Урок 1(часть 2 . Моё Отечество)
Живая связь времен
Учитель: Грачева О.В.
Цель: Знакомство учащихся с первичными представлениями о поколении, родословном древе, происхождении имён и фамилий.
Задачи
Образовательные:
Познакомить учащихся с понятиями: «поколение», «родовое древо».
Познакомить с историей фамилии, имя и отчества.
Формировать осознание младших школьников причастности к прошлому своей семьи.
Развивающие:
развивать положительные личностные качества: наблюдательность, любознательность, логическое мышление, речь;
развивать познавательный интерес к предмету «история»
Воспитательные:
воспитывать у детей чувство уважения к опыту и жизни предшествующих поколений как в своей семье, так и в обществе в целом.
Планируемые результаты
Предметные:
Учатся рассуждать, рассказывать о своих родственниках, предках.
Возникает интерес в познании себя на основе расширения знаний о родных и близких.
Учатся пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции, осознанно выполнять заданные правила взаимодействия.
Развивают устную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения.
Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.
Формируемые УУД
Личностные УУД:
-формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- определять общие для всех правила поведения;
- формировать адекватное понимание причин успешности (неуспешности) учебной деятельности;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать свое предположение на основе учебного материала
- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя)
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
-доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль на уровне предложения в устной речи;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Сформирован интерес к познанию окружающего мира, ориентация на принятие образца «хорошего ученика»
Основные понятия
Поколение, родословное древо, фамилия, имя, отчество.
Межпредметные связи
Связь с обществознанием.
Оборудование
Учебник А. А. Вахрушев и др. Окружающий мир. 3 класс. Часть 2., рабочая тетрадь, презентация, буклет «Термины родства», песня о семье (аудиоколонки), кроссворд «Древо жизни», карточки понятий.
План урока
Организационный момент.
Постановка проблемы: существует ли связь времен, связь между прошлым и настоящим?
Версии детей, актуализация знаний.
Поиск решения проблемы (открытие нового знания)
Поколение. Родословное древо.
Происхождение фамилий.
Выражение решения проблемы.
Применение нового знания.
Итоги урока.
Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Отгадайте кроссворд, прочитайте первые буквы сверху вниз, и вы узнаете, какую науку мы изучаем.
1) Предмет, которым шьют. (Иголка.)
2) Напиток, сделанный из разных фруктов. (Сок.)
3) Столярный инструмент. (Тиски.)
4) Часть суши в океане. (Остров.)
5) Корабль для полета в космос. (Ракета.)
6) Сушеный виноград. (Изюм.)
7) Зимний месяц. (Январь.)
Ответ: история.
1. Слово учителя «Что мы будем изучать по предмету».
На сегодняшнем уроке мы начнем изучать вводный курс истории и обществознания. Вы узнаете о прошлом и настоящем нашей Родины, нашего Отечества – России. Вы познакомитесь с вашими далекими предками, увидите созданные ими бесценные сокровища культуры. Немало времени потратили ученые, чтобы восстановить события, которые когда-то происходили на Земле. Но что же помогло им в этой работе? Старые камни с надписями, пожелтевшие листы бумаги с непонятными буквами, клад старинных монет, древние мечи и щиты с изображением гербов, черепки посуды и множество других вещей, – без них не могло быть восстановлено прошлое.
2. Постановка проблемы
Учитель: У каждого из вас есть собственная история. Наверняка у многих дома хранятся старые фотографии, книги, украшения. Можно ли сказать, что, разглядывая старые вещи, слушая рассказы бабушек и дедушек «про старину», мы словно заглядываем в прошлое, в те времена, когда ваши родители были такими же , как вы сейчас?
Дети: Да, можно.
На доске появляется запись: «В прошлое возвратиться МОЖНО»
Учитель: Ребята, а вам хотелось бы на самом деле, по-настоящему побывать в прошлом, поиграть со своими, еще не выросшими родителями, увидеть бабушку и дедушку молодыми …?
Дети : да, хотелось бы.
Учитель: Можем ли мы это сделать ?
Дети : Нет, по-настоящему попасть в прошлое нельзя.
На доске появляется запись: «В прошлое возвратиться НЕЛЬЗЯ»
Учитель: Что вас удивляет? Какой вопрос нам нужно будет сегодня решить?
Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему ) урока: «Существует ли связь времен, связь между прошлым и настоящим?» (записываем на доску)
3. Версии детей, актуализация знаний
Учитель: Какие у вас возникли предположения (версии) по нашей проблеме урока?
Ученики высказывают свои мнения:
- связи времен нет, т.к. нельзя жить в прошлом, мы все живем в настоящем;
- связь времен есть, т.к. без прошлого не могло бы быть настоящего;
- от людей, старше нас, мы узнаем о прошлом, но самого прошлого сейчас нет;
- мы были в музеях и видели старинные вещи, значит частицы прошлого есть и сегодня…
От записи проблемы урока проводим стрелки, под которыми записаны ключевые слова основных версий («связь времен есть, «связи времен нет» или др…)
Учитель: В прошлом жили люди, которые оставили нам свои вещи, свои воспоминания и многое другое. Я предлагаю рассказать желающим о реликвиях, которые возможно хранятся и в вашей семье.
Сообщения учащихся на тему «Реликвии моей семьи» (1 -2 чел.)
Учитель подводит учащихся к выводу: «Связь времен есть, потому что у нас дома сохранились …. моего дедушки (и т.п.). Его уже давно нет в живых, а вещи напоминают нам о нем.»
Поиск решения проблемы (открытие нового знания)
А) Поколение. Родословное древо.
Первичное представление о понятиях «поколение» и «родословное древо» по фрагменту «Что было – видели деды, что будет – увидят внуки» (презентация)
Учитель:ВЫ рассказали о вещах, которые связывают нас с прошлым. Обратимся к основному вопросу урока, записанному на доске. Чьи версии уже подтвердились?
Напротив подтвердившихся версий ставим знак «+» - карточка «вещи»
Учитель: Только ли вещи связывают нас с прошлым?
Я предлагаю вам рассмотреть фотографии, представленные на с.8 учебника. Попробуйте найти на них общее и различное.
Примерные ответы учеников
Различия:1- я фотография цветная, 2-я - черно-белая. Вторая фото кажется более старой.
Общее: на обеих фотографиях изображены семьи. Черты сходства между людьми на разных фотографиях: усы у мужчины со второй фотографии такие же, как у дедушки с первой; прическа девушки похожа на прическу бабушки с др. фотографии. Девочки на обеих фотографиях похожи др. на друга, хотя родители явно разные.
Учитель: Как вы считаете, есть ли связь между этими фотографиями?
Дети: На первой изображены бабушка и дедушка Анюты и Илюши в молодости и их мама в детстве, а на второй – семья Диминых сегодня.
Учитель : Молодцы! Вы были очень внимательны. Ребята , люди , которые родились и живут в одно время называются ПОКОЛЕНИЕМ. (на презентации определение) Давай сосчитаем, сколько поколений изображено на первой фотографии (3), на второй (3), сколько поколений живет вашей семье?
Ответы учеников.
ФИЗМИНУТКА
Учитель: Продолжим наш разговор. Рассмотрите иллюстрацию на стр. 9 учебника и ответьте на вопрос : что за дерево здесь изображено, сколько поколений семьи Диминых оно охватывает, куда уходит своими корнями?
Дети : Родословное древо.
Учитель: Правильно.
Рассмотрение понятия «генеалогическое дерево».
На протяжении столетия живут, постепенно сменяя друг друга, три-четыре поколения. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическое дерево».
В нем соединялись в единую цепь разные поколения, символизируя идею бессмертия рода. Род велся по мужской линии. Основатель рода помещался обычно внизу, подобно корню; на стволе – его прямые потомки, а на ветвях – более дальние родственники.
– Что же такое генеалогия?
Это раздел науки. История рода.
Генеалогия в переводе с греческого означает «родословная» (презентация)
У вас на столах в раздаче лежат буклеты, в которых содержится термины родства в семье. Зная эти понятия, вы сможете определять, какие родственные связи существуют в ваших семьях. А также полезная информация – ссылка на – сайт, который поможет вам создать родословную своей семьи в специальной программе «Древо Жизни».
А сейчас я попрошу желающих рассказать какие вы уже создали «Родословные деревья» своей семьи и чем для вас важны эти знания.
Сообщение детей «Родословное древо» (1-2 чел)
Возвращаемся к основному ? урока , ставим + карточка «Родословное древо (генеалогическое)»
Б) Происхождение фамилий . Презентация «В лицо ребенок себя не знает, а имя своё ведает»
Нас не было - оно было,
нас не будет - оно будет;
никто ни у кого его не видел,
а у каждого оно есть.
Учитель. Знаете ли вы, что история начинается уже с вашего имени? Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии. Но ведь имя у человека возникло не случайно. Шли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять отдельного человека из толпы, обращаясь к нему по имени.
Ребята, скажите откуда берется первая часть имени?
Дети: Дают родители при рождении.
Учитель: Откуда берется вторая часть имени как она называется?
Дети: Переходит по наследству от отца, называется отчеством.
Учитель: А как называется общее имя, которое носит семья?
Дети: Фамилия.
Учитель: Слово «фамилия» попало в наш язык из латыни, хотя сами римляне не знали такого понятия, как «фамилия», и слово это в переводе означает «семья».(презентация)
(Если дети затрудняются ответить – читаем диалог с. 10 в учебнике до слов «превратились в фамилии»)
Сообщение детей «Фамилии в моей семье, которыми мы гордимся» (чтение стихов собств. сочинения )
Возвращаемся к основному ? урока , ставим + карточка «Фамилии, отчества»
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
Выражение решения проблемы.
Учитель: Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?
Ученики: Существует ли связь между прошлым и настоящим?
Учитель: Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
С помощью учителя ученики приходят к выводу: Связь между прошлым и настоящим есть. Она осуществляется через вещи, фамилии, отчества, традиции и обычаи семьи , доставшиеся нам от прошлых поколений.
Применение нового знания.
Выполняем задания по группам:
1-я группа: рабочая тетрадь стр. 2 № 1
2-я группа: рабочая тетрадь стр. 2 №2
3- я группа: кроссворд «Древо жизни»на листочке.
Кроссворд по терминам: семья, генеалогия, родословная, фамилия, отчество, поколение, предки.
Итоги урока
Что обозначает выражение «живая связь времен»?
Задание : у каждого на парте есть лепесток ромашки. Напишите на нем , как вы считаете – Что вас связывает с прошлым вашей семьи? (1-2 слова)
После выполнения задания, дети оформляют на доске букет ромашек из лепестков - ответов – «Моя семья»
Оценки за урок.
Самооценка детей. Спросит. Что было трудным? Что было самым интересным на уроке?
Домашнее задание: читать текст на с. 8–11, вопросы 1–6 на с. 11., с. 2-3 №2-4 в рабочей тетради.
Творческое задание:
С помощью дополнительной литературы узнай, что обозначает твое имя, из какого языка оно пришло, какими качествами наделяют обладателя этого имени. Подумай, есть ли эти качества у тебя. Оформи свое исследование на альбомном листе и прими участие в выставке «Тайна имени».