Российская Федерация
Управления образования Администрация Сысертского городского округа
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №13 «Колосок», адрес: 624005, Свердловская область
Сысертский район, п. Октябрьский, ул. Чапаева 3, тел.: (343) 383-60-09
оф.сайт: madou13m.tvoysadik.ru, эл.почта: madou13m@mail.ru
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
“МОЯ МАЛАЯ РОДИНА
ПОСЕЛОК ОКТЯБРЬСКИЙ”
подготовительная к школе группа
Воспитатели: Пирожкова И.В.
Зеленова И.А.
п. Октябрьский
2024г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы, родители воспитанников, педагоги.
Вид проекта:
По времени – долгосрочный.
По количеству участников – коллективный.
По форме - социально – значимый.
Время реализации проекта: с октября 2023 г. по апрель 2024 г.
Актуальность
Согласно ФГОС ДО, одним из принципов дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации развития детей. Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. Знакомство с прошлым и настоящим своей малой родины, особенностями природы, экономических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.
Проблема: Наблюдая за детьми, разговаривая с ними, я пришла к выводу, что дошкольники мало знают о своём городе, крае, где они родились и живут. Поэтому возникла необходимость разработки проекта « Моя малая Родина – посёлок Октябрьский». Мы живем на Урале, и должны помочь детям узнать, чем красив и богат край, который носит такое гордое имя.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.
Патриотизм в современных условиях – это с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, селу.
Воспитывая любовь ребенка к тому, что его окружает, к самому близкому и дорогому – мы воспитываем патриотизм.
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому, детскому саду, селу, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля.
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделят детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью.
Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать
Цель: создание комплекса организованных мероприятий по воспитанию у старших дошкольников любви к малой Родине, через ознакомление с историей, природными богатствами, литературным творчеством народа, его традициями, любви и уважения к близким людям.
Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, родном селе, о своей стране. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Задачи:
Дать знания о малой родине: история, символика, достопримечательности, экологическая ситуация;
Воспитывать любовь к малой родине, умение видеть прекрасное, гордиться им;
Формировать экологическую культуру;
Создать условия для развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным селом;
Организовать совместную деятельность с родителями;
Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;
Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится;
Учить детей принимать участие в обсуждении программ, семейных праздников, некоторых проблем семьи и детского сада;
Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Гипотеза:
Воспитание патриотизма у детей будет более успешным если:
Обеспечить организацию работы по воспитанию уважительного отношения к людям различных национальностей, проживающих на территории поселка Октябрьский;
Привлечь родителей к процессу воспитательно - образовательной работы;
Регулярно обращать внимание детей на отношение к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, селу.
Реализация проекта.
Содержание деятельности. | Цели и задачи. | Сроки выполнения. |
Подготовительный этап |
Подбор методической и художественной литературы, наглядного материала | | октябрь 2023г. |
Создание предметно-развивающей среды | Оформить уголок с символами РФ, Свердловской области, Сысертского района, семейных альбомов, фотографий с достопримечательностями родного поселка, фотографии посёлка, Бажовского парка. | октябрь 2023 г. в течение года |
Основной этап |
Образовательная область «Познавательное развитие» «Моя Родина-посёлок Октябрьский» «Путешествие по поселку» Создание видео и фото родного поселка (виртуальная экскурсия) «Люди труда родного посёлка» «Растения и животные Сысертского района (Бажовский парк)» «Крупные города» «Народные приметы», «Легенды» «Семейные традиции» (семейный альбом) | Познакомить дошкольников с историей возникновения поселения Обручевка. Формировать знания истории, географии своего края в котором живет ребёнок. Формировать первичные представления о малой родине и Отечестве, гражданскую принадлежность, гордость за её достижения. Познакомить дошкольников с сельскими профессиями: доярка, телятница, механизатор, фермер, тракторист. Воспитывать уважение к людям, работающим в сельском хозяйстве. Рассказать детям о результатах их труда, о важности их труда для других людей. Обогатить представления детей о диких животных Сысертского района, познакомить с их повадками и условиями жизни, об охране природы, помощи человека диким животным. Дать представление о богатстве растительного мира и природных ископаемых Урала. В работе использовать фотографии Бажовский парк (видеоролик) Рассмотреть фотоиллюстрации посёлка, улицы учить рассказывать о них, называть. Воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям разных национальностей, живущих на Урале. Познакомить детей с народными приметами, дать объяснение. Познакомить с легендами: Бажовский парк. | октябрь 2023 г. ноябрь 2023 г. декабрь 2023г. в течение года В течение года По сезонам |
Образовательная область «Ознакомление с художественной литературой» - Чтение сказов Бажова - Чтение стихов уральского писателя С.М. Гершуни. - Чтение рассказов С.К. Власовой. Чтение произведений об Урале, разучивание стихов, песен о нем. - Почему Урал Уралом зовут - Р. Алдонина «На Урале» -Л.Татьяничева «Мой синий Урал», «Любить Урал» Создание мини – музея «Сказы Бажова» | Познакомить детей с Уральскими авторами и их литературными произведениями. На литературных примерах продолжать знакомить детей с историей народа: бытом, обычаями, гостеприимством. | В течение года |
Образовательная область «Развитие речи» -Разучивание стихов о Родине. 1. Составление рассказов на тему: «Где я живу», «Моя улица», 2. «Профессии моих родителей», «Где я побывал в выходные дни», «Семейные традиции» 3. Сочинение стихотворений о природе нашего края, животных, обитающих в нашей местности. 4. Сочинение загадок о нашем селе. 5. Сотворчество с родителями «Сочини частушку о селе» | Знакомить детей с творчеством народов Урала: пословицами, поговорками, прибаутками; активизировать и обогащать словарь. Развивать творческую активность | В течение года |
Образовательная область: «Художественно –эстетическое развитие» Рисование на тему: «На берегу реки» Рисование на тему: «Я и моя семья», «Моя улица». Оформление выставки семейного рисунка «Я и моя семья». Изготовление поделок: «Мой дом», Лепка «Животные и птицы». Создание коллажа «Достопримечательности посёлка». Создание альбома «Чудеса Урала», «Семейные традиции». Конкурс поделок из природного материала: «Чудо с грядки» Оформление фотовыставки «Семейный отдых». «Мамин день», «Папа может всё!», Моя любимая бабушка», Разучивание песен про маму, папу, про бабушку, про детский сад. | Учить детей рисовать природу родного края. Воспитывать у детей интерес к окружающему, развивать наблюдательность, передавать в рисунке особенности своего поселка. Воспитывать любовь и уважение к близким людям. Повышать интерес дошкольников к своему селу. Развивать любознательность. Развивать творческую фантазию Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится и любит. | Январь 2024 г. Февраль - март 2024 г. В течение года Октябрь 2023 г. Февраль-март 2024 г. |
Образовательная область «Физическое развитие» Составление правил поведения на улице, дома, в детском саду, в общественных местах Физкультурный досуг «Зарница» «Зарядка с папой» Экскурсия по посёлку | Познакомить детей с подвижными играми народов Урала. Развивать ловкость и координацию движений, устойчивое равновесие, быстроту реакции. Закрепить правила поведения дома и в общественных местах. Формировать уважение и гордость к Российской армии. | В течение года Февраль 2024г. |
Организация работы с родителями Анкетирование родителей: «Нужно ли патриотическое воспитание вашему ребенку?». Предложить составить генеалогическое дерево своей семьи, рассказать детям о своем роде. | Привлечь к сотворчеству родителей: - в оформлении творческих работ, в изготовлении поделок, в составлении рассказов, сочинительству частушек, к помощи в изготовлении костюмов к национальным праздникам, проводимых в детском саду. -к проведению совместных досугов, - к участию в целевых прогулках и экскурсиях, акциях. | В течение года Апрель 2024г. |
Заключительный этап |
Проведение виртуальной экскурсии на тему: «Моя малая Родина – посёлок Октябрьский» | Обобщить знания детей о своей малой Родине. | Апрель 2024 г. |
Ожидается, что разработанный и проведенный комплекс мероприятий проекта будет способствовать:
повышению интереса дошкольников к своему селу, своей стране;
овладению детьми информацией по истории, культуре и быту народа в соответствии со своим возрастом;
формированию представлений о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.
воспитанию нравственных качеств личности: доброты, уважения к старшим, любви к Отчизне и др.
Виртуальная экскурсия «Моя родная земля»
по нравственно-патриотическому воспитанию
Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
Задачи:
Образовательные:
закреплять умения детей интонационно, выразительно рассказывать стихи наизусть;
совершенствовать умение составлять небольшие рассказы о своей деревне;
закрепить знания детей о малой Родине, основные достопримечательности родного края, знания детей о сельскохозяйственных профессиях, символике района, области, государства;
формировать интерес к малой Родине.
Развивающие:
развивать чувство патриотизма и любви к Родине;
развивать связную речь;
развивать память, сообразительность, находчивость;
развивать умение использовать в собственной речи средства языковой
выразительности;
развивать детское творчество, умение применять известный алгоритм работы при конструировании из строительного материала (гипс).
Воспитательные:
продолжать воспитывать любовь к Родине, к малой родной, чувство
гордости за людей, живущих в ней;
обучать навыкам межличностного взаимодействия,
Оборудование:
слайдовая презентация «Традиционные национальные праздники в детском саду»;
картинки и репродукции с изображением символики района , области, герба и флага России, -картинки людей в национальных костюмах, живущих на территории Урала;
достопримечательности посёлка, интерактивная игра «Назови правильно»;
запись русской народной песни «По малину в сад пойдём», «С чего начинается Родина».
Предварительная работа:
Разучивания пословиц и поговорок о Родине. Работа с иллюстративным материалом. Познавательное занятие «Государственная символика». Рисунки детей на тему “Мой посёлок”. Проведение традиционных национальных праздников. Консультации для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье».
Знание детьми информации о Родине, её символики.
Предполагаемый результат:
Знание достопримечательностей села, традиций, памятников природы.
Проявление интереса, заботы к своему селу.
Ход
Здравствуйте!
Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
Здравствуй! – улыбнётся он в ответ.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в родном краю-
Всех я вас приветствую!
(Звучит песня М. Бернесса "С чего начинается родина")
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! На занятиях мы с вами раскрываем тайны и секреты слов. Вы готовы сегодня узнать очередную тайну? … Послушайте внимательно. Итак, слово «родная», «родимая».
Вопросы к детям: - О чём поётся в этой песне? - Что такое Родина, ребята?
Ответы детей: Это место где мы родились и живем. Это наш край. Это наша страна
- Кто расскажет нам стихотворение о Родине?
1 ребенок:
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
2 ребенок:
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
3 ребенок:
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(слайд: карта страны)
Воспитатель: Необъятны просторы нашей Родины. Но у каждого человека есть свой маленький уголок, есть край, где он родился, где он живешь, родной дом, улица. Это маленькая Родина. И где бы человек ни был, он всегда с большой любовью вспоминает свой край.
Как называется наша малая Родина? (дети называют район, посёлок)
Сыграем с вами в игру «Подбери словечко». Нужно придумать к словам «родная», «родной», подходящее слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным.
Предполагаемые ответы детей: « Мама, папа, дом, детский сад, поселок, город, край».
Воспитатель: Замечательно подобрали! Давайте вспомним, как слово «родная» может звучать в стихотворении:
1 Ребенок: Родина моя – бескрайняя Россия,
И Сибирь, и Волга, и Урал…
Все места для русского святые,
Где бы ты в России не бывал.
2 Ребенок: Каждая берёзка, кустик каждый,
Задремавшие в лесу поля,
Все напомнит мне о самом важном
Только здесь родимая земля!
Воспитатель: «Родимая, родная сторона» — как вы думаете, что это? (выслушиваются ответы детей) — «Родная сторона» — это место, где нам все дорого и близко, где все для нас родное. А сейчас посмотрите на глобус, как огромна наша страна, как обширны её пределы. Все это наша большая Родина. Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край – Урал, это наша малая Родина.
Там где твой родной дом, мама, которая дала тебе жизнь.
А сейчас мы с вами поиграем. Я буду иностранным корреспондентом, а вы жители посёлка Октябрьский. Вы должны достойно встретить гостя и рассказать о своей малой Родине. (Воспитатель переодевается в иностранного корреспондента). Звучит песня «С чего начинается родина».
- Здравствуйте, дети! Я приехала из другой страны и собираю интервью у жителей вашей деревни. Помогите мне это сделать.
- Расскажите, какие учреждения есть в вашем поселке. Ответы детей: «Школа, магазины, амбулатория, сельская администрация, детский сад, музыкальная школа, ферма, библиотека, парк «Бажовский».
Посёлок у вас большой, много улиц. А знаете ли вы названия этих улиц? Ответы детей, на какой улице они проживают (слайд)
Люди начинают строить города и села на берегах рек или больших озер. Есть ли у вас природные достопримечательности? Ответы детей.
Какие рыбы в этих реках водятся, и что нужно делать, чтобы они не исчезли? Ответы детей. Очень хорошо! А какие животные водятся на Урале?
Есть такая русская поговорка «Где родился, там и пригодился». Какие сельские профессии вы знаете? Ответы детей: «Хлебороб, доярка, комбайнёр, тракторист, доярка, фермер, механизатор и много других».
В вашем селе живут люди разных национальностей, которые чтят свои обычаи и традиции (слайд) с изображением людей в национальных одеждах. Дети называют национальности.
У вас в детском саду тоже стало традицией проводить национальные праздники. Слайд
Просмотр мультимедийной презентации – национальные праздники в детском саду. Дети говорят названия праздников: «Курбан-Байрам», «Рождественские калядки», «Масленица», «Пасха». Музыкальная пауза «Во поле берёза стояла» (дети водят хоровод вокруг берёзки).
Воспитатель просит выбрать и показать из предложенных им картинок герб Сысертского района.
Воспитатель: « А кто знает стихотворение о Родной земле? Ребенок читает стихотворение:
Родная земля
Холмы, перелески, луга и поля —
Родная, зелёная наша земля.
Земля, где я сделал свой первый шажок,
Где вышел когда-то к развилке дорог.
И понял, что это раздолье полей —
Частица великой Отчизны моей.
Воспитатель: Кто из вас знает, как называется ваша огромная страна, в которой вы живете? (Россия).
У каждой страны есть главный город — своя столица. А как называется главный город в вашей стране? (Екатеринбург).
Выберите из предложенных вам флагов и гербов, флаг и герб вашей страны. Как и у каждого государства у вас есть своё правительство. Как зовут президента вашей Родины?
Ребята, а какие вы знаете пословицы о Родине?
Дети: - Родной край – сердцу рай.
-Нет в мире краше Родины нашей.
-Человек без Родины, что соловей без песни.
-На чужой стороне Родина милее вдвойне.
- Родину-мать учись защищать.
-Если дружба велика, будет Родина крепка.
-Жить – Родине служить
-Береги Родину, как зеницу ока.
-Родная земля и в горсти мила.
Воспитатель: «Спасибо, дети. Мне очень понравилось, что вы знаете и любите свою Родину и малую и большую, когда люди любят свою Родину она становится богаче и сильнее».