СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мои презентации, конспекты.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по географии 8 класс по теме "Природные ресурсы России".  

Просмотр содержимого документа
«Мои презентации, конспекты.»

Урок географии в 8-м классе

Тема "Природные ресурсы России"


Ход урока


Цели:

  • Обеспечить создание условия для усвоения понятия “природные ресурсы”, выявления особенностей классификации природных ресурсов, определения проблем использования ПР и поиска пути их решения.

  • Продолжить формирование умений и навыков решения проблемных вопросов.

  • Продолжить формирование экологической культуры учащихся.

Средства обучения: учебник: Учебник «Природа и Население», Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. География. 8 класс.. – М.: Вентана-Граф, 2018;

- настенные карты России (физическая, минеральные ресурсы, природные зоны);

- мультимедиапроектор;

- презентация «Природные ресурсы России».

Мотивирование к учебной деятельности.

Открытие нового знания:

Учитель: Как ВЫ думаете, какие цели мы будем преследовать сегодня на уроке?

(мы должны ответить на вопросы: в чём достоинства и недостатки природно-ресурсного потенциала России? Какие проблемы существуют в использовании ПР (природных ресурсов), каковы пути решения?)

Откроем тетради, запишем число и тему урока.

Учитель: Какие виды ПР вы знаете?

Ответ: водные, минеральные, почвенные, биологические, агроклиматические, рекреационные, земельные.

Учитель: Что такое ПР? Давайте сформируем понятие о ПР.

(Учащиеся предлагают варианты, формулируется правильный вариант)

ПР - это компоненты природы, используемые человеком в процессе производства.

(учащиеся записывают определение в тетрадь)

Учитель: Чем ПР отличаются от природных условий?

(варианты ответов).

ПУ - это тела и силы природы, необходимые для существования человека, то есть то, что человека окружает, созданное природой.

Учитель: Резкой границы между ПР и ПУ невозможно провести. ПР обеспечивают развитие общества, но вырабатываются, формируются в природной среде, являясь её компонентами. Могут ли ПУ стать ПР?

- (да)

Приведите примеры.

На разных этапах развития общества ПУ могут становиться ПР. Например: солнечная энергия, энергия приливов, ветра и т.д.

Учитель: Существует много классификаций ПР. С какими из них вы знакомы?

(варианты ответов).

Наиболее распространённая классификация по исчерпаемости.

Работа по таблице презентации, ответы на вопросы по таблице:

  • Как вы понимаете слова “неисчерпаемые”, “исчерпаемые”?

  • Что значит “возобновимые”, “невозобновимые”?

  • Могут ли возобновимые ресурсы изменить своё качество?

Учитель предлагает классификацию ПР по другим признакам. Учащиеся записывают в тетрадь.

1. По происхождению (генезис):

  • водные

  • биологические

  • земельные

  • минеральные

2. Экономическая (по характеру использования)

  • используемые непосредственно человеком (питьевая вода, животная и растительная пища)

  • используемые в производстве (минеральное сырьё, земельные, гидроэнергия)

  • рекреационные ресурсы (туризм, отдых, лечение)

Все указанные классификации условны, но они дают возможность наиболее глубоко раскрыть и оценить ПР.

Учитель: Давайте выясним, какими ресурсами богата Россия? Просмотрите карты атласа (минеральные ресурсы, водные, почвы, растительность, животный мир, рекреационные)

Богата ли Россия ПР? (да).

Какие ресурсы имеются в Ростовской области? (минеральные, водные, почвенные, агроклиматические, биологические).

Работа по презентации.

Учитель: По разнообразию и величине ресурсного потенциала Россия опережает многие страны. В ней почти идеально соотношение промышленных и сельскохозяйственных ресурсов 55: 45%.

Недра России дают значительную часть мировой добычи многих полезных ископаемых.  Всё это позволяет не тратить валюту на ввоз необходимого сырья, а, наоборот, получать её за счёт вывоза сырья и продуктов его переработки. Но это не идеальный способ получения прибыли, т.к. может превратить страну в «сырьевой придаток». Иными словами покупатели могут поставить государство в зависимость от продажи сырья и диктовать выгодные для себя цены.

Физкультминутка по презентации.

Итак, по обеспеченности ПР Россия - одна из богатейших стран мира. Однако по их потреблению она уступает многим странам. По потреблению железной руды на 1 человека она уступает ФРГ и Японии. По использованию меди, свинца, цинка, олова занимает 9-11 места в мире. По душевому потреблению важнейших видов ресурсов Россия отстаёт от западных стран в 2-5 раз.

Относится ли Россия к экономически развитым странам? (нет)

Почему?

В ходе беседы выясняются причины:

1. Сырьевые базы России сдвигаются на восток и север - добывать сложнее и дороже.

2. Многие виды сырья Россия получала из республик бывшего СССР, сейчас требуются дополнительные затраты для освоений российских месторождений

3.Недра России разведаны далеко не полностью, геологическая изученность России намного ниже, чем в развитых странах, а обеспеченность разведанными ресурсами меньше среднемировой.

4.Нерациональное использование ПР, устаревшие технологии, низкое качество продукции, большое количество отходов, недостаточное использование вторичного сырья.

Каковы пути решения проблемы?

В ходе беседы находятся пути решения:

1. Бережное, экономное использование ПР

2. Применение современных энергосберегающих технологий

3. Повышение качества продукции

4. Использование вторичного сырья - каждый из нас может принять участие: сбор макулатуры и т.д.

А мы можем участвовать в экономии ПР? (да)

Как? (бережное отношение к воде, бумаге и т.д.)

Большое значение имеет общий уровень развития хозяйства страны. Чем он выше, тем более глубокая переработка сырья осуществляется в стране и она, как правило, эффективнее. Например, США, заготавливая древесины вдвое больше, чем Россия, производит основных изделий из неё в 10-20 раз больше, т.е. экономнее использует сырьё.

Учитель: В природе ресурсы размещаются в виде сочетаний, расположенных на определенных территориях.

Крупные территориальные сочетания ПР называются ресурсными базами.

На территории России их несколько: Северо-Европейская, Центральная, Урало-Поволжская, Северо-Сибирская, Южно-Сибирская, Приморская, Дальневосточная. Именно в них ведётся основная добыча полезных ископаемых и сосредоточена большая часть добывающей промышленности России.

Первичное закрепление знаний.

А теперь давайте ответим на вопросы:

  • В чём преимущества природно-ресурсной базы России? (много разнообразных ПР)

  • В чём недостатки? (истощение, размещение в восточной части, где условия добычи затруднены)

  • Проблемы использования ПР в России. (истощение, нерациональное использование)

  • Пути решения.

    • бережное, экономное использование ПР

    • применение современных энергосберегающих технологий

    • повышение качества продукции

    • использование вторичного сырья - каждый из нас может принять участие: сбор макулатуры и т.д.

Рефлекися Итоги урока. Выставление оценок. Д/З




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!