СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мой любимый литературный герой

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мой любимый литературный герой»


































































































Творческий проект

по литературе на тему

« Мой любимый литературный герой»

(составление синквейнов)







Выполнили: учащиеся 8 класса

Руководитель: Игошева В.В.



Город Галич

2018 – 2019 учебный год





Введение.

Образ героя художественного произведения складывается из множества факторов – это и характер, и внешность, и профессия, и увлечения, и круг знакомств, и отношение к себе и окружающим. Один из главных – речь персонажа, в полной мере раскрывающая и внутренний мир, и образ жизни.

Одна из работ, которая состоит в краткой характеристики героев и образов состоит в составлении синквейнов.

Актуальность исследования заключается в том, что мы будем анализировать синквейн, как один из новых способов создания характеристик литературным героям.

Цель нашего исследования - ознакомление с синквейном, как точной характеристикой литературных героев.

Исходя из поставленной цели, мы определили следующие задачи:

1. Раскрыть понятие «синквейн»;

2. Определить их происхождение;

3. Рассмотреть правила составления синквейна;

4. Ознакомиться с его вариантами ;

5. Рассмотреть синквейн, как прием раскрытия характеров литературных героев.

Предметом исследования является синквейн как способ краткой характеристики образов в художественных произведениях.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что при составлении синквейнов обогащается словарный запас, и каждый может почувствовать себя творцом.





СИНКВЕЙН

Синквейн-прием технология развития критического мышления на стадии рефлексии.

Слово синквейн происходит от французского слова «пять».

Синквейн - это стихотворение, состоящее из 5 строк.

Есть еще несколько определений синквейна.

Синквейн - малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.

Синквейн - короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определенному плану.

Правила написания синквейна.

1строка- одно слово-название стихотворения, тема, обычно существительное;

2 строка- два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3 строка- три глагола, описывающих действия по теме синквейна;

4строка- фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое                            отношение к теме;

5 строка- слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.

Например,

синквейн на тему русской народной сказки

«Лисичка-сестричка и серый волк».

Лиса.

Хитрая, умная.

Плачет, жалуется, хитрит.

Есть такие и среди животных.

Обманщица.

Синквейн на тему А.С. Пушкин.

Пушкин.

Умный, талантливый.

Пишет, сочиняет, творит.

Поэзия его пережила.

Гений.

Синквейн с точки зрения педагогики.

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках литературы практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой другой дисциплины.

Простота построения.

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка школьного возраста, который позволяет быстро получать результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.

Формирование аналитических способностей.

Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жесткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

С синквейном можно работать по-разному.

Вариативность.

Различные варианты для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (так и в паре, группе) составления нового синквейна, возможны варианты с: составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна); коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы-без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

Синквейн:

-обогащает словарный запас;

-подготавливает к краткому пересказу;

-учит формировать идею (ключевую фразу);

-позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;

-получается у всех.




























Лев Николаевич Толстой



«После бала»



Варенька
молоденькая ,обворожительная 
танцует ,восхищает , очаровывает
вскружила голову молодому человеку 
Красавица
 


Полковник 
любящий ,жестокий 
танцует , экономит ,карает 
разный на балу и после бала 
Служака .



















Синквейн

выполнила ученица 8 класса

Щелкунова Диана

Антон Павлович Чехов





«О любви»



Алёхин

Высокий, образованный.

Пахал, сеял, косил.

Алёхин был несчастен, вертелся как белка в колесе.

Благородное существо.





Анна Алексеевна.

Добрая, интеллигентная.

Беседовала, играла, ждала.

Будучи несчастной, увлеклась Павлом Константиновичем.

Жена Лугановича.





Синквейн

Выполнила ученица 8 класса

Кириллова Виктория



Александр Иванович Куприн



Куст сирени.

Жизнеутверждающий, жертвенный.

Поддерживать, действовать, не отчаиваться.

Рассказ о любви.

Счастье.



Вера

Преданная, энергичная.

Верит, любит, поддерживает.

Находит выход из сложной ситуации.

Жена.


Алмазов.

Упорный, эмоциональный.

Спорит, прислушивается, торжествует.

Нуждается в поддержке Веры.

Муж.

Синквейн

выполнила ученица 8 класса

Ершова Вероника





Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин



«История одного города»



Глуповцы

Сильные, глупые

Воюют, побеждают, руководят

Находят градоначальника

Рабство

























Синквейн

Выполнил ученик 8класса

Петров Даниил



Александр Сергеевич Пушкин





«Капитанская дочка»



Пётр Гринёв


Алексей Швабрин

Маша Миронова

Офицер


Офицер

Девушка

Добрый, благородный


Бесчестный, безнравственный

Скромная, стойкая

Служит, влюбляется, защищает

Лжёт, мстит, изменяет

Привлекает, любит, спасает

На Бога надейся, а сам не плошай

Береги платье снову, а честь смолоду

Любимый женский образ Пушкина

Герой


Предатель

Победительница



















Синквейн

Выполнил ученик 8 класса

Воротынский Григорий





Александр Трифонович Твардовский





«Василий Тёркин»



солдат
бывалый, веселый
защищал, освобождал, жил
русский чудо-человек
боец




















Синквейн

Выполнил ученик 8 класса

Ермолаев Артём.

Денис Иванович Фонвизин

«Недоросль»



Митрофанушка

Глупый, несчастный

Подчиняется, бездельничает, предает

“Не хочу учиться – хочу жениться!”

Недоросль





























Синквейн

Выполнил ученик 8 класса

Егоров Александр

Михаил Юрьевич Лермонтов



«Мцыри»



Мцыри
трагический, свободолюбивый
Мучается, действует, дерется.
Идет к своей цели
Борец

































Синквейн

Выполнил ученик 8 класса

Перцев Даниил

Николай Васильевич Гоголь

«Ревизор»





Хлестаков
ничтожный, пустейший
брал, выпрашивал, просил
самый яркий образ комедии
Лже-ревизор



Глава
хитрый нечестный 
правит  ,мздоимствует ,попустительствует 
боится проверки  московским ревизором 
Наказание

Земляника 
чиновник
лживый вороватый
сплетничает ,суетится  ,обирает 
"пациенты выздоравливают как мухи"
Плут 



Ляпкин-Тяпкин
Невежественный, болтливый.
Судит, доносит, сплетничает.
Прочитал пять или шесть книжек.
Судья.



Синквейн

Выполнил ученик 8 класса

Васильев Денис

Николай Васильевич Гоголь

«Шинель»



Акакий Акакиевич

Переписчик,

Униженный, замкнутый.

Работает, переписывает, терпит.

Верен работе,

Хобби.



Петрович.

Косой, рябой,

Пьёт, чинит, работает,

Пропивает без разбору,

 Мастер.











Синквейн

Выполнил ученик 8 класса

Балабанов Игорь



Древнерусская литература



«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»

Александр Невский

Князь
Храбрый, надежный
Стрелял, воевал, защищал
Не проиграл ни одной битвы
Полководец 





















Синквейн

Выполнил ученик 8 класса

Кудрявцев Александр



Древнерусская литература



«Повесть Шемякином суде»

Бедолага.
Неуклюжий, несчастный.
Судить, исполнять, заплатить.
Шемякин суд - несправедливый суд.
Хитрец.





























Синквейн

Выполнил ученик 8 класса

Малякин Виктор





Иван Алексеевич Бунин

«Кавказ»



Жена

молодая, красивая

гуляет, предает, изменяет

не ценит любовь мужа

женщина



Муж

военный, любящий

любит, ищет, стреляется

не смог простить измену

мужчина











Синквейн

Выполнила ученица 8 класса

Денисова Анастасия



Николай Семёнович Лесков



«Старый гений»

Гений
Загадочный, предприимчивый.
Обещает, устраивает, помогает.
Старый гений -- образец находчивости.
Хитрец.





























Синквейн

Выполнил ученик 8 класса

Смирнов Роман





Уильям Шекспир



«Ромео и Джульетта»

Ромео

Влюблённый, смелый

Борется, мечтает ,любит

герой поэмы Шекспира

несчастный персонаж


Джульетта

Красивая, добрая

Ждёт, верит, надеется

Джульетта -жертва несчастной любви

готова умереть ради любви











Синквейн

Выполнила ученица 8класса

Денисова Анастасия

Михаил Андреевич Осоргин

«Пенсне»



Вещь

Нужная, живая

Пропадает, путешествует, возвращается

И вновь уходит

навсегда


























Синквейн

Выполнил ученик 8 класса

Кузнецов Евгений





Заключение.

В заключении хотелось бы сказать, что в различных дистанционных олимпиадах по русскому зыку и литературе есть задания по составлению синквейнов. Наша исследовательская работа показала, что составление синквейна:

  • Обогащает словарный запас;

  • Подготавливает к краткому пересказу;

  • Учит формулировать идею (ключевую фразу);

  • Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;

  • Получается у всех .


Использованная литература:

  • Багаутдинова М. И., Ягафарова Г. Н. Организация научно – исследовательской работы учащихся. - Уфа 2012.

  • ru.wikipedia.org

  • http://lewe.ru/sostavlenie-sinkvejna-s-primerami/

  • http://www.medbio-kgmu.ru





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!