муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 города Новошахтинска
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на заседании педагогического совета протокол №1 от «29» августа 2017 года | | Утверждаю Директор МБОУ СОШ №7 Н.В. Мальцева Приказ №88/2 от «30» августа 2017 года |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Мир информатики» Уровень общего образования (класс) начальное общее образование, 3 класс Количество часов 34 (33) Учитель: Куверова Наталья Николаевна Программа курса внеурочной деятельности «Мир информатики» для 3 класса разработана на основе авторской программы А. В. Горячева «Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер» (ОС «Школа 2100») 2017 – 2018 учебный год |
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир информатики» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе:
- п.3 ст.28 Федерального Закона от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Областного закона «Об образовании в Ростовской области» от 14 ноября 2013 г. № 26-ЗС (в редакции Областных законов Ростовской области от 24.04.2015 N 362-ЗС, от 06.05.2016 N 527-ЗС, от 07.11.2016 N 660-ЗС);
- Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования".
- Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- авторской программы А. В. Горячева «Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер» (ОС «Школа 2100»)
-Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 7.
- Календарного графика МБОУ СОШ № 7 на 2017-2018 учебный год.
-Положения МБОУ СОШ №7 “О рабочей программе ".
- Учебного плана МБОУ СОШ №7 на 2017- 2018 уч., в котором учтены особенности образовательного учреждения, образовательные потребности и запросы участников образовательных отношений.
Основные цели курса
удовлетворение интересов и запросов учащихся, связанных с изучением и применением информационных технологий, формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества;
формирование самостоятельного приобретения знаний с помощью средств информационных технологий;
подготовка личности «информационного общества»;
Начальное формирование и развитие логического мышления и пространственного воображения в оптимальные сроки;
Расширение кругозора, развитие памяти, внимания, творческого воображения, математического и образного мышления;
Формирование алгоритмического подхода к решению задач;
Пропедевтика таких понятий, как множества.
Основные задачи курса
организация внеурочной деятельности школьников с использованием специально разработанных методов, основанных на применении информационных технологий;
организация эффективного информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса посредством информационных технологий;
Пропедевтика применения персонального компьютера как инструмента практической деятельности.
внедрение в социально-воспитательную работу современных информационных технологий.
Содержание внеурочной деятельности школьников основывается на интересах и потребностях учащихся.
Программа “В мире информатике” представляет собой пропедевтический развивающий курс, построенный на специально отобранном материале и опирающийся на следующие принципы:
Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии “не навреди”. На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка, за компьютером дети работают 10–15 минут, и сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации – дети выполняют различные гимнастические упражнения для глаз и кистей рук.
Примерная структура занятия
Организационный момент.
Разминка. Опрос по материалу предыдущих уроков.
Объяснение нового материала
Физкультминутка
Работа за компьютером
Релаксация
Подведение итогов
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение курса «Мир информатики» в 3-х классах отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю. Программа будет реализована за 33 часа, так как согласно расписанию уроков на 2017-2018 учебный год происходит потеря учебных часов, приходящихся на 01.05.2018 г.( 3-в, г кл.) и 08.03.2018 г. (3-д кл.) объявленных Постановлением Правительства РФ «О переносе выходных дней в 2018 году» праздничными днями .
Недостающие часы будут компенсированы за счет уменьшения количества часов на изучение раздела «Учимся рисовать» (с 7 часов до 6 часов).
II. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные
внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
принятие образа «хорошего ученика»;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Информатика для малышей»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;
Метапредметные
Познавательные
начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
сбор информации;
обработка информации (с помощью ИКТ);
анализ информации;
передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
синтез;
сравнение;
классификация по заданным критериям;
установление аналогий;
построение рассуждения.
Регулятивные
начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
умение выполнять учебные действия в устной форме;
использовать речь для регуляции своего действия;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения.
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Знать правила поведения в компьютерном классе;
Знать основные сферы применения компьютеров;
Уметь ориентироваться на клетчатом поле в направлениях “вверх”, “вниз”, “вправо”, “влево”;
Уметь точно выполнять действия под диктовку учителя;
Уметь проводить анализ при решении логических задач;
Иметь понятие о множестве;
Уметь приводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объема понятий;
Уметь находить общий признак для группы предметов;
Знать понятие существенного признака предмета;
Уметь выделять существенный признак предмета и группы предметов;
Уметь выявлять закономерности в расположении предметов и продолжать последовательности с учетом выявленных закономерностей;
Уметь предлагать несколько вариантов “лишнего предмета” в группе однородных предметов;
Уметь конструировать фигуру из ее частей по представлению;
Уметь разделять фигуру на заданные части по преставлению;
Уметь использовать повороты при решении логических задач и при работе с прикладными программами;
Иметь представление о различных формах курсора;
Знать назначение клавиш Enter, Backspace, Пробел;
Использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами;
Уметь управлять объектами на экране монитора.
Уметь рисовать в графическом редакторе Paint.
1.Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Что умеет делать компьютер? Из чего состоит компьютер? (3ч.)
Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете по картинкам. Знакомство с компьютером. Демонстрация возможностей персональных компьютеров. Изучение правил техники безопасности. Демонстрация возможностей персональных компьютеров. Основные устройства персонального компьютера. Монитор. Системный блок. Внешние устройства. Устройства вода и вывода информации. Манипулятор мышь. Клавиатура. Работа с компьютерной программой.
Формы организации: беседа-лекция, практическая работа на клавиатурном тренажере
Виды деятельности: разучивание упражнений для снятия напряжения при работе за компьютером и гимнастики для глаз; упражнения при работе мышью; работа на клавиатурном тренажере; работа с презентацией.
Устройство ввода мышь. Навыки работы с компьютерной мышью (19 ч)
Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор
Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор. Маневрирование мышью в ограниченном рабочем пространстве. Использование курсора мыши для управления сложным динамическим графическим объектом. Операции перетаскивания с помощью мыши. Вспомогательная кнопка мыши. Контекстное меню. Навыки рисования с помощью мыши. Двойной клик мыши. Использование прокрутки.
Формы организации: мини-лекция с элементами беседы, практическая работа.
Виды деятельности: гимнастика для снятия напряжения при работе за компьютером; упражнения при работе мышью; работа на клавиатурном тренажере; работа с анимацией; работа с презентацией.
3.Устройство ввода «клавиатура» (5 ч.)
Группы клавиш и их назначение. Способы ввода заглавных букв. Понятие «Раскладка клавиатуры». Логика работы блока цифровых клавиш. Наличие нескольких символов на каждой клавише это многоязычность – для алфавитных клавиш и универсальность – для цифровых. Клавиатурный тренажер.
Формы организации: беседа-лекция, индивидуальная практическая работа.
Виды деятельности: работа на клавиатурном тренажере; работа с презентацией; работа с анимацией.
4.Учимся рисовать (6 ч.)
Графический редактор Paint. Назначение и возможности графического редактора. Окно графического редактора. Рисование основных элементов – прямые, дуги, окружности. Создание рисунков по заданной тематике. Панель опций, панель инструментов, палитра, область выделения. Разработка и редактирование изображения. Копирование, печать рисунков.
Формы организации: беседа-лекция, индивидуальная практическая работа.
Виды деятельности: создание рисунков в среде графического редактора Paint, редактирование изображения; сохранение рисунка и вставка его в текстовый документ. Работа с панелью инструментов и палитрой цвет. Индивидуальная практическая работа по созданию открытки.
4.Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Планируемые результаты |
предметные | метапредметные | личностные |
1 | Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Что умеет делать компьютер? Из чего состоит компьютер? | 3 | Умение выполнять Умение соблюдать технику безопасности. Знание основных сфер применения компьютера | Умение организовать место занятий по правилам техники безопасности. Умение организовать работу и выполнять инструкцию. Умение самостоятельно применять полученные знания в повседневной жизни. | сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. |
2 | Устройство ввода «Мышь» | 19 | Умение использовать мышь при работе с прикладными программами. | Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. | Любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем. |
3 | Устройство ввода «клавиатура» | 5 | Ориентироваться на клетчатом поле в направлениях “вверх”, “вниз”, “вправо”, “влево”. | Осуществление обработки информации (с помощью ИКТ). Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. |
4 | Учимся рисовать | 6 | Умение рисовать в графическом редакторе Paint. | Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем. Приобретения навыков сотрудничества в разных ситуациях. |
Итого 33 часа |
5.Материально-техническое и программное обеспечение курса.
Кабинет ВТ, компьютеры или ноутбуки
Клавиатурный тренажер
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Операционная система Windows7.
Пакет офисных приложений Office2010
Программа «Раскраска»
Программа «Мир информатики»
Приложение к рабочей программе внеурочной
деятельности «Мир информатики»
Календарно-тематическое планирование курса
внеурочной деятельности «Мир информатики». 3 класс 2017-2018 уч. год
№ | Наименование разделов и тем | 3-а, б | 3-в, г | 3-д |
Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Что умеет делать компьютер? Из чего состоит компьютер? (3 ч) |
1 | Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Анимация "Компьютер, его роль в жизни человека" Анимация "Технология и безопасность работы. Рабочее пространство. Осанка." | 04.09 | 05.09 | 07.09 |
2 | Что умеет делать компьютер? Анимация "Компьютерные Программы". Часть 1.2. | 11.09 | 12.09 | 14.09 |
3 | Из чего состоит компьютер? Анимация "Основные устройства (системный блок, монитор, мышь, клавиатура) и их назначение" | 18.09 | 19.09 | 21.09 |
| |
Устройство ввода «Мышь» (19 ч) |
4 | Мышь и ее назначение. Анимация "Вспомогательная кнопка мыши» Упражнение «Движение мышью». Игра «Спасение мяча» | 25.09 | 26.09 | 28.09 |
5-6 | Использование главной кнопки мыши. Игра «Раскраска» Анимация «Назначение кнопок мыши» | 2.10 09.10 | 03.10 10.10 | 05.10 12.10 |
7 | Использование второй кнопки мыши. Игра «Уборка комнаты» | 16.10 | 17.10 | 19.10 |
8-9 | Игра «Раскраска с помощью контекстного меню» | 23.10 06.11 | 24.10 07.11 | 26.10 09.11 |
10-11 | Перетаскивание. Анимация «Операция перетаскивания» Игра «Пазл» | 13.11 20. 11 | 14.11 21.11 | 16.11 23.11 |
12 | Игра «Музыкальные кирпичи» Игра «Эволюция» | 27.11 | 28.11 | 30.11 |
13-14 | Рисование. Анимация «Рисование» | 04.12 11.12 | 05.12 12.12 | 07.12 14.12 |
15-16 | Игра «Освобождение колобка». Игра «Нарисуй так же» | 18.12 25.12 | 19.12 26.12 | 21.12 28.12 |
17 | Движущиеся графические объекты. Анимация «Мышь помогает играть». Тренажер «Ловим пузырьки» | 15.01 | 16.01 | 11.01 |
18 | Двойной клик. Анимация «Двойной клик». Тренажер «Двойной клик» | 22.01 | 23.01 | 18.01 |
19-20 | Стандартные элементы интерфейса. Анимация «Элементы интерфейса». Тренажер «Внешний вид» | 29.01 05.02 | 30.01 06.02 | 25.01 01.02 |
21 | Использование прокрутки. Анимация «Огромные картинки» Тренажер «Охота за жемчугом» | 12.02 | 13.02 | 08.02 |
22 | Использование колеса мыши. Анимация «Колесо мыши». Игра «Подъемный кран». | 19.02 | 20.02 | 15.02 |
| |
Устройство ввода «клавиатура» (5 ч) |
23 | Анимация «Группы клавиш и их назначение». Анимация «Алфавитно-цифровые клавиши». Положение рук». Тренажер «Тренировка набора символов» | 26.02 | 27.02 | 22.03 |
24 | Клавиатура. Работа на клавиатуре («Мир информатики. 1 класс» Задание №1,2. Назначение клавиши . Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. | 5.03 | 06.03 | 01.03 |
25 | Назначение клавиш , BACKSPACE. Клавиатура. Работа на клавиатуре («Мир информатики. 1 класс» Задание 3),4 Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. | 12.03 | 13.03 | 15.03 |
26-27 | Работа на клавиатуре («Мир Информатики 1 класс» Задание 7, 8, 9). | 19.03 02.04 | 20.03 03.04 | 05.04 12.04 |
Учимся рисовать (6, 5 ч) |
28 | Знакомство с графическим редактором Paint | 9.04 | 10.04 | 19.04 |
29 | Рисование в графическом редакторе Paint. (Рисунок «Снеговик»). | 16.04 | 17.04 | 26.04 |
30 | Рисование в графическом редакторе Paint. (Рисунок «Цветы»). | 23.04 | 24.04 | 03.05 |
31 | Рисование в графическом редакторе Paint. (Рисунок «Домик»). | 30.04 | 08.05 | 10.05 |
32 | Рисование в графическом редакторе Paint. (Рисунок «Слоник»). | 7.05 | 15.05 | 17.05 |
33 | Рисование в графическом редакторе Paint. (Рисунок «Космос»). | 14.05 | 22.05 | 24.05 |
34 | Рисование в графическом редакторе Paint. (Рисунок «Цыпленок»). | 21.05 | | |
| Итого: | 34 | 33 | 33 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МС МБОУ СОШ № 7 от « » августа 2017 года № _______________________ Подпись руководителя МС |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________________ Подпись __ августа 2017 года |
10