СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мои презентации, конспекты.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 9 классе по теме Н.М.Карамзин "Бедная Лиза". Урок сопровождается презентацией. Анализ произведения. Сентиментализм  как литературное направление.

Просмотр содержимого документа
«Мои презентации, конспекты.»

Урок №2. Тема: «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новое в русской литературе.

Название урока: «И крестьянки любить умеют…».

Эпиграф:  «Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого — и если сердце твое не обольется кровью, оставь перо...»; «О человечество! ...я стенаю о твоих заблуждениях!» (Н.М.Карамзин).

Цель: сюжет и композиция повести; стилевые особенности текста; Эраст и Лиза: психологизм в раскрытии внутреннего мира героев через любовные переживания.

Ход урока:

  1. Повторение ранее изученного.

- Расскажите об основных периодах жизни и творчества Н.М.Карамзина.

- Перечислите основные черты сентиментализма как литературного направления.

- Почему Карамзина называют родоначальником сентиментализма?

2. Работа над текстом.

  • Вы прочитали прославившую Карамзина повесть «Бедная Лиза». Написанная более 200 лет назад, она вызывала раньше и вызывает сейчас споры и прямо противоположные оценки.

В конце XVIII и в первое десятилетие XIX в. повесть читалась с восторгом, выдержала шесть изданий, стала предметом подражания и в жизни и в литературе (появились повести А.Е. Измайлова «Бедная Маша», А. Попова «Бедная Лилия» и др.). В конце 20-х и начале 30-х годов XIX в. она казалась уже данью ушедшей моде.

Однако современный ученый (В. Муравьев) убежден, что повесть «Бедная Лиза» «не знала за два века ни забвения, ни утраты читательской любви». А это значит, что и сейчас повесть читается с интересом. Выскажите свое мнение и вы как читатели. Интересна ли вам эта повесть? Если да, то чем? Что привлекает в ней? Правдива ли она, на ваш взгляд? Что, по-вашему, в ней правда, а что — нет? Попытайтесь понять свои чувства и переживания, испытанные при чтении, и объяснить их.

  • Сравните эти высказывания Карамзина (эпиграфы) . Что говорят они нам о писателе?

Карамзин не может пройти мимо бед, несчастий человека.  Он наделен добрым сердцем, чувствиельностью.

-  Что  значит «стенаю»?  (Стенать — стонать,кричать со стоном. Стон — от боли душевной.)

  • Послушайте слова Карамзина. Актуальны ли эти слова Карамзина для нашего времени?

-«Мне кажется, что мы излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве, а смирение в политике вредно. Кто самого себя не уважает, того и другие уважать не будут... Станем смело наряду с другими народами, скажем ясно свое имя и повторим его с благородною гордостью».

-«Как человек, так и народ начинает всегда подражанием, но должен со временем быть самим собою. Хорошо и должно учиться, но горе и человеку, и народу, который будет всегда учеником!»

  • Слово учителяПовесть «Бедная Лиза» (1792) была с восторгом принята современниками. В основу ее положен сюжет, широко распространенный в литературе сентиментализма: молодой богатый дворянин добился любви бедной девушки-крестьянки, оставил ее и тайно женился на богатой дворянке. При случайной встрече с возлюбленным все раскрывается, он пытается деньгами загладить свой проступок. Бедная девушка не перенесла горя и утопилась. Причина популярности «Бедной Лизы» заключалась в том, что в традиционный сюжет о несчастной любви автор внес живую жизнь, на место героев, произносящих патетические фразы о любви, поставил героев подлинно любящих, страдающих, показал любовь как многогранное, но изменчивое чувство.

От чьего лица ведется повествование? (От лица рассказчика.)

Исчерпывается ли только этим роль повествователя? Докажите по тексту присутствие рассказчика. (Рассказчик душевно вовлечен в отношения героев. Ребята отмечают характерные для сентиментализма незримое присутствие автора, лиризм. Повествователь кажется им даже излишне чувствительным, они улыбаются, читая повторяющиеся «Ах!», но видят в нем благородного, гуманного человека, ранимого, остро ощущающего чужую беду. Повествователь  бывает  печален,   радостен, гневен).

- О чем эта повесть?

- Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему смогли научить её отец с матерью?  Как называла Лизу мать?

- Какими эпитетами наделяет автор свою героиню? (по тексту)

- Проследим, какой характер носят чувства героев, как они развиваются, к чему приводят.  Прежде всего чувства главной героини повести — Лизы. Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы?

(Можно  выявить  внутренние переживания, говорящие о любви Лизы: смущение, волнение, грусть, безумная радость, счастье, тревога, тоска, страх, отчаяние, потрясение. Чувства Лизы отличаются глубиной, постоянством, бескорыстием. Она прекрасно понимает, что ей не суждено быть женой Эраста, и даже дважды говорит об этом в повести: «Матушка! матушка! как этому статься? Он барин; а между крестьянами...», «Однако ж тебе нельзя быть моим мужем!.. Я крестьянка...» Но любовь оказывается сильнее разума. Признание Эраста наполнило сердце Лизы «чистым и вместе с тем страстным чувством», которое она не может и не хочет скрыть. Героиня забыла обо всем и отдала всю себя любимому).

Как автор передает то или иное состояние Лизы? (Лиза «еще более закраснелась и, потупив глаза в землю, сказала...», «тихим голосом пела жалобные песни», «провожала его глазами», «все жилки в ней забились», «встала, хотела идти, но не могла» и т.д.  Делаем вывод о том, что точно найденные писателем внешние проявления переживаний позволяют понять, что происходит в душе героини. Душа Лизы отличается богатством, глубиной. «И крестьянки любить умеют!»)

-        Как вы думаете, почему Лиза выражается таким правильным и поэтичным языком?

(Карамзин в повести решал вопрос о внесословной ценности человека, хотел раскрыть красоту и благородство чувств своей героини, потому такой язык.)

- Что читатель узнает об Эрасте до встречи с Лизой?

- А какое мнение сложилось у вас о нем? Чем было вспыхнувшее чувство для уже успевшего вкусить «светских забав» Эраста?

(Самоотверженному характеру крестьянки противопоставлен характер доброго, но избалованного барина, не способного думать о последствиях своих поступков. Лиза привлекла его прежде всего своей внешностью. Намерение обольстить доверчивую девушку не входило в его планы: «Ему казалось, что он нашел в Лизе то, что сердце давно искало». Отметим, что подобное воздействие женской красоты на мужскую душу — постоянный мотив сентиментальной литературы. Первоначально он думал «о чистых радостях», намеревался «жить с Лизой, как брат с сестрою». Чувствуется авторская ирония. Но все же Эраст изображен Карамзиным не вероломным обманщиком-соблазнителем. По словам автора, «довольно богатый дворянин» с «добрым от природы» сердцем, но «слабым и ветреным, он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии...». Предательство его ненамеренное, но тем более коварное).

- Значить, любовь стала испытанием для героя?

(Он плохо знал свой характер, слишком переоценил свои нравственные силы. Сентиментальные идеалы Эраста сложились под воздействием книг: «Он читывал романы, идиллии; имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или небывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам и в счастливой праздности все дни свои провождали». Вскоре, по словам Карамзина, он «не мог уже доволен быть одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог». Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей связи. В его чувстве нет глубины, оно эгоистично).

-        В «Бедной Лизе» существенное место занимает тема денег. Как все, связанное с деньгами, освещает человеческие отношения'?

(Лейтмотив денег сопутствует образу дворянина Эраста, а не бедной Лизы. У героини нет никаких своекорыстных помыслов. Во время одного из свиданий Лиза сообщает Эрасту, что к ней сватается сын богатого крестьянина из соседней деревни и что ее матушка очень хочет этого брака. «И ты соглашаешься?» — настораживается Эраст. «Жестокий! можешь ли об этом спрашивать?» — упрекает его Лиза. Разбив сердце девушки, Эраст хочет откупиться от нее: «Вот сто рублей — возьми их (он положил ей деньги в карман) — позволь мне поцеловать тебя в последний раз — и пойди домой». Он женится на богатой вдове, чтобы поправить свои дела.)

- Как можно назвать в этот момент Эраста? Какой он? Подберите слова для характеристики.

 (Словарная работа: корыстный — стремящийся к личной выгоде,  наживе, жадный меркантильный — скупой в мелочах, излишне расчетливый, торгашеский)

-        А как расценить поступок Лизы? Этими ста рублями не «откупается» ли она от матери?

(В  сентиментальной литературе деньги всегда вызывали осудительное отношение к себе. Искренняя, настоящая помощь должна  выражаться в поступках, в непосредственном участии в судьбе людей. Деньги же создаю лишь видимость участия и часто служат прикрытием нечистых намерений. «Я забываю человека в Эрасте — готов проклинать его — но язык мой не движется — смотрю на небо и слеза катится по лицу моему») .

- Как проявляется здесь отношение автора к герою?

- Как разрешается тема любви крестьянки Лизы и дворянина Эраста?  (Человек в литературе сентиментализма лишен боевого духа, не борется за свои чувства, подчиняясь обстоятельствам. Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате жизни. Дальнейшее существование становится бессмысленным, и она накладывает на себя руки).

- Как, по-вашему, относится автор к самоубийству героини?

- Что  узнаем мы об Эрасте из финала повести? Произошло ли очищение души?

(Да, он понял свои ошибки, «не мог утешиться», жестоко корит себя, ходит на могилу Лизы. Карамзин говорит о встрече и примирении их душ в ином мире) .

- Делаем вывод: на примере жизни Эраста Карамзин показывает, какую большую роль играет чувство любви в формировании человеческой личности, но и предупреждает о необходимости рассудка в любви.

В чьи уста вкладывает писатель эти размышления? ( Матери Лизы и Повествователя. Они люди зрелые, мудрые, лучше знают жизнь, понимают, что человек строит свое счастье на гармонии чувства и разума...)

- Как понимать финальную фразу повести?

- Для достижения максимального правдоподобия Карамзин связал сюжет своей повести с конкретными местами тогдашнего Подмосковья. Домик Лизы расположен на берегу Москвы-реки, неподалеку от Симонова монастыря. Свидания Эраста и Лизы происходили возле Симонова пруда, который после повести Карамзина получил название Лизиного пруда. В духе сентиментализма автор соединяет описание природы с изображением мыслей и настроений человека.

- Обратимся к пейзажу, как он связан с другими сторонами повествования?

(Ребята анализируют пейзажные зарисовки, дают толкование символам весны, ландыша, тумана, осени; отмечают связь природы с Лизой («Печальная горлица соединила жалобный голос свой с ее стенаниями» и прочие примеры) и отсутствие такой связи с Эрастом. Говорят о свете и мраке в повести. Автор, по их мнению, наделяет природу разумом.

- Подведем итоги: как проявляются в повести черты сентиментализма? Какие ее эпизоды показались вам особенно трогательными?

- В чем смысл заглавия? (Бедная — несчастная.  Как отметил Ю.Лотман, в эпитете бедная - эмоциональная реакция повествователя на события повести. Заглавие «построено на соединении собственного имени героини с эпитетом, характеризующим отношение к ней Повествователя. Таким образом, в заглавие оказывается введен не только мир объекта повествования, но и мир Повествователя, между которыми установлено отношение сочувствия». Для рассказчика речь идет не только о факте, требующем морализаторства, но о судьбах людей, один из которых был ему знаком, а могила другой становится излюбленным местом его прогулок и размышлений).

-        Какие, на ваш взгляд, «чувства добрые» воспитывает в читателях повесть Карамзина? Могут ли извлечь из нее современные молодые люди нравственные уроки? Если да, то какие?

(Карамзин учит ценить человека не по сословной принадлежности, а за душевное богатство, проявляемое в любви. Учит ответственности за свои поступки)

- Насколько прочитанное нами произведение отличается от тех, которые обсуждались на предыдущих уроках? В чем увидели эту разницу современники Карамзина?

Д/З:  1. Большую роль в повести играют описания природы. Ее жизнь включается в отношения героев, помогает понять душевное состояние героини. Проследите, как общение с природой передает чувство Лизы.

  1. Напишите сочинение на тему: «Почему свою повесть Карамзин назвал «Бедная Лиза».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!