СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модульный урок "Карбоновые кислоты"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модульный урок с элементами технологии развития критического мышления по теме "Карбоновые кислоты"

Просмотр содержимого документа
«Модульный урок "Карбоновые кислоты"»

ГОУ ДПО

Институт развития регионального образования Свердловской области.







Кафедра естественно – научного образования

Разработка урока по теме

« Карбоновые кислоты»









(Выпускаемая работа на ОП

«Современные технологии

преподавания

естественно – научных

дисциплин»)




Разработчик:

Возисова

Валентина Николаевна

учитель химии высшей

категории МОУ СОШ №8

г. Артёмовский

посёлок Буланаш











Екатеринбург 2009

Пояснительная записка

Предлагаю разработку модульного урока в 10 классе по теме

« Карбоновые кислоты»

Цель: расширить, углубить и систематизировать знания о карбоновых кислотах в сравнении со свойствами минеральных кислот.

Задачи:

  1. создание условий для развития умения самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации;

  2. содействие личностному росту ученика через обучение предмета;

  3. мотивация к дальнейшему обучению;

  4. продолжение формирования навыков информационной культуры учащихся;

  5. обучение учащихся умению адекватно оценивать свою работу и работу товарищей.

Свою задачу я вижу в том, чтобы не просто дать учащимся определённую сумму знаний, а научить самостоятельно добывать их. Поэтому в своей практике я широко использую элементы модульного обучения, в основе которого лежит принцип организации деятельности каждого школьника на уроке. При использовании модульной системы обучения нет необходимости заставлять учащихся слушать учителя, насильно «вести за руку» при решении задач и выполнении упражнений.

Использую дифференцированные задания, с помощью которых можно добиться усвоения материала всеми учащимися с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует их индивидуальным возможностям. Для каждого учащегося готовлю модульную программу, в которой урок разбит на отдельные учебные элементы (УЭ) и лист учёта знаний. На листах учёта учащиеся записывают число набранных баллов по тем учебным элементам, которые им предложены для самооценки. В случаях, когда предусмотрена взаимооценка, баллы вписывает в лист сосед по парте или консультант. Слабоуспеваемым учащимся на уроках часто помогают консультанты из числа наиболее подготовленных школьников. Даже самые слабоуспевающие и безличные к себе школьники стали проявлять заинтересованность в собственных достижениях, добиваться успеха.


1. Тема урока «Карбоновые кислоты»

УЭ – 0 Интегрирующая цель: изучив содержание данного модуля, вы углубите свои знания о карбоновых кислотах;

будете знать строение функциональной группы, гомологический ряд физические и химические свойства карбоновых кислот, их применение; научитесь составлять уравнения химических реакций для предельных одноосновных карбоновых кислот;

установите генетические связи карбоновых кислот с другими органическими соединениями.

Вступительное слово учителя (2 мин). На этом этапе урока целесообразно применить приём «Корзина идей, понятий, имён…». Учитель задаёт ученикам вопрос: что вам известно о карбоновых кислотах из учебного и жизненного опыта? Каждый учащийся вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по этой теме (индивидуальная работа 1 мин). Проводится обмен информацией в парах или группах, при этом ученики должны выяснить, в чём совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия. Затем каждая группа, по очереди, называет какой – то один факт, не повторяя ранее сказанного другими группами (составляйте список идей). Учитель кратко, в виде тезисов заносит все сведения в корзину (без комментариев), даже если они ошибочны. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании учащихся сведения, проблемы или понятия будут связаны в логические цепи, а ошибки исправлены по мере освоения новой информации.

УЭ -1 (6 мин) Ваша цель: знать определение карбоновых кислот, общую формулу, функциональную группу, изомерию карбоновых кислот.

Прочитайте внимательно текст учебника:

с.84 – 88 О.С. Габриелян «Химия» 10 класс базовый уровень;

с. 175 – 178 О.С.Габриелян и другие «Химия» 10 класс учебник;

с. 112 – 113 Л.С. Гузей и другие «Химия» 11 класс учебник, выполните задания и ответьте на вопросы. В процессе индивидуальной работы предлагаются задания (программы - А и В).

Программа - А

1. Из перечня выбрать формулы карбоновых кислот:

О О

А) С2Н5ОН б) СН3 – С в) СН2 – СН2 – C г) С3Н7СООН

Н Сl О Н

О О

Д) Н – С е) Н - С

Н ОН


2. Закончите предложение.

Карбоновые кислоты – это….

3. Написать первых три представителя гомологического ряда предельных одноосновных карбоновых кислот и дать им названия по рациональной и систематической номенклатуре.

4. Какие виды изомерии характерны для предельных одноосновных карбоновых кислот

А) изомерия кратных связей

Б) изомерия углеродного скелета

В) изомерия положения функциональной группы

Г) цис – транс- изомерия

5. В состав каких из перечисленных соединений входит карбоксильная группа?

А) уксусной кислоты

Б) этиленгликоля

В) диметилового эфира

Г) карболовой кислоты

Д) правильного ответа нет

Программа – Б


1. Общая формула одноосновных карбоновых кислот

А) СnН2n+2 Б) СnН2n-2 В) СnН2n+1 Г) СnН2n+1СООН Д) СnН2n+1СНО

2. Группа – СООН является функциональной для

А) альдегидов

Б) кетонов

В) карбоновых кислот

Г) среди ответов нет правильных

3. В состав каких соединений не входит карбонильная группа?

А) альдегидов

Б) простых эфиров

В) карбоновых кислот

Г) фенолов

Д) правильного ответа нет

4) Какое из перечисленных веществ не является изомером н – валериановой кислоты?

О СН3 О

/ │ //

А) СН3 – СН – СН2 – С Б) Н3С – С – С

│ \ │ \

СН3 ОН СН3 ОН



В) СН3 – С – О – С3Н7 Г) НООС – (СН2)3 – СООН

║ Д)правильного ответа нет

О

5. Составить структурные формулы двух изомеров карбоновой кислоты, имеющей состав С5Н10О2.


Постарайтесь ответить на вопросы самостоятельно. Затем аргументировано изложите свою точку зрения соседу по парте. Обсудите с ним правильность ваших ответов. Смотри приложение №1, проверь, выстави себе оценку

За каждое правильно выполненное задание – 1 балл.


Если вы набрали 3 – 5 баллов, то приступайте к изучению следующего учебного элемента, если же вы набрали меньше 3 баллов, то вернитесь и прочитайте ещё раз УЭ – 1.


УЭ – 2 (5 мин) Ваша цель: повторить алгоритм названий органических соединений по систематической номенклатуре, добиться полного усвоения принципов номенклатуры соединений данного класса.


1. Используя алгоритмы (на с. 177- 178 О.С. Габриелян и другие «Химия - 10 класс») назовите по систематической номенклатуре следующие вещества:

Программа - А Программа – Б


СН3 – СН – СН2 – СООН СН3

О

СН3 С СН С

ОН

СН3 СН3


2. Напишите структурные формулы следующих соединений

Программа – А Программа – Б


2 – метилпропановая кислота 2, 3, 4 – трихлорбутановая

кислота


Смотри приложение №2. Проверь. Выстави оценку . Переходим к следующему УЭ.


УЭ – 3 (10 мин) Ваша цель: совершенствовать знания о химических свойствах карбоновых кислот.

1. Внимательно изучите химические свойства карбоновых кислот на с. 180 – 184 О.С. Габриелян и другие « Химия – 10 класс». М.: Дрофа, 2003.

С. 89 – 90 О.С. Габриелян «Химия – 10 класс»,

базовый уровень. М.: Дрофа, 2007.



2. Закончите уравнения химических реакций.

  1. С3Н7 СООН

  2. С3Н7 СООН + Мg

  3. C3H7 COOH + NaOH →

  4. C3H7 COOH + Na2CO3

  5. C3H7 COOH + C2H5OH

  6. C3H7 COOH + CL2 →


Если возникли трудности, обратись к консультанту или учителю. Смотри приложение №3. Выстави оценку.

Если вы набрали 4 – 6 баллов, то переходите к УЭ – 4. Если вы набрали меньше 4 баллов, то ещё раз обратитесь к учебнику и вновь выполните задания.


УЭ – 4 (10 мин) Ваша цель: убедиться во взаимосвязи веществ различных классов органических соединений.

Для выполнения задания используй: с. 173, 180, 182, 183, 185; О.С. Габриелян и другие, учебник «Химия – 10», М.: Дрофа, 2003;

с. 81 – 83, 90; О.С. Габриелян, учебник «Химия – 10», базовый уровень,

М.: Дрофа, 2007.


Прграмма – А О

Осуществить превращение: СН3 – С

О О О ОNа

С2Н2 СН3 –С СН3 – С СН3 - С

Н ОН О – СН3

С6Н6 O

СН2 - С

СL OH

Программа – В

Напишите уравнение реакций получения этилацетата, исходя из метана, укажите условия их протекания.


Смотри приложение № 4. Проверь. Выстави оценку .

Если вы набрали 4 – 6 баллов, то переходите к УЭ - 5. Если вы набрали меньше 4 баллов, то обратитесь к учителю или консультанту.


УЭ – 5 (мин) Ваша цель: подвести итоги урока.

Работаем вместе.

  • Вспомните цель урока. Достигли ли вы поставленной цели?

  • Какие понятия вы вспомнили?

  • Какие знания повторили, а какие новые - усвоили?

  • Какие умения отработали?

  • С какими результатами вы пришли к концу урока. Подсчитайте набранные вами за урок баллы и оцените себя: 20 – 18 баллов отметка «5», 17 – 14 баллов – «4», 13 – 9 баллов – «3», менее 9 баллов – «2». Проанализируйте свою работу на уроке и сделайте вывод. Сдайте тетрадь на проверку учителю.


УЭ – 6 (2 мин) Ваша цель: Определить индивидуальное домашнее задание.

  1. Вы набрали 20 – 18 баллов (сумма баллов за УЭ 1- 4), по желанию выполняйте олимпиадное задание.

  • Задача

Процесс приготовления вина принципиально почти не изменился с древних времён: после сбора урожая красный или белый виноград давят и из этой массы путём отжимания получают виноградный сок. Потом сок бродит в сосудах, закупоренных особым образом. Когда образовавшееся вино созреет, его фильтруют и разливают по бутылкам. Если вино длительное время стоит открытым (бродильный сосуд неправильно закупорен), вместо вина образуется кислая жидкость. Объясните этот процесс с химической точки зрения.

  • Составить кластер по теме «Карбоновые кислоты»

2. Вы набрали от 17 до 14 баллов – необходимо повторить алгоритм названий органических соединений по систематической номенклатуре с.177 – 178 автор О.С. Габриелян «Химия – 10», М.: Дрофа, 2007 и внимательно изучить химические свойства спиртов, альдегидов, карбоновых кислот с. 69 -70, 82 – 83, 90. Выполнить задание № 5, 8 с.91 О.С. Габриелян «Химия – 10», М.: Дрофа, 2007.

3. Вы набрали мене 14 баллов – необходимо повторить общие формулы основных классов органических соединений, изучить гомологический ряд карбоновых кислот, научиться составлять уравнение химических реакций.

  • Выполнить задание № 6 с.91 О.С.Габриелян «Химия – 10» базовый уровень, М.: Дрофа, 2007.

  • Составить таблицу «Применение карбоновых кислот на основе их химических свойств».

УЭ – 1 Приложение №1

Программа – А

1. в,г,е - 1 б

2. Карбоновые кислоты – это органические соединения, молекулы которых содержат карбоксильную группу –СООН, связанную с углеводородным радикалом. - 1 б

3. Н – СООН – муравьиная кислота (метановая) - 1 б

СН3 – СООН – уксусная кислота (этановая)

СН3 – СН2 – СООН – пропионовая кислота (пропановая)

4. б - 1 б

5. а - 1 б

Итого: 5 баллов

Программа – В

1. г - 1 б

2. в - 1 б

3. б, г - 1 б

4. г - 1 б

5. СН3 – СН2 – СН – СООН

│ - 1 б

СН3

СН3 – СН – СН2 - СООН

СН3

Итого: 5 баллов

УЭ - 2 Приложение № 2

Программа - А

Программа - В

1.

СН3 – СН – СН2 – СООН

СН3

3 – метилбутановая кислота

СН3

СН – СН – С =О

СН3 СН3 ОН

2,3 – диметилбутановая кислота


2 б

2.

2 – метилпропановая кислота

СН3 – СН – СООН

СН3

2,3, 4- трихлорбутановая кислота

СН2 – СН – СН – СООН

СL CL CL 1-б

Итого: 3 б







УЭ – 3 Приложение № 3


А)

С3Н7 СООН С3Н7СОО¯ + Н⁺


1 б

Б)

2С3Н7 СООН + Mg (С3Н7СОО)2 Mg + Н2


1 б

В)

С3Н7СООН + NaOH C3H7COONa + H2O


1 б

Г)

С3Н7СООН + Na2CO3 → C3H7 COO Na + CO2 + Н2О


1 б

Д)

Н2SO4 (конц), t О

С3Н7СООН + С2Н5ОН С3Н7 – С + Н2О

0 – С2Н5

1 б

Е)


СН3 – СН2 – СН2 – СООН + CL2 CH2 – CH2 – CH2 – COOH + HCL

CL

1 б

Итого: 6 баллов
































УЭ – 4 Приложение № 4


Программа - А

hv

СН4 + CL2 CН3CL + HCL

1 б


2 СН3CL + 2 Na C2H6 + 2 NaCL

1 б

hv

С2Н6 + СL2 C2H5CL + HCL

1 б

Н2О

С2H5CL + NaOH C2H5OH + NaCL

1 б

бактерии

С2Н5ОН + О2 СН3СООН + Н2О

1 б

Н2О4 (конц), t

СН3 СООН + С2Н5ОН СН3СООС2Н5 + Н2О

1 б

Итого: 6 баллов

Программа - В

Hg²⁺ O

С2Н2 + Н2О CH3 – C

H

1 б

О t

СН3 - С + Ag2 O СН3 – СООН + 2Ag

Н (аммиачный раствор)

1 б


СН3 – СООН + NaOH СН3 СОО Na + Н2О


1 б

Н2SO4 (конц), t

СН3 – СООН + СН3ОН CH3 – COOCH3 + H2O

1 б

СН3 – СООН + CL2 CH2 – COOH + HСL


CL

1 б

450°

3С2Н2 С6Н6

актив С

1 б

Итого: 6 баллов



Список литературы для учащихся


  1. Габриелян О.С. «Химия -10», базовый уровень. – М.: Дрофа, 2007.

  2. Габриелян О.С. и другие «Химия – 10». – М.: Дрофа, 2003.

  3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях 10 класс. – М.: Дрофа, 2003 – 2005.

  4. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия 10 класс. – М.: Дрофа, 2004.

  5. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Никитюк А.М., Решетов П.В. Готовимся к единому государственному экзамену. – М.: Дрофа, 2003 – 2005.

  6. Гузей Л.С., Лысова Г.Г., Суровцева Р.П. Химия 11 класс. – М.: Дрофа, 2003 – 2005.

  7. Келина Н.Ю., Безручко Н.В. Химия: тестовый тренажёр – самоучитель для подготовки к сдаче ЕГЭ. Ростов – на – Дону. Феникс, 2008.

  8. Радецкий А.М., Горикова В.Р., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для 10 – 11 классов, М.: Просвещение, 2001.




Список литературы для учителей


  1. Беспалов П.И., Орехов А.В. Модульные технологии обучения химии: теория и практика. – Саранск: Мордов. ГПИ, 2002.

  2. Габриелян О.С. Химия – 10 класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику. – М.: Дрофа, 2003 – 2006.

  3. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007.

  4. Габриелян О.С. Учебник «Химия – 10» базовый уровень. – М.: Дрофа, 2007.

  5. Габриелян О.С. и другие «Химия – 10». – М.: Дрофа, 2003.

  6. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях 10 класс. – М.: Дрофа, 2003 – 2005.

  7. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия 10 класс. – М.: Дрофа, 2004.

  8. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Никитюк А.М., Решетов П.В. Готовимся к единому государственному экзамену. – М.: Дрофа, 2003 – 2005.

  9. Малюткина Г.И. Многоликая уксусная кислота журнал «Химия в школе» № 1 с.36, 2003.

  10. Попова Л.И. Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры: обобщение и систематизация знаний журнал «Химия в школе» № 4 с.40, 2008.

  11. Котелева О.А. Использование модульной технологии при обобщении знаний журнал «Химия в школе» № 6 с.29, 2007.

  12. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. – М.: НИН школьных технологий, 2005.

  13. Сенновский И.Б. Модульная педагогическая технология в школе: анализ условий и результатов освоения. М.: Новая школа, 1995.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!