СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мой рецепт профилактики эмоционального выгорания педагога-психолога

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основе профессии педагога-психолога лежит постоянное общение с людьми. Эта профессия требует больших навыков взаимодействия, необходимости контролировать собственные слова и поступки, необходимости иметь высокие моральные качества, толерантно относиться к людям, принимать их такими, какие они есть, стремится оказать помощь.

Просмотр содержимого документа
«Мой рецепт профилактики эмоционального выгорания педагога-психолога»

Эссе

«Мой рецепт профилактики эмоционального выгорания педагога-психолога»

В основе профессии педагога-психолога лежит постоянное общение с людьми. Эта профессия требует больших навыков взаимодействия, необходимости контролировать собственные слова и поступки, необходимости иметь высокие моральные качества, толерантно относиться к людям, принимать их такими, какие они есть, стремится оказать помощь. Кроме того, взаимодействовать приходится с разными группами людей с педагогами, родителями, детьми. Очень часто общение происходит одновременно со всеми, что вызывает «троекратное» взаимодействие. Еще одним важным моментом такой работы может являться крайняя ограниченность во времени, повышенные требования общества к специалисту. Именно поэтому профессия педагога-психолога вызывает особые эмоциональные переживания и профессиональное выгорание специалиста происходит очень быстро.

«Профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психо­физиологические и поведенческие компоненты» (Гринберг Д., 2002). По мнению Д. Гринберга, «выгорание» может характеризоваться эмоциональным, физическим и когнитивным истощением и проявляться следующими симптомами: ухудшением чувства юмора, учащением жалоб на здоровье, изменением продуктивности работы, снижением самооцен­ки и др.» (http://5psy.ru/ дата обращения 2.04.16)

Вот и в моей профессиональной деятельности были моменты, когда уже не только не хочешь, но и не можешь продолжать работу. Утром не хочется идти на когда-то любимую работу, общение становится в тягость, хочется уйти, спрятаться. Работа не приносит удовольствия и удовлетворения. Появляется ощущение, что ничего не получается, все становиться только хуже. Не хватает времени и сил выполнить ту работу, которую легко выполнял ранее. Увеличиваются конфликтные ситуации, появляется агрессивность. Работать творчески уже не хочется, впрочем, работа сама по себе начинает вызывать отторжение. Прекращается поиск новых методов и форм работы. Профессиональное развитие останавливается. Ухудшается здоровье, появляются головные боли, слабость, отсутствует аппетит. Таковы были симптомы эмоционального выгорания.

Я как психолог понимаю, что специалисты, работающие с людьми, используют ресурсы своей психики. На развитие данного синдрома оказывает влияние повышенный уровень тревожности, поскольку современное образование предъявляет специалистам очень высокие требования и сотрудники образования находятся под постоянным контролем вышестоящих организаций. Ряд личностных факторов также способствует развитию выгорания: интровертированность, эмпатичность, чувствительность. Большое значение имеет и организация труда: объем нагрузки, планирование времени, соотношение значимых и малозначимых форм работы. Влияет и профессиональная подготовленность, поскольку быстротекущие события заставляют постоянно совершенствоваться и профессионально развиваться. Поэтому я задумалась: что делать? Как жить дальше? Может стоить поменять работу…

Для себя я приняла решение самосовершенствоваться и продолжать профессиональное обучение. Конечно, после 15 лет профессиональной деятельности было сложно принять решение о продолжении образования, но оно все же, было принято. Начался сбор документов для поступления в магистратуру. Подхожу к университету и понимаю: вернулась к началу профессионального становления, становится тревожно и волнительно, смогу ли… Документы приняли, успокаиваюсь. Прохожу по коридорам ВУЗа и чувствую – хорошо… мне здесь очень комфортно, вокруг молодые, счастливые лица студентов. Правильное решение – пойти учиться. Но впереди еще вступительное собеседование, нужно начать готовиться.

Наступает ответственный день – вступительный экзамен. Захожу в аудиторию, вижу в комиссии знакомые лица, я училась у этих педагогов, они меня знают! Экзамен прошел хорошо. Появляется ощущение легкости, радости, забываются все профессиональные невзгоды.

Уже на первых лекциях понимаешь, верное решение. Обучение – это действительно выход из эмоционального и профессионального кризиса. Слушаешь педагогов и ловишь не только содержание лекции, но и методы, приемы преподавания. Появляется желание применить их в своей деятельности, начинают выстраиваться профессиональные планы: «приду в школу и попробую этот метод со своими детьми». Давно не было желания попробовать, что-то новое. Первая сессия проходит быстро, почти незаметно. От общения с педагогами, настоящими профессионалами своего дела заражаешься новыми идеями, появляется желание работать, понимаешь, что соскучилась по родной школе и детям, хочется идти на работу.

Кроме того, запланированная учебным планом ВУЗа практика и научная работа заставляют заняться творческой деятельностью и оторваться от рутины. Оказывается, учеба - это не только большой труд, но и большое удовольствие. А еще, это возможность лучше понять своих учеников, понять, то, что они испытывают на уроках, побывать в их образе. Мне кажется, каждый педагог должен на некоторое время становиться учеником, это необходимо для поддержания крепкой связь между учениками и преподавателями.

Учебные сессии это не только способ получить и расширить профессиональные знания, но и хороший способ профилактики эмоционального профессионального выгорания педагога и школьного психолога, так как это и смена вида деятельности, и смена обстановки, и новые интересные знакомства, и встречи с умными высокообразованными людьми. Новые ощущения, новые эмоции…

Поэтому, я рекомендую своим коллегам относиться к курсам повышения квалификации не как к обязательному процессу профессиональной деятельности, а как к способу отдыха и самосовершенствования. Профессиональное обучение – это мой способ профилактики эмоционального выгорания педагога-психолога.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!