СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моя родословная

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Моя родословная»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12

имени Героя Советского Союза Ж.Е.Тулаева» г.Улан-Удэ















«Моя родословная»









Выполнил: ученица 6 «а»

Трубченинова Диана Евгеньевна

Научный руководитель:

Корытова Евгения Александровна

учитель истории и обществознания









г.Улан-Удэ,

2021

Оглавление

Введение ...............................................................................................

3

ГЛАВА 1 Теоретическая часть...........................................................

4

        1.1 Понятия "генеалогия" и "родословная"..............................

4

         1.2 Виды генеалогического древа.............................................

5

ГЛАВА  2 Практическая часть...........................................................

8

          2.1 Анкетирование.....................................................................

8

2.2 Составление генеалогического древа……….....................

9

Заключение ……………………………………………..…………..

11

Список литературы ………………………………………………....

12

Приложение 1.......................................................................................

Приложение 2.......................................................................................


13

14























Введение

В течении двух лет в школе, на уроках истории, мы изучаем прошлое разных стран – как люди жили, чем занимались, как формировались государства, какие вооруженные конфликты происходили и т.п. Но мне всегда была интересна история моей семьи. Я много времени провожу со своими бабушкой и дедушкой, слушая рассказы старшего поколения, невольно задумываешься о том, в какое тяжелое время они жили. Именно из этих рассказов, а также неповторимых фактов, событий, складывается история семьи.

Тот факт, что знать историю своей семьи необходимо, у меня не вызывает сомнений, но что же такое семья? Мы часто слышим: «Семья – это семь «Я». А что это значит? Что в семье живёт несколько человек или что-то другое? На мой взгляд, эта фраза имеет более глобальный смысл, и связана она с поколениями наших предков, которых человек должен знать и чтить.

Одним из способов обработки информации и представления её в сжатом виде является генеалогическое древо. Генеалогическое или родословное древо – это схема, в которой отображены родственные связи, чаще всего прямых предков и потомков.

Перебрав семейные фотографии, побеседовав с мамой, я решила заняться составление генеалогического древа своей семьи. Трудности возникли почти сразу, поэтому мне стало интересно, насколько хорошо знают своих предков мои одноклассники.

Целью работы - познакомиться с историей моей семьи.

Я поставила перед собой задачи:

  1. определить значение слов «генеалогия» и «родословная»

  2. изучить виды генеалогического древа

  3. выяснить насколько хорошо знают свои предков мои одноклассники

  4. составить родословное древо своей семьи.

Объект исследования: родословная семьи Трубчениновых.

  • Гипотеза исследования: Я предполагаю, что сбор информации о своей семье дело сложное, но возможно с новыми достижениями техники этот процесс стал проще.

Методы проведения исследования:

  1. анкетирование моих ровесников;

  2. сбор информации о моих родственниках - изучить семейный архив: документы и фотографии;

  3. систематизация полученной информации.


Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Понятия "генеалогия" и "родословная"

Генеалогия занимается исследованием истории человечества через историю отдельно взятой семьи и конкретных членов этой семьи, их место в обществе. Своей задачей генеалогия видит исследование и получение информации о происхождении рода, место этой родовой ветви в историческом процессе, факторы оказали влияние на развитие данной семьи и отдельных личностей. Как любая наука, генеалогия базируется на законах, приведем несколько из них.

Первый закон. На каждые 100 лет приходится жизнь трех поколений. Это означает, что разница в возрасте между родителями, детьми и внуками составляет примерно по 30 лет. Второй закон. Удваивание числа предков в каждом поколении. Легко понять, что у каждого человека есть два родителя. У каждого из них тоже два родителя (значит 4 бабушки-дедушки), а у них тоже по 2 родителя и так далее.
Любительская генеалогия, стала очень популярной за последние годы среди обычных людей, неученых. Исследователи занимаются поисками собственных предков, систематизирует знания об истории конкретной семьи и родовой ветви. Увлечение родословием чаще всего не имеет под собой научных знаний. Часто с какого-то семейного предания начинается долгий поиск участников событий из этой легенды.
Генеалогия не может существовать отдельно от истории. Понимание истории собственной семьи происходит в результате глубокого изучения истории страны и местности проживания. 
Родословная – это система родства, которая определяет место человека в семье, помогает выстроить с близкими людьми особые родственные отношения. Эти отношения основаны на понимании того, что жизнь родных – большая ценность. Строятся родственные отношения чаще всего на взаимной любви родителей и детей, старшего и младшего поколений. Любовь позволяет людям чувствовать свою ценность. Именно семья помогает понять человеку свое место среди других людей, именно в семейном кругу люди стали различать и уважать особые неравные отношения (иерархию, субординацию), без которых общество не модет существовать. Человеку необходимо понимать степень своей значимости в каждой конкретной ситуации. Четкое понимание и выполнение своей роли в семье позволяет чувствовать себя ее полноценным членом, уважаемым человеком: отцом, матерью, сыном, внуком и т.п.

Главная задача рода и семьи – дать жизнь детям, вырастить и воспитать их, создавая благоприятные условия. Радость рождения ребенка и горе смерти человека острее всего переживают родственники. Эти чувства привели человечество к мысли о ценности жизни.

1.2 Виды генеалогического древа

Есть несколько методов составления родословного древа. Самые распространенные это прямое восходящее и обратное нисходящее Восходящее. Здесь цепочка строится по направлению от потомка к предкам. В качестве начального элемента выступает составитель схемы.Составитель располагает информацией в основном о своих ближайших родственниках: родителях, дедушках, бабушках и т. д. – и постепенно углубляется в прошлое.

Нисходящее. В этом случае цепочка имеет противоположное направление. В качестве начала выступает один предок (или супруги).

Составляя родословное дерево нужно учитывать линии наследования. Они бывают двух видов: прямая ветвь - цепочка включает, вас, ваших родителей, их родителей и т. д. Боковая ветвь - она учитывает ваших братьев и племянников, братьев и сестер дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек и т. д.

Эти схемы – восходящую и нисходящую с прямыми и боковыми ветвями – можно составлять, как смешанную: одновременно для мужчин и женщин своего рода, – так и для отслеживания наследования только по роду отца или матери.

Также существует схема в виде круговых таблиц, то же прямая и обратная- то есть начиная от потомка из центра и наоборот от предка (рисунок 1)


Рисунок 1.


Другая очень интересная схема Бабочка (рисунок 2), песочные часы (рисунок 3), веер (рисунок 4)












Рисунок 2 Рисунок 3














Рисунок 4.



Глава 2. Практическая часть

2. 1. Анкетирование

В прошлом годы, чтобы выяснить, актуальна ли данная проблема и занимался ли кто-то еще из моих друзей семейным древом, было проведено анкетирование друзей и одноклассников. В общей сложности было опрошено 6о человек. В разработанную мною анкету были включены 6 вопросов (Приложение 1 ). В этом году, вернувшись к данной теме, я решила повторить анкетирование и определить изменятся ли результаты анкетирования.

Опросив контрольную группу, я получила следующие результаты.

На вопрос, знаешь ли ты имена своих прабабушек и прадедушек, утвердительно ответили 20 человек – 33,% опрошенных – это на 3% больше, чем в прошлом году. На следующий вопрос, знаешь ли откуда они были родом и чем занимались, положительно ответили 11 человек – 18,3% - на 5% больше чем годом ранее, знают только откуда они – 10 человек – 16, 6%, не владеют данной информацией – 65% опрошенных. Затем, я поинтересовалась тем, строил ли они когда – ни будь свое семейное дерево, и выяснила, что 59- 98,3% опрошенных мною людей хоть раз в жизни пытались построить данное древо (на 7% больше, чем годом ранее). Отрицательно ответили только 5 человек -8, 3%. После чего я спросила, о том, как можно хранить память и информацию о своей семье, получила следующие ответы: записывать - 30 человек– 50%, в электронном виде – 15 человек – 25%, фотографии- 13 человек – 21, 6% , запоминать самому- 2 человека -3,3% - результаты не изменились. Заключительный вопрос был следующий «как ты думаешь, знать свою родословную это важно?», все опрошенные мною лица ответили утвердительно, что меня очень порадовало, это говорит о том, что каждый из моих сверстников понимает важность и значимость истории семьи.

Таким образом, посчитав и сравнив положительные и отрицательные ответы, ответы прошлого и настоящего годов, можно прийти к выводу, что практически всем история своей семьи интересна, после моего опроса в 2020 году интерес к истории семейного древа вырос примерно у 5% респондентов, практически каждый сделал попытку составить родословное древо. И это не удивительно - это и правда очень интересно. Так, например я с огромным интересом продвинулась дальше в своем исследовании и начала просматривать архив собранный родителями – семейные фотографии, беседовала с мамой, бабушкой. Но, к сожалению, мало кто из нас знает историю семьи глубже третьего- четвертого поколения.

2.2. Составление генеалогического древа

Работа по составлению и художественному представлению генеалогического древа, мною была проделана работа в несколько этапов. Первый этап заключался в опросе родственников; работа с семейным архивом, в большей мере с фотографиями. Результаты опроса родственников, а также сведения, которые позднее будут обнаружены в архивах, необходимо внести в генеалогическую карточку.

Второй этап - по сети Интернет можно узнать информацию о тех или иных документах, а также о происхождении своей фамилии. Так, например, я познакомилась с несколькими версиями происхождения фамилии, наиболее интересными мне показались следующие. Фамилия Трубчанинов образована от прозвища Трубчанник. В таком случае оно относится к «профессиональным» именованиям, содержащим указание на род занятий человека. Обычно в прошлом Трубчанником называли трубача, затем — трубочиста, а в XIX веке – пожарного, трубящего в трубу при выезде команды.
А также, что фамилия Трубчанинов может быть образована от прозвища Трубчанин. Так в старину называли жителя города Трубецка, ныне Трубчевска, Брянской области. Этот город находился во владении князей Трубецких. Очевидно, предок обладателя фамилии Трубецкий также является уроженцем этого города.

Третий этап - обработка собранных материалов. Построение родословного древа, для этого мне понадобились лист бумаги, карандаш, линейка, ручка ластик. После чего, полученное древо я перевела в электронный вид. (Приложение 2)

Четвертый этап - презентация полученной работы.




































Заключение

История семьи – это неотъемлемая жизнь каждого человека, сложно найти того, кто ни разу не интересовался, кем были его предки, радо или поздно мы приходим к этому вопросу.

В ходе проведенной работе я выяснила, что же такое генеалогия и родословная. После чего приступила к решению второй, поставленной задаче, и узнала, что такое генеалогическое древо, каких видов и типов оно бывает. Затем была проведена работа среди моих сверстников, проведенное анкетирование напомнило им о их родственниках и о том, как мало мы о них знаем, что в очередной раз подчеркнуло остроту и актуальность рассматриваемого вопроса. Заключительным этапом работы стало представление собранной информации о моей семье в виде схемы – древа, что я с успехом сделала. Но к сожалению, пока, мое древо представляет только четыре поколения родственников, я не собираюсь останавливаться на достигнутом и намерена продолжать работу в данном направлении.

Так в ходе моего исследования подтвердилась гипотеза, что составить родословную и построить дерево сложно, но в наше время при помощи технических возможностей – этот процесс стал проще.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены, гипотеза доказана.














Список литературы

  1. Большая иллюстрированная энциклопедия в 32 томах (т. 7), г.Москва , «Издательство АСТ Астрель»,501 стр., 2010 г.;

  2. Данилюк А.Я Основы светской этики // А.Я Данилюк – учебник для 4-5 классов, - Москва: Просвещение, 2012 – 63 с.

  3. Семейных архив семьи

  4. Семейных архив семьи Трубчениновых

































Приложение 1

АНКЕТА

1. Знаешь ли ты имена своих прабабушек и прадедушек?

а) да б) нет

2. Знаешь ли откуда они были родом и чем занимались?

  1. нет

  2. да ,только откуда они

  3. да, и откуда они и занятия, профессии.

3. Строил ли ты когда – ни будь свое семейное дерево?

а) да б) нет

4. Сохранил ли ты это дерево?

а) да б) нет

5. Как ты думаешь, как можно хранить память и информацию о своей семье ?

  1. Записывать

  2. В электронном виде

  3. Фотографии-

  4. Запоминать самому

6. Как ты думаешь, знать свою родословную это важно?

а) да б) нет













Приложение 2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!