СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модульный урок по географии 6 класс на тему "Жизнь в Мировом Океане"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроках я часто использую такой приём. ДЕТЯМ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО изучать тему, используя такие модульные разработки 

Просмотр содержимого документа
«Модульный урок по географии 6 класс на тему "Жизнь в Мировом Океане"»

Жизнь в Мировом океане

На модульном уроке работает

----------------------------------------------

Фамилия, имя ученика

Условия жизни в океане различны, но именно от этих условий зависит разнообразие и богатство органического мира. Чтобы это доказать, мы сегодня отправляемся в подводное путешествие на корабле знаменитого капитана Немо. Вы уже знаете, что свои наблюдения следует фиксировать в судовом журнале.

Целевая установка: во время путешествия вы узнаете причины, влияющие на богатство и разнообразие органического мира океана.

Желаем приятного путешествия!

Шаг 1

Вспомните, что мы уже знаем об органическом мире океана. Морские организмы делятся на планктон: фито – и зоопланктон, бентос и нектон. Вспомните, чем они отличаются. Запишите в судовой журнал определения.

Если вы не можете справиться с заданием, прочитайте в справочнике или в словаре.

Шаг 2

Каждый морской организм, живя в океане, борется за своё существование. Подумайте, запишите проблемы, с которыми им приходится сталкиваться. Как организмы приспосабливаются к неблагоприятными условиями?

Планктон-_________________________________________________________

Нектон - __________________________________________________________

Бентос -___________________________________________________________

Шаг 3

В первые минуты погружения, когда солнечные лучи золотили воду, за бортом бурлила жизнь. Мы могли наблюдать множество живых организмов: от мельчайших водорослей до гигантских медуз. Однако, проходя различные водные слои, нельзя не заметить, что населены они неравномерно. Наиболее заселены они на глубине 50 м.

Запишите, какой фактор с увеличением глубины влияет на разнообразие органического мира, распределение нектона, планктона и бентоса. Вспомните представителей фауны, которых мы увидели по мере погружения на дно океана. Какие организмы, известные вам, мы встретили у поверхности, в толще воды и зоне тьмы?

Шаг 4

По мере погружения мы познакомились с обитателями моря и поражались их разнообразию. Вот как описал свои впечатления профессор Аноракс, член экспедиции капитана Немо: « Рыбы резвились, плескались, соперничая красотой расцветки, блеском чешуи и юркостью. Я заметил зелёного губана, барабульку, отмеченную двойной чёрной полосой, бычка белого, с фиолетовыми пятнами на спине и закруглённым хвостом, японскую скумбрию, чудесную макрель с серебряной головой и голубым телом, блистательных лазуревиков, одно название которых заменяет все описания, спарид рубчатых, с разнообразными плавниками, голубым и жёлтым, спарид полосатых, с чёрной перевязью на хвосте, мурену, род змеевидного угря, с маленькими живыми глазками и широким ощеренным зубами ртом, всего не перечислишь…» ( Ж. Верн « Двадцать тысяч лье под водой). Какие внешние признаки можно отметить у рыб – обитателей небольшой глубины? Каких ещё, кроме рыб, обитателей толщи воды можно увидеть?

Шаг 5

Погружаясь, мы прошли отметку 200 м, океанские глубины сменили свой цвет с бирюзового на тёмно – синий, солнечные лучи почти не проникают на такую глубину, исчезли водоросли. Стали пропадать наши спутники –стайки морских рыб. Мы опускались всё глубже и глубже. И вот на глубине примерно 500 м угас последний луч света. Наступила кромешная тьма…

Капитан Немо приказал включить прожекторы, и мы с удивлением обнаружили, что и здесь есть жизнь. Внимательно приглядевших, мы заметили некоторые особенности глубоководных существ: у рыб –хищников были огромные пасти, светящиеся изнутри, почти все существа лишены окраски, и у многих плохо развиты глаза.

Почему они такие? На какие особенности внешнего строения вы обратили внимание? Подумайте над этим вопросом. Ответ запишите в судовой журнал.

Шаг 6

Проплывая вблизи западных берегов Южной Америки, мы отметили относительное богатство органического мира и решили найти причину столь удивительного явления. Прибрежные воды у западных берегов Южной Америки очень глубоки. Здесь почти нет континентального шельфа, а глубины порядка 1000 м. Ветры, дующие параллельно берегу к северу, поднимают придонные холодные воды, содержащие фосфаты. Области подъёма хорошо видны по мутно –зелёным пятнам, образуемым фитопланктоном. Обычно пищевые цепи начинаются планктоном, поэтому здесь много рыбы и птиц, питающихся им. Капитан Немо объяснил, что эта зона называется апвеллинг. Она образуется у берегов материков при подъёме глубинных поверхностных и глубинных вод происходит насыщение воды кислородом.

Запишите в судовой журнал причины богатства органического мира вдоль западных берегов Южной Америки. Где, по- вашему, можно ещё встретить апвеллинг?

Шаг 7

Как-то, сидя в кают-компании, мы заговорили о воздухе, кислороде – сейчас эта проблема особенно актуальна, ведь мы находимся под водой. Рыбы и другие морские организмы должны реагировать на концентрацию кислорода в воде. Но каким образом можно определить наличие кислорода в океане? Капитан провёл простой опыт: поставил перед нами два аквариума с рыбами. Один аквариум помощники капитана немного нагрели, не создавая при этом опасности для рыб, а другой, наоборот, остудили. Каково же было наше изумление, когда в первом аквариуме рыбы стали чаще всплывать за воздухом, чем во втором!

Запишите вывод, который можно сделать из этого опыта. В каких водах – тропических или умеренных – органический мир будет более разнообразным?

Шаг 8

Проплывая в устьевой области крупной реки, мы обнаружили, что количество рыб и других обитателей моря увеличилось. Капитан объяснил нам, что реки выносят большое количество питательных веществ и способствует повышению биологической продуктивности океана.

Назовите крупные реки, где наблюдается такая высокая продуктивность океана, связанная с влиянием рек.

Шаг 9

Капитан Немо, проведя огромное количество времени под водой, собрал большую коллекцию, состоящую из обитателей океана, и вот сейчас ему принесли новых представителей морской фауны. Вам предстоит определить, какой образ жизни они ведут, какую экологическую нишу занимают, чем питаются.

Шаг 10

Результат вашей работы должен быть отображён на контурных картах. Покажите основные районы рыболовства и объясните причины такой географии.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!