Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова
МОЛИТВА -
1. В религии: установленный канонический текст , произносимый при обращении к Богу, к святым.
2. Моление , обращенное к Богу, к святым.
(С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова - Толковый словарь русского языка)
У воспитанного в православии М.Ю.Лермонтова есть несколько стихотворений с названием "Молитва". Однако его отношение к Богу противоречиво .
«Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный...») датирована 1829 годом и в соответствии с хронологией является «начальным». Оно представляет собой в большей степени прошение о милости и исповедь. Исповедь героя здесь рассчитана не на читателя, а на слушателя, причем Единственного:
Не обвиняй меня, всесильный, И не карай меня, молю, За то, что мрак земли могильный С ее страстями я люблю; За то, что редко в душу входит Живых речей твоих струя, За то, что в заблужденьи бродит Мой ум далеко от тебя; За то, что лава вдохновенья Клокочет на груди моей; За то, что дикие волненья Мрачат стекло моих очей; За то, что мир земной мне тесен, К тебе ж проникнуть я боюсь И часто звуком грешных песен Я, боже, не тебе молюсь. Но угаси сей чудный пламень, Всесожигающий костёр, Преобрати мне сердце в камень, Останови голодный взор; От страшной жажды песнопенья Пускай, творец, освобожусь, Тогда на тесный путь спасенья К тебе я снова обращусь.
Стихотворение звучит богоборчески. Вопреки структурным канонам молитвы, поэт не восхваляет Бога, прежде чем обратиться к нему с просьбой. Он пытается объяснить Всевышнему образ своей жизни в тесном для поэтических звуков "земном мире". Он просит Творца освободить его от данного ему поэтического таланта, то есть отказывается от божьего дара. А так как отнять песенный дар у поэта значит лишить его жизни, то путь спасенья может обрести только простой смертный, а не поэт. Глубина переживаний, сложность жизненных коллизий в этом стихотворении доказывают, что Лермонтов уже в раннем возрасте показал себя поэтом-философом, поэтом-провидцем.
Ангел (1831)
По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел;
И месяц, и звёзды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нёс
Для мира печали и слёз.
И звук его песни в душе молодой
Остался — без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
«Юнкерская молитва» (1833-1834)
Царю небесный!
Спаси меня
От куртки тесной,
Как от огня.
От маршировки
Меня избавь,
В парадировки
Меня не ставь.
Пускай в манеже
Алёхин глас
Как можно реже
Тревожит нас.
Ещё моленье
Прошу принять —
В то воскресенье
Дай разрешенье
Мне опоздать.
Я, царь всевышний,
Хорош уж тем,
Что просьбой лишней
Не надоем.
Комический пафос стихотворения создается несоответствием канонической трехчастной композиции молитвы и его содержания. Все просьбы лирического "я" к Богу связаны с облегчением участи человека, обучающегося воинской службе. Тяготы юнкерской подготовки выражены в тексте предметно. Поэтому в стихотворении содержится просьба не спасти душу, а избавить от совершенно конкретных вещей: "от куртки тесной", "маршировки" "парадировки", упражнений "в манеже", необходимости рано вставать даже в воскресенье. Иронический эффект создается и стоящими рядом словами торжественного и разговорного стилей. Например, с одной стороны, высокая лексика: "царю небесный" (с архаической формой звательного падежа), "спаси", "глас", "моленье", "царь Всевышний", -- а с другой стороны, разговорные слова и обороты "тесной", "как от огня", "Алёхин глас", "опоздать", "не надоем". Комичен и финал стихотворения, когда после пяти просьб к Богу, лирический герой остается совершенно уверенным в том, что он "хорош уж тем", что никогда не надоест Богу "просьбой лишней". Вместе с тем, наряду с иронией в стихотворении нагнетается и драматический пафос, который связан с отношением лирического "я" к тяготам своей жизни, которые так сильны, что не могут быть преодолены без божьей помощи.
"Молитва" ("Я, матерь божия, ныне с молитвою...") (1837)
Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную.
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
Миниатюра Э.Мартена,1833 год.
Варва́ра Алекса́ндровна Бахме́тева, урождённая Лопухина (1815 — 9 сентября 1851) — русская дворянка, возлюбленная поэта Михаила Лермонтова.
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть
Есть сила благодатная
в созвучье слов живых,
И дышит непонятная ,,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненья далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
"Молитва" ("В минуту жизни трудную..." (1839)
В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
“ Молитва” 1839, написана для княгини Марии Алексеевны Щербатовой: “Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи”. Жанр стихотворения – лирического монолога, обозначен в самом заглавии.
"Благодарность" (1840)
За всё, за всё тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне,
За всё, чем я обманут в жизни был...
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.
Стихотворения-молитвы М.Ю.Лермонтова отражают противоречивость его религиозных взглядов и отличаются своеобразием авторской позиции.
"Молитва" 1829г.- это мольба-спор лирического героя с Господом.
"Молитва" 1837 г. - чистое молитвословие и в то же время шедевр любовной лирики: лирический герой молит о счастье любимой женщины, хотя сам он "странник с пустынной душой".
"Молитва" 1839г. - это отдохновение поэта, светлая грусть и надежда.