СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мой дебют.Размышления молодого педагога

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Молодой педагог размышляет о выбранной им профессии

Просмотр содержимого документа
«Мой дебют.Размышления молодого педагога»

Номинация «Мои воспоминания»

«Мой дебют. Мои воспоминания»

Эссе

«Преодолеть себя!»









Труден лишь первый шаг (Марк Теренций Варрон)


Так получилось, что мой первый рабочий день начался весьма печально. За день до первого сентябрьского звонка скоропостижно умер учитель физики, педагог с большим стажем. Не выдержало беспокойное сердце… На школьном дворе ненастная, дождливая погода. Линейка начинается с минуты молчания. Чувствуется атмосфера растерянности, приглушены детские голоса, умолкли разговоры о незабываемых летних деньках. Учителя, почётного работника образования хоронили всей школой, всем коллективом… А дождь всё не переставал и лил как из ведра!

Но…жизнь продолжается! За мрачным ненастьем неминуемо наступает светлая полоса. Так устроена природа, так устроено наше мироздание.

Третьего сентября я впервые переступил порог сельской школы в качестве молодого двадцатидвухлетнего учителя с нулевым педагогическим стажем…

…У нас семейная педагогическая династия с богатой, неповторимой историей. Так, видимо, предначертано судьбой или так расположились звёзды. Многие годы учителем истории работал мой дед, несколько лет народному образованию посвятили родные брат и сестра моей бабушки; моя мама 42 года преподавала в школе русский язык и литературу, родная тётя и супруга Татьяна трудятся учителями в начальной школе.

С детства помню тяжёлый, кропотливый учительский труд своей мамы-Ларисы Алексеевны. Работа на две ставки в школе, маленькие дети, большое домашнее хозяйство, осенняя распутица - и всё это приходилось совмещать с перипетиями школьной жизни. А это было ох как непросто! Для этого нужно быть большим Человеком и Оптимистом! И она выдержала, выстояла! Почти каждодневным ритуалом семейного вечера являлась проверка тетрадей по русскому языку. И я, только что научившийся читать ребёнок, аккуратно подавал матери очередную тетрадку и внимательно следил, как, порой, красным - красно становилось от ошибок в рукописях того или иного ученика. Когда наступал черёд выставления оценки, я, порой, не выдерживал и чуть ли не с мольбой взывал:

- Мама, ну не ставь ей двойку! Она же всё равно старалась!

Но мама была строгой учительницей и оценивала знания своих учеников по справедливости…. Прошли годы. В 1992 году я стал выпускником средней школы. В этот непростой, поворотный для страны год в старинном сибирском таёжном городке Таре, что находится на берегу дремучего Иртыша, в родных местах детства и юности талантливого артиста Михаила Ульянова, открыли филиал педагогического университета. Проучившись пять лет в атмосфере взаимного радостного труда и творчества, я вошёл в число первых выпускников молодого учебного заведения, стал новоиспечённым учителем словесности.

….Всё когда-то в жизни человека происходит впервые. Первый мучительный крик младенца, первый детский лепет, первые друзья, первая любовь…Никогда не забуду свой первый урок. Оглушительно раздался первый звонок в школьном коридоре. Как здесь не вспомнить известную всем нам поговорку: «Первый раз - в первый класс!». Для меня начиналась новая жизненная эпоха. В моём расписании был обозначен первый урок литературы. Я долго не решался зайти к шестиклассникам, было страшновато, непривычно. Ведь позади пять лет незабываемой студенческой жизни, а педагогического опыта, как такового, ещё нет! То и дело судорожно подходил к расписанию или вновь просматривал уже давно прочитанные объявления на стенде… А урок уже начался и время шло! И нужно было любой ценой преодолеть себя! Сдерживая заметное волнение, я стремительно поднялся на третий этаж и вошёл в класс. Была ощутимая, оглушительная тишина. Чувствовалось пронзительное сердцебиение молодого, ещё не опытного учителя. Десятки пар ребячьих глаз вопросительно-испытывающе смотрели на меня. А что я мог сказать им тогда сразу? Несколько преодолев волнение и выдержав непродолжительную паузу, только и произнёс: «Здравствуйте, ребята! Я ваш новый учитель. Меня зовут Дмитрий Викторович».

Сказав своё короткое, незамысловатое вступительное слово я с ужасом заметил, что…жутко раскраснелся. И это сразу же определили ученики. Видимо, таков склад моего характера, таков мой темперамент, так как краснеть и бледнеть мне приходилось ещё несколько лет спустя и перед учениками, и перед их родителями…Но урок нужно было продолжать. И я выдержал это нелёгкое испытание. Начался занимательный рассказ о 12 подвигах Геракла. Уроки литературы в тот день были спаренными, и получилось, что на каждый из них отводилось ровно по 6 знаменитых подвигов . А ведь Гераклу, заметим, тоже приходилось преодолевать преграды на своём тернистом пути и не раз!

…Оглядываясь назад, с улыбкой осознаю, что первые уроки прошли весьма сумбурно, методически не совсем верно. Но ведь это же было так объяснимо! Разумеется, дети, с ещё не окрепшим сознанием, всё же интуитивно чувствовали мою педагогическую и жизненную неопытность и незрелость. Этого нельзя было избежать, от этого никуда нельзя было деться! И нужно заметить, дети отнеслись ко всему с доверием, любознательностью, поддержкой! А это дорогого стоит! Это было необходимо, подобно тому, как ещё не окрепшему растению всегда нужна живительная влага…Так начиналась моя педагогическая деятельность, новая историческая эра в ещё небогатой биографии. Уже сейчас явно вспоминаю, что тогда, с первых дней, и появился неподдельный интерес к литературе, родному слову. А вместе с тем и привязанность к детям. Что-то не получалось сразу, но где-то были и первые совместные победы, первые достижения!

… Стремительной вереницей промчались годы. Много воды утекло за это время. Два года отдал обучению русскому языку и литературе в пятом и шестом классах, за плечами семь лет кропотливой краеведческой работы, сейчас преподаю историю и обществознание. В июле 2002 года участвовал в военно-патриотической работе Всероссийской Вахты Памяти в Калужской области, а в январе 2005 года стал лауреатом муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года». Многое достигнуто, но многое ещё предстоит достичь. Исследовательская, творческая работа, безусловно, закаляет, мужает педагога, помогает преодолевать трудности. Ведь настоящий Учитель находится в непрерывном поиске, в общении с детьми. И об этом нельзя забывать!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!