ГОУ ДПО
Институт развития регионального образования Свердловской области.
Кафедра естественно – научного образования
Разработка урока по теме
« Карбоновые кислоты»
(Выпускаемая работа на ОП
«Современные технологии
преподавания
естественно – научных
дисциплин»)
Разработчик:
Возисова
Валентина Николаевна
учитель химии высшей
категории МОУ СОШ №8
г. Артёмовский
посёлок Буланаш
Екатеринбург 2009
Пояснительная записка
Предлагаю разработку модульного урока в 10 классе по теме
« Карбоновые кислоты»
Цель: расширить, углубить и систематизировать знания о карбоновых кислотах в сравнении со свойствами минеральных кислот.
Задачи:
создание условий для развития умения самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации;
содействие личностному росту ученика через обучение предмета;
мотивация к дальнейшему обучению;
продолжение формирования навыков информационной культуры учащихся;
обучение учащихся умению адекватно оценивать свою работу и работу товарищей.
Свою задачу я вижу в том, чтобы не просто дать учащимся определённую сумму знаний, а научить самостоятельно добывать их. Поэтому в своей практике я широко использую элементы модульного обучения, в основе которого лежит принцип организации деятельности каждого школьника на уроке. При использовании модульной системы обучения нет необходимости заставлять учащихся слушать учителя, насильно «вести за руку» при решении задач и выполнении упражнений.
Использую дифференцированные задания, с помощью которых можно добиться усвоения материала всеми учащимися с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует их индивидуальным возможностям. Для каждого учащегося готовлю модульную программу, в которой урок разбит на отдельные учебные элементы (УЭ) и лист учёта знаний. На листах учёта учащиеся записывают число набранных баллов по тем учебным элементам, которые им предложены для самооценки. В случаях, когда предусмотрена взаимооценка, баллы вписывает в лист сосед по парте или консультант. Слабоуспеваемым учащимся на уроках часто помогают консультанты из числа наиболее подготовленных школьников. Даже самые слабоуспевающие и безличные к себе школьники стали проявлять заинтересованность в собственных достижениях, добиваться успеха.
1. Тема урока «Карбоновые кислоты»
УЭ – 0 Интегрирующая цель: изучив содержание данного модуля, вы углубите свои знания о карбоновых кислотах;
будете знать строение функциональной группы, гомологический ряд физические и химические свойства карбоновых кислот, их применение; научитесь составлять уравнения химических реакций для предельных одноосновных карбоновых кислот;
установите генетические связи карбоновых кислот с другими органическими соединениями.
Вступительное слово учителя (2 мин). На этом этапе урока целесообразно применить приём «Корзина идей, понятий, имён…». Учитель задаёт ученикам вопрос: что вам известно о карбоновых кислотах из учебного и жизненного опыта? Каждый учащийся вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по этой теме (индивидуальная работа 1 мин). Проводится обмен информацией в парах или группах, при этом ученики должны выяснить, в чём совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия. Затем каждая группа, по очереди, называет какой – то один факт, не повторяя ранее сказанного другими группами (составляйте список идей). Учитель кратко, в виде тезисов заносит все сведения в корзину (без комментариев), даже если они ошибочны. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании учащихся сведения, проблемы или понятия будут связаны в логические цепи, а ошибки исправлены по мере освоения новой информации.
УЭ -1 (6 мин) Ваша цель: знать определение карбоновых кислот, общую формулу, функциональную группу, изомерию карбоновых кислот.
Прочитайте внимательно текст учебника:
с.84 – 88 О.С. Габриелян «Химия» 10 класс базовый уровень;
с. 175 – 178 О.С.Габриелян и другие «Химия» 10 класс учебник;
с. 112 – 113 Л.С. Гузей и другие «Химия» 11 класс учебник, выполните задания и ответьте на вопросы. В процессе индивидуальной работы предлагаются задания (программы - А и В).
Программа - А
1. Из перечня выбрать формулы карбоновых кислот:
О О
А) С2Н5ОН б) СН3 – С в) СН2 – СН2 – C г) С3Н7СООН
│
Н Сl О Н
О О
Д) Н – С е) Н - С
Н ОН
2. Закончите предложение.
Карбоновые кислоты – это….
3. Написать первых три представителя гомологического ряда предельных одноосновных карбоновых кислот и дать им названия по рациональной и систематической номенклатуре.
4. Какие виды изомерии характерны для предельных одноосновных карбоновых кислот
А) изомерия кратных связей
Б) изомерия углеродного скелета
В) изомерия положения функциональной группы
Г) цис – транс- изомерия
5. В состав каких из перечисленных соединений входит карбоксильная группа?
А) уксусной кислоты
Б) этиленгликоля
В) диметилового эфира
Г) карболовой кислоты
Д) правильного ответа нет
Программа – Б
1. Общая формула одноосновных карбоновых кислот
А) СnН2n+2 Б) СnН2n-2 В) СnН2n+1 Г) СnН2n+1СООН Д) СnН2n+1СНО
2. Группа – СООН является функциональной для
А) альдегидов
Б) кетонов
В) карбоновых кислот
Г) среди ответов нет правильных
3. В состав каких соединений не входит карбонильная группа?
А) альдегидов
Б) простых эфиров
В) карбоновых кислот
Г) фенолов
Д) правильного ответа нет
4) Какое из перечисленных веществ не является изомером н – валериановой кислоты?
О СН3 О
/ │ //
А) СН3 – СН – СН2 – С Б) Н3С – С – С
│ \ │ \
СН3 ОН СН3 ОН
В) СН3 – С – О – С3Н7 Г) НООС – (СН2)3 – СООН
║ Д)правильного ответа нет
О
5. Составить структурные формулы двух изомеров карбоновой кислоты, имеющей состав С5Н10О2.
Постарайтесь ответить на вопросы самостоятельно. Затем аргументировано изложите свою точку зрения соседу по парте. Обсудите с ним правильность ваших ответов. Смотри приложение №1, проверь, выстави себе оценку
За каждое правильно выполненное задание – 1 балл.
Если вы набрали 3 – 5 баллов, то приступайте к изучению следующего учебного элемента, если же вы набрали меньше 3 баллов, то вернитесь и прочитайте ещё раз УЭ – 1.
УЭ – 2 (5 мин) Ваша цель: повторить алгоритм названий органических соединений по систематической номенклатуре, добиться полного усвоения принципов номенклатуры соединений данного класса.
1. Используя алгоритмы (на с. 177- 178 О.С. Габриелян и другие «Химия - 10 класс») назовите по систематической номенклатуре следующие вещества:
Программа - А Программа – Б
СН3 – СН – СН2 – СООН СН3
О
СН3 С СН С
ОН
СН3 СН3
2. Напишите структурные формулы следующих соединений
Программа – А Программа – Б
2 – метилпропановая кислота 2, 3, 4 – трихлорбутановая
кислота
Смотри приложение №2. Проверь. Выстави оценку . Переходим к следующему УЭ.
УЭ – 3 (10 мин) Ваша цель: совершенствовать знания о химических свойствах карбоновых кислот.
1. Внимательно изучите химические свойства карбоновых кислот на с. 180 – 184 О.С. Габриелян и другие « Химия – 10 класс». М.: Дрофа, 2003.
С. 89 – 90 О.С. Габриелян «Химия – 10 класс»,
базовый уровень. М.: Дрофа, 2007.
2. Закончите уравнения химических реакций.
С3Н7 СООН
С3Н7 СООН + Мg
C3H7 COOH + NaOH →
C3H7 COOH + Na2CO3
C3H7 COOH + C2H5OH
C3H7 COOH + CL2 →
Если возникли трудности, обратись к консультанту или учителю. Смотри приложение №3. Выстави оценку.
Если вы набрали 4 – 6 баллов, то переходите к УЭ – 4. Если вы набрали меньше 4 баллов, то ещё раз обратитесь к учебнику и вновь выполните задания.
УЭ – 4 (10 мин) Ваша цель: убедиться во взаимосвязи веществ различных классов органических соединений.
Для выполнения задания используй: с. 173, 180, 182, 183, 185; О.С. Габриелян и другие, учебник «Химия – 10», М.: Дрофа, 2003;
с. 81 – 83, 90; О.С. Габриелян, учебник «Химия – 10», базовый уровень,
М.: Дрофа, 2007.
Прграмма – А О
Осуществить превращение: СН3 – С
О О О ОNа
С2Н2 СН3 –С СН3 – С СН3 - С
Н ОН О – СН3
С6Н6 O
СН2 - С
СL OH
Программа – В
Напишите уравнение реакций получения этилацетата, исходя из метана, укажите условия их протекания.
Смотри приложение № 4. Проверь. Выстави оценку .
Если вы набрали 4 – 6 баллов, то переходите к УЭ - 5. Если вы набрали меньше 4 баллов, то обратитесь к учителю или консультанту.
УЭ – 5 (мин) Ваша цель: подвести итоги урока.
Работаем вместе.
Вспомните цель урока. Достигли ли вы поставленной цели?
Какие понятия вы вспомнили?
Какие знания повторили, а какие новые - усвоили?
Какие умения отработали?
С какими результатами вы пришли к концу урока. Подсчитайте набранные вами за урок баллы и оцените себя: 20 – 18 баллов отметка «5», 17 – 14 баллов – «4», 13 – 9 баллов – «3», менее 9 баллов – «2». Проанализируйте свою работу на уроке и сделайте вывод. Сдайте тетрадь на проверку учителю.
УЭ – 6 (2 мин) Ваша цель: Определить индивидуальное домашнее задание.
Вы набрали 20 – 18 баллов (сумма баллов за УЭ 1- 4), по желанию выполняйте олимпиадное задание.
Процесс приготовления вина принципиально почти не изменился с древних времён: после сбора урожая красный или белый виноград давят и из этой массы путём отжимания получают виноградный сок. Потом сок бродит в сосудах, закупоренных особым образом. Когда образовавшееся вино созреет, его фильтруют и разливают по бутылкам. Если вино длительное время стоит открытым (бродильный сосуд неправильно закупорен), вместо вина образуется кислая жидкость. Объясните этот процесс с химической точки зрения.
2. Вы набрали от 17 до 14 баллов – необходимо повторить алгоритм названий органических соединений по систематической номенклатуре с.177 – 178 автор О.С. Габриелян «Химия – 10», М.: Дрофа, 2007 и внимательно изучить химические свойства спиртов, альдегидов, карбоновых кислот с. 69 -70, 82 – 83, 90. Выполнить задание № 5, 8 с.91 О.С. Габриелян «Химия – 10», М.: Дрофа, 2007.
3. Вы набрали мене 14 баллов – необходимо повторить общие формулы основных классов органических соединений, изучить гомологический ряд карбоновых кислот, научиться составлять уравнение химических реакций.
Выполнить задание № 6 с.91 О.С.Габриелян «Химия – 10» базовый уровень, М.: Дрофа, 2007.
Составить таблицу «Применение карбоновых кислот на основе их химических свойств».
УЭ – 1 Приложение №1
Программа – А
1. в,г,е - 1 б
2. Карбоновые кислоты – это органические соединения, молекулы которых содержат карбоксильную группу –СООН, связанную с углеводородным радикалом. - 1 б
3. Н – СООН – муравьиная кислота (метановая) - 1 б
СН3 – СООН – уксусная кислота (этановая)
СН3 – СН2 – СООН – пропионовая кислота (пропановая)
4. б - 1 б
5. а - 1 б
Итого: 5 баллов
Программа – В
1. г - 1 б
2. в - 1 б
3. б, г - 1 б
4. г - 1 б
5. СН3 – СН2 – СН – СООН
│ - 1 б
СН3
СН3 – СН – СН2 - СООН
СН3
Итого: 5 баллов
УЭ - 2 Приложение № 2
№ | Программа - А | Программа - В |
1. | СН3 – СН – СН2 – СООН СН3 3 – метилбутановая кислота | СН3 СН – СН – С =О СН3 СН3 ОН 2,3 – диметилбутановая кислота |
| 2 б |
2. | 2 – метилпропановая кислота СН3 – СН – СООН СН3 | 2,3, 4- трихлорбутановая кислота СН2 – СН – СН – СООН СL CL CL 1-б |
Итого: 3 б |
УЭ – 3 Приложение № 3
А) | С3Н7 СООН С3Н7СОО¯ + Н⁺ | 1 б |
Б) | 2С3Н7 СООН + Mg (С3Н7СОО)2 Mg + Н2 | 1 б |
В) | С3Н7СООН + NaOH C3H7COONa + H2O | 1 б |
Г) | С3Н7СООН + Na2CO3 → C3H7 COO Na + CO2 + Н2О | 1 б |
Д) | Н2SO4 (конц), t О С3Н7СООН + С2Н5ОН С3Н7 – С + Н2О 0 – С2Н5 | 1 б |
Е) | СН3 – СН2 – СН2 – СООН + CL2 CH2 – CH2 – CH2 – COOH + HCL CL | 1 б |
Итого: 6 баллов |
УЭ – 4 Приложение № 4
Программа - А |
hv СН4 + CL2 CН3CL + HCL | 1 б |
2 СН3CL + 2 Na C2H6 + 2 NaCL | 1 б |
hv С2Н6 + СL2 C2H5CL + HCL | 1 б |
Н2О С2H5CL + NaOH C2H5OH + NaCL | 1 б |
бактерии С2Н5ОН + О2 СН3СООН + Н2О | 1 б |
Н2О4 (конц), t СН3 СООН + С2Н5ОН СН3СООС2Н5 + Н2О | 1 б |
Итого: 6 баллов |
Программа - В |
Hg²⁺ O С2Н2 + Н2О CH3 – C H | 1 б |
О t СН3 - С + Ag2 O СН3 – СООН + 2Ag Н (аммиачный раствор) | 1 б |
|
СН3 – СООН + NaOH СН3 СОО Na + Н2О | 1 б |
Н2SO4 (конц), t СН3 – СООН + СН3ОН CH3 – COOCH3 + H2O | 1 б |
СН3 – СООН + CL2 CH2 – COOH + HСL CL | 1 б |
450° 3С2Н2 С6Н6 актив С | 1 б |
Итого: 6 баллов |
Список литературы для учащихся
Габриелян О.С. «Химия -10», базовый уровень. – М.: Дрофа, 2007.
Габриелян О.С. и другие «Химия – 10». – М.: Дрофа, 2003.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях 10 класс. – М.: Дрофа, 2003 – 2005.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия 10 класс. – М.: Дрофа, 2004.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Никитюк А.М., Решетов П.В. Готовимся к единому государственному экзамену. – М.: Дрофа, 2003 – 2005.
Гузей Л.С., Лысова Г.Г., Суровцева Р.П. Химия 11 класс. – М.: Дрофа, 2003 – 2005.
Келина Н.Ю., Безручко Н.В. Химия: тестовый тренажёр – самоучитель для подготовки к сдаче ЕГЭ. Ростов – на – Дону. Феникс, 2008.
Радецкий А.М., Горикова В.Р., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для 10 – 11 классов, М.: Просвещение, 2001.
Список литературы для учителей
Беспалов П.И., Орехов А.В. Модульные технологии обучения химии: теория и практика. – Саранск: Мордов. ГПИ, 2002.
Габриелян О.С. Химия – 10 класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику. – М.: Дрофа, 2003 – 2006.
Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007.
Габриелян О.С. Учебник «Химия – 10» базовый уровень. – М.: Дрофа, 2007.
Габриелян О.С. и другие «Химия – 10». – М.: Дрофа, 2003.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях 10 класс. – М.: Дрофа, 2003 – 2005.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия 10 класс. – М.: Дрофа, 2004.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Никитюк А.М., Решетов П.В. Готовимся к единому государственному экзамену. – М.: Дрофа, 2003 – 2005.
Малюткина Г.И. Многоликая уксусная кислота журнал «Химия в школе» № 1 с.36, 2003.
Попова Л.И. Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры: обобщение и систематизация знаний журнал «Химия в школе» № 4 с.40, 2008.
Котелева О.А. Использование модульной технологии при обобщении знаний журнал «Химия в школе» № 6 с.29, 2007.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. – М.: НИН школьных технологий, 2005.
Сенновский И.Б. Модульная педагогическая технология в школе: анализ условий и результатов освоения. М.: Новая школа, 1995.