СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - элективный курс для учащихся 9 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краеведческий курс для учащихся 9 класса "МОЯ МАЛАЯ РОДИНА".

Просмотр содержимого документа
«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - элективный курс для учащихся 9 класса»

МОЯ МАЛАЯ РОДИНА

Коннова Н.Б., учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ с. Новополеводино;


Пояснительная записка.

Данный элективный курс «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА

разработан для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы и рассчитан на 12 учебных часов. Курс носит краеведческий и топонимический характер.

Вопросы изучения школьниками культурного наследия России и родного края становятся актуальными для современного исторического образования. Это связано с тем, что объекты культурного наследия способствуют целостному развитию личности, воспитывают духовно-нравственные качества, формируют чувство патриотизма у подрастающего поколения. Изучение культуры наших предков учит детей любить не только свою страну, но и свою «малую родину», воспитывает чувство гордости и формирует гражданскую активную позицию.

Новизна курса заключается в его универсальности и возможности использования всеми участниками общеобразовательного процесса: учащимися 9-х классов, их родителями, педагогами, в том числе учителями-предметниками, классными руководителями. Элективный курс позволяет полнее учесть интересы и профессиональные намерения девятиклассников, сделать процесс выбора профильного обучения более интересным, а результат – точным и обоснованным. Курс реализуется на базе Центра патриотического воспитания школы.

Цель курса – расширение и обобщение знаний по истории и краеведении, создание целостного картины «малой Родины», села Новополеводино Балаковского района.

Задачи:

  • углубление знаний учащихся о культурном наследии родного края и села;

  • обеспечение приобретенных универсальных знаний, навыков, умений;

  • используя познавательный и исследовательский методы, научить работать с дополнительным материалом (архивными данными, монографиями, статистическим и справочным материалом, с картами);

  • установление причинно-следственных связей между топонимами своего села;

  • применение сведений, полученных в основных типах карт, атласов, планов, и развитие умения использовать их в повседневной жизни;

  • воспитание интереса к истории своего Отечества, своего края;

  • формирование экологической, эстетической, духовной культуры учащихся, уважения к историческому прошлому родного края и села;

  • развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе;

  • воспитание таких качеств личности, как сострадание, милосердие и уважение к человеческому достоинству.

Использование комплексного подхода в изучении родного края позволяет сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания. Ученики не только самостоятельно изучают особенности своего села с помощью экскурсий, проведения практических работ, интервью с жителями села, работы с историческими документами, со справочным материалом, но и как бы «проживают» явления культуры и истории, пропуская их через свое собственное творчество.

Содержание элективного курса позволяет выявить роль села Новополеводино и Балаковского района в жизни страны. Рассматриваются особенности истории возникновения первых поселений, миграция населения, народных традиций, обычаев, хозяйства, особенности местности.

При изучении курса предполагается работа с различными источниками информации, а главное- практическая направленность.

Каждая тема элективного курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную, групповую и коллективную) работу учащихся. Изучение тем курса проводится в разнообразной форме: лекции, беседы, экскурсии в ЦПВ, СКЦ, семинары, практикумы.

В ходе занятий предполагается подготовка учащимися докладов, взятие интервью у жителей села, анкетирование, выполнение творческих работ: картосхем, фотоколлажа, мини-сочинений. Итогом работы учащихся являются создание и презентация группового проекта «Историческое и культурное наследие нашего села».


Учебно-тематический план.


п/п

Наименование тем курса

Всего

часов

Форма

проведения

Форма контроля

1.

Любить Родину – значит знать её и ценить! (знакомство с содержанием и особенностями курса)

1

Беседа.

Интервью с учащимися

2.

Природные условия, климат и положение села Новополеводино

1

Лекция.

Практикум.

Составление картосхемы.

3.

Топонимика села Новополеводино Балаковского района.

1

Урок-практикум.

Составление картосхемы.

4.

Из глубины веков.

1

Лекция.

Тесты, интервью

Наш край в годы Гражданской войны.

5.

Гражданская война в г. Балаково и в селе Новополеводино

1

Круглый стол.

Сообщения, доклады.

6.

Виртуальная экскурсия в Дом-музей В.И. Чапаева

1

Виртуальная Экскурсия.

Сообщения.

7.

«Никто не забыт, ничто не забыто…»

1

Лекция беседа, просмотр слайдов.

Доклады. Онлайн-тест

8.

Памятные места села.

1

Лекция с элементами беседы, просмотр презентации.

Фотоколлаж «Стоп-кадр».

9.

Практическая работа №1 «Составление картосхемы «Культурное наследие».

1

Урок-практикум.

Составление картосхемы

Анкетирование.

10.

Быт и народные традиции и обычаи села Новополеводино.

1

Урок-панорама в ЦПВ школы

Мини-сочинение на тему: «Традиции моего села», «Обычаи моей семьи»

11.

Сельские проблемы и пути их решения.

1

Семинар.

Составление плана мероприятий по решению проблем.

12.

«Село вчера, сегодня, завтра» Аспекты современной жизни села.

1

Урок-конференция.

Создание и презентация группового проекта «Историческое и культурное наследие нашего села».


Всего:

12




Содержание программы.

Занятие 1. Любить Родину значит знать её!

Знакомство с содержанием и особенностями курса.

Введение. Понятие Родина. «Малая родина». Знакомство со структурой курса. Современные методы исследовательской работы. Знакомство с литературой.

Литература.

1. Аристов Г. Под крышей дома твоего. // Газета «Провинциальная жизнь» № 47 от 23.11.06 г.

2. Сахаров А., Троицкий С. Живые голоса истории. – «Молодая гвардия», 1971.

3. Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). – Саратов: Приволжское кн. изд-во, 2002.


Занятие 2. Природные условия, климат и положение села Новополеводино.

Село находится в 55 км от г. Балакова. Границы села. Геологическое строение. Рельеф, его влияние на особенности хозяйственной деятельности села. Антропогенные явления.

Климат Местоположение речных систем, озер. Реки. Озёра и пруды. Хозяйственное значение вод.

Почвы.Хозяйственное использование. Животный и растительный мир

Литература.

1. Горцев В.И. Саратовская область в географических названиях. – Саратов, 1984.

2. Демин А.М., Макарцева Л.В. География Саратовской области. – Саратов. Изд-во «Лицей», 2005.

3. Курбанов Е.В., Полубояринов Е.В. Саратовский край. – Саратов, 1976.

4. Курбанов Е.В., Полубояринов Е.В.Земля саратовская. – Саратов, 1975.

5. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М, 1991.

6. Сахаров А., Троицкий С. Живые голоса истории. – «Молодая гвардия», 1971.

8. Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). – Саратов: Приволжское кн. изд-во, 2002.


Занятие 3. Топонимика Балаковского района и села.

Наука «топонимика». Топонима- язык земли. Цели и задачи. Происхождение названий. Классификация.

Практическая часть занятия.

Нанесение на картосхему в соответствии с классификацией населенные пункты и природные объекты села.

Литература.

1. Демин А.М., Макарцева Л.В. География Саратовской области. – Саратов. Изд-во «Лицей», 2005.

2. Курбанов Е.В., Полубояринов Е.В. Земля саратовская. – Саратов, 1975.

3. Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). – Саратов: Приволжское кн. изд-во, 2002.

4. В.Д. Бондалетов «Русская ономастика», Москва, «Просвещение, 1983 г.


Занятие 4. Из глубины веков.

Ранние оседлые поселения. Кочевники: скифы, хазары, половцы. Беглые крестьяне. Старообрядцы. Появление колонок-поселений. Манифест Екатерины II. Строительство города Балакова. Революция 1917 года. Установление советской власти. Пятилетки. Герб Балакова.

Практическая часть занятия. Придумать и нарисовать герб села Новополеводино.

Литература.

1. Булычев М.В., Воронежцев А.В. История Саратовского края. – Саратов, 1996.

2. Каргин Ю. Старообрядцы на Иргизе. // «Памятники Отечества» №40 (3/4 1998).

5. Курбанов Е.В., Полубояринов Е.В. Саратовский край. – Саратов,1976.

6. Курбанов Е.В., Полубояринов Е.В. Земля саратовская. – Саратов, 1975.

Занятие 5. Гражданская война в г. Балаково и селе Новополеводино.

Гражданская война. В.И.Чапаев. Биография В.И. Чапаева. Памятные места (Дом-музей В.И. Чапаева, скульптура «В.И. Чапаев на коне», памятник героям гражданской войны).

1. Булычев М.В., Воронежцев А.В. История Саратовского края. – Саратов, 1996.

2. Курбанов Е.В., Полубояринов Е.В. Саратовский край. – Саратов, 1976.

4. Курбанов Е.В., Полубояринов Е.В.Земля саратовская. – Саратов, 1975.

6. Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). – Саратов: Приволжское кн. изд-во, 2002.


Занятие 6. Дом-музей В.И. Чапаева (Виртуальная экскурсия).

Занятие проводится в виде виртуальной экскурсии в Дом-музей В.И. Чапаева. Выступление в роли корреспондента местной газеты «Балаковские вести».

Литература.

1. Аристов Г. Под крышей дома твоего. // Газета «Провинциальная жизнь» № 47. 23.11.06г.

2. Булычев М.В., Воронежцев А.В. История Саратовского края. – Саратов, 1996.

3. Курбанов Е.В., Полубояринов Е.В. Саратовский край. – Саратов, 1976.

4. Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). – Саратов: Приволжское кн. изд-во, 2002.

Занятие 7. «Никто не забыт, ничто не забыто…»

Великая Отечественная война. Всё для фронта! (участие балаковцев). Письма с фронта. 17 Героев Советского Союза и 5 кавалеров Ордена Славы. Аллея Героев. Биографии: М.С. Волкова, В.К. Ерошкина, Н. В. Грибанова, И. Мельникова, П.И. Егорова, Ф.П. Полынина. Памятник воинам-героям.

Литература.

1. Курбанов Е.В., Полубояринов Е.В. Саратовский край. – Саратов, 1976.

2. Курбанов Е.В., Полубояринов Е.В.Земля саратовская. – Саратов, 1975.

3. Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). – Саратов: Приволжское кн. изд-во, 2002.


Занятие 8. Памятные места города Балакова и села.

Свято-Троицкий Храм. История создания краеведческого музея. Выдающийся русский изобретатель Ф.А. Блинов, усадьба-особняк Паисия Мальцева, Здание речного училища. Водонапорная башня. БДТ, завод «Волжский дизель» братьев Маминых Дореволюционные постройки города. Села: СКЦ, стела «Скорбящая мать», Пожарная часть, детский парк, Центр патриотического воспитания школы.

Литература.

1. Аристов Г. Под крышей дома твоего. // Газета «Провинциальная жизнь»№47 23.11.06 г.

2. Булычев М.В., Воронежцев А.В. История Саратовского края. – Саратов, 1996.

3. Курбанов Е.В., Полубояринов Е.В. Саратовский край. – Саратов,1976.

4. Курбанов Е.В., Полубояринов Е.В.Земля саратовская. – Саратов, 1975.

5. Миллер Т. Спешите спасти планету. Ч.2. – М.: Прогресс-Пангея, 1994.

6. Рябцев Ю.С. История русской культуры XI-XVII веков. – Москва, 1997.

8. Сахаров А., Троицкий С. Живые голоса истории. – «Молодая гвардия», 1971.

9. Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). – Саратов: Приволжское кн. изд-во, 2002.


Занятие 9. Практическая работа «Составление картосхемы «Культурное наследие».

  1. Составление таблицы «Памятные и культурные места» на основе ранее изученного материала.

  2. На картосхеме с помощью условных знаков отметьте исторические и культурные памятники, расположенные в центре города.

Литература.

  1. Преображенский Ю.В. Город Пугачев. – Саратов, 1989.

  2. Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). – Саратов: Приволжское кн. изд-во, 2002.


Занятие 10. Быт, народные традиции и обычаи.

Экскурсия в школьный музей – Центр патриотического воспитания. История создания.

Особенности русского народа (быт, традиции и обычаи). Праздники: рождественские колядки, масленица, Иван Купала, Пасха. Традиции и обычаи татарского и казахского народов. Праздники. Сабантуй.

Литература.

1. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – М., 1991.

2. Латышина Д.И. По берегам Идели. Татарский народ. – Москва, 1995.

3. Рябцев Ю.С. История русской культуры XI-XVII веков. – Москва, 1997.

5. Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). – Саратов: Приволжское кн. изд-во, 2002.


Занятие 11. Сельские проблемы и пути их решения.

Сельчане- часть общества. Экологические проблемы. Загрязнение атмосферы (выхлопные газы, электромагнитные излучения). Проблема чистой питьевой воды, дорожное покрытие, отходов и мусора, сооружение свалки. «Сбережем село от мусора!». Отсутствие работы в селе. Использование воды человеком. Орошение. Нерациональное использование.

Система озеленения села.

Литература.

1. Демин А.М., Макарцева Л.В. География Саратовской области. – Саратов. Изд-во «Лицей», 2005.

2. Курбанов Е.В., Полубояринов Е.В. Саратовский край. – Саратов,1976.

3. Миллер Т. Спешите спасти планету. Ч.2. – М.: Прогресс-Пангея, 1994.

4. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М, 1991.

5. Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). – Саратов: Приволжское кн. изд-во, 2002.


Занятие 12. «Село вчера, сегодня, завтра» Аспекты современной жизни села.

Население села. Многонациональный состав – более 12 национальностей. Перепись 2012 года. Сельское хозяйство. Специализация. Техническое оснащение села. Отрасли животноводства. Объекты соцкультбыта:

Аптека, магазины, ФАП, школа, почта, детский сад, СКЦ. Транспорт. Связь.

Благоустройство села.

Литература.

1. Демин А.М., Макарцева Л.В. География Саратовской области. – Саратов. Изд-во «Лицей», 2005.

2. Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). – Саратов: Приволжское кн. изд-во, 2002.


В результате изучения элективного курса ученик должен уметь:

  • описывать, находить, выделять и объяснять особенные признаки объектов и явлений родного края и села;

  • находить самостоятельно в разных источниках информацию и анализировать ее, характеризовать исторические события, факты и явления;

  • применять полученные знания и умения повседневной жизни на практике;

  • обобщать, анализировать и систематизировать материал, доказывать и опровергать, отстаивать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению других;

  • уметь работать с картами, владеть навыками «чтения» карты и составлять на основе полученных знаний картосхемы.


Формы проведения.

    1. Урок-практикум.

    2. Урок-панорама.

    3. Семинар.

    4. Урок-конференция.

    5. Круглый стол.

    6. Составление картосхем.

    7. Работа с экскурсионным материалом.

    8. Публичные выступления (доклады, сообщения).

    9. Создание группового проекта «Историческое и культурное наследие нашего села»


Литература, использованная при подготовке программы.

1. Аристов Г. Под крышей дома твоего. // Газета «Провинциальная жизнь» №47. 23.11.06.

2. Булычев М.В., Воронежцев А.В. История Саратовского края. – Саратов, 1996.

3. Журавлев А. Первые поселения на Иргизе.// Газета «Провинциальная жизнь» №50 от 14.12.06 г.

4. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – М., 1991.

5. Каргин Ю. Старообрядцы на Иргизе. // «Памятники Отечества» №40 (3/4 1998).

9. Курбанов Е.В., Полубояринов Е.В. Саратовский край. – Саратов, 1976.

10. Курбанов Е.В., Полубояринов Е.В.Земля саратовская. – Саратов, 1975.

11. Миллер Т. Спешите спасти планету. Ч.2. – М.: Прогресс-Пангея, 1994.

12. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М, 1991.

13. Рябцев Ю.С. История русской культуры XI-XVII веков. – Москва, 1997.

14. Сахаров А., Троицкий С. Живые голоса истории. – «Молодая гвардия», 1971.

15. Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). – Саратов: Приволжское кн. изд-во, 2002.

16. Бондалетов В.Д. «Русская ономастика», Москва «Просвещение», 1983.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!