Урок географии в 8-м классе
Тема "Природные ресурсы России"
Ход урока
Цели:
Обеспечить создание условия для усвоения понятия “природные ресурсы”, выявления особенностей классификации природных ресурсов, определения проблем использования ПР и поиска пути их решения.
Продолжить формирование умений и навыков решения проблемных вопросов.
Продолжить формирование экологической культуры учащихся.
Средства обучения: учебник: Учебник «Природа и Население», Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. География. 8 класс.. – М.: Вентана-Граф, 2018;
- настенные карты России (физическая, минеральные ресурсы, природные зоны);
- мультимедиапроектор;
- презентация «Природные ресурсы России».
Мотивирование к учебной деятельности.
Открытие нового знания:
Учитель: Как ВЫ думаете, какие цели мы будем преследовать сегодня на уроке?
(мы должны ответить на вопросы: в чём достоинства и недостатки природно-ресурсного потенциала России? Какие проблемы существуют в использовании ПР (природных ресурсов), каковы пути решения?)
Откроем тетради, запишем число и тему урока.
Учитель: Какие виды ПР вы знаете?
Ответ: водные, минеральные, почвенные, биологические, агроклиматические, рекреационные, земельные.
Учитель: Что такое ПР? Давайте сформируем понятие о ПР.
(Учащиеся предлагают варианты, формулируется правильный вариант)
ПР - это компоненты природы, используемые человеком в процессе производства.
(учащиеся записывают определение в тетрадь)
Учитель: Чем ПР отличаются от природных условий?
(варианты ответов).
ПУ - это тела и силы природы, необходимые для существования человека, то есть то, что человека окружает, созданное природой.
Учитель: Резкой границы между ПР и ПУ невозможно провести. ПР обеспечивают развитие общества, но вырабатываются, формируются в природной среде, являясь её компонентами. Могут ли ПУ стать ПР?
- (да)
Приведите примеры.
На разных этапах развития общества ПУ могут становиться ПР. Например: солнечная энергия, энергия приливов, ветра и т.д.
Учитель: Существует много классификаций ПР. С какими из них вы знакомы?
(варианты ответов).
Наиболее распространённая классификация по исчерпаемости.
Работа по таблице презентации, ответы на вопросы по таблице:
Как вы понимаете слова “неисчерпаемые”, “исчерпаемые”?
Что значит “возобновимые”, “невозобновимые”?
Могут ли возобновимые ресурсы изменить своё качество?
Учитель предлагает классификацию ПР по другим признакам. Учащиеся записывают в тетрадь.
1. По происхождению (генезис):
водные
биологические
земельные
минеральные
2. Экономическая (по характеру использования)
используемые непосредственно человеком (питьевая вода, животная и растительная пища)
используемые в производстве (минеральное сырьё, земельные, гидроэнергия)
рекреационные ресурсы (туризм, отдых, лечение)
Все указанные классификации условны, но они дают возможность наиболее глубоко раскрыть и оценить ПР.
Учитель: Давайте выясним, какими ресурсами богата Россия? Просмотрите карты атласа (минеральные ресурсы, водные, почвы, растительность, животный мир, рекреационные)
Богата ли Россия ПР? (да).
Какие ресурсы имеются в Ростовской области? (минеральные, водные, почвенные, агроклиматические, биологические).
Работа по презентации.
Учитель: По разнообразию и величине ресурсного потенциала Россия опережает многие страны. В ней почти идеально соотношение промышленных и сельскохозяйственных ресурсов 55: 45%.
Недра России дают значительную часть мировой добычи многих полезных ископаемых. Всё это позволяет не тратить валюту на ввоз необходимого сырья, а, наоборот, получать её за счёт вывоза сырья и продуктов его переработки. Но это не идеальный способ получения прибыли, т.к. может превратить страну в «сырьевой придаток». Иными словами покупатели могут поставить государство в зависимость от продажи сырья и диктовать выгодные для себя цены.
Физкультминутка по презентации.
Итак, по обеспеченности ПР Россия - одна из богатейших стран мира. Однако по их потреблению она уступает многим странам. По потреблению железной руды на 1 человека она уступает ФРГ и Японии. По использованию меди, свинца, цинка, олова занимает 9-11 места в мире. По душевому потреблению важнейших видов ресурсов Россия отстаёт от западных стран в 2-5 раз.
Относится ли Россия к экономически развитым странам? (нет)
Почему?
В ходе беседы выясняются причины:
1. Сырьевые базы России сдвигаются на восток и север - добывать сложнее и дороже.
2. Многие виды сырья Россия получала из республик бывшего СССР, сейчас требуются дополнительные затраты для освоений российских месторождений
3.Недра России разведаны далеко не полностью, геологическая изученность России намного ниже, чем в развитых странах, а обеспеченность разведанными ресурсами меньше среднемировой.
4.Нерациональное использование ПР, устаревшие технологии, низкое качество продукции, большое количество отходов, недостаточное использование вторичного сырья.
Каковы пути решения проблемы?
В ходе беседы находятся пути решения:
1. Бережное, экономное использование ПР
2. Применение современных энергосберегающих технологий
3. Повышение качества продукции
4. Использование вторичного сырья - каждый из нас может принять участие: сбор макулатуры и т.д.
А мы можем участвовать в экономии ПР? (да)
Как? (бережное отношение к воде, бумаге и т.д.)
Большое значение имеет общий уровень развития хозяйства страны. Чем он выше, тем более глубокая переработка сырья осуществляется в стране и она, как правило, эффективнее. Например, США, заготавливая древесины вдвое больше, чем Россия, производит основных изделий из неё в 10-20 раз больше, т.е. экономнее использует сырьё.
Учитель: В природе ресурсы размещаются в виде сочетаний, расположенных на определенных территориях.
Крупные территориальные сочетания ПР называются ресурсными базами.
На территории России их несколько: Северо-Европейская, Центральная, Урало-Поволжская, Северо-Сибирская, Южно-Сибирская, Приморская, Дальневосточная. Именно в них ведётся основная добыча полезных ископаемых и сосредоточена большая часть добывающей промышленности России.
Первичное закрепление знаний.
А теперь давайте ответим на вопросы:
В чём преимущества природно-ресурсной базы России? (много разнообразных ПР)
В чём недостатки? (истощение, размещение в восточной части, где условия добычи затруднены)
Проблемы использования ПР в России. (истощение, нерациональное использование)
Пути решения.
бережное, экономное использование ПР
применение современных энергосберегающих технологий
повышение качества продукции
использование вторичного сырья - каждый из нас может принять участие: сбор макулатуры и т.д.
Рефлекися Итоги урока. Выставление оценок. Д/З