СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Моя шпаргалка" методическое пособие по подготовке к ЕГЭ по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке представлены практические рекомендации для успешной подготовке к ЕГЭ по географии. Представлены задания и их варианты, а так же и сразу даны пояснения по заданной тематике.

Просмотр содержимого документа
«"Моя шпаргалка" методическое пособие по подготовке к ЕГЭ по географии»

Шелехова Татьяна Николаевна

РЖД Лицей №11

«МОЯ ШПАРГАЛКА»

Методическое пособие

по подготовке к ЕГЭ

по географии

География – самая героическая и самая поэтическая из всех наук, наука о Земле и человеке, живущем на ней. (А Казанцева)



2024

Дорогой друг!

Если ты читаешь эти строки, значит ты решил сдавать экзамен по географии. Для этого нужно сначала выяснить.

  • Любишь ли ты карты?

  • Знакома ли тебе логика?

  • Уделял ли ты внимание изучению окружающего мира?

Если это все ты! Тогда твой любимый предмет география!!!

Что нам нужно будет на экзамене в 11-м классе:

- паспорт,

- черная гелевая ручка,

- карандаш,

- линейка,

- непрограммируемый калькулятор.

Работа состоит из 29 заданий. На его выполнение отводится три часа, и нужно хорошо постараться, чтобы набрать минимум — 37 баллов

Часть 1

Первая часть содержит 21 задание с кратким ответом. Сюда входят задачи, где ответ надо записать в виде числа, последовательности цифр или слова, задание на установление географических объектов и их характеристик, задания с выбором нескольких правильных ответов из предложенного списка и задания на установление правильной последовательности элементов. Оценивается в 1 балл.

Часть 2

Здесь на задания требуется отвечать развернуто. Всего 8 заданий, где надо дать полный и развернутый ответ на поставленный вопрос, оцениваются по 2 балла. Итого 38 первичных баллов.

При подготовке к экзамену необходимо уделить внимание географической терминологии. Чтобы успешно сдать ЕГЭ по географии, важно знать крупные географические объекты (реки, моря, горные вершины и т.п.), объекты административно-территориальных единиц России, особенности российских регионов. Необходимы также знания крупнейших стран по численности населения, выпуску различной продукции. Самый популярный раздел — география России: к нему относится примерно треть вопросов экзамена. Больше всего баллов абитуриенты могут получить за задачи высокого уровня сложности. Последние шесть заданий могут помочь заработать вам почти четверть от экзаменационной оценки.


Справочные материалы, включенные в КИМ:

- Политическая карта мира.

- Карта федеративного устройства России с субъектами РФ.

- Таблицы со статистическими данными


Шкала перевода баллов в оценку:

- до 36 – неудовлетворительно, от 37-50 – удовлетворительно, от 51- 66 – хорошо, и с 67 – отлично. Для поступления в ВУЗ необходимо от 39 баллов



Наши любимые сайты

  • https://geo-ege.sdamgia.ru

  • http://fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory


Вузы Санкт-Петербурга, принимающие результаты ЕГЭ по географии (данные на 2023 г).:

1. Санкт-Петербургский государственный университет

2. Санкт-Петербургский горный университет

3. Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина

4. Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова

5. Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича

6. Российский государственный гидрометеорологический университет

7. Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена

Другие ВУЗы (примеры)

  1. Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева

  2. Национальный исследовательский Томский политехнический университет

  3. Московский государственный университет геодезии и картографии

  4. Санкт-Петербургский государственный университет

  5. Мурманский арктический университет



Подготовка к ЕГЭ по географии


Задание 1. Географические модели. Карта и план местности.

Определение географических координат + определение территории, где расположена заданная точка.

Географические координаты могут быть вулканов, городов, регионов, стран. Внимательно читаем само задание, что необходимо определить.

Широта: северная и южная, отсчитывается от экватора. Измеряется от 0 до 90 градусов.

Долгота: западная и восточная, отсчитывается от Гринвича (нулевого). Измеряется от 0 до 180 градусов.


Задание 2. Литосфера. Атмосфера. Гидросфера.

Выстроить последовательно цепочку:

  • Давление. Чем больше столб воздуха, тем сильнее он будет давить на поверхность Земли. Самое низкое давление будет на вершине горы, выше на возвышенности, потом на уровне моря, а самое высокое — во впадине.

  • Соленость. Солёность воды в море зависит от нескольких факторов: количеству поступающих осадков, испарения, наличия впадающих рек. Тропические моря имеют более высокую солёность, полярные — пониженную.

  • Температура. Температура воздуха понижается от подножий гор к вершинам на каждые 10 м на 0,6 градуса или на 1000 м вверх на 6 градусов.

  • Состав газов в атмосфере. Содержание газов в воздухе: азот — 78%, кислород — 21%, углекислый газ — менее 1%.

  • Относительной влажности. При выполнении подобных заданий необходимо помнить, что влажность воздуха бывает нескольких видов:

1. Абсолютная влажность воздуха — фактическое содержание водяного пара в атмосфере (измеряется в г/м3).

2. Максимальная влажность — максимально возможное количество водяного пара, которое может содержать воздух при данной температуре (измеряется в г/м3); причем, чем выше температура воздуха, тем большее количество водяного пара может в нем содержаться.

3. Относительная влажность — отношение абсолютной влажности к максимально возможной (измеряется в %).

  • Чем выше температура, тем больше в ней может содержаться водяного пара. Следовательно, чем выше температура воздуха, тем меньше относительная влажность.

  • Следовательно, при равных относительных значениях, чем больше водяного пара в граммах, тем выше температура.

  • При равной температуре относительная влажность находится в прямой зависимости от количества водяного пара: чем больше водяного пара, тем выше относительная влажность.

  • Чем меньше относительная влажность, тем меньше и абсолютная.


Задание 3. Земля как планета. Основные закономерности

Вопросы связаны с продолжительностью дня и широтой, географическими явлениями. Обращать внимание необходимо на даты, к которым они ближе и на расположение.

Дата

Северное полушарие

Южное полушарие

22 декабря

Солнце в зените над южным тропиком (23,5 ю.ш.)

С северного полярного круга (66,5 с.ш.) – наблюдается полярная ночь,

Чем ближе к экватору, ю. тропику, тем день длиннее и выше встает солнце.

С южного полярного круга (66,5 ю.ш.) – наблюдается полярный день

Чем ближе к южному полюсу, тем день длиннее, а ближе к юж.тропику выше встает солнце (в зените).

21 марта и 23 сентября.

Солнце в зените над экватором(0)

Продолжительность дня и высота солнца увеличивается при движении к экватору. Солнце в зените над экватором.

Продолжительность дня и высота солнца увеличивается при движении к экватору.

22 июня

Солнце в зените над северным тропиком (23,5 с.ш.)

С северного полярного круга (66,5 с.ш.) – наблюдается полярный день

Продолжительность дня увеличивается при движении к северному полюсу, а ближе к сев.тропику выше встает солнце (в зените).

С южного полярного круга (66,5 ю.ш.) – наблюдается полярная ночь,

Чем ближе к экватору, сев. тропику, тем день длиннее и выше встает солнце.


Вторая группа вопросов связана с климатическими особенностями.

РФ.

  • Летом температура воздуха увеличивается с севера на юг.

  • Зимой уменьшается с запада на восток (чем ближе к западу – тем теплее). Количество осадков увеличивается к западу, в горах, на побережье Тихого океана.

  • Максимальное количество осадков: г. Сочи, г. Петропавловск-Камчатский, Мин. кол-во осадков: г. Астрахань, г. Якутск.

  • Самое жаркое лето – г. Астрахань. Самая холодная зима-г. Якутск.


Задание 4. Мировой океан и его части. Воды суши

Необходимо выучить физическую карту мира, ее крупные объекты.

Задания-соответствия. Установить соответствие между заливом и его расположением на карте. Может быть река, пролив, море, течение, острова, полуострова, страна-столица.


Задание 5. Особенности природы

Приведён текст, в котором пропущен ряд слов. Выбрать из предлагаемого списка слова (словосочетание), которые необходимо вставить на место пропусков. Прежде всего внимательно необходимо прочитать текст. Могут встретиться темы (примеры):

- о вертикальных движениях земной коры, при этом образовались разломы, в которые внедрялась магма;

- в Северном Ледовитом океане есть архипелаг, который состоит из 4 больших и более тысячи маленьких островов, у берегов которых постоянно плавают айсберги -это Шпицберген. Некогда эта территория была покрыта лесами, неопровержимым доказательством чего являются месторождения каменного угля. Среди других полезных ископаемых здесь есть мрамор, гипс, фосфориты, асбест.

В заданиях этого типа есть подсказка-уточнение, которая точно указывает на нужный ответ. Например, в этом задании на четвертичный период указывает то, что это последний период геологической истории. Выбор бриза обусловлен прибрежной территорией, где они и образуются.

Это сложный и интегрированный вопрос, тексты касаются рельефа, тектоники, природных зон, климата, экономических районов России, особенностей населения стран мира и т.д. Для успешного выполнения данного задания необходим сформированный географический кругозор.


Задание 6. Городское и сельское население. Города.

Крупнейшие города России (миллионеры) - Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Челябинск, Омск, Самара, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Воронеж, Волгоград, Краснодар.

Средняя плотность населения наибольшая.(чел.\км2) Плотность населения определяется делением численности на площадь. Чем благоприятнее природные условия, тем выше численность и показатели средней плотности(южнее), и чем меньше площадь региона, тем выше вероятность наибольшей плотности. Плотность населения выше - чем ближе к югу и к европейской части РФ. Основная полоса заселения Росси: европейская часть России, кроме севера и юг Сибири.

В мире наибольшая плотность – побережья, равнинные территории, вдоль рек, теплые районы.

Наименьшая плотность – северные территории, большая площадь стран, пустыни, экваториальные леса, горы.


Задание 7. Географические особенности размещения населения

Задание установите соответствие между страной и диаграммой, отражающей распределение её экономически активного населения по секторам экономики.

При решении заданий этого типа опираемся на следующие положения: большая доля сельского хозяйства в структуре населения указывает на то, что страна — развивающаяся. Высокая доля сферы услуг характерна для развитых стран.


Задание 8. Природные ресурсы. Природопользование.

1 тип заданий – выбрать правильное утверждение (2-4)

Классификация ПР.


Рациональное природопользование - комплекс мер по экологически грамотному использованию ресурсов.

Примеры рекультивации - восстановление земель в районах добычи угля, заготовка древесины с последующими посадками леса, создание системы оборотного водоснабжения на промышленных предприятиях, создание полезащитных лесополос в степной зоне, развитие ветровой и солнечной энергетики, комплексное использование добываемого сырья, рекультивация земель на месте карьеров, создание лесополос в зоне степей, выращивание мальков ценных видов рыбы на рыбозаводах для дальнейшего выпуска их в водоёмы, ограничение использования минеральных удобрений, террасирование склонов.

Нерациональное природопользование - комплекс мер, приводящий к ухудшению экологической ситуации.

Примеры - сплав леса по рекам отдельными брёвнами, добыча полезных ископаемых открытым способом, вырубка лесов в долинах рек, подсечно-огневое земледелие, сжигание попутного нефтяного газа в факелах в районах добычи нефти, строительство ГЭС на равнинных реках, осушение болот в верховьях малых рек, создание свалок бытового мусора, распашка склонов на возвышенностях, использование на ТЭС каменного угля, вместо природного газа, избыточное орошение в засушливых районах, захоронение токсичных отходов в густонаселённых районах.

Образование кислотных дождей – сжигание угля, работа металлургических предприятий, перевод ТЭС с природного газа на каменный уголь

Защита земель от ветровой эрозии - посадка лесополос, террасирование склонов.

Уменьшению выбросов в атмосферу углекислого газа - развитие ветровой и солнечной энергетики, перевод тепловых электростанций с каменного угля на природный газ.

Парниковый эффект – увеличение углекислого газа (транспорт, сжигание топлива). Смог образуется в центрах черной металлургии.


2 тип заданий - расположение стран в порядке возрастания рождаемости, качества жизни Индекса человеческого развития, продолжительности жизни.

ЛОГИКА: чем выше развитие страны, тем ниже рождаемость, выше продолжительность жизни и ИЧР.

Пример:

  • Расположите перечисленные страны в порядке возрастания в них показателя средней ожидаемой продолжительности жизни населения, начиная со страны с наименьшим значением этого показателя.

При решении задач такого типа основываемся на том, что доля лиц старше 65 связана с продолжительности жизни. Наиболее высока она у развитых стран, далее наиболее развитые из развивающихся стран (Бразилия, Аргентина, Мексика и др.) и замыкать список будут наименее развитые страны мира.

  • Расположите перечисленные страны в порядке возрастания в них показателя доли лиц младше 15 лет в общей численности населения, начиная со страны с наименьшим значением этого показателя.

Доля детей в стране связана с рождаемостью и уровнем экономического развития. Наибольшие показатели рождаемости характерны для Африки. Наименьшие — для Европы.

  • Расположите перечисленные страны в порядке возрастания в них показателя индекса человеческого развития (ИЧР), начиная со страны с наименьшим значением этого показателя.

Самые высокие показатели ИЧР имеют наиболее развитые страны мира, а самые низкие — страны Африки.


Задание 9. География отраслей промышленности России. Страны-экспортеры мира.

Добыча нефти - Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, Коми, Татарстан, Башкирия, Тюменская обл., Чеченская, Сахалинская.

Добыча газа – Астраханская, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, Оренбургская, Коми, Ставропольский.

Добыча угля – Кемеровская, Коми, Якутия, Красноярский, Иркутская, Ростовская, Хакасия.

Добыча железной руды – Курская, Воронежская, Кемеровская, Карелия, Иркутская.

Центры автомобилестроения. В Тольятти находится Волжский автомобильный завод (ВАЗ), в Нижнем Новгороде — ГАЗ (Горьковский автомобильный завод). Москва, Санкт-Петербург, Миасс. Набережные Челны.

Атомные электростанции. В России 10 действующих атомных электростанций. Курская, Балаковская (Саратовская область), Ленинградская, Смоленская, Кольская (Мурманская область), Калининская (Тверская область), Нововоронежская, Ростовская, Белоярская (Свердловская область), Билибинская (Чукотский АО).

Алюминиевая промышленность. Центры алюминиевой промышленности привязаны к крупным ГЭС, так как производство алюминия очень энергозатратно. Рядом с Красноярском и Братском расположены крупнейшие в России ГЭС. Волгоград, Шелехов, Саяногорск, Новокузнецк, Красноярск.

Крупнейшие ГЭС - Зейская, Саратовская, Чебоксарская, Бурейская, Жигулевская, Волжская, Усть-Илимская, Братская, Красноярская, Саяно-Шушенская ГЭС им. П. С. Непорожнего.

Крупнейшие металлургические комбинаты полного цикла - расположены в Магнитогорске и Череповце, Липецке, Новокузнецке.

Крупными центрами черной металлургии в России являются:

Верх-Исетский металлургический завод (ВИЗ) — г. Екатеринбург

Ашинский металлургический завод — г. Аша

Новокузнецкий металлургический комбинат — г. Новокузнецк

Новолипецкий металлургический комбинат — г. Липецк

Магнитогорский металлургический комбинат — г. Магнитогорск

Нижнетагильский металлургический комбинат — г. Нижний Тагил

Челябинский металлургический комбинат — г. Челябинск

Западно-Сибирский металлургический комбинат — г. Новокузнецк

Выксунский металлургический завод — г. Выкса

Златоустовский металлургический завод — г. Златоуст

Северсталь — г. Череповец

ОАО «Кузнецкие ферросплавы» — г. Новокузнецк

«Уральская сталь» — г. Новотроицк

Оскольский электрометаллургический комбинат — г. Старый Оскол


Агроклиматические благоприятные условия – юг России, Урала, Сибири. Поволжье.

Зерно – Воронежская, Ростовская, Краснодарский, Алтайский, Ставропольский.

Центры сельскохозяйственного машиностроения – Волгоград, Челябинск, Ростов-на-Дону, Рязань.

Центры ЛПК – Архангельская область, Иркутская область (Братск, Усть-Илимск), Красноярский край, Коми, Карелия.


Производство мировой электроэнергии

ТЭС- Нидерланды, Польша, ЮАР, Румыния, Китай, Мексика.

ГЭС-Норвегия, Бразилия, Канада, Албания, Эфиопия, Колумбия

АЭС-Франция, Бельгия, Респ.Корея, Швеция, Швейцария, Испания

Альтернативные – Исландия, Новая Зеландия – геотермальные.

Экспорт

Каменный уголь – Австралия, ЮАР, Канада, США, Россия, Украина

Нефть – Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Иран, Россия, Ирак, Норвегия, Канада, Нигерия, Венесуэла, Кувейт.

Газ – Россия, Иран, Индонезия, Алжир, Канада, Нидерланды, Саудовская Аравия, США, Иран.

Железная руда – Бразилия, Австралия, Индия, Канада, ЮАР, Швеция.

Сталь – Китай, Япония, США, Россия, Бразилия, ФРГ, Украина, Индия.


Задание 10. Мировое хозяйство. Хозяйство России. Регионы России

Работа со статистическими материалами: если таблица в процентах к предыдущему году, то на рост будут указывать все цифры, которые больше 100.


Задание 11. Погода и климат. Распределение тепла и влаги на Земле

Задание рассчитаны на работу с климатическими картами, поэтому очень внимательно работаем по изолиниям: изотермы - температура, изогиеты-осадки, изобары – давление. Обращаем внимание как необходимо расположить эти точки в порядке увеличения или уменьшения.

Чаще всего вопросы касаются климата. Типы климата и их краткая характеристика для понимания вопроса.

Арктика, субарктика – t низкие весь год, осадков мало.

Умеренный - t изменяется от – до +, осадки изменяются в зависимости от климатического района.

Субтропики – t высокая, жарко, осадки – зимние

Тропики – t высокая, жарко, осадков нет или очень мало (если прибрежная территория)

Субэкваториальный – t высокая, жарко, осадки –летом

Экваториальный – t высокая, жарко, осадков много весь год (ливни)



Задание 12. Признаки географических объектов и явлений

Задание на проверку понимания различных географических процессов и явлений. Лучше составить словарь терминов.

Термины

  • Миграция

  • Урбанизация

  • Международная экономическая интеграция

  • Отрасли международной специализации

  • Воспроизводство населения

  • Естественное движение населения

  • Демографическая политика и т.д.


Задание 13. Этапы геологической истории земной коры. Геологическая хронология

Выучить геохронологическую таблицу, последовательность эр и периодов.


Задание 14. Часовые зоны.

Задания направлены на определение местного времени (московского времени), это может быть определение времени трансляции матча, открытие избирательных участков и т.д. Для этого обращаем внимание на часовые пояса, в которых находятся искомые пункты, разницу между ними, и соответственно рассчитываем время, если искомый пункт восточнее, то прибавляем разницу часовых поясов, если западнее от пункта условия, то вычитаем.

Задание могут быть так же на определение времени прилета самолета, тогда следуем алгоритму.

  1. Определяем время прилета всегда по времени местного времени пункта вылета

Время вылета+время полета=время прилета

  1. Переводим время прилета в местное, учитываем разницу часовых поясов. Если летим на восток, то время прибавляем, если на запад, то вычитаем.


Задание 15. Ресурсообесченность

Задания могут быть 3-х вариантов.

1 вариант. Определите ресурсообеспеченность. Для этого необходимо знать, что такое ресурсообеспеченность.

  • Ресурсообеспеченность — соотношение количества имеющихся на определённой территории природных ресурсов и того, насколько широко эти ресурсы используются. Измеряется количеством лет, за которые будут использованы природные ресурсы, имеющиеся на определённой территории.

  • Ресурсообеспеченность определяется отношением запасов к добыче.

Ресурсообеспеченность возобновимых ресурсов рассчитывается на душу населения (площади и т.д. на количество человек - население) или количеством лет.

Пример:

Россия 124,4 млн. га : 143 млн. чел = 0,9 га/чел.

ИЛИ

Пример

Китай относится к числу крупнейших производителей каменного угля. Определите показатель ресурсообеспеченности Китая каменным углём по состоянию на 2022 г., если известно, что величина разведанных запасов каменного угля составляла 132 240 млн т, а объём добычи  — 4560 млн т. Ответ запишите в виде числа.

Пояснение.

Для того чтобы определить ресурсообеспеченность Китая каменным углём, разведанные запасы, а именно 132 240 млн т., поделим на добычу в 4560 млн т. и получим 29 лет.

2 вариант. Определите величину разведанных запасов, если известен показатель ресурсообеспеченности этой страны.

Для того чтобы определить величину разведанных по состоянию на определенный  год нам нужно показатель ресурсообеспеченности, умножить на величину добычи в этом году.

Пример:

Известно, что в 2021 году в Иране было добыто 168 млн т нефти. Определите величину разведанных запасов нефти в Иране по состоянию на 2021 г., если известно, что показатель ресурсообеспеченности этой страны нефтью составлял 139 лет. Ответ запишите в виде числа, округлив результат до целого.

Пояснение.

Для того чтобы определить величину разведанных запасов нефти в Иране по состоянию на 2021 год нам нужно показатель ресурсообеспеченности (139 лет) умножить на величину добычи в 2021 году (168 млн. т.).

Величина разведанных запасов: 139 · 168  =  23 352 млн. т.

3 вариант. Определите, каков был объём добычи.

Для этого необходимо величину разведанных запасов поделить на показатель ресурсообеспеченности.

Пример:

Учащиеся на уроке анализировали содержание Государственного доклада о состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2020 г., где была дана информация о состоянии мирового рынка нефти. Согласно представленным сведениям величина разведанных запасов нефти в мире составляла 249 000 млн т, а ресурсообеспеченность ею в 2020 г.  — 60 лет. Определите, каков был объём добычи нефти в мире в 2020 г. Ответ запишите в виде числа.

Пояснение.

Для того чтобы определить объём добычи нефти в мире в 2020 году, разведанные запасы, а именно 249 000 млн тонн разделим на показатель ресурсообеспеченности в 60 лет и получим 4150 млн тонн.


Задание 16. Направление и типы миграции населения России

Задания-задачи, направленные на расчёты изменения численности населения региона, страны, на которую влияние оказывают как естественное движение населения, так и миграции.

Естественный Прирост (ЕП)=Рождаемость-Смертность

Миграционный, механический Прирост (МП)=Прибывшие –Выбывшие

Помним, что:

Общий прирост Населения= ЕП+МП

МП=Общий Прирост-ЕП

ЕП=Общий Прирост-МП


Перевод в промилле:

Естественный прирост населения,

человек, значение показателя за год* 1000 = в промилле

Среднегодовая численность населения,

человек


1 вариант. Определите значение показателя миграционного прироста населения по таблице, где дана общая численность и естественный прирост. Обязательно находит изначально разницу в общей численности населения искомого года, а дальше для определения миграционного прироста (убыли), из разницы вычитаем естественное движение.

Пример

Численность и естественный прирост населения Республики Хакасия (человек)

Показатель

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Численность постоянного населения

на 1 января

534 262

532 036

528 338

Среднегодовая численность населения

533 149

530 187

Нет данных

Естественный прирост населения,

значение показателя за год

−2121

−3266

Нет данных

Пояснение.

Вычислим:

1)  528 338 − 532 036  =  −3 698;

2)  −3698 − (−3 266)  =  − 432. 

Ответ: –432.

2 вариант. Определите значение показателя миграционного прироста населения по столбчатым диаграммам.

Миграционный прирост определяется разницей между прибывшими из других регионов и стран и выбывшими. Передвижение внутри региона, страны – не учитываем. Может использоваться прибыли (иммиграция), выбыли (эмиграция). Обратить внимание, что данные могут быть в промилле!!! Необходимо перевести в абсолютные показатели!!!

Пример

Распределение числа мигрантов по основным потокам передвижения в Республике Башкортостан, 2020 г. (тыс. человек)

Пояснение.

Миграционный прирост определяется разницей между прибывшими из других регионов и стран и выбывшими.

Выбыли: 37,3 + 7,4  =  44,7.

Прибыли: 32,8 + 7,0  =  39,8.

Прирост: 39,8 − 44,7  =  −4,9.

Ответ: −4,9.

3 вариант. Редко встречается вариант на расчет экспорта и импорта. Используя данные таблицы, определить, на сколько в данном году стоимость товаров, ввезённых в регион (страну) из стран дальнего зарубежья, превышала стоимость товаров, ввезённых в регион из стран СНГ.

Для определения разницы мы должны воспользоваться данными импорта (ввоз товаров в регион) из приведённой таблицы.

Пример.

Используя данные таблицы, определите, на сколько в 2018 г. стоимость товаров, ввезённых в Кемеровскую область из стран дальнего зарубежья, превышала стоимость товаров, ввезённых в Кемеровскую область из стран СНГ. Ответ запишите в виде числа (по образцу, указанному в инструкции по выполнению работы).





Внешняя торговля Кемеровской области по группам стран в 2018 г.



Внешнеторговый

оборот, млн долл.

Экспорт, млн долл.

Импорт, млн долл.

Весь мир

17329

16436

893

Страны СНГ

2656

1841

78

Страны дальнего

зарубежья

14673

14595

815

 Пояснение.

Для определения разницы нужно воспользоваться данными импорта (ввоз товаров в область) из приведённой таблицы. Следовательно, 815 (импорт из стран дальнего зарубежья) − 78 (импорт из стран СНГ) = 737 млн долл.

Ответ: 737.


Задание 17. Географические характеристики крупных стран мира

 Внимательно читаем текст, необходимо определить страну по ее краткому описанию, чаще всего встречаются:

БАНГЛАДЕШ. Эта азиатская страна находится полностью в Северном полушарии. Территория страны находится на низменности: средние высоты не превышают 200 м над уровнем моря. Средняя плотность населения превышает 800 человек на 1 км2, по численности населения она входит в первую десятку стран мира. В общей численности населения примерно 70% составляет сельское население, в сельском хозяйстве занято примерно 45% экономически активного населения страны. Большинство верующих исповедуют ислам. В стране имеются месторождения природного газа. Сельское хозяйство специализируется на выращивании чая, хлопка, джута.

САУДОВСКАЯ АРАВИЯ. Эта страна расположена в Восточном полушарии. По форме правления является монархией. Климат тропический пустынный. Численность населения превышает 30 млн человек. Страна обладает запасами нефти и природного газа мирового значения. К наиболее важным отраслям промышленности кроме нефтедобычи относятся нефтепереработка и цветная металлургия.

ИНДИЯ. Эта страна расположена на крупном полуострове и является республикой. В течение почти двух веков она была колонией. В стране очень высокие темпы воспроизводства населения. Демографическая проблема стоит достаточно остро. Уровень урбанизации довольно невысок, но число больших городов постоянно увеличивается. Запасы полезных ископаемых в стране значительны и разнообразны. Основные статьи экспорта – продукция лёгкой промышленности, ювелирные изделия, сельскохозяйственные товары, медикаменты, топливные ресурсы, растёт доля машин и оборудования.

ЯПОНИЯ. Эта страна не имеет сухопутных границ ни с одним из государств. Эта страна расположена в Северном полушарии. По форме правления является конституционной монархией. Численность населения превышает 100 млн человек. Страна не богата природными ресурсами, необходимыми для развития промышленности. Поэтому в международном географическом разделении труда она является одним из крупнейших в мире импортёров продукции топливной и горнодобывающей промышленности, на экспорт страна поставляет продукцию различных отраслей машиностроения, металлургической и химической промышленности.

БРАЗИЛИЯ. Эта латиноамериканская страна входит в десятку крупнейших стран мира как по площади территории, так и по численности населения. Сложный этнический состав населения — результат смешения коренного населения, африканских негров и европейских иммигрантов. Государственный язык португальский. Развитию её экономики способствует хорошая обеспеченность минеральными, лесными, водными и гидроэнергетическими ресурсами.

ЧИЛИ. Страна расположена в Западном полушарии. Протянулась от тропиков до умеренных широт. На её территории находится самая сухая пустыня мира. Развита горнодобывающая промышленность (медные и молибденовые руды, йод, селитра, нефть, природный газ, железная руда). Среди обрабатывающих отраслей развито машиностроение, металлургия, нефтепереработка.

Отраслью специализации является рыболовство (анчоусы). Объекты Всемирного наследия – каменные статуи.

АРГЕНТИНА. Страна расположена в Южном полушарии и имеет выход к Атлантическому океану. Это вторая по площади территории и третья по численности населения страна на материке, на котором она находится. Имеются месторождения нефти и природного газа. Одно из основных природных богатств — плодородные почвы субтропических степей. В стране развитое сельское хозяйство. Она является одним из ведущих мировых производителей и экспортёров зерна. Относится к числу стран с высокой долей городского населения (более 90%) в общей численности населения.

МАРОККО. Эта африканская страна по форме правления является монархией. Она расположена на северо-западе материка, в Западном полушарии, и имеет выход к Атлантическому океану. Большую часть её территории занимают горы. В стране разведаны месторождения фосфоритов, железных руд, каменного угля и нефти. Страна является крупным производителем фосфоритов, цитрусовых. Религией большинства верующего населения является ислам.

ЮАР. Эта страна находится на юге материка, занимает южную окраину плоскогорья, переходящего на юге и востоке в горы. Имеет выход к двум океанам. Внутри её территории находится государство-анклав. Обладает мощным природно-ресурсным потенциалом. Здесь имеются запасы каменного угля, алмазов, платины, золота, железных, марганцевых, никелевых, свинцовых, урановых руд. Около 50% экспорта приходится на продукцию горнодобывающей промышленности. На большей части территории засушливый климат, поэтому для земледелия пригодно менее 15% площади страны.

НИГЕРИЯ. Эта развивающаяся страна имеет наибольшую численность населения на континенте, в западной части которого она расположена. Её столица не самый крупный по числу жителей город страны. Доля городского населения составляет около 50%. Основное природное богатство — нефть. Страна является членом ОПЕК.

АЛЖИР. Территория этой африканской страны пересекается нулевым меридианом. Северная прибрежная часть страны, где проживает более 95% всего населения, расположена в субтропическом поясе, остальная — в тропическом. Запасы нефти и природного газа составляют её основное богатство. Страна входит в состав ОПЕК.

ТУНИС. Территория этой страны расположена в Северном полушарии и имеет выход к одному из морей Атлантического океана. На её территории расположена крайняя северная точка материка, на котором находится эта страна. Природа страны крайне разнообразна — здесь можно увидеть пустынные пейзажи, оливковые и апельсиновые рощи, вечнозелёные леса. По форме правления является республикой. В экономике важную роль играют сельское хозяйство и лёгкая промышленность. Большое значение имеет и туристическая отрасль.

АНГОЛА. Эта страна является одной из наименее развитых стран мира. Она расположена полностью в Южном полушарии, западное побережье омывается водами Атлантического океана. Здесь проходит холодное океаническое течение, оказывающее влияние на климат прибрежной части страны. Официальный язык в государстве португальский. Основу экономики этой страны составляет добыча нефти и алмазов. С 2007 г. это государство является членом Организации стран — экспортёров нефти.

КАНАДА. Эта страна полностью расположена в Западном полушарии и имеет выход к трём океанам. На материке, где страна расположена, она является первой по площади территории и третьей по численности населения. В стране хорошо развиты отрасли как добывающей, так и обрабатывающей промышленности. В международном географическом разделении труда она является поставщиком продукции горнодобывающей промышленности, машиностроения, металлургии, топливной, химической и лесной промышленности, а также сельского хозяйства.

США. Эта страна — одна из крупнейших по площади территории и численности населения стран мира — является федерацией. Имеет сухопутную границу лишь с двумя странами. Она обладает мощным природно-ресурсным, экономическим и научно-техническим потенциалом. В структуре ВВП доля сферы услуг составляет около 80%. По объёмам добычи нефти, природного газа, угля и по производству электроэнергии и зерновых культур страна входит в тройку мировых лидеров. В промышленности представлены все существующие отрасли, подотрасли и виды производства. Несмотря на то что в сельском хозяйстве занято менее 2% экономически активного населения страны, по экспорту продукции сельского хозяйства она занимает первое место в мире.

МЕКСИКА. Эта страна расположена в Северном полушарии. Является федеративной республикой. В прошлом находилась в колониальной зависимости от Испании. Территория омывается водами двух океанов. Значительная часть промышленного производства связана с добычей и переработкой минеральных ресурсов (особенно нефти), производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Вокруг столицы сформировалась одна из крупнейших в мире городских агломераций.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. Побережье этой островной экономически высокоразвитой страны омывается водами Атлантического океана. Выгодное ЭГП создаёт возможность для экономического сотрудничества со многими странами мира. По форме правления страна является монархией. Особенностью её природы является морской климат. Страна является одним из крупнейших в зарубежной Европе производителей нефти и природного газа. Вокруг столицы сформировалась одна из крупнейших в Европе городских агломераций.

ГРЕЦИЯ. Большая часть территории этой страны расположена на одном из полуостровов Европы. Основная религия большинства населения — православие. По размерам морского торгового флота страна входит в первую десятку стран мира. Благоприятные природные условия способствуют развитию субтропического земледелия. Морское побережье, средиземно-морский климат, историко-культурные памятники способствовали развитию отрасли международной специализации — туризма.

ПОЛЬША. Это европейское государство в географическом отношении сравнительно однородно. Наиболее распространённой религией является католицизм. Непосредственный выход к Балтийскому морю и крупные месторождения каменного угля, меди, полиметаллов послужили стимулом для развития ряда базовых отраслей промышленности. По производству электроэнергии страна входит в число 20 наиболее крупных производителей в мире, но значительную часть нефти и газа она импортирует из России. По размерам посевных площадей страна уступает в Европе только Франции и Германии.

ВЕНГРИЯ. Равнинная страна, не имеющая выхода к морю, расположена на крайнем западе степной зоны Евразии. Специализируется на производстве пшеницы, кукурузы, виноградарстве и садоводстве. Столицу разделяет на две части крупнейшая река. Страна в основном экспортирует продукцию машиностроения и другие промышленные товары. Население страны отнесено к финно-угорским народам.

НОРВЕГИЯ. Эта полуостровная страна расположена в Северном полушарии. По форме правления она является конституционной монархией. Её территория омывается водами двух океанов, и в её пределах находится крайняя северная точка той части света, в которой расположена эта страна. В международном географическом разделении труда она выделяется как крупный производитель нефти и природного газа.

ИСЛАНДИЯ. Это островное государство по форме правления является республикой. Его территория находится в Атлантическом океане в Западном полушарии. Численность его населения составляет менее миллиона человек. Основные природные ресурсы — гидроэнергия рек и геотермальная энергия. Главными статьями экспорта страны является продукция рыболовства, рыбопереработки и цветной металлургии.

ФИНЛЯНДИЯ. Эта страна является членом ЕС. Особенностью её географического положения является наличие выхода к Балтийскому морю. Страна граничит с Россией, по форме правления является республикой. Главные природные богатства страны — лесные ресурсы, а также железные руды и руды цветных металлов. Страна экспортирует продукцию лесной и целлюлозно-бумажной промышленности, металлургии, высокотехнологичную машиностроительную продукцию.

ИТАЛИЯ. Эта европейская страна по форме правления является республикой. Основная часть её территории находится на полуострове, омываемом одним из морей Атлантического океана. Значительную часть территории занимают горы, имеются действующие вулканы. Численность населения превышает 60 млн человек, среди верующих преобладают католики. Хорошо развиты машиностроение, металлургия, химическая, лёгкая и пищевая промышленность. В структуре электроэнергетики преобладают ТЭС, но быстрыми темпами развивается производство электроэнергии с использованием возобновляемых источников энергии.

ИНДОНЕЗИЯ. Территория этой островной страны омывается водами двух океанов. Разведаны и разрабатываются месторождения нефти, природного газа, каменного угля и руд различных металлов. Бóльшая часть территории страны расположена в экваториальном климатическом поясе. Численность населения превышает 200 млн человек. Большинство верующих исповедует ислам.

НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ. Это островное государство Южного полушария входит в состав Содружества, возглавляемого Великобританией. Относится к числу экономически развитых стран. Особенностью природы является сейсмическая активность территории и активный вулканизм. Страна расположена в пределах субтропического и умеренного климатических

поясов. К основным отраслям промышленности относится пищевая промышленность, главным образом мясная и молочная. По производству сливочного масла является одним из мировых лидеров.


Задание 18. Природно-хозяйственное районирование России. Регионы России.

Необходимо определить регион России по его краткому описанию. Внимательно читаем текст!!! Обязательно используем карту АТД России.

Выучить регионы России и их административные центры, а так же, страны и столицы!!!

Все области России и их столицы

Буква

Область

Центр

1

А

Амурская

г. Благовещенск

2

А

Архангельская

г. Архангельск

3

А

Астраханская

г. Астрахань

4

Б

Белгородская

г. Белгород

5

Б

Брянская

г. Брянск

6

В

Владимирская

г. Владимир

7

В

Волгоградская

г. Волгоград

8

В

Вологодская

г. Вологда

9

В

Воронежская

г. Воронеж

10

И

Ивановская

г. Иваново

11

И

Иркутская

г. Иркутск

12

К

Калининградская

г. Калининград

13

К

Калужская

г. Калуга

14

К

Кемеровская

г. Кемерово

15

К

Кировская

г. Киров

16

К

Костромская

г. Кострома

17

К

Курганская

г. Курган

18

К

Курская

г. Курск

19

Л

Ленинградская

г. Санкт-Петербург

20

Л

Липецкая

г. Липецк

21

М

Магаданская

г. Магадан

22

М

Московская

г. Москва

23

М

Мурманская

г. Мурманск

24

Н

Нижегородская

г. Нижний Новгород

25

Н

Новгородская

г. Новгород

26

Н

Новосибирская

г. Новосибирск

27

О

Омская

г. Омск

28

О

Оренбургская

г. Оренбург

29

О

Орловская

г. Орел

30

П

Пензенская

г. Пенза

31

П

Псковская

г. Псков

32

Р

Ростовская

г. Ростов-на-Дону

33

Р

Рязанская

г. Рязань

34

С

Самарская

г. Самара

35

С

Саратовская

г. Саратов

36

С

Сахалинская

г. Южно-Сахалинск

37

С

Свердловская

г. Екатеринбург

38

С

Смоленская

г. Смоленск

39

Т

Тамбовская

г. Тамбов

40

Т

Тверская

г. Тверь

41

Т

Томская

г. Томск

42

Т

Тульская

г. Тула

43

Т

Тюменская

г. Тюмень

44

У

Ульяновская

г. Ульяновск

45

Ч

Челябинская

г. Челябинск

46

Я

Ярославская

г. Ярославль

47

З

Запорожская

г. Мелитополь

48

Х

Херсонская

г. Геничевск

 

Все республики России и их столицы

Буква

Республика

Центр

1

А

Адыгея

г. Майкоп

2

А

Алтай

г. Горно-Алтайск

3

Б

Башкортостан

г. Уфа

4

Б

Бурятия

г. Улан-Удэ

5

Д

Дагестан

г. Махачкала

6

И

Ингушетия

г. Магас

7

К

Кабардино-Балкария

г. Нальчик

8

К

Калмыкия

г. Элиста

9

К

Карачаево-Черкесская

г. Черкесск

10

К

Карелия

г. Петрозаводск

11

К

Коми

г. Сыктывкар

12

М

Марий Эл

г. Йошкар-Ола

13

М

Мордовия

г. Саранск

14

С

Саха

г. Якутск

15

С

Северная Осетия-Алания

г. Владикавказ

16

Т

Татарстан

г. Казань

17

Т

Тыва

г. Кызыл

18

У

Удмуртия

г. Ижевск

19

Х

Хакасия

г. Абакан

20

Ч

Чечня

г. Грозный

21

Ч

Чувашская

г. Чебоксары

22

К

Крым

г. Симферополь

23

Д

Донецкая Народная

г. Донецк

24

Л

Луганская Народная

г. Луганск



Все края России и их столицы

    №    

Буква

Край

Центр

1

А

Алтайский

г. Барнаул

2

З

Забайкальский

г. Чита

3

К

Камчатский

г. Петропавловск-Камчатский

4

К

Краснодарский

г. Краснодар

5

К

Красноярский

г. Красноярск

6

П

Пермский

г. Пермь

7

П

Приморский

г. Владивосток

8

С

Ставропольский

г. Ставрополь

9

Х

Хабаровский

г. Хабаровск


Все автономные округа России и их столицы

    №    

Буква

Автономный
округ

Центр

1

Н

Ненецкий

г. Нарьян-Мар

2

Х

Ханты-Мансийский

г. Ханты-Мансийск

3

Ч

Чукотский

г. Анадырь

4

Я

Ямало-Ненецкий

г. Салехард


Автономная область

    №    

Буква

Автономная область

Центр

1

Е

Еврейская

г. Биробиджан

Города федерального значения

    №    

Буква

Город федер. знач.

1

М

г. Москва

2

С

г. Санкт-Петербург

3

С

г. Севастополь


Примеры.

АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ. Эта область расположена в Европейской части страны. Её территория имеет равнинный рельеф. Её главными природными богатствами являются лесные ресурсы, месторождения алмазов и бокситов. На морском шельфе обнаружены крупные запасы нефти и природного газа. Плотность населения ниже средней по России. Сельское хозяйство развито только по долинам рек и в окрестностях городов. К главным отраслям промышленности кроме добывающих относятся лесная и целлюлозно-бумажная промышленность, а также судостроение.

КАРЕЛИЯ. Эта республика в составе РФ граничит с одной из зарубежных стран. Коренные жители относятся к финно-угорской языковой группе. Особенностью её природы является обилие озёр. Здесь имеются месторождения железных руд, водные и лесные ресурсы. Ведущую роль в хозяйстве играют лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, а также добыча железных руд.

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Эта область занимает выгодное экономико-географическое положение, находится на важнейших транспортных путях, связывающих западные и восточные регионы страны, и располагает разнообразной сырьевой базой. Юго-восточная часть границы области является Государственной границей РФ: здесь она граничит с одной из стран СНГ. По производственному и научно-техническому потенциалу область входит в число наиболее развитых субъектов РФ. Здесь функционируют крупные металлургические комбинаты полного цикла. Административный центр области является городом-миллионером. На территории области действует уникальный минералогический заповедник.

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Эта область имеет приморское положение. Она граничит с одной из стран СНГ. В рельефе преобладают равнины. На западе имеются месторождения каменного угля. Развито сельскохозяйственное и энергетическое машиностроение. Агроклиматические ресурсы способствуют развитию агропромышленного комплекса. В области построена атомная электростанция.

СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ. Этот край не имеет выхода к морю. Он расположен на юге страны. Доля городского населения намного ниже, чем в среднем по России. Среди городов преобладают малые и средние города. Это регион многолетнего миграционного притока. Экономика имеет аграрно-индустриальный характер: доля промышленности в структуре хозяйства заметно ниже, чем в среднем по России, а доля сельского хозяйства в 1,5 раза выше среднероссийской. На территории края расположены курорты всероссийского значения.


Задание 19-20. Городское и сельское население мира

Задания связаны между собой, и направлены на выявление умений работать с различными статистическими (картографическими материалами). Необходимо расположить перечисленные страны в порядке возрастания в них доли городского населения в общей численности населения, начиная со страны с наименьшим значением этого показателя.

Для выполнения задания 19 даны карта-схемы и таблицы статистического материала, внимательно анализируем данные и выполняем задания.

Как правило, уровень урбанизации чаще всего связан с уровнем развития страны, где высокий уровень развития  — высокий уровень урбанизации. Однако в странах с экстремальными условиями и у развивающихся стран может быть высокий уровень урбанизации. Найдем значения урбанизации для стран по карте и расставим в порядке возрастания значений.

Задание 20. Необходимо построить картограмму, используя такую же интервальную шкалу, что и в задании 19. Надо установить соответствие между страной и условным обозначением, которое необходимо использовать для отображения доли городского населения каждой из перечисленных стран на карте: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Для этого нужно найти на карте данные страны и подобрать соответствующую позицию.


Задания 21-23 логично связаны между собой, согласно тексту, таблицам. Особенности природы материков и океанов. Географическая оболочка.

Задание 21. ещё проверяется автоматически, как правило это географическая номенклатура: субрегионы континента, море, географический район РФ и т.д. Необходимо иметь четкое географическое представление.


Задание 22.

Текстовые задания на понимание терминологии, природных, экономических, социальных процессов и их объяснения. Необходимо собрать словарь терминов и выучить.

Пример, что такое отрасли международной хозяйственной специализации страны, далее текст. Пояснение. Говорится о производстве продукции в количестве, превышающем потребности страны и об экспорте продукции ИЛИ о производстве продукции в количестве, превышающем потребности страны и о поставках продукции на мировой рынок.

Пример. Определите, в каком из двух государств, о которых говорится в тексте, выше естественный прирост населения (в расчёте на 1 тыс. жителей). Для обоснования Вашего ответа запишите необходимые числовые данные и вычисления, далее таблица. Пояснение. Естественный прирост в расчёте на душу населения выше в Египте и приводятся вычисления 21−7 и 17−5 ИЛИ говорится, что в Египте естественный прирост в расчёте на 1 тыс. жителей составляет 14%, а в Ливии  — 12%.

Пример. Объясните, что такое терриконы, о которых говорится в тексте. Пояснение. Террикон  — отвал, искусственный холм из пустых пород, извлечённых при подземной разработке месторождений угля и других полезных ископаемых.

Пример. Как называется форма организации производства, при которой в производстве готовой продукции участвует большое число специализированных предприятий? Пояснение. Кооперирование, ИЛИ производственная кооперация.

Термины

  • Миграция

  • Урбанизация

  • Международная интеграция

  • Отрасли международной специализации

  • Воспроизводство населения

  • Естественное движение населения и т.д.

Задание 23 направлено на проверку и объяснение различных географических процессов, опираясь на данные текста и знание теории вопроса.

Пример. Объясните, какое условие размещение производства, кроме наличия собственной сырьевой базы способствует развитию текстильной и швейной промышленности Пакистана. Пояснение. Говорится хорошей обеспеченности Пакистана трудовыми ресурсами ИЛИ о наличии недорогой рабочей силы.

Пример. Объясните, почему при более высокой средней продолжительности жизни населения в Египте, смертность в этой стране выше, чем в Ливии. Пояснение. В Египте выше доля пожилых людей в общей численности населения.

Пример. Объясните, почему создание рудников может привести к обмелению Хопра. Пояснение. В результате создания рудников может произойти изменение уровня подземных вод, потому что будут нарушены водоносные горизонты, вследствие чего река может начать мелеть.

Пример. Почему в Калининграде выращивают озимую пшеницу? Пояснение. Данный факт связан с климатическими условиями территории. Умеренно холодная зима (без сильных морозов) и достаточное увлажнение. Озимая пшеница, в отличие от яровой, имеет более раннее развитие, более быстрый рост и, следовательно, более высокие урожаи.

Задание 24. Уровень и качество жизни населения

Задания выполняются на основе анализа данных таблицы справочных материалов. Необходимо предположить, какая из стран выше в рейтинге ООН по индексу человеческого развития (ИЧР). Для обоснования ответа необходимы числовые данные из таблицы и вычисления, на основании которых Вы сделаете своё предположение.

  Индекс человеческого развития (ИЧР) — интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов. Необходимые результаты для сравнения – ожидаемая (средняя) продолжительность жизни, ВВП на душу населения, уровень грамотности.


Из таблиц выбираются данные - ожидаемая продолжительность жизни и рассчитывается ВВП на душу населения (Объе̄м ВВП/на численность страны) и проводится сравнение по каждому показателю, и в итоге записывается вывод, какая страна стоит выше в рейтинге по ИЧР.


Задание 25. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер

Чаще всего задания связаны с табличными данными и сравнении стран, их доли сельского хозяйства и т.д. алгоритм выполнения задания всегда один.

В ответе говорится, что:

1) доля сельского хозяйства в ВВП страны 1 выше, чем в ВВП страны 2, ИЛИ приводятся значения в % ;

2) доля сельского хозяйства в общем объёме экспорта страны 1 выше, чем в экспорте страны 2,

3) Приводятся вычисления - для определения доли сельского хозяйства в общем объёме экспорта страны 1 (Объём сельскохозяйственного экспорта / Объём экспорта) – составляются отношения ИЛИ доля сельского хозяйства в экспорте страны 1 выше, чем в экспорте страны 2, и приводятся значения % .

4) сельское хозяйство играет бóльшую роль в экономике страны 1. (вывод)


Пример:

Используя данные справочных материалов, сравните доли сельского хозяйства в ВВП, и доли сельского хозяйства в общих объёмах экспорта Колумбии и Парагвая. Сделайте вывод о том, в какой из этих стран сельское хозяйство играло бóльшую роль в экономике в 2017 г. Для обоснования Вашего ответа запишите необходимые числовые данные и вычисления.

Таблица 1. Основные демографические показатели некоторых стран Центральной и Южной Америки и Африки в 2017 г.

Страна

Численность населения, млн человек

Рождаемость, %0

Смертность, %0

Доля городского населения, %

Ожидаемая продолжительность жизни, лет

Доля лиц в возрасте младше 15 лет, %

Доля лиц в возрасте старше 65 лет, %

мужчины

женщины

Аргентина

44,9

17

8

92

74

81

25

11

Бразилия

207,9

14

6

86

72

79

23

8

Венесуэла

28,5

18

7

88

68

76

28

7

Гайана

0,8

20

7

27

67

73

29

6

Гватемала

17,6

23

5

51

69

76

35

5

Гвиана (Фр)

0,3

21

8

85

78

83

32

6

Колумбия

50,4

15

6

77

73

79

26

8

Перу

32,2

19

6

79

73

77

27

7

Суринам

0,6

18

7

66

68

75

27

7

Сальвадор

6,4

20

7

66

70

78

28

8

Эквадор

17,3

20

5

64

74

80

29

7

Буркина-Фасо

19,6

41

9

31

58

62

44

3

Габон

2

30

8

87

64

67

36

5

Египет

97

27

6

43

70

74

34

4

Кения

51

31

6

27

64

68

41

2

Ливия

6,7

21

5

80

69

75

29

4

Мали

19,4

45

10

42

58

63

48

3

Марокко

35,1

19

5

63

75

78

26

7

Нигер

22,2

48

10

16

60

63

50

3

Судан

40,6

34

8

36

63

67

41

4

Танзания

57,5

39

7

34

63

66

45

3

Тунис

11,6

19

6

68

75

78

24

8

Уганда

44,1

41

9

24

60

65

48

3

Чад

14,9

45

13

23

55

59

47

2

Эфиопия

105

33

7

20

64

68

41

4


Табл.2


Страна

Объём ВВП,млрд долл.

Структура ВВП, %

Структура занятости населения, %

Объём экспорта, млрд долл.

Объём сельскохозяйственного экспорта, млрд долл.

Сфера услуг

Промышленность

Сельское хозяйство

Сфера услуг

Промышленность

Сельское хозяйство



Аргентина

922,1

61,1

28,1

10,8

66

29

5

58,4

37,4

Боливия

85,8

48,2

37,8

13,8

49

22

29

7,7

1,6

Бразилия

3243,2

72,7

20,7

6,6

59

32

9

217,7

90,4

Венесуэла

452,7

54,9

40,4

4,7

70

22

8

31,6

0,03

Колумбия

711,6

62,1

30,8

7,2

62

21

17

37,8

8,3

Парагвай

69,7

54,5

27,7

17,9

55

19

26

8,6

5,5

Перу

420,2

59,9

32,7

7,4

57

18

25

44,9

9,6

Сальвадор

52,6

60,3

27,7

12

58

20

22

5,8

1,1

Суринам

8,6

57,3

31,1

11,6

69

19

12

2,1

0,15

Уругвай

76,5

69,7

24,1

6,2

73

14

13

7,8

6,06

Чили

453,8

63

32,2

4,2

67

24

9

68,3

23

Эквадор

193,8

60,1

32,9

7

55

18

27

19,1

11

Ангола

193,6

32,2

57,6

10,2

34

15

49

33,1

0,03

Египет

1204

54

34,3

11,7

50

26

24

25,6

4,9

Кения

163,2

47,5

18

34,5

42

20

38

5,7

3,2

Ливия

31,3

46,2

52,8

1

59

24

17

15,6

0,1

Мали

41,9

40,5

17,7

41,8

11

28

61

2,8

0,6

Намибия

26,6

67,4

25,8

6,6

54

14

31

4

0,99

Сенегал

54,8

58,8

24,3

16,9

22

0

78

2,3

0,78

Танзания

166,7

47,6

29

23,4

50

28

22

4,5

1,7

Тунис

133,3

63,7

26,2

10,1

52

34

14

14,2

1,6

Уганда

89,1

50,7

21,1

28,2

23

7

70

2,8

1,4

Чад

28,6

33,4

14,2

52,4

9

4

87

1,2

0,05

Эфиопия

198,5

43,6

21,6

34,8

22

9

69

3,2

1,3


Ответ:

1.  Доля сельского хозяйства в ВВП в Парагвае выше, чем в Колумбии ИЛИ приводятся значения 17,9% в Парагвае и 7,2% Колумбии.

2.  Доля сельского хозяйства в общем объёме экспорта Парагвая выше, чем в общем объёме экспорта Колумбии.

3.  Для определения доли сельского хозяйства в общем объёме экспорта Парагвая приводятся вычисления: 5,5 : 8,6; для определения доли сельского хозяйства в общем объёме экспорта Колумбии приводятся вычисления 8,3 : 37,8 ИЛИ приводятся значения: 64% в Парагвае и 22% в Колумбии.

4.  Сельское хозяйство играло бóльшую роль в экономике Парагвая.



Задание 26-27. Литосфера. Гидросфера. Атмосфера. Биосфера. Ноосфера

Задания проверяющие кругозор, географическую логику, понимание природных закономерностей. Вопросы, чаще всего касаются:

  • Возрастной структуры (могут быть половозрастные пирамиды, таблицы) - объясните, почему за последние 25 лет доля лиц старше 65 лет в возрастной структуре населения страны значительно увеличилась.

При ответе учитываем уменьшение рождаемости ИЛИ уменьшение доли детей. Увеличение средней продолжительности жизни.

Объясните, почему в стране в ближайшие 25 лет при сохранении суммарного коэффициента рождаемости таким же, каким он был в 2023 г., прогнозируется уменьшение рождаемости и увеличение смертности.

При ответе могут быть указаны следующие причины.

1.  Ежегодное число родившихся будет уменьшаться из-за уменьшения в ближайшие годы численности женщин в возрасте 15−49 лет.

2.  Смертность будет возрастать из⁠-за увеличения в общей численности населения доли лиц пожилого возраста.

  • Производство алюминия в нефтедобывающих странах. Наличие протяженного морского побережья позволяет доставлять алюминиевую руду морским путем, как наиболее дешевым видом перевозки. Эти страны богаты нефтью. При добыче нефти попутный нефтяной газ используется для выработки электроэнергии, которая необходима для энергоемкого производства алюминия.

  • Цветная металлургия. Причины наличие сырья и дешевой электроэнергии.

  • Целлюлозно-бумажное производство. Необходимые условия сырье - лес и чистая вода – водоемкое производство. Иногда учитывают транспортную развязку.

  • Производство энергии на ГЭС в горных странах. В зимний период времени в реках мало воды т.к. в своём верхнем течении они замерзают и объём речного стока резко падает, это сказывается на уменьшении выработки электроэнергии. Объёма воды в водохранилищах не хватает, чтобы ГЭС работали на свою полную мощность, а прочих электростанций в стране очень мало. Стоит также отметить, то обстоятельство, что в зимний период резко возрастают объёмы потребляемой электроэнергии, другими словами очень большой спрос со стороны промышленности и коммунальных хозяйств страны, с которым не справляется энергосистема страны.

  • Строительство Газоперерабатывающий завод. К особенностям транспортно-географического положения относятся, кроме положения на трассе газопровода, которые определили его выбор для строительства ГПЗ.1.  Близость к Транссибирской магистрали. 2.  Положение на водной транспортной магистрали.

  • Импорт сжиженного природного газа. В морских странах, далеких от главных центров добычи и развитие газопереработки сразу в портах.

  • Рыбопродуктивность Дальнего Востока. Морская вода морей Дальнего Востока сравнительно богаче органическими веществами, приносимыми реками. Морская вода морей Дальнего Востока в силу климатических условий имеет низкие температуры, что способствует её насыщению кислородом.

  • Многолетняя мерзлота. Продолжительные холодные зимы, короткое лето, поэтому успевает оттаивать только верхний слой почвы.

  • Образование оврагов. Образованию оврагов способствуют ливневые дожди, уклон местности и большая распаханность почв.

  • Грунтовые и межпластовые воды. Грунтовые воды находятся над первым водоупорным горизонтом, совсем недалеко от поверхности земли. Грунтовые воды получают питание из атмосферы, в следствии выпадения осадков, поэтому уровень грунтовых вод постоянно колеблется. В период дождей (осень) и таяния снегов (весна) уровень возрастает, в период засух - падает. Вместе с осадками в грунтовые воды могут попадать разнообразные загрязняющие вещества которые содержатся в почве, например нефтепродукты и растворённые минеральные удобрения. В тоже время межпластовые воды залегают очень глубоко и вода прежде, чем попасть в водоносный горизонт проходят много ступеней природной очистки.

  • Суммарная солнечная радиация. Суммарная солнечная радиация - вся прямая и рассеянная солнечная радиация, поступающая на земную поверхность. При безоблачном небе суммарная солнечная радиация имеет максимальное значение около полудня, а в течение года - летом.

В заданиях даны 2 точки.

Нужно обратить внимание на даты (июнь, сентябрь, декабрь, март) и географические координаты. В июне Солнце в зените в северном полушарии. Это определяет важные особенности в освещенности Земли и влияет на количество солнечной радиации.

1. В северном полушарии выше угол падения лучей, а потому больше солнечной радиации.

2. В северном полушарии продолжительность дня в июне больше, чем в южном.

3.Необходимо обратить внимание еще на прозрачность атмосферы, облачность.



Пример:

Точки А и Б расположены на линиях тропиков, где рассеянная радиация мала вследствие сухости воздуха. Прямая же радиация зависит от угла падения солнечных лучей и продолжительности дня.

1. В июне Солнце в зените в северном полушарии. То есть в точке Б угол падения солнечных лучей будет выше.

2. В июне в северном полушарии день больше ночи. Продолжительность светового дня больше в точке Б.


  • Разница в выпадении осадков. Могут определяться следующие причины:

1) Тёплое течение в пункте способствует образованию осадков, или холодное течение в пункте не способствует образованию осадков.

2) Восточное побережье наветренное, или ветры оставляют влагу на склонах гор, или в пункте господство юго-восточных пассатов, или в пункт приносят осадки пассаты.

3) Высота точки над океаном, чем выше, тем больше осадков (особенно на наветренном склоне, не забываем про постоянные ветра пассатов, западного переноса.)

  • Уничтожением лесов в горных районах. Стихийных бедствий, которые могут быть связаны с оголение склонов гор приводит к тому, что выпадающие в горах дожди сразу, не задерживаясь корнями деревьев, попадают в реки, вызывая резкий подъём воды, наводнения. А так же потоки воды, стремясь вниз по склонам, увлекают с собой горные породы, что приводит к образованию грязе-каменных потоков  — селей, сметающих все на своем пути.


Задание 28. Земля как планета, современный облик планеты

Варианты заданий могут быть.

  1. Вариант. Раньше или позже всего Солнце поднимется над горизонтом учитываем долготу (широту) и дату (Гринвич).

22 декабря - в день зимнего солнцестояния, продолжительность дня увеличивается к югу. То есть, чем севернее город, тем позже встанет Солнце. Солнце в зените над южным тропиком.

21 марта и 23 сентября - в день равноденствия Солнце одинаково освещает полушария. Раньше всего Солнце над горизонтом поднимется над самым восточным городом. Солнце в зените над экватором.

22 июня - В день летнего солнцестояния продолжительность дня увеличивается к Полярному кругу. Все города расположены на одной широте, поэтому раньше всего Солнце взойдет над самым восточным городом. Солнце в зените над северным тропиком.

Пояснение. Раньше всего Солнце поднимется над горизонтом в пункте, который севернее и восточнее летом в северном полушарии.

  1. Вариант.

Пункт

Географические координаты

Широта

Долгота

А

57° с. ш.

50° в. д.

Б

57° с. ш.

60° в. д.

В

57° с. ш.

70° в. д.

Г

57° с. ш.

90° в. д.

Определите, в каком из этих пунктов 15 июня солнце будет находиться выше всего над горизонтом в 7 часов утра по солнечному времени Гринвичского меридиана. Запишите обоснование Вашего ответа.

Пояснение.

  1. Находим полуденный меридиан. Помним, что за 1 час солнце проходим расстояние в 15 градусов. В 7 часов утра по солнечному времени Гринвичского меридиана полдень на меридиане (12 — 7) х 15° = 75° в. д.(т.к. на Гринвиче время меньше, поэтому долгота восточная). Чем ближе к этому меридиану, тем солнце выше.

  2. Из данных пунктов ближе всего к меридиану 75° в. д. находится пункт В. Значит, выше всего над горизонтом солнце будет в нём.



3.Вариант. Определите географическую долготу пункта, если известно, что в полночь по солнечному времени Гринвичского меридиана местное солнечное время в нём 9 часов 40 минут. Запишите решение задачи.



Пояснение.

1) Разница во времени с Гринвичским меридианом составляет 9 ч 40 мин., значит, разница в долготе составляет: 15° × 9 + 15° : 3 × 2 = 145°.

2) Время в пункте больше времени на Гринвичском меридиане, значит, пункт расположен в Восточном полушарии.

 Ответ: 145° в. д.

Пример. Определите географическую долготу точки, если известно, что в 23 часа по солнечному времени Гринвичского меридиана местное солнечное время в ней — 20 часов 40 минут. Запишите решение задачи.

Пояснение.

  1. Находим разницу по времени между Гринвичем и искомым.

Разница во времени между меридианами составляет 2 часа и 20 минут. Для определения долготы неизвестной точки необходимо вспомнить, что за 1 час Земля поворачивается на 15°. За 2 часа Земля поворачивается на 30° (2 · 15 = 30) и за 20 минут — еще на 5° . Долгота искомой точки — 30 + 5 = 35.

  1. Время в пункте меньше, чем на Гринвичском меридиане, значит пункт расположен в западном полушарии, следовательно долгота у искомого меридиана будет западная.

 Ответ: 35° з. д.

Гринвич

Время меньше (могут быть предыдущие сутки)

долгота западная

Время больше(могут быть след сутки)

долгота восточная







Задание 29. Особенности воздействия на окружающую среду. Географическая оболочка Земли

Задания проверяют общегеографическую грамотность, возможность использования читательской грамотности, формулировки доводов, знание фактов и факторов. Обязательно при формулировке доводов, аргументов (хотя бы по одному) по различным ситуациям демонстрируется географический кругозор. За географические ошибки снижаются баллы.


Некоторые географические закономерности в помощь при подготовке к ЕГЭ по географии.

Литосфера. Гидросфера. Атмосфера. Биосфера. Ноосфера

Примеры заданий и ситуаций:

  • Размещение предприятий металлургии. Металлургия полного цикла больше загрязняет окружающую среду, чем электрометаллургия; большее загрязнение будет наблюдаться в межгорной котловине.

  • Работа с климатограммами. В Европе континентальность климата нарастает при движении с запада на восток, поэтому чем западнее, тем больше осадков и зимние температуры выше нуля, меньше годовая амплитуда температур, прохладнее лето, что связано с влиянием океанов.

  • Работа со схемами осадков. Муссоны со стороны океана будут оставлять осадки на восточном склоне. Муссоны с востока, проходя над морем, насытятся осадками и оставят их, так как при подъеме по склону воздух охлаждается, образуются облака и выпадают осадки. Спускаясь вниз по склону, воздух нагревается и удаляется от состояния насыщения, поэтому в противоположной (западной) будет наименьшее количество осадков.

  • Стихийные бедствия. Показать взаимосвязь после вырубки леса Оголение склонов гор приводит к тому, что выпадающие в горах дожди сразу, не задерживаясь корнями деревьев, попадают в реки, вызывая резкий подъём воды наводнения. Потоки воды, стремясь вниз по склонам, увлекают с собой горные породы, что приводит к образованию грязе-каменных потоков - селей, сметающих все на своем пути.

  • Работа с топографическими картами. Выбор участка с возможностью развития водной эрозии. Развитию водной эрозии будет способствовать крутой склон и отсутствие растительности на склоне.

  • Ситуации. Строительство ГЭС - испарение воды с поверхности водохранилища способствует повышению влажности воздуха, увеличивается количество атмосферных осадков. В умеренных широтах крупные водохранилища способствуют повышению температуры воздуха в зимнее время. Летом же температуры воздуха у водохранилищ ниже, что может привести к возникновению бризов.

ГЭС и снижение продуктивности почвы - весенние паводки были источником формирования плодородных пойменных земель. Исчезли паводки, не стало поступать органических и минеральных веществ вместе с пойменными водами, стал снижаться уровень гумуса и плодородие почв. В районе водохранилища повышается уровень грунтовых вод, что может привести к заболачиванию берегов, что снижает продуктивность земель.

Горные вымышленные системы – определение оледенения, количества высотных поясов. Обратить внимание на данные из таблицы количество осадков и температуры, а количество высотных поясов будет наибольшим в горной системе, которая выше и расположена ближе к экватору.

Демографические ситуации - доля лиц пожилого возраста в общей численности населения этой страны увеличится, если уменьшится рождаемость; увеличится средняя продолжительность жизни.

Естественный прирост населения будет уменьшаться, при условии что суммарный коэффициент рождаемости останется на прежнем уровне, так как видно, что происходит уменьшение рождаемости, следовательно доли людей в младших возрастах, до 15 лет и увеличение доли людей в старших возрастах из-за увеличения средней продолжительности жизни населения.


Численность, естественное движение населения России

Пример. Используя данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения (в ‰) в 2018 г. для Пензенской области. При расчётах используйте показатель среднегодовой численности населения. Запишите решение задачи. Полученный результат округлите до десятых долей промилле.

Численность и естественный прирост населения

Пензенской области

 

Показатель

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Численность постоянного населения на

1 января, человек

1 341 526

1 331 655

1 318 103

Среднегодовая численность населения,

человек

1 336 591

1 324 879

Нет

данных

Естественный прирост населения,

человек, значение показателя за год

–6926

–7734

Нет

данных

Пояснение.

Вычислим показатель естественного прироста населения.

Решение: −7 734 · 1000 : 1 324 879 = −5,8.

Ответ: −5,8‰.



Приложение 1

Примерный вариант Единого государственного экзамена

по ГЕОГРАФИИ


Инструкция по выполнению работы

Каждый вариант экзаменационной работы включает в себя 29 заданий, которые различаются формой и уровнем сложности.

Работа содержит 21 задание с кратким ответом, ответами к которым являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание).

В экзаменационной работе представлены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

− задания, требующие записать ответ в виде числа;
− задания, требующие записать ответ в виде слова;
− задания на установление соответствия географических объектов и их характеристик;
− задания, требующие вписать в текст на местах пропусков ответы из предложенного списка;
− задания с выбором нескольких правильных ответов из предложенного списка;
− задания на установление правильной последовательности элементов.

Работа содержит 8 заданий с развёрнутым ответом, в которых требуется записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы. Также можно использовать прилагаемые справочные материалы и непрограммируемый калькулятор. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

После завершения работы проверьте, что ответ на каждое задание в бланках.

Желаем успеха!


Примерный демонстрационный вариант*

Ответами к заданиям 1–21 являются число, последовательность цифр
или слово (словосочетание). Запишите ответ в поле ответа в тексте
работы.
1. Город Реж имеет географические координаты 57º 37′ с.ш. 61º 40′ в.д.
Определите, на территории какой области находится этот город.
Ответ: ___________________________.

2. На метеостанциях 1, 2 и 3, расположенных на склоне горы на разных
высотах, были одновременно проведены измерения атмосферного давления.
Полученные значения показаны в таблице. Расположите эти метеостанции
в порядке увеличения их высоты над уровнем моря (от наименьшей
к наибольшей).

Метеостанция

Давление, мм рт. ст.

1

715

2

679

3

603

Ответ:

3. В зависимости от влияния продолжительности светового дня в период
вегетации на развитие растений выделяют растения длинного светового дня,
которым для развития требуется длинный световой день и растения
короткого светового дня. Расположите перечисленные регионы в порядке
повышения степени благоприятности их природных условий для
выращивания растений длинного светового дня.
1) Костромская область
2) Тульская область
3) Краснодарский край
Ответ:

4. Расположите перечисленные равнины с запада на восток в том порядке,
в котором они располагаются на карте России, начиная с самой западной.
1) Западно-Сибирская равнина
2) Восточно-Европейская равнина
3) Среднесибирское плоскогорье
Ответ:

5. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов
(словосочетание). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетание),
которые необходимо вставить на места пропусков.
Минеральные ресурсы Европейского Севера России
Разные части района имеют различные территориальные сочетания
полезных ископаемых. В северо-__________ (А) части района преобладают
полезные ископаемые осадочного происхождения: нефть, газ и каменный
уголь, имеются крупные месторождения __________ (Б) и поваренной соли.
Часть территории района, расположенная в пределах выхода
на поверхность пород фундамента древней платформы, богата медными,
никелевыми, железными и апатит-нефелиновыми рудами.
В ___________ (В) области разрабатывается крупнейшее в Европе
месторождение алмазов. На шельфе морей Северного Ледовитого океана
разведаны крупные месторождения нефти и природного газа.
Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим,
мысленно вставляя на места пропусков слова (словосочетания) из списка
в нужной форме. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний)
в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое
слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Список слов (словосочетаний):
1) бокситы
2) оловянные руды
3) западный
4) восточный
5) Мурманская
6) Архангельская
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные
слова (словосочетания). Запишите в таблицу под каждой буквой номер
выбранного Вами слова (словосочетания).
Ответ: А Б В

6. Численность населения города – важный фактор, определяющий его
экономическое и социальное развитие. Какие три из перечисленных городов
России имеют наибольшую численность населения? Запишите в таблицу
цифры, под которыми указаны эти города.
1) Владивосток
2) Екатеринбург
3) Пенза
4) Краснодар
5) Оренбург
6) Ростов-на-Дону
Ответ:

7.Установите соответствие между страной и диаграммой, отражающей
распределение её экономически активного населения по секторам
экономики: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите
соответствующую позицию из второго столбца.

СТРАНА







А) Финляндия

Б) Малайзия
В) Марокко

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
ЭКОНОМИЧЕСКИ
АКТИВНОГО НАСЕЛЕНИЯ




Ответ:

А

Б

И





8.

9.

10.

11.

12.



13.

14.


15.

16.

17.

18.


19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

Ответы на тестовые вопросы

Критерии оценивания

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

*Примерный демонстрационный вариант использован со


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!