя здесь рассчитана не на читателя, а на слушателя, причем Единственного:

«Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный...») датирована 1829 годом и в соответствии с хронологией является «начальным». Оно представляет собой в большей степени прошение о милости и исповедь. Исповедь героя здесь рассчитана не на читателя, а на слушателя, причем Единственного:

 Не обвиняй меня, всесильный,  И не карай меня, молю,  За то, что мрак земли могильный  С ее страстями я люблю;  За то, что редко в душу входит  Живых речей твоих струя,  За то, что в заблужденьи бродит  Мой ум далеко от тебя;  За то, что лава вдохновенья  Клокочет на груди моей;  За то, что дикие волненья  Мрачат стекло моих очей;  За то, что мир земной мне тесен,  К тебе ж проникнуть я боюсь  И часто звуком грешных песен  Я, боже, не тебе молюсь.    Но угаси сей чудный пламень,  Всесожигающий костёр,  Преобрати мне сердце в камень,  Останови голодный взор;  От страшной жажды песнопенья  Пускай, творец, освобожусь,  Тогда на тесный путь спасенья  К тебе я снова обращусь.

Не обвиняй меня, всесильный, И не карай меня, молю, За то, что мрак земли могильный С ее страстями я люблю; За то, что редко в душу входит Живых речей твоих струя, За то, что в заблужденьи бродит Мой ум далеко от тебя; За то, что лава вдохновенья Клокочет на груди моей; За то, что дикие волненья Мрачат стекло моих очей; За то, что мир земной мне тесен, К тебе ж проникнуть я боюсь И часто звуком грешных песен Я, боже, не тебе молюсь.  Но угаси сей чудный пламень, Всесожигающий костёр, Преобрати мне сердце в камень, Останови голодный взор; От страшной жажды песнопенья Пускай, творец, освобожусь, Тогда на тесный путь спасенья К тебе я снова обращусь.

Стихотворение звучит богоборчески. Вопреки структурным канонам молитвы, поэт не восхваляет Бога, прежде чем обратиться к нему с просьбой. Он пытается объяснить Всевышнему образ своей жизни в тесном для поэтических звуков

Стихотворение звучит богоборчески. Вопреки структурным канонам молитвы, поэт не восхваляет Бога, прежде чем обратиться к нему с просьбой. Он пытается объяснить Всевышнему образ своей жизни в тесном для поэтических звуков "земном мире". Он просит Творца освободить его от данного ему поэтического таланта, то есть отказывается от божьего дара. А так как отнять песенный дар у поэта значит лишить его жизни, то путь спасенья может обрести только простой смертный, а не поэт. Глубина переживаний, сложность жизненных коллизий в этом стихотворении доказывают, что Лермонтов уже в раннем возрасте показал себя поэтом-философом, поэтом-провидцем.

Ангел (1831)  По небу полуночи ангел летел,  И тихую песню он пел;  И месяц, и звёзды, и тучи толпой  Внимали той песне святой.   Он пел о блаженстве безгрешных духов  Под кущами райских садов;  О боге великом он пел, и хвала  Его непритворна была.   Он душу младую в объятиях нёс  Для мира печали и слёз.  И звук его песни в душе молодой  Остался — без слов, но живой.   И долго на свете томилась она,  Желанием чудным полна,  И звуков небес заменить не могли  Ей скучные песни земли.

Ангел (1831)

По небу полуночи ангел летел,

И тихую песню он пел;

И месяц, и звёзды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под кущами райских садов;

О боге великом он пел, и хвала

Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нёс

Для мира печали и слёз.

И звук его песни в душе молодой

Остался — без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,

Желанием чудным полна,

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

«Юнкерская молитва»  (1833-1834) Царю небесный! Спаси меня От куртки тесной, Как от огня.  От маршировки Меня избавь, В парадировки Меня не ставь. Пускай в манеже

«Юнкерская молитва» (1833-1834)

Царю небесный!

Спаси меня

От куртки тесной,

Как от огня.

От маршировки

Меня избавь,

В парадировки

Меня не ставь.

Пускай в манеже

Алёхин глас Как можно реже Тревожит нас. Ещё моленье Прошу принять —  В то воскресенье Дай разрешенье Мне опоздать. Я, царь всевышний, Хорош уж тем,  Что просьбой лишней Не надоем.

Алёхин глас

Как можно реже

Тревожит нас.

Ещё моленье

Прошу принять

В то воскресенье

Дай разрешенье

Мне опоздать.

Я, царь всевышний,

Хорош уж тем,

Что просьбой лишней

Не надоем.

Комический пафос стихотворения создается несоответствием канонической трехчастной композиции молитвы и его содержания. Все просьбы лирического "я" к Богу связаны с облегчением участи человека, обучающегося воинской службе. Тяготы юнкерской подготовки выражены в тексте предметно. Поэтому в стихотворении содержится просьба не спасти душу, а избавить от совершенно конкретных вещей: "от куртки тесной", "маршировки" "парадировки", упражнений "в манеже", необходимости рано вставать даже в воскресенье. Иронический эффект создается и стоящими рядом словами торжественного и разговорного стилей. Например, с одной стороны, высокая лексика: "царю небесный" (с архаической формой звательного падежа), "спаси", "глас", "моленье", "царь Всевышний", -- а с другой стороны, разговорные слова и обороты "тесной", "как от огня", "Алёхин глас", "опоздать", "не надоем". Комичен и финал стихотворения, когда после пяти просьб к Богу, лирический герой остается совершенно уверенным в том, что он "хорош уж тем", что никогда не надоест Богу "просьбой лишней". Вместе с тем, наряду с иронией в стихотворении нагнетается и драматический пафос, который связан с отношением лирического "я" к тяготам своей жизни, которые так сильны, что не могут быть преодолены без божьей помощи.

"Молитва" ("Я, матерь божия, ныне с молитвою...") (1837)

Я, матерь божия, ныне с молитвою

Пред твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в свете безродного;

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную; Дай ей сопутников, полных внимания, Молодость светлую, старость покойную, Сердцу незлобному мир упования.  Срок ли приблизится часу прощальному В утро ли шумное, в ночь ли безгласную. Ты восприять пошли к ложу печальному Лучшего ангела душу прекрасную.

Окружи счастием душу достойную;

Дай ей сопутников, полных внимания,

Молодость светлую, старость покойную,

Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному

В утро ли шумное, в ночь ли безгласную.

Ты восприять пошли к ложу печальному

Лучшего ангела душу прекрасную.

Миниатюра Э.Мартена,1833 год. Варва́ра Алекса́ндровна Бахме́тева, урождённая Лопухина (1815 — 9 сентября 1851) — русская дворянка, возлюбленная поэта Михаила Лермонтова.

Миниатюра Э.Мартена,1833 год.

Варва́ра Алекса́ндровна Бахме́тева, урождённая Лопухина (1815 — 9 сентября 1851) — русская дворянка, возлюбленная поэта Михаила Лермонтова.

В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть: Одну молитву чудную Твержу я наизусть

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть

Есть сила благодатная в созвучье слов живых, И дышит непонятная ,, Святая прелесть в них.

Есть сила благодатная

в созвучье слов живых,

И дышит непонятная ,,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится, Сомненья далеко – И верится, и плачется, И так легко, легко…

С души как бремя скатится,

Сомненья далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

"Молитва" ("В минуту жизни трудную..." (1839)

В минуту жизни трудную,

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко

И верится, и плачется,

И так легко, легко...

“ Молитва” 1839, написана для княгини Марии Алексеевны Щербатовой: “Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи”. Жанр стихотворения – лирического монолога, обозначен в самом заглавии.

Молитва” 1839, написана для княгини Марии Алексеевны Щербатовой: “Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи”. Жанр стихотворения – лирического монолога, обозначен в самом заглавии.

"Благодарность" (1840)

За всё, за всё тебя благодарю я:

За тайные мучения страстей,

За горечь слез, отраву поцелуя,

За месть врагов и клевету друзей;

За жар души, растраченный в пустыне,

За всё, чем я обманут в жизни был...

Устрой лишь так, чтобы тебя отныне

Недолго я еще благодарил.

 Стихотворения-молитвы М.Ю.Лермонтова отражают противоречивость его религиозных взглядов и отличаются своеобразием авторской позиции.

Стихотворения-молитвы М.Ю.Лермонтова отражают противоречивость его религиозных взглядов и отличаются своеобразием авторской позиции.

"Молитва" 1829г.- это мольба-спор лирического героя с Господом.

"Молитва" 1837 г. - чистое молитвословие и в то же время шедевр любовной лирики: лирический герой молит о счастье любимой женщины, хотя сам он "странник с пустынной душой".

"Молитва" 1839г. - это отдохновение поэта, светлая грусть и надежда.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!