СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модульный урок истории в 6-м классе по теме "Владимир Святославович: от язычества к христианству"________________________________________

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самостоятельное,первичное осмысление информации,развитие аналитических умений работать с текстом,находить и различать факты,формировать собственное аргументированное мнение о событии.

Просмотр содержимого документа
«Модульный урок истории в 6-м классе по теме "Владимир Святославович: от язычества к христианству"________________________________________»


Модульный урок истории в 6-м классе по теме "Владимир Святославович: от язычества к христианству

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: модульный урок с использованием информационных технологий.

Цель урока: сформировать образно-пространственное, целостное, системное представление о Крещении Руси, причинах и значимости этого события для дальнейшего развития страны.

Методика проведения:

I. Входной контроль осуществляется в виде творческой викторины (2-3 мин) и даёт возможность логично перейти к изучению нового материала (загадки разработаны автором).

II. Изучение нового материала включает несколько блоков:

1. С целью активизации познавательной деятельности ребят применяется игровая методика, которая позволяет сформулировать основную проблему (мини- сценка «Гости из прошлого»). Эксперты-актёры заранее готовятся к уроку, изучают материал, совместно с учителем разрабатывают сценку.

2. Постановка основной учебно–познавательной задачи происходит в форме сотворчества учителя и учащихся, что повышает заинтересованность ребят (обсуждение 3-5 минут).

3. Самостоятельная работа в группах с текстами (15 мин.).

Цель лабораторной работы заключается в самостоятельном, первичном осмыслении информации, развития аналитических умений работать с текстами, находить и различать факты, формировать собственное аргументированное мнение о событии.

Для оптимизации деятельности применяется технология групповой работы.

Текст «Обращения» получает каждая группа. В ходе работы необходимо найти в представленных источниках контраргументы, либо аргументы, т.е. согласиться с авторами обращения.

Пункты письма распределяются внутри группы – каждый ищет аргументы на определенный пункт, затем идет обсуждение внутри группы и заполнение второй графы таблицы. Учащиеся работают самостоятельно.

В слабом классе, с низкой техникой чтения, учитель может дать каждой группе только один пункт «Обращения» и соответствующий текст к нему.

Учитель в течение работы консультирует учащихся, осуществляет контроль, эксперты помогают учителю в консультации групп.

Группы работают на постоянной основе по принципу внешней дифференциации, то есть выделяют слабые и сильные группы им предоставляется разной сложности источники и документы, эксперты слабым группам оказывают помощь. Внутренний контроль осуществляет сама группа.

4. Ответ «Гостям из прошлого» (выступления групп 2-3 мин.).

Каждая группа представляет свои аргументы по каждому пункту письма. Эксперты теперь выступают вновь в роли «Гостей», активно участвуют в обсуждении: задают вопросы, соглашаются или нет, идет диалог (возможен и мини-диспут).(10 минут).

Цель: показать неоднозначность восприятия события современниками ипотомками, оценить деятельность Владимира Святославовича.

5. Закрепление материала(3 мин.). Презентация (Приложение 2).

Презентация сопровождается комментариями учителя.

Цель: сформировать образно-пространственное, целостное, системное представление о событии.

III. Контроль и самоконтроль.

Контроль осуществляет учитель в форме тестов (Приложение 2).

Самоконтроль (рефлексию) осуществляют учащиеся при помощи графического изображения:

Круг – мне было работать интересно, я все понял.

Квадрат - было интересно работать, но не во всем разобрался.

Треугольник – было неинтересно, понял очень мало.

Проведение модульного урока в среднем звене имеет, на мой взгляд, некоторые особенности: обязательно должен присутствовать игровой момент, необходимо применение наглядных средств и небольших по объему адаптированных текстов. Кроме этого необходимо учитывать, что урок должен быть рассчитан на 1 час учебного времени (45 мин.). Модульный урок способствует максимальному усвоению новых знаний, поэтому позволяет обойтись без традиционного домашнего задания, хотя возможно творческое задание (например, составить вопросы по изученной теме).

Методы:

  • словесный;

  • проблемно – поисковый;

  • рефлексии;

  • эмпатического участия;

  • элементы игровые технологии;

  • диалоговая методика;

  • самостоятельные работы с исторической информацией;

  • персонифицирующий;

  • наглядно–иллюстративный.

Оборудование:

  • раздаточный материал (Приложение 1);

  • Учебник А.А.Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца XVI века»;

  • проектор, экран.

Место урока в системе: Данный урок является ключевым в изучении темы «Русь Древняя».

Формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная;

  • групповая.

Ход урока

I-й этап: повторение материала.

Загадки: О ком идет речь?

1.

Ходил в поход он на Царьград,
Да только сам тому не рад.
Сожжен был «греческим огнем»,
Древлянами был уничтожен он.

(Игорь)

2.

Он смел, был и умен без меры,
Он покорил и вятичей и меря.
«Иду на вы» он обращался к недругу всегда,
При имени его Царьград дрожал тогда.

(Святослав)

3.

Хитра, княгиня оказалась.
Большую дань взять отказалась.
Потребовав с древлян лишь голубей,
Она смогла их воле подчинить своей.

(Ольга)

4.

Сел княжить первым в Киев он,
И покорил Царьград потом.
Вез из полюдья в Киев он товары,
И «Вещим» прозван был недаром.

(Олег)

5.

Его призвали новгородцы, 
Порядок навести в земле словенской.
Сей князь, делами неприметный,
Стал основателем династии навечно.

(Рюрик)

6.

Он начал с наведения порядка на Руси
Железною рукой громил болгар, поляков.
Отправил он из Киева варягов, 
И в веру христианскую он русичей крестил.

(Владимир Святославович)

(Если возникнет трудность с ответом на последнюю загадку, заглядываем в учебник (§ 5)).

II-й этап: изучение нового материала.

Вводное слово учителя, использование презентации. (Приложение 2, Слайд 1).

Итак, давайте вспомним последовательность правления князей династии Рюриковичей. (Приложение 2, Слайд 2).

В 980 году начал править Владимир Святославович, в народе его называли Красное Солнышко. (Приложение 2, Слайд 3)

Он начал свое правление с укрепления страны: завершил объединение восточно-славянских племен, на юге построил сильную оборонительную линию от печенегов, присоединил Перемышль и Червонную Русь (работа с картой).  (Приложение 2, Слайд 4)

Но главным событием правления Владимира Святославовича стало Крещение Руси.

А давайте вспомним, какая вера была до крещения?

Что значит язычество?

В каких богов верили? Почему?

Итак, вера восточных славян была связана с их занятиями и отражала их общинное равенство.

И вот теперь Владимир Святославович решил принять христианство.

Посмотрите, к нам пожаловали гости – делегация Киевлян.

Мини – сценка «Гости из прошлого»:

1-й: Здравствуйте, люди добрые.

2-й: Мы приехали к вам издалека за правдой, за справедливостью!

Мы, Владимира, князя нашего, сильно любим, ласково его называем Красное Солнышко.

Много он пользы земле нашей русской принес: и порядок навел, и от печенегов защитил, и пиры для нас, простых жителей устраивал. Но вот одного мы понять не можем, зачем он нас крестил?

1-й: Мы считаем, что он совершил большую ошибку.

  1. Ведь он скинул нашего бога Перуна в Днепр, и мы его долго оплакивали.

  2. Князь Владимир даже толком не узнал об этой православной вере ничего, а нас всех заставил силой креститься.

  3. Он думал только о себе, о своей власти, а не о нас простых жителях Руси, (купцах, ремесленниках, крестьянах).

  4. Князя Владимира мы называли Красное Солнышко, но после принятия Христианства, он очень изменился. Не знаем хорошо это или плохо.

  5. И главное ничего хорошего ни мы, ни Русь не получили. Вот мы и просим рассудить нас. Или мы неправы?

Ребята, это проблема. Как вы думаете, ребята, можем ли мы помочь киевлянам?

Давайте вместе подумаем, как помочь. Что мы должны сделать?

Итак, нам нужны определенные факты и аргументы, чтобы разобраться в том, кто прав. У вас на столах лежат карточки с текстами.

Давайте поработаем в группах и найдем подтверждение словам киевлян или опровергнем их рассуждения.

Работа в группах.

Каждая группа получает распечатанное «Обращение» киевлян.

Работа с историческими источниками, текстами (Приложение 1).

Эксперты оказывают помощь слабым группам.

Ответ «Гостям из прошлого».

Представление работы групп.

Эксперты-артисты вновь воспроизводят текст «Обращения», останавливаясь на каждом его пункте для обсуждения, каждая группа поочередно представляет свои аргументы или контраргументы.

Закрепление материала (Приложение 2, Слайды 4-43).

III-й этап: контроль и самоконтроль.

Контроль проводится в виде викторины (Приложение 2).


Приложение 1.

Текст 1.

«Повесть временных лет» рассказывает, что 986 г. в Киеве появились представители всех трех перечисленных стран, предлагая Владимиру принять их веру. Ислам был отвергнут князем, поскольку ему показалось чересчур обременительным воздержанием от вина, иудаизм - из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и были рассеяна по всей земле. Отверг князь и предложение перейти в веру, сделанное посланцами папы римского. Проповедь же представителя византийской церкви произвела на него самое благоприятное впечатление. Однако, не довольствуясь этим, Владимир отправил своих послов посмотреть, как поклоняются Богу в разных странах. Вернувшись, те заявили, что мусульманский закон «не добр», что в немецкой церковной службе нет красоты, но зато греческую веру назвали самой лучшей. В греческих храмах, говорили они, красота такая, что нельзя понять - на земле находишься или на небе. Так, по легенде, свершился выбор веры…»

(Л.А.Кацва, А.Л.Юрганов «История России 8-15вв.)


Текст 2.

«…вернувшись в Киев из Херсонеса, Владимир повелел уничтожить языческих идолов «… Статую Перуна привязали к конскому хвосту и сволокли с горы к реке, а потом бросили в воду...» Князь стремился продемонстрировать подданным бессилие языческих богов, их неспособность постоять за себя «…после разгрома языческих капищ Владимир приступил к обращению киевлян в христианство… Пришедшие из Царьграда и Корсуня священники крестили жителей Киева в Днепре…»

(Л.А.Кацва, А.Л.Юрганов «История России 8-15вв.)


Текст 3.

«Владимир повелел опрокинуть идолы. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли они его святого крещения…Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет, кто завтра на реку - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб,- будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря:

«Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там… Владимир был рад, что познал Бога сам и люди его и приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры (идолы). Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых».

(Из «Повести временных лет» о крещении Руси)


Текст 4.

«Владимир не хотел, кажется, принуждать совесть; но взял лучшие, надежнейшие меры для истребления языческих заблуждений: он старался просветить россиян…Великий Князь завел для отроков училища, бывшие первым основаниям народного просвещения в России. Сие благодеяние казалось тогда страшною новостию, и жены знаменитые, у коих неволею брали детей в науку, оплакивали их как мертвых, ибо считали грамоту опасным чародейством».

(Л.А.Кацва, А.Л.Юрганов «История России 8-15вв.)


Текст 5.

«…Владимир после крещения очень сильно изменился. Из сурового и жестокого человека он превратился в мягкого и доброго. По приказу князя бедным людям стали раздавать бесплатную пищу и одежду. До принятия христианства Владимир имел несколько жен, но, с принцессой Анной, стал примерным семьянином. Владимир начал строительство на Руси церквей. Он пригласил из Византии образованное духовенство, открыл церковные школы, зачастую силой заставляя родителей посылать в них сыновей»

(По свидетельствам летописей)



Текст 6.

«…Главное право его на вечную славу и благодарность потомства состоит, конечно, в том, что он поставил Россиян на путь истинной Веры, но имя Великого принадлежит ему и за дела государственные. Сей Князь, похитив Единовластие, благоразумным и счастливым для народа правлением загладил вину свою, выслав мятежных Варягов из России, употребил лучших из них в её пользу, смирил бунты своих данников, отражал набеги своих соседов…расширил пределы Государства на Западе; мужеством дружины своей утвердил венец на слабой главе Восточных Императоров; старался просветить Россию: населил пустыни, основал новые города; любил советоваться с мудрыми Боярами о полезных уставах земских; завел училища и призывал из Греции не только Иереев, но и художников…многие люди крестились, рассуждая без сомнения так же, как и граждане Киевские; другие, привязанные к Закону древнему, отвергали, ибо язычество господствовало в некоторых странах России до самого 12 века».

(Н.М. Карамзин «История государства Российского»)


Текст 7.

«Летопись рассказывает, когда Добрыня и другой воевода Владимира, Путята, явились в Новгород, собираясь крестить его жителей, те встретили их с оружием в руках, заявляя: «лучше нам помрети, неже наша дати на поругание». Заставить опорных язычников покориться удалось лишь, когда киевская рать подожгла несколько домов, грозя превратить весь деревянный город в огромный костер. Новгородцы запросили мира. После этого Добрыня сокрушил языческих идолов и заставил их приверженцев креститься в Волхове. Сопротивлявшихся волокли к реке силой. Память о насильственном крещении Новгородцев сохранились в поговорке: «Путята крести мечем, а Добрыня огнём»…»

(Л.А.Кацва, А.Л.Юрганов «История России 8-15вв.)


Текст 8.

«Значение перехода к христианству было огромно и проявлялось во всем- от повседневного пищевого рациона и приемов земледелия до международного положения страны.

Требуя многодневных постов, христианство заставляло есть больше овощей, а, следовательно - совершенствовать огородничество. Многие овощи известны-то на Руси стали благодаря византийцам. Не случайно лучшими огородниками были монахи. Принятие христианства повлияло на развитие ремесла. Приемы кладки стен и возведения куполов, камнерезного дела, а также мозаика, которые использовались при возведении и украшении церквей, были греками переданы русским мастерам».

(Л.А.Кацва, А.Л.Юрганов «История России 8-15вв.)


Текст 9.

«Каменное зодчество, иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству... Сразу после крещения Русь получила письменность на славянском языке, что способствовало распространению грамотности. В 11в. на Руси стали появляться первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания…Принятие христианства вело к значительному смягчению царивших на Руси нравов. Церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, ритуальные убийства жен и рабов на тризнах, упорно боролись против работорговли.

Христианство способствовало укреплению княжеской власти. Духовенство внушало населению и самим князьям, что на престол их сажает сам Бог… Наконец, принятие христианства коренным образом изменило международное положение Киевской Руси.

Вне христианства невозможно представить себе и объединение различных восточнославянских племен в единый русский народ. До принятия христианства человек осознал себя древлянином, тиверцем, кривичем. Став христианином, православным, он ощутил себя русским…»

(Л.А.Кацва, А.Л.Юрганов «История России 8-15вв.)



0



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!