СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моё Отечество) ЖИВАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЕН

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 1(часть 2 . Моё Отечество)

Живая связь времен

Просмотр содержимого документа
«Моё Отечество) ЖИВАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЕН»

Урок 1(часть 2 . Моё Отечество)

Живая связь времен

Учитель: Грачева О.В.

Цель: Знакомство учащихся с первичными представлениями о поколении, родословном древе, происхождении имён и фамилий.

Задачи

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с понятиями: «поколение», «родовое древо».

  • Познакомить с историей фамилии, имя и отчества.

  • Формировать осознание младших школьников причастности к прошлому своей семьи.

Развивающие:

  • развивать положительные личностные качества: наблюдательность, любознательность, логическое мышление, речь;

  • развивать познавательный интерес к предмету «история»

Воспитательные:

  • воспитывать у детей чувство уважения к опыту и жизни предшествующих поколений как в своей семье, так и в обществе в целом.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Учатся рассуждать, рассказывать о своих родственниках, предках.

  • Возникает интерес в познании себя на основе расширения знаний о родных и близких.

  • Учатся пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции, осознанно выполнять заданные правила взаимодействия.

  • Развивают устную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения.

  • Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.

Формируемые УУД

Личностные УУД:

-формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- определять общие для всех правила поведения;

- формировать адекватное понимание причин успешности (неуспешности) учебной деятельности;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться высказывать свое предположение на основе учебного материала

- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.

  • уметь организовать свое рабочее место

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя)

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

-доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль на уровне предложения в устной речи;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

  • Сформирован интерес к познанию окружающего мира, ориентация на принятие образца «хорошего ученика»



Основные понятия

Поколение, родословное древо, фамилия, имя, отчество.

Межпредметные связи

Связь с обществознанием.

Оборудование

Учебник А. А. Вахрушев и др. Окружающий мир. 3 класс. Часть 2., рабочая тетрадь, презентация, буклет «Термины родства», песня о семье (аудиоколонки), кроссворд «Древо жизни», карточки понятий.




План урока



  1. Организационный момент.

  2. Постановка проблемы: существует ли связь времен, связь между прошлым и настоящим?

  3. Версии детей, актуализация знаний.

  4. Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

    1. Поколение. Родословное древо.

    2. Происхождение фамилий.

  1. Выражение решения проблемы.

  2. Применение нового знания.

  3. Итоги урока.

Домашнее задание.



Ход урока



I. Организационный момент.

– Отгадайте кроссворд, прочитайте первые буквы сверху вниз, и вы узнаете, какую науку мы изучаем.

1) Предмет, которым шьют. (Иголка.)

2) Напиток, сделанный из разных фруктов. (Сок.)

3) Столярный инструмент. (Тиски.)

4) Часть суши в океане. (Остров.)

5) Корабль для полета в космос. (Ракета.)

6) Сушеный виноград. (Изюм.)

7) Зимний месяц. (Январь.)

Ответ: история.

1. Слово учителя «Что мы будем изучать по предмету».

На сегодняшнем уроке мы начнем изучать вводный курс истории и обществознания. Вы узнаете о прошлом и настоящем нашей Родины, нашего Отечества – России. Вы познакомитесь с вашими далекими предками, увидите созданные ими бесценные сокровища культуры. Немало времени потратили ученые, чтобы восстановить события, которые когда-то происходили на Земле. Но что же помогло им в этой работе? Старые камни с надписями, пожелтевшие листы бумаги с непонятными буквами, клад старинных монет, древние мечи и щиты с изображением гербов, черепки посуды и множество других вещей, – без них не могло быть восстановлено прошлое.

2. Постановка проблемы

Учитель: У каждого из вас есть собственная история. Наверняка у многих дома хранятся старые фотографии, книги, украшения. Можно ли сказать, что, разглядывая старые вещи, слушая рассказы бабушек и дедушек «про старину», мы словно заглядываем в прошлое, в те времена, когда ваши родители были такими же , как вы сейчас?

Дети: Да, можно.

На доске появляется запись: «В прошлое возвратиться МОЖНО»

Учитель: Ребята, а вам хотелось бы на самом деле, по-настоящему побывать в прошлом, поиграть со своими, еще не выросшими родителями, увидеть бабушку и дедушку молодыми …?

Дети : да, хотелось бы.

Учитель: Можем ли мы это сделать ?

Дети : Нет, по-настоящему попасть в прошлое нельзя.

На доске появляется запись: «В прошлое возвратиться НЕЛЬЗЯ»

Учитель: Что вас удивляет? Какой вопрос нам нужно будет сегодня решить?

Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему ) урока: «Существует ли связь времен, связь между прошлым и настоящим?» (записываем на доску)



3. Версии детей, актуализация знаний

Учитель: Какие у вас возникли предположения (версии) по нашей проблеме урока?

Ученики высказывают свои мнения:

- связи времен нет, т.к. нельзя жить в прошлом, мы все живем в настоящем;

- связь времен есть, т.к. без прошлого не могло бы быть настоящего;

- от людей, старше нас, мы узнаем о прошлом, но самого прошлого сейчас нет;

- мы были в музеях и видели старинные вещи, значит частицы прошлого есть и сегодня…

От записи проблемы урока проводим стрелки, под которыми записаны ключевые слова основных версий («связь времен есть, «связи времен нет» или др…)

Учитель: В прошлом жили люди, которые оставили нам свои вещи, свои воспоминания и многое другое. Я предлагаю рассказать желающим о реликвиях, которые возможно хранятся и в вашей семье.

Сообщения учащихся на тему «Реликвии моей семьи» (1 -2 чел.)

Учитель подводит учащихся к выводу: «Связь времен есть, потому что у нас дома сохранились …. моего дедушки (и т.п.). Его уже давно нет в живых, а вещи напоминают нам о нем.»



  1. Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

А) Поколение. Родословное древо.

Первичное представление о понятиях «поколение» и «родословное древо» по фрагменту «Что было – видели деды, что будет – увидят внуки» (презентация)

Учитель:ВЫ рассказали о вещах, которые связывают нас с прошлым. Обратимся к основному вопросу урока, записанному на доске. Чьи версии уже подтвердились?

Напротив подтвердившихся версий ставим знак «+» - карточка «вещи»

Учитель: Только ли вещи связывают нас с прошлым?

Я предлагаю вам рассмотреть фотографии, представленные на с.8 учебника. Попробуйте найти на них общее и различное.

Примерные ответы учеников

Различия:1- я фотография цветная, 2-я - черно-белая. Вторая фото кажется более старой.

Общее: на обеих фотографиях изображены семьи. Черты сходства между людьми на разных фотографиях: усы у мужчины со второй фотографии такие же, как у дедушки с первой; прическа девушки похожа на прическу бабушки с др. фотографии. Девочки на обеих фотографиях похожи др. на друга, хотя родители явно разные.

Учитель: Как вы считаете, есть ли связь между этими фотографиями?

Дети: На первой изображены бабушка и дедушка Анюты и Илюши в молодости и их мама в детстве, а на второй – семья Диминых сегодня.

Учитель : Молодцы! Вы были очень внимательны. Ребята , люди , которые родились и живут в одно время называются ПОКОЛЕНИЕМ. (на презентации определение) Давай сосчитаем, сколько поколений изображено на первой фотографии (3), на второй (3), сколько поколений живет вашей семье?

Ответы учеников.

ФИЗМИНУТКА

Учитель: Продолжим наш разговор. Рассмотрите иллюстрацию на стр. 9 учебника и ответьте на вопрос : что за дерево здесь изображено, сколько поколений семьи Диминых оно охватывает, куда уходит своими корнями?

Дети : Родословное древо.

Учитель: Правильно.

Рассмотрение понятия «генеалогическое дерево».

На протяжении столетия живут, постепенно сменяя друг друга, три-четыре поколения. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическое дерево».

В нем соединялись в единую цепь разные поколения, символизируя идею бессмертия рода. Род велся по мужской линии. Основатель рода помещался обычно внизу, подобно корню; на стволе – его прямые потомки, а на ветвях – более дальние родственники.


– Что же такое генеалогия?

Это раздел науки. История рода.

Генеалогия в переводе с греческого означает «родословная» (презентация)

У вас на столах в раздаче лежат буклеты, в которых содержится термины родства в семье. Зная эти понятия, вы сможете определять, какие родственные связи существуют в ваших семьях. А также полезная информация – ссылка на – сайт, который поможет вам создать родословную своей семьи в специальной программе «Древо Жизни».

А сейчас я попрошу желающих рассказать какие вы уже создали «Родословные деревья» своей семьи и чем для вас важны эти знания.


Сообщение детей «Родословное древо» (1-2 чел)

Возвращаемся к основному ? урока , ставим + карточка «Родословное древо (генеалогическое)»

Б) Происхождение фамилий . Презентация «В лицо ребенок себя не знает, а имя своё ведает»

Нас не было - оно было,
нас не будет - оно будет;
никто ни у кого его не видел,
а у каждого оно есть.


Учитель. Знаете ли вы, что история начинается уже с вашего имени? Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии. Но ведь имя у человека возникло не случайно. Шли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять отдельного человека из толпы, обращаясь к нему по имени.

Ребята, скажите откуда берется первая часть имени?

Дети: Дают родители при рождении.

Учитель: Откуда берется вторая часть имени как она называется?

Дети: Переходит по наследству от отца, называется отчеством.

Учитель: А как называется общее имя, которое носит семья?

Дети: Фамилия.

Учитель: Слово «фамилия» попало в наш язык из латыни, хотя сами римляне не знали такого понятия, как «фамилия», и слово это в переводе означает «семья».(презентация)

(Если дети затрудняются ответить – читаем диалог с. 10 в учебнике до слов «превратились в фамилии»)


Сообщение детей «Фамилии в моей семье, которыми мы гордимся» (чтение стихов собств. сочинения )

Возвращаемся к основному ? урока , ставим + карточка «Фамилии, отчества»

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

  1. Выражение решения проблемы.

Учитель: Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

Ученики: Существует ли связь между прошлым и настоящим?

Учитель: Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

С помощью учителя ученики приходят к выводу: Связь между прошлым и настоящим есть. Она осуществляется через вещи, фамилии, отчества, традиции и обычаи семьи , доставшиеся нам от прошлых поколений.


  1. Применение нового знания.

Выполняем задания по группам:

1-я группа: рабочая тетрадь стр. 2 № 1

2-я группа: рабочая тетрадь стр. 2 №2

3- я группа: кроссворд «Древо жизни»на листочке.

Кроссворд по терминам: семья, генеалогия, родословная, фамилия, отчество, поколение, предки.

  1. Итоги урока


Что обозначает выражение «живая связь времен»?


Задание : у каждого на парте есть лепесток ромашки. Напишите на нем , как вы считаете – Что вас связывает с прошлым вашей семьи? (1-2 слова)

После выполнения задания, дети оформляют на доске букет ромашек из лепестков - ответов – «Моя семья»

Оценки за урок.

Самооценка детей. Спросит. Что было трудным? Что было самым интересным на уроке?


Домашнее задание: читать текст на с. 8–11, вопросы 1–6 на с. 11., с. 2-3 №2-4 в рабочей тетради.

Творческое задание:

С помощью дополнительной литературы узнай, что обозначает твое имя, из какого языка оно пришло, какими качествами наделяют обладателя этого имени. Подумай, есть ли эти качества у тебя. Оформи свое исследование на альбомном листе и прими участие в выставке «Тайна имени».







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!