СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модульный подход к разработке содержания музыкального образования обучающихся в начальной школе

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются принципы и особенности реализации модульного подхода к разработке содержания предмета «Музыка» в условиях начального общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Модульный подход к разработке содержания музыкального образования обучающихся в начальной школе»

УДК 372.878


МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СОДЕРЖАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Никулина К. А.,

Курский государственный университет,

Средняя общеобразовательная школа № 62 г. Курска

п. Шерекинский Льговского р-на Курской обл., Россия


Науч. руководитель – Рудзик М. Ф.,

Курский государственный университет,

г. Курск, Россия



Аннотация. В статье рассматриваются принципы и особенности реализации модульного подхода к разработке содержания предмета «Музыка» в условиях начального общего образования.

Ключевые слова: модульный подход; технология модульного обучения, начальное общее образование, содержание предмета «Музыка».

Abstract. The article discusses the principles and features of the implementation of a modular approach to the development of the content of the subject "Music" in primary general education.

Key words: the modular approach; the technology of modular education, primary general education, the content of the subject "Music".



Одной из главных образовательных задач современного школьного педагога-музыканта является развитие интереса обучающихся к познанию и творчеству, поскольку в учебном процессе они побуждают школьников к сознательному и деятельно-практическому освоению содержания музыкального образования. В связи с этим музыкально-образовательное пространство школьных уроков музыки требует поиска новых эффективных технологий преподавания предмета, позволяющих достичь более высоких образовательных результатов. Каждая конкретная технология имеет определенную функцию, структуру, свои признаки и определения, характерные только для неё. Так, одним из инструментов развития у детей интереса к музыке и музыкально-творческой деятельности выступает технология модульного обучения (он же – модульный подход, принцип разработки предметного содержания).

«Идеи модульного обучения берут начало в трудах Б. Ф. Скинера и получают теоретическое обоснование и развитие в работах зарубежных ученых Дж. Расселла, Б. и М. Гольдшмид, К. Курха, Г. Оуeнса» [Уколова]. «Интерес исследователей к модульному обучению обусловливается стремлением к достижению разнообразных целей. Одни (Б. и М. Гольдшмид, Дж. Расселл) стремились позволить обучающемуся работать в удобном темпе, избирать подходящий для конкретной личности способ учения; вторые (Дж. Клингстед, С. Курх) – помочь обучающимся определить свои сильные и слабые стороны, дать возможность тренироваться самим, используя корректирующие модули; третьи (В. М. Гареев, Е. М. Дурко, С. И. Куликов, Г. Оуенс) – интегрировать различные методы и формы обучения; четвертые (В. Б. Закорюкин, В. И. Панченко) – гибко строить содержание обучения из сформированных единиц учебного материала; пятые (И. Прокопенко, М. А. Чошанов, П. А. Юцявичене) – систематизировать знания и умения по учебной дисциплине» [Савчук].

В нашу страну модульное обучение проникло в конце 80-х годов, благодаря трудам исследователя П. А. Юцявичене и ее учеников. Они видели цель модульного обучения в создании наиболее благоприятных условий развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, его приспособления к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе.

«Модульное обучение, впитав динамику развития современных дидактических теорий, синтезировало в себе их особенности, что позволило более удачно сочетать различные подходы к отбору содержания, его представлению и способам организации учебного процесса. Это свидетельствует о преемственности модульного обучения по отношению к другим теориям и концепциям обучения» [Юцявичене].

Модульный принцип структурирования предметного содержания, включает в себя целую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей. «Данный инструмент проектирования гибких образовательных программ позволяет решить определенный круг задач и проблем, связанных с достижениями личностного развития учащихся, учебным планом и содержанием рабочих программ, учебно-методическими материалами, системой оценки и аттестации обучающихся» [Концепция преподавания ПОИ, с. 12].

Сущность модульного подхода к реализации учебных дисциплин состоит в том, что их изучение происходит более или менее самостоятельно в соответствии с учебным планом, содержащим в себе целевой блок направленных действий на освоение выбранного материала, банк необходимой информации (теоретическая сущность) и методические указания по достижению необходимых дидактических целей.

Теоретический анализ модульного обучения позволил выделить следующие его особенности:

- модульное обучение обеспечивает обязательную проработку каждого компонента дидактической системы и наглядное их представление в модульной программе и самих модулях;

- модульное обучение предполагает четкую структуризацию содержания обучения, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение учебного процесса методическим материалом и системой оценки и контроля усвоения знаний, позволяющей корректировать процесс обучения;

- модульное обучение предусматривает вариативность обучения, адаптацию учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся [Модульное].

Такому пониманию способствуют сходные научные идеи многих ученых, которые заключаются в следующем:

1. Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий ученика, причем, не эпизодических, а системных. Поэтому, разрабатывая задания, педагог ориентирует ребёнка на цель учебной деятельности, мотивирует ее принятие, определяет систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивая таким образом самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.

2. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если ученик выполняет задание с дозированной помощью педагога, он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т. е. один цикл завершается, ученик переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне. В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи ученику.

3. В основе модульной технологии находится программированное обучение. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность ученика, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль – все эти черты программированного подхода присущи технологии модульного обучения.

4. Интенсивный характер модульной технологии требует оптимизации процесса обучения, т. е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств [Педагогические].

Многолетняя линейная традиция изучения содержания предмета «Музыка» в общеобразовательных организациях, включающая методологические подходы, учебно-методические материалы, научно-педагогические школы и общеобразовательные практики, накопила большой потенциал для развития современной системы общего музыкального образования. Данное развитие предполагает разрешение ряда актуальных педагогических проблем, в том числе содержательного и методического характера.

Обновленный в 2021 году ФГОС НОО определил направленность ряда преобразований в системе преподавания предмета «Музыка» [Об утверждении]. Важнейшим из них стал переход к модульному проектированию и реализации предметного содержания. В Федеральной рабочей программе НОО (Музыка для 1-4 классов ООО) выделяется восемь тематических линий (модулей), осваиваемых обучающимися в течение 4-х лет обучения [Федеральная, с. 5-6]:

инвариантные:

Модуль № 1 «Народная музыка России»,

Модуль № 2 «Классическая музыка»,

Модуль № 3 «Музыка в жизни человека»,

вариативные:

Модуль № 4 «Музыка народов мира»,

Модуль № 5 «Духовная музыка»,

Модуль № 6 «Музыка театра и кино»,

Модуль № 7 «Современная музыкальная культура»,

Модуль № 8 «Музыкальная грамота».

Организация музыкально-образовательного процесса в рамках названных модулей предоставляет большие возможности для развития ученика как субъекта учебной деятельности за счет планомерной учебной работы, самообразования и саморазвития. 

Для успешной реализации модульного принципа разработки содержания предмета «Музыка» в начальной школе следует осуществлять его комплексно, с опорой на нормативно-правовую базу, ФГОС, ФРП и рекомендации Министерства просвещения, учебно-методические комплексы, созданные с учётом модульной технологии проектирования музыкально-образовательного процесса, а также включать в содержание предмета региональный компонент. Особое значение сегодня приобретают модульные программы разного уровня сложности, связанные с компьютеризацией музыкального образования. В них присутствует сочетание традиционных форм и методов общего музыкального образования с новыми способами компьютеризированного обучения.

Модульное проектирование содержания и процесса музыкального обучения младших школьников – это очень сложная методическая работа. В ходе ее выполнения педагог определяет цель и задачи, продолжительность изучения модуля, подбирает учебный теоретический и музыкальный материал, продумывает последовательность изучения этого материала и мотивацию учения, способы учебной деятельности, прогнозирует результаты освоения модулей обучающимися, формы контроля и критерии оценки, рекомендации ученикам.

При разработке предметного содержания учитель разбивает учебный материал на блоки (модули), составляет модульную программу, конструирует модульные уроки. Наряду с модульной организацией системы учебных занятий в рамках аудиторной работы педагогу необходимо уделять должное внимание организации самостоятельной деятельности учащихся по освоению модулей. Для этого в продолжение занятий он осуществляет контроль результатов образовательного процесса, индивидуальную коррекцию недостатков, оказывает консультационную и наставническую помощь обучающимся с целью достижения более высоких образовательных результатов. 

Проектирование учебно-тематических планов в контексте модульного подхода требует наполнения каждой темы урока, подчиненного изучению определенного модуля, вариативным информационным и музыкальным материалом, различными по уровню сложности заданиями, видами творческой работы и образовательными ресурсами, позволяющими гибко реализовывать предметное содержание с учетом уровня общего и музыкального развития обучающихся конкретного класса и возраста, образовательных условий, потребностей и запросов обучающихся, их музыкального и жизненного опыта, реализуемой учителем концепции преподавания предмета «Музыка» в начальной школе, обеспечивая таким образом педагогическую целесообразность и эффективность достижения планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС ОО.

Примером тому может послужить развернутое тематическое планирование уроков музыки в 1-м классе, разработанное в 2022-23 учебном году инициативной группой педагогов-музыкантов г. Курска на этапе внедрения новой Федеральной рабочей программы по предмету «Музыка» для начальной общеобразовательной школы. Планирование включает в себя необходимую для проведения уроков музыки вариативную информацию (см. Таблицу 1), позволяющую избирательно оперировать ею при реализации оригинальных сценариев учебных занятий, обусловленных теми или иными факторами. Приведем небольшую выдержку из названной разработки [Пед. инициатива, с. 81]:

Таблица 1


Выдержка из вариативного планирования уроков музыки в 1 классе


ур.

Модуль

Тема урока

Музыкальный репертуар

и виды деятельности

Электронные образовательные ресурсы

Раздел 1 «Музыка вокруг нас» (16 часов)

1 четверть

1

М3

И муза вечная со мной.

Хоровод муз.

Г. Гладков «Песня друзей» (исполнение в ансамбле с учителем)

А. Филиппенко «Веселый музыкант» (танцевальная импровизация, имитация игры на музыкальных инструментах)

В. Герчик, сл. Н. Френкель «Нотный хоровод» (прослушивание, обсуждение)

Р. н. п. «Во поле береза стояла» (слушание, сравнительный анализ, движение под музыку)

Б. Савельев «Из чего наш мир состоит?» (разучивание и исполнение)

В. Шаинский «Чему учат в школе» (слушание и участие в исполнении)

Звуки шумовые и музыкальные (восприятие, сравнение, экспериментирование)

Будем веселиться (физминутка)

Л. Мельникова «Школьники» (пение в ансамбле с учителем)

Муз. А. Ермолова, сл. В. Борисова «Теперь мы первоклашки» (слушание, разучивание, пластическое интонирование)

Д. Кабалевский «Песня о школе» (пение, дирижирование)

Урок музыки «И музыка вечная со мной» (+ презентация)

https://www.youtube.com/watch?v=lE4X0m-8MYM

«Хоровод муз» (портал Инфоурок)

Уроки тетушки Совы. Сентябрь http://vk.com/video-59439816_456239221

Г. Гладков «Песня друзей» https://cloud.mail.ru/public/EiJJ/5wyeuZS2E

https://cloud.mail.ru/public/4cem/HsrnCmx1A

А. Филиппенко «Веселый музыкант» https://cloud.mail.ru/public/DYXS/fbPhebar2

В. Герчик, сл. Н. Френкель «Нотный хоровод» https://www.sites.google.com/site/muz050116/ucenikam-1/1-klass/pesni-dla-1-klassa/notnyj-horovod

Ансамбль «Березка». Девичий хоровод (YouTube)

Б. Савельев «Из чего наш мир состоит?» http://moinoty.net/dlya-detskogo-xora/muzyka-b-saveleva-iz-chego-nash-mir-sostoit.html

Физминутка http://vk.com/video-193787462_456239830

Л. Мельникова «Школьники» https://cloud.mail.ru/public/MQ4p/jfGd7HtYd и

https://cloud.mail.ru/public/pcEY/qhYPZ298F

Уроки с применением модульной технологии подразумевают не только вариативность используемого содержания, но и касаются организации взаимодействия участников образовательного процесса. Они проходят в форме полилога, когда учитель выстраивает свои вопросы таким образом, что поиск ответов приводит детей к размышлениям, своего рода открытиям и самостоятельным выводам по изучаемой теме. В этом случае ученики становятся активным субъектами образовательной деятельности. Учитель же выступает в роли проводника-наставника, от него зависит нахождение различных возможных решений, познавательных и практических задач, создание творческой атмосферы, в которой ученики получают не готовые знания, а приобретают их в процессе самостоятельной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации. Для эффективного внедрения технологии модульного обучения также важно повышение мотивации ученика.

С учетом выше сказанного, можно резюмировать, что реализация модульного подхода в процессе общего музыкального образования младших школьников станет более успешной при условии, если будет осуществляться комплексно, с опорой на нормативно-правовую базу, ФГОС и ФРП НОО, рекомендации Министерства просвещения, учебно-методические комплексы, разработанные с учётом модульной технологии проектирования музыкально-образовательного процесса, а также при включении в содержание предмета вариативных элементов (в том числе – регионального компонента).

Литература:

  1. Модульное обучение: учебные материалы. URL: https://works.doklad.ru/view/xcdDKP81jcw.html (дата обращения: 01.12.2023).

  2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Пр. Минпросвещения России от 31 мая 2021 года № 286). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 01.12.2023).

  3. Педагогическая инициатива учителя как фактор развития теории и практики общего музыкального образования: сб. науч.-методич. материалов / гл. редактор М. Ф. Рудзик. Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2023. 151 c.

  4. Педагогические технологии: исходные научные идеи. URL: https://studme.org/216272/pedagogika/ishodnye_nauchnye_idei (дата обращения: 01.12.2023).

  5. Савчук В. И. Методика модульного обучения при изучении профессионального модуля. URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018000140?ysclid=lq01t95pyi305895762 (дата обращения: 01.12.2023).

  6. Уколова О. А. Технология модульного обучения как одно из средств развития музыкально-исполнительской техники одаренных детей в классе фортепиано. URL: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-tehnologiya-modulnogo-obucheniya-kak-odno-iz-sredstv-razvitiya-muzikalnoispolnitelskoy-tehniki-odaryon-1287332.html (дата обращения: 01.12.2023).

  7. Федеральная рабочая программа начального общего образования. Музыка (ля 1-4 классов общеобраз. организаций. М.: ИСРО, 2023. 113 с.

  8. Юцявичене П. А. Принципы модульного обучения / Советская педагогика. 1990. № 1. С. 55-60.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!