СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модульно-компетентностный подход к обучению

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о внедрении модульно-компетентностного подхода к обучению

Просмотр содержимого документа
«Модульно-компетентностный подход к обучению»

Модульно-компетентностный подход к обучению


В Послании Президента Республики Казахстан – Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана особо отмечено, что знания и профессиональные навыки – ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире поголовной грамотности уже недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к работе на самом передовом оборудовании и самом современном производстве»[1].

В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы особое внимание уделено обновлению структуры и содержания технического и профессионального образования: упорядочить структуру подготовки кадров, обновить государственные общеобязательные стандарты ТиПО, образовательные программы, разработать модульные программы для получения нескольких квалификаций, создать банк данных модульных программ[2]. Модернизация образования – это подготовка и выпуск конкурентоспособных специалистов, наиболее востребованных на рынке труда.

Подготовка квалифицированных, активных и востребованных специалистов требует инновационного подхода в обучении и внедрения новых технологий обучения, способных сделать образование гибким, комбинированным, гарантирующим развитие у студентов творческого мышления и направленных на активизацию и повышение качества обучения. Для решения данного вопроса колледж переходит на обучение по специальностям по модульным образовательным программам, разработанным на компетентностной основе. Образовательные программы ориентированы на результаты обучения, обеспечивают личную и профессиональную социализацию обучающегося в процессе обучения. Модульное обучение интегрирует в себе многие прогрессивные идеи, накопленные в педагогической теории и практике.

Традиционные формы обучения в системе технического и профессионального образования основаны на тщательно отобранных дисциплинах, определенном количестве часов по предмету, тогда как обучение, основанное на компетенциях – направлено на конечный результат, т.е. на результаты обучения, повышающие конкурентоспособность, востребованность и трудоустройство выпускников на рынке труда[3].

Обучение по модульно - компетентностному подходу в КГУ «Агротехнический колледж №3, село Красный Яр, город Кокшетау» ведется по специальностям «Организация питания», «Фермерское хозяйство» (по профилю), «Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники». Разработка и реализация модульных образовательных программ предполагает наличие постоянной обратной связи с требованиями работодателей к умениям и знаниям работников, что обеспечивает качество подготовки будущих специалистов. Для успешной разработки модульных программ необходима творческая группа, причем её должны составлять профессионалы не только от образования, но и от производства. В то же время при разработке модульных программ у преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения возникало много вопросов, таких как: Каким образом распределять количество часов выделяемых на дисциплину? Каков должен быть объем модулей? Возможно ли чередование модулей? В связи со спецификой учебного заведения и по запросам работодателей и социальных партнеров возник вопрос об участии студентов в осенне –весенних полевых работах.

Введение модульного принципа построения учебных программ позволит колледжу гибко строить образовательный процесс и, тем самым своевременно и точно учитывать изменения рынка труда и потребности обучающихся. В связи с этим для разработки модульных образовательных программ мы изучили запросы рынка труда, укрепили сотрудничество с работодателями и социальными партнерами. Каждый модуль образовательной программы ориентирован на достижение определённого результата обучения, то есть компетентности. Все дисциплины, входящие в модуль, строятся по принципу содержательного единства. Модульная образовательная программа, основанная на компетенциях, имеет цель формирования высококвалифицированного специалиста, способного адаптироваться к изменяющейся ситуации в сфере труда, с одной стороны, и продолжать профессиональный рост и образование – с другой. Данный подход к обучению позволяет создать успешного обучающегося, который может и должен сам управлять своим обучением, решать профессиональные задачи по специальности, демонстрировать глубокое понимание особенностей выбранной профессии, это приучает его брать ответственность за собственное обучение, а в дальнейшем – за собственный профессиональный рост и карьеру. Модульные программы позволяют выпускнику приобрести три квалификации по одной специальности, что расширит его возможности трудоустройства. Таким образом, потребитель будет удовлетворен образованием и сможет совершенствовать полученные навыки в течение жизни, реагируя на изменения на рынке труда.

Специалисты, обученные по программам, созданным по модульной технологии, будут владеть не только знаниями, но и навыками выбранной профессии, способностями к быстрому принятию решений, выполнению услуг и производственных работ. Одним из основных преимуществ технологии модульного обучения является активизация учебной деятельности студентов.  Для повышения практических навыков студентов в колледже оборудованы лаборатории и мастерские, ведется совместная работа с социальными партнерами: проведение уроков практическими работниками, бинарные уроки и мастер-классы, повышение квалификации в учебных центрах.

Одной из главных задач администрации колледжа является повышение качества преподавательского состава, увеличение числа магистров, обучение педагогов. В настоящее время 106 инженерно-педагогических работников колледжа за последние 3 года прошли курсы повышения квалификации разных уровней. Из них 29 преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения прошли курсы НАО «Холдинг «Кәсіпқор» по теме: «Реализация образовательных программ технического и профессионального образования, разработанных на основе модульно-компетентностного подхода», 10 преподавателей специальных дисциплин прошли курсы по теме: «Методика CLIL (КЛИЛ):предметно-языковое интегрированное обучение в процессе преподавания специальных дисциплин на английском языке» и приступили к поэтапному внедрению элементов данной методики по преподаваемым дисциплинам. Для успешного внедрения модульных программ преподавателям нужно не только работать с запланированным материалом, но и осваивать новшевства, повышать профессиональную мобильность, нужно обладать техническим мышлением, обладать способностью переходить от одного вида деятельности к другому в соответствии с требованиями времени и быстро меняющимися условиями производства[4]. С целью повышения качества предоставляемых образовательных услуг, совершенствования педагогического процесса инженерно-педагогические работники колледжа ежегодно участвуют в конкурсах профессионального мастерства, в ежегодном конкурсе «Үздік педагог», в Международной Ярмарке педагогических инноваций в образовании и системе повышения квалификации. Ежегодно преподаватели, мастера производственного обучения и студенты колледжа участвуют в конкурсе «Агрофорум молодых», организатором которого является ОО «Союз детских общественных организаций «Жулдыз», в чемпионате WorldSkills. ИПР колледжа разрабатывают учебную, программную и методическую документации, работают над созданием учебно–методических пособий, цифровых образовательных ресурсов и контентов, принимают активное участие в конкурсах, семинарах, мастер–классах, научно–практических конференциях различного уровня. В колледже созданы все условия для роста профессионального мастерства педагогов.

Внедрение новых подходов к обучению, основанных на компетенциях, улучшение материально-технической базы, изменение роли преподавателя – качественно ускоряет развитие «Агротехнического колледжа» №3, села Красный Яр. Это в свою очередь способствует росту привлекательности колледжа для абитуриентов, повышению эффективности обучения, получению обучающимися качественных знаний и компетенций, закреплению практических умений и навыков.

Литература


  1. Послание Президента РК Лидера Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан -2050». Новый политический курс состоявшегося государства. -14.12.2013г.

  2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, утвержденная Указом Президента РК №1118 от 07.12.2010.

  3. Модульный подход к изучению дисциплин в организациях технического и профессионального образования, Альмагамбетова А.Е., Журнал «Техническое и профессиональное образование», №1, 2015г.

  4. Институциональное развитие – стержень модернизации ТиПО, Кужимов М.Т., Журнал «Техническое и профессиональное образование», №1, 2015г.

  5. Инструктивно-методические рекомендации по организации учебного процесса в учебных заведениях технического и профессионального, послесреднего образования к началу 2019-2020 учебного года, 26.08.2019-ғы № 3-13-2-1/2969-И













ТУПы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!