Общая информация |
Образовательная область, учебный предмет | География. Население и хозяйство России |
Класс | 9 |
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) | Домогацких Е.М. Алексеевский Н. И. |
Тема учебного занятия | Металлургический комплекс. Чёрная металлургия. |
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п. | Комбинированный |
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия | Урок № 6 в теме «Хозяйтво России» |
Учебная задача Открыть способ … Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию … Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования | Вовлечь учащихся в исследовательскую, организационно-деятельностную, нравственно-оценочную ситуацию по овладению теоретическим знанием в области производства чёрных металлов и способами его прикладного использования |
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты |
Цель Уровень | Базовый («обучающийся научится») | Повышенный («обучающийся получит возможность научиться») |
Цель – предмет (предметный результат) | Обучающиеся научатся составлять схему комбината полного цикла и воспроизводить размещение предприятий чёрной металлургии | Обучающиеся получат возможность проектировать новые объекты с учётом факторов размещения |
Цель – способ (метапредметный результат) | Обучающиеся овладеют способом самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале | Обучающиеся получат возможность адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности |
Цель – ценность (личностный результат) | Обучающиеся сформируют у себя экологическое сознание, готовность к выбору профильного образования. | Обучающиеся получат возможность для формирования готовности к самообразованию и самовоспитанию |
Исходное состояние обучающихся: - имеют опыт…….; - знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.) - могут определять…….; - могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять; - могут планировать, проектировать, моделировать; - могут контролировать, оценивать и т.д. | Имеют опыт работы с видеоматериалами; Знают размещение основных видогв полезных ископаемых Могут определять факторы размещения; Могут аргументировать размещение предприятия; Могут проектировать новые предприятия, моделировать последствия. Могут контролировать работу товарищей |
Формы оценки планируемых результатов | Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат |
Заполнение схемы в тетради, нанесение на контурную карту размещения предприятий и металлургических баз | - | Листок достижений |
Комментарии учителя к учебному занятию или уроку | | | Дополнительно дети получают информацию об учебных заведениях соответствующего профиля |
Сценарий проведения учебного занятия |
Этап урока или другой формы УВП | Подэтап урока или другой формы УВП | Действия учителя (педагога) | Действия обучающихся (примерные версии ответов) |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Приветствие. Сообщение темы урока | Приветствие |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | 1. Учитель заостряет внимание обучающихся на значении металла в жизни современного человека. Предлагает вспомнить области его использования. 2. Учитель предлагает вспомнить из области химии, какие бывают металлы. 3. Учитель обращает внимание обучающихся на то, что в хозяйстве выделяются 2 группы: чёрные и цветные. По какому принципу? | Обучающиеся бегло перечисляют области применения металлов в жизни человека. Обучающиеся перечисляют группы металлов: щелочные, щелочноземельные, переходные, лёгкие, тугоплавкие и т.п. |
1.3. Создание проблемной ситуации | Учитель предлагает обучающимся определить, что нужно для создания предприятия чёрной металлургии с учётом особенностей отрасли? Учитель добавляет ещё 2 понятия: концентрация и комбинирование. И предлагает в течение урока определить основные проблемы отрасли и её перспективы. | Обучающиеся перечисляют потребность в руде, коксующемся угле, большое количество видов загрязнений. Из всего вышеперечисленного определяются факторы размещения: сырьевой, топливный и экологический. |
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | 1. Учитель сообщает, что в течение урока обучающиеся должны изучить схему работы металлургического предприятия и размещения отрасли на территории России. 2. Для достижения цели обучающимся предлагается план работы на уроке: - просмотр фильма «Магнитогорский металлургический комбинат»; - заполнение схемы комбината полного цикла в процессе просмотра; - нанесение на контурную карту основных районов производства чёрных металлов и центров чёрной металлургии. | Обучающиеся знакомятся с раздаточным материалом (схема КПЦ), готовят контурные карты и карандаши. |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | Просмотр фильма «Магнитогорский металлургический комбинат» | Обучающиеся заполняют схему комбината полного цикла, с помощью карандаша делают пометки в тетради и контурной карте. |
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | Учитель предлагает одному из обучающихся заполнить схему на доске. После заполнения учитель предлагает остальным обучающимся внести свои поправки и предложения по схеме. Учитель предлагает обучающимся определить, учитывая факторы размещения, основные металлургические базы России | Обучающийся заполняет схему на доске. Обучающиеся в процессе обсуждения приводят схему к окончательному варианту. Проверяют свои работы, сверяясь с результатом деятельности. С помощью карты «Геологическое строение и полезные ископаемые» обучающиеся называют основные металлургические базы: Уральскую, Сибирскую, Центральную и Дальневосточную. |
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Учитель предлагает карандашом нанести на контурную карту металлургические базы России и центры чёрной металлургии. | Учащиеся с помощью карты «Металлургические базы России» перечисляют комбинаты полного цикла (Магнитогорский, Челябинский, Орско-Халиловский, Новолипецкий и т.д.), центры передельной металлургии, электрометаллургический комбинат (Старый Оскол) |
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | Учитель предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке посредством Листа достижений. | Заполнение листа достижений |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Учитель предлагает обучающимся ответить на тестовые вопросы для закрепления материала. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. |